Урок по литературе "С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" 5 класс
план-конспект урока литературы (5 класс) по теме
Цель урока:
Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».
Задачи:
- познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века - С.А. Есенина;
- почувствовать в его стихах всепроникающий лиризм - специфику поэзии Есенина. Русь как главная тема всего его творчества;
-отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;
- развивать образное и эстетическое мышление;
-воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе. Учить замечать красоту окружающего нас мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературе "С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" 5 класс
Цель урока:
Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».
Задачи:
- познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века - С.А. Есенина;
- почувствовать в его стихах всепроникающий лиризм - специфику поэзии Есенина. Русь как главная тема всего его творчества;
-отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;
- развивать образное и эстетическое мышление;
-воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе. Учить замечать красоту окружающего нас мира.
Ход урока
1. Вступление (на фоне музыки)
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком…
(проецируется репродукция картины И. Левитана “Золотая осень”)
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о чем.
(проецируется репродукция картины А. Рылова “В голубом просторе”)
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножки рад поцеловать.
(проецируется репродукция картины А. Куинджи “Березовая роща”)
Несказанное, синее нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.
(проецируется репродукция картины Ф. Васильева “Мокрый луг”)
Вопрос: что объединяет автора этих стихотворных строк с художниками картин “Золотая осень”, “В голубом просторе”, “Березовая роща”, “Мокрый луг”? (ответы учащихся)
Вывод учителя: тема родной природы – это вечная тема. Красоту родной природы воспевали художники, поэты, композиторы. Сергей Александрович Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого всё проникнуто «чувством Родины»,родного дома.
Как писал сам поэт: «Чувство Родины – основное в моем творчестве» (Запись в тетради темы урока и эпиграфа)
2.Объявляется тема: «Родной дом в поэзии Есенина»
Цель урока: познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».
Задачи:
познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века - С.А. Есенина;
- почувствовать в его стихах всепроникающий лиризм - специфику поэзии Есенина. Русь как главная тема всего его творчества;
-отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;
- развивать образное и эстетическое мышление;
-воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе. Учить замечать красоту окружающего нас мира.
3. Биография поэта.
Слово учителя.
Природа не только “колыбель” и поэтическая школа С. Есенина, она душа есенинских стихов. Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Ни одно стихотворение мастера слова не обходится без картин природы. Где же Есенин брал истоки своего творчества? Давайте поближе познакомимся с поэтом.
1 слайд.
Перед вами портрет С.А. Есенина. “В поэте меня привлекали его голубые глаза и золотые кудри. Поражала его улыбка, необыкновенно мягкая и обаятельна”, - так писала поэтесса Мартьянова.
2 слайд.
.
Родился поэт 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области.
3 слайд.
.
Родители – потомственные рязанские хлеборобы. Мать Татьяна Федоровна была неграмотной, но многие стихи сына знала наизусть и их пела. Отец Александр Никитич был умным, грамотным.
4 слайд
С 2 до 9 лет воспитывался в семье деда Титова. Бабка рассказывала сказки, а дед знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них.
5 слайд.
Сергей любил ходить с деревенскими мальчишками на ночное пасти лошадей, купаться, собирать ягоды, грибы и всегда любовался родной природой.
6 слайд.
Ещё в школе начал писать стихи, его поэтический дар заметил учитель словесности Евгений Хитров и посоветовал заняться литературой, сблизиться с известными поэтами.
7 слайд.
.
Из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, жил в Москве, Петербурге, за границей, в родную деревню приезжал как гость. Именно разлука с родной землёй придала его стихам теплоту воспоминаний.
8 слайд.
1916 год. Выходит первый сборник его стихов “Радуница”. О Есенине заговорили как о творце “дивных красок”, художнике слова с большим будущим.
9 слайд.
Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии светит ярко и будет светить вечно, потому что его стихи зовут к добру, воспитывают чувство красоты.
Уходят лучшие, как будто мир им тесен,
Как будто он не в силах их понять.
Уходят лучшие, не спев последних песен,
Осиротив родную Землю-мать,
Мы перечитываем созданное ими
И жжёт глаза горячая строка.
Уходят лучшие, своё оставив имя,
Утраты боль и память на века.
Вывод:
“Малая родина” поэта была неиссякаемым источником вдохновения.
Проблемный вопрос
- А что называем мы своей «малой родиной»?
- Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?
4. Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом».
Часто в своих стихах Есенин часто обращается к самым близким людям – к матери и отцу, деду, сёстрам; поэт мысленно воссоздаёт картины родных мест – родительского дома, приокских лугов, «той сельщины, где жил мальчишкой». При этом в стихотворных посланиях он настолько сливается с природой родных мест, что сам он узнаётся в старом клёне, который «стережёт голубую Русь».
- Давайте прочитаем одно из стихотворений, обращённое к теме родного дома. «Я покинул родимый дом». Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918 год.
-Сколько лет было Есенину?(23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова. За это время в Росси произошло несколько значимых событий, которые не могли не повлиять на Есенина.
1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.
1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.
1918 год – международное вторжение, попытка захвата территории России
войсками стран – участников Первой мировой войны.
- Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?
Чтение стихотворения.
Вопросы для беседы:
- Каким настроением окрашено стихотворение?
- Что мы представляем, когда читаем эти строки?
- Какой образ в конце стихотворения?
(Клен – хранитель родного очага. 1924 год, май. Есенин приезжает домой и видит пепелище. И первое, что он предложил сестрам – посадить клен. После, по установившейся семейной традиции, они пили чай)
- Проследим своеобразие стихотворения.
Но сначала вспомним изобразительные средства, которые часто используются при написании художественных произведений:
( на доске) эпитет, метафора, олицетворение, звукопись, сравнение.
-Какой эпитет использует поэт, говоря о Руси? Какой образ возникает благодаря этому эпитету? Прочитайте эти строки.
Что мы представляем, когда читаем эти строки?
- Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый?
- Почему поэт пишет, что он «оставил Русь»,значит ли это ,что он уехал из России? Какую Русь поэт имел ввиду?
-Найдите метафору?(золотою лягушкой луна…)
-Почему вода названа тихая?
-Найдите сравнение? С чем сравнивается седина отца, почему?
- Использует ли поэт звукопись? Обратите внимание на звукопись во 2 строфе: 3 раза – р, 1-к, зато л-ль,н.Эта особенность создаёт мягкость, гибкость, мелодичность звучания. Перечитаем вслух, чтобы убедиться в этом.
По контрасту в 3 строфе идёт резкое усиление жёсткости с помощью –р-.
-Какое время года мы видим, читая 1 и 2 строфы?
-Как вы понимаете строку: «Долго петь и звенеть пурге»? Почему поэт создаёт перед нами образ пурги?
5.Чтение и анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…»
- Каким годом датировано это стихотворение?
-Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом»?
-Что же звучит в душе поэта, какая музыка?
- Сравним несколько строк: (набрать из методички )
-Найдите эпитеты в стихотворении. Как они окрашены?
-Какие 2 эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся?
- Какую композиционную особенность вы заметили? Как начинается и заканчивается стихотворение? Что этим хочет подчеркнуть поэт? (Показать свою верность идее: любви к родной земле).
6.Ответ на проблемный вопрос.
-А теперь давайте вернёмся к началу урока и ответим на вопрос: - Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?
-Какие? Почему?
7. Рефлексия
-Ребята, понравился ли вам урок ?
- Можно ли утверждать, что тема родины, родной природы привлекает С. Есенина?
Родная природа, родина, дом для поэта- источник восхищения и вдохновения. Он горячо любит и остро чувствует родную природу. Его стихи открывают нам прекрасный мир звуков, цветов, запахов.
И закончить наш урок я хотела стихотворением
Есенинское небо над Россией.
Раскинулось, как голубой шатер,
А в поле василёк хрустально - синий
Ведёт с ромашкой звонкий разговор.
Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола,
Берёзы- сёстры русского рассвета-
Сбежались у околицы села-
В них жажда жить до трепета, до дрожи,
И повезло - он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже-
Тепло его ладоней и души.
Он чувствовал в родном многоголосье
И многоцветье, близко и вдали,
Как во поле колышутся колосья
России всей и всей большой земли.
Он видел. Как ложится синий вечер.
Пушистой шалью на плечи села.
И в ельнике горели свечи,
И в городе земля его звала…
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его – Россия –
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По- прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин- то не просто имя,-
России стихотворная душа.
8. Домашнее задание.
Выучить стихотворение на выбор.
Список используемой литературы:
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2007-2008 уч.г.
Поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы» 5 класс
Презентация к уроку литературы по творчеству С.А.Есенина в 5 классе "Поэтическое изображение Родины и родной природы", биография поэта, анализ стихотворений "Низкий дом с голубыми ставнями", "Я покину...
Урок по литературе "С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" 5 класс презентация
продолжение презентации по творчеству Есенина,анализ стихотворений "Низкий дом с голубыми ставнями...", "Я покинул родимый дом"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/10/picture-417138-1394441060.jpg)
Открытый урок литературы в 5 классе на тему: «Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы»
Данный конспект урока может быть использован при изучении творчества главного представителя имажинизма в России С.А.Есенина. Тема родина - одна из ведущих в творчестве поэта, именно "низкий дом с голу...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/09/picture-641442-1433835373.jpg)
Открытый урок литературы в 5 классе на тему: «Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы».
Учебный предмет: литератураКласс: 5аАвтор УМК: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.ЕрохинаТема урока: Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы.Тип урока: закрепление изуч...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-679637-1443977236.jpg)
Урок литературы в 5 классе "ПОЭТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ РОДИНЫ И РОДНОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ С. А. ЕСЕНИНА"
Урок литературы в 5 классе по лирике С. А. Есенина. В зависимости от степени обученности класса может проводиться как один урок или материал можно разбить на 2 урока....
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/06/picture-1341036-1628232485.jpg)
Конспект урока литературы в 5 классе "С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы"
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме: "С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы"....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/22/picture-1507381-1705872405.jpg)
Отзыв на открытый урок литературы в 5 классе по теме "С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы"
Отзыв на открытый урок литературы в 5 классе по теме "С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы"...