Открытый урок литературы в 5 классе на тему: «Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы».
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
- Учебный предмет: литература
- Класс: 5а
- Автор УМК: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина
- Тема урока: Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы.
- Тип урока: закрепление изученного материала (анализ лирических произведений, род – лирика)
- Ресурсы: презентация к уроку, аудиозапись чтения стихов Есенина профессиональными актёрами, изображение берёзы, карточки с заданиями (см. Приложение), памятки, портрет Есенина, стихотворения поэта.
- Цель урока: формирование представления о понятии «образ родины», выражение «образа» в языковых средствах.
- Задачи урока:
- Познакомить детей со стихотворениями «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями».
- Обратиться к биографии великого русского поэта С.А.Есенина.
- Работать над пополнением словарного запаса учащихся.
- Закрепление работы по анализу лирического произведения.
- Обратиться с поэтическому наследию о нашем родном городе Новодвинске.
- Развивать воображение, мышление детей.
- Предполагаемый результат:
- Предметные: знать поэтическое наследие С.Есенина о родине и родной природе, развивать слух ,речь и внимание учащихся, формировать представление учащихся о художественном мире, содержащемся в каждом лирическом творении.
- Метапредметные:
Познавательные УУД: Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке, строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями, участвовать в диалоге при анализе произведения, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.
Коммуникативные УУД: умение строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.
- Личностные: Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lirika_esenina.doc | 132.5 КБ |
otkrytyy_urok.ppt | 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературы в 5 классе на тему: «Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы».
Цель урока: формирование представления о понятии «образ родины», выражение «образа» в языковых средствах.
Задачи:
- Познакомить детей со стихотворениями «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями».
- Обратиться к биографии великого русского поэта С.А.Есенина.
- Работать над пополнением словарного запаса учащихся.
- Закрепление работы по анализу лирического произведения.
- Обратиться с поэтическому наследию о нашем родном городе Новодвинске.
- Развивать воображение, мышление детей.
Оборудование: презентация к уроку, аудиозапись чтения стихов Есенина профессиональными актёрами, изображение берёзы, карточки с заданиями (см. Приложение), памятки, портрет Есенина, стихотворения поэта.
Ход урока:
- Оргмомент. Интрига. На доске записана тема, но доска пока закрыта.
Слайд 1. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, почему — вы сейчас поймете. В руках у меня небольшая берёзка, посмотрите на неё внимательно. Вот она. Посмотрите на неё внимательно и подумайте: а символом чего является берёза и о творчестве какого поэта мы сегодня будем говорить?
Слайд 2. Абсолютно верно, о творчестве Сергея Есенина (показываем портрет и обращаем внимание на стол с предметами, связанными с личностью поэта, объясняем значение каждого из этих предметов).
Слайд 3. Тема.
Слайд 4. Цель Слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы с вами поговорим о личности и творчестве одного из самых замечательных и любимых читателями поэтов 20 века, певца природы и родной земли, Сергея Есенина. Тема родины во все времена вдохновляла писателей, поэтов, художников, потому что главное в жизни каждого человека — семья, а воспоминания о родном крае всегда наполняют сердце самыми трогательными чувствами. Не исключением стал и Сергей Александрович Есенин.
Слайд 5. Эпиграфом к уроку будут слова самого поэта: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».
Работа в тетради.
Учитель: «Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите сегодняшнее число, тему урока и эпиграф к нему».
- Слайд 6. Словарная работа.
Прежде чем перейти к изучению новой темы, мы проведём небольшую исследовательскую работу. Дома вам необходимо было при помощи словаря дать толкование слову родина, а также подобрать однокоренные слова.
Сейчас, пожалуйста, поделитесь своими наблюдениями.
Ответы учащихся.
- Работа в парах. Работа с карточками.
Учитель: «Ребята, молодцы! Хорошо поработали дома! Теперь я предлагаю вам объединиться в пары и попытаться подобрать 5 ассоциаций к слову родина, то есть придумать такие слова, которые сразу же приходят на ум после того, как вы слышите это слово. Ответ необходимо вписать в карточки, которые я вам сейчас раздам».
Итак, какие ассоциации у вас возникли?
Ответы учащихся.
- Переход к изучению новой темы. Введение в тему.
Слайд 7
Учитель: «Вот видите, ребята, какие замечательные чувства пробуждает в нашем сердце слово родина! Многим из вас сразу же вспомнились родной город, близкие и любимые люди, самые тёплые моменты жизни...слайд 8. После того, как мы настроились на лирический лад, я предлагаю вам перенестись на столетие назад, в прекрасные места на Рязанской земле... Там течёт величественная река Ока. Мы поднимаемся на самый высокий её берег, так высоко, что кажется, небо совсем блико, и вот-вот можно дотронуться рукой до облаков. Здесь такая красивая природа, что замирает сердце: нежные озера с белыми лилиями, зеленые луга, пахнущие весенними травами... А совсем рядом с этими местами можно увидеть слайд 9. село Константиново, небольшое, но согретое теплом и добротой местных жителей. Именно здесь и родился будущий поэт Сергей Есенин – в деревне, где из окон бревенчатой избы были видны заливные луга без конца и края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо. Его окружали духовные стихи, народные песни и сказки. Вот истоки его таланта. Не удивительно, что он очень рано стал писать. В плавных ритмах песенного стиха звучат естественные, как бы из живой речи взятые слова. С некоторыми его стихотворениями вы уже познакомились в начальной школе».
Слайд 10. Дома вы должны были прочитать статью учебника о поэте. Вспомните её и постарайтесь ответить на вопрос: каким человеком был Сергей Есенин? Какие качества характера были ему присущи?
Беседа с учащимися.
Молодцы, ребята! Как хорошо, что вы увидели самые главные грани этой творческой натуры!
- Переход к анализу стихотворений.
А теперь мы с вами обратимся к одним из главных стихотворений поэта - «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями».
Слайд 11. А. «Я покинул родимый дом...»
Для того, чтобы проникнуться атмосферой этого стихотворения, мы сейчас послушаем художественное чтение в исполнении Сергея Безрукова, которому творчество Есенина оказалось особенно близким, этот актер даже исполнил роль поэта в одноимённом фильме.
Слайд 12. Звучит художественное исполнение стихотворения.
- Вам понравилось стихотворение?
- Каким настроением оно проникнуто?(грусть, разлука)
- Какие образы природы видит поэт, покинувший дом? Что вас удивило в этих образах?
(неживая природа как живая)
- Как называется этот прием?(олицетворение)
- Подчеркните олицетворения. Назовите их.
Березняк теплит
Луна распласталась
Петь пурге
Стережет клен
Клен на меня похож
Учитель: «Одушевленность природы – одна из главных черт поэтического мира Есенина. Для Есенина природа - это вечный источник красоты и гармонии мира. Когда ему становилось трудно, он уходил на реку, в лес. Природа вдохновляла его, стихи помогали жить.»
Слайд 13. Б. «Низкий дом с голубыми ставнями»
Прослушивание художественного исполнения.
- Ребята, какое слово непонятно?
Выть – участок земли.
- Какие картины увидел поэт, думая о доме? Обсуди в парах и подчеркни.
Дом, поле, луга, серенькие небеса, седые журавли, березы, кривой ракитник.
Определите размер стихотворения. Как размер и рифма влияют на общее настроение стихотворения? Как тропы помогают в анализе стихотворения?
Слайд 14. 6. Итог. Вывод по анализу стихотворений.
Образ дома присутствует и в одном стихотворении, и в другом. Дом в лирике Есенина – это Родина, родная природа, семейный очаг, согретый материнской любовью. Каждый в мире странник. Пройдет, зайдет и вновь заглянет в дом… Дом – весь мир, земная жизнь, вечная природа.
Слайд 15. Как объясняет поэт свою непроходящую любовь к Родине? Подтвердите свой ответ цитатой из текста стихотворения.
… Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души...
Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
Эти слова подтверждают наш эпиграф:
Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родины – основное в моём творчестве.
- Домашнее задание.
Дома вам необходимо будет выучить то стихотворение, которое наиболее понравилось.
- Вывод по уроку:
Учитель: «Ребята, в ходе нашего сегодняшнего занятия мы убедились, что тема родины является одной из главных в поэзии Сергея Есенина, а для каждого из нас родина — это то, что наиболее близко и мило душе. Не исключение тому и жители нашего города, а поэтому в завершение нашей беседы мне хотелось бы прочитать вам строчки из стихотворений новодвинской поэтессы Наталии Пономаревой:
Слайд 16. Родному городу посвящается
- Купола золотые в синем мартовском небе
- Отражают не щедрого солнца лучи,
- Город ждет - возвращайся, ведь где бы ты ни был,
- Только дома и стены умеют лечить...
Слайд 17. Мой крохотный город Я не понимаю, и даже понять не пытаюсь, За что я люблю этот крохотный серый город, Зачем я в него /до сих пор!!!/ всей душою цепляюсь, И чем же он мне /до сих пор!!!/, не пойму, так дорог… Зачем я в него прорастаю корнями все глубже, И чем мне так дорого именно ЭТО небо – Беззвездное, низкое, как отражение лужи – А тянет к себе – отовсюду, где ты бы не был… Здесь могут быть дни – словно самые черные ночи, А в белую ночь – никому никогда не спится, Все бросить, уехать, забыть, разлюбить бы – нет мОчи: Мой крохотный город мне будет упрямо сниться… | Февральское солнце В душе все как будто сцарапано кошками: Ни света, ни солнца, ни гомона птиц, А я – очень вкусными хлебными крошками Кормлю /на окно прилетевших/ синиц… И пусть всем известно – морозы не вечные, И скоро закончится лютый февраль, Но в зимнюю стужу – ч а с ы бесконечные, Часы! Кто там думает про календарь? И только вот-вот – все метелило, вьюжило, Как в воздухе резко запахло теплом, А это синиц желтопузых не дружная, Но бойкая стайка сидит за окном, И будто светлеет от щебета птичьего, От их перебранок за лучший кусок, И солнце /такого же цвета – синичьего/ Заходит ко мне погостить на часок… |
Слайд 19. Осень в Новодвинске Погода моросная, влажно… А я – гуляю не спеша: Иду-бреду, куда – не важно, Опавшим золотом шурша… И мне нисколько не обидно Гулять по городу одной: Работы – берега не видно, А вот сегодня – выходной! Намыт до блеска город серый – Вчерашний постарался дождь, И листьев налепил на стены Для красоты… И ну и что ж, Что эта красота не вечна – Дождю-художнику не лень Перерисовывать беспечно Свои шедевры каждый день. | Слайд 20. Мой город в пухе тополином Мой город в пухе тополином Весь утопает, как в снегу, Он не старинный, не былинный, Но без него я не могу: Я с ним давно срослась корнями – С кривыми змейками дорог, И с тополями, с тополями, Что ради нас глотают смог, И, выглянув в окошко утром, Не так-то сразу разберешь – Там летом снег идет как будто, Иль белый тополиный дождь. Ему не писаны законы, Он падает не только вниз – Летает пух куда угодно, Пока играет летний бриз. И босоножками в июне Шагаю я по февралю, И крохотный свой город юный Люблю-люблю-люблю-люблю… |
слайд 21. Обратная связь . Как вы можете выразить любовь к Родине, родной природе?
Учащиеся высказывают свои варианты. Например, сочинить стихотворение, написать сочинение о любви к отчему краю, нарисовать любимый уголок родной природы и т.д.
Слайд 22. Учитель: «В завершение нашей беседы я предлагаю вам, ребята, составить свое стихотворение о родине – синквейн.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Приложение.
Карточка с заданием.
- Запишите слово родина. Подберите и запишите однокоренные слова. _____________________________________________________________________________
Подчеркните слова-ассоциации к слову родина.
Мама, забота, грусть, чистота, зима, семья, берёза, радость, дождь, кошка, хлеб, журавль, уют, клён, город, школа, река, весна, край, тепло.
2. Используя собранные слова, запишите, что такое родина.
Родина – это_______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка с заданием.
- Запишите слово родина. Подберите и запишите однокоренные слова. _____________________________________________________________________________
Подчеркните слова-ассоциации к слову родина.
Мама, забота, грусть, чистота, зима, семья, берёза, радость, дождь, кошка, хлеб, журавль, уют, клён, город, школа, река, весна, край, тепло.
2. Используя собранные слова, запишите, что такое родина.
Родина – это_______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Допишите две строчки в рифму так, чтобы получилось четверостишие:
Рассветный луч сон озарил,
Над крышами восходит солнце...
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве.» Есенин
Слово Родина, значение, определение, ударение, смысл. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н. Москва его р. Индия р. шахмат.• Вторая ~ место, давшее кому-н. приют, ставшее родным.
Каким человеком был Сергей Есенин? Какие качества характера были ему присущи? Каким человеком был Сергей Есенин? Какие качества характера были ему присущи?
«Я покинул родимый дом...» Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде. Я не скоро, не скоро вернусь. Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге, И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, Оттого что тот старый клен Головой на меня похож .
- Вам понравилось стихотворение? - Каким настроением оно проникнуто? Какие образы природы видит поэт, покинувший дом? Что вас удивило в этих образах?
«Низкий дом с голубыми ставнями»
Дом в лирике Есенина Родина, родная природа, семейный очаг, согретый материнской любовью весь мир, земная жизнь, вечная природа
Как объясняет поэт свою непроходящую любовь к Родине? … Но, наверно, навеки имею Нежность грустную русской души... Как бы я и хотел не любить, Все равно не могу научиться, И под этим дешевеньким ситцем Ты мила мне, родимая выть.
Наталия Пономарева Новодвинск Купола золотые в синем мартовском небе Отражают не щедрого солнца лучи, Город ждет - возвращайся, ведь где бы ты ни был, Только дома и стены умеют лечить...
МОЙ КРОХОТНЫЙ ГОРОД Я не понимаю, и даже понять не пытаюсь, За что я люблю этот крохотный серый город, Зачем я в него /до сих пор!!!/ всей душою цепляюсь, И чем же он мне /до сих пор!!!/, не пойму, так дорог… Зачем я в него прорастаю корнями все глубже, И чем мне так дорого именно ЭТО небо – Беззвездное, низкое, как отражение лужи – А тянет к себе – отовсюду, где ты бы не был… Здесь могут быть дни – словно самые черные ночи, А в белую ночь – никому никогда не спится, Все бросить, уехать, забыть, разлюбить бы – нет мОчи: Мой крохотный город мне будет упрямо сниться…
Февральское солнце В душе все как будто сцарапано кошками: Ни света, ни солнца, ни гомона птиц, А я – очень вкусными хлебными крошками Кормлю /на окно прилетевших/ синиц… И пусть всем известно – морозы не вечные, И скоро закончится лютый февраль, Но в зимнюю стужу – ч а с ы бесконечные, Часы! Кто там думает про календарь? И только вот-вот – все метелило, вьюжило, Как в воздухе резко запахло теплом, А это синиц желтопузых не дружная, Но бойкая стайка сидит за окном, И будто светлеет от щебета птичьего, От их перебранок за лучший кусок, И солнце /такого же цвета – синичьего/ Заходит ко мне погостить на часок…
Осень в Новодвинске Погода моросная, влажно… А я – гуляю не спеша: Иду-бреду, куда – не важно, Опавшим золотом шурша… И мне нисколько не обидно Гулять по городу одной: Работы – берега не видно, А вот сегодня – выходной! Намыт до блеска город серый – Вчерашний постарался дождь, И листьев налепил на стены Для красоты… И ну и что ж, Что эта красота не вечна – Дождю-художнику не лень Перерисовывать беспечно Свои шедевры каждый день.
Мой город в пухе тополином… Мой город в пухе тополином Весь утопает, как в снегу, Он не старинный, не былинный, Но без него я не могу: Я с ним давно срослась корнями – С кривыми змейками дорог, И с тополями, с тополями, Что ради нас глотают смог, И, выглянув в окошко утром, Не так-то сразу разберешь – Там летом снег идет как будто, Иль белый тополиный дождь. Ему не писаны законы, Он падает не только вниз – Летает пух куда угодно, Пока играет летний бриз. И босоножками в июне Шагаю я по февралю, И крохотный свой город юный Люблю-люблю-люблю-люблю…
Синквейн Порядок написания синквейна: Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие. Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия. Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение. Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе "С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" 5 класс
Цель урока: Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».Задачи:- познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряно...
Тема урока: «С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы» 5 класс
Презентация к уроку литературы по творчеству С.А.Есенина в 5 классе "Поэтическое изображение Родины и родной природы", биография поэта, анализ стихотворений "Низкий дом с голубыми ставнями", "Я покину...
Урок по литературе "С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" 5 класс презентация
продолжение презентации по творчеству Есенина,анализ стихотворений "Низкий дом с голубыми ставнями...", "Я покинул родимый дом"...
С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы.
Анализ стихотворений "Я покинул родимый дом..." и "Низкий дом с голубыми ставнями..."...
Открытый урок литературы в 5 классе на тему: «Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы»
Данный конспект урока может быть использован при изучении творчества главного представителя имажинизма в России С.А.Есенина. Тема родина - одна из ведущих в творчестве поэта, именно "низкий дом с голу...
Конспект урока литературы в 5 классе "С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы"
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме: "С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы"....
Отзыв на открытый урок литературы в 5 классе по теме "С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы"
Отзыв на открытый урок литературы в 5 классе по теме "С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы"...