Конспект урока литературы в 5 классе "С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме: "С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Антоненко А.Н.
учитель русского языка и литературы
Урок по литературе «С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы».
Цель урока: познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».
Задачи:
- познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века - С.А.
Есенина;
- почувствовать в его стихах всепроникающий лиризм - специфику поэзии Есенина. Русь
как главная тема всего его творчества;
- отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;
- развивать образное и эстетическое мышление;
- воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе; учить замечать красоту
окружающего нас мира.
Ход урока
I. Организационный момент. Вступление (на фоне музыки)
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком…
(проецируется репродукция картины И. Левитана «Золотая осень»)
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о чем.
(проецируется репродукция картины А. Рылова «В голубом просторе»)
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножки рад поцеловать.
(проецируется репродукция картины А. Куинджи «Березовая роща»)
Несказанное, синее нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.
(проецируется репродукция картины Ф. Васильева «Мокрый луг»)
- Что объединяет автора этих стихотворных строк с художниками картин «Золотая
осень», «В голубом просторе», «Березовая роща», «Мокрый луг»?
(ответы учащихся)
Вывод учителя: тема родной природы – это вечная тема. Красоту родной природы воспевали художники, поэты, композиторы. Сергей Александрович Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого всё проникнуто «чувством Родины»,родного дома.
Как писал сам поэт: «Чувство Родины – основное в моем творчестве»
(Запись в тетради темы урока и эпиграфа)
II. Сообщение темы урока. «Родной дом в поэзии Есенина»
III. Знакомство с биографией поэта
Слово учителя.
Родился поэт 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области.
Родители – потомственные рязанские хлеборобы. Мать Татьяна Федоровна была неграмотной, но многие стихи сына знала наизусть и их пела. Отец Александр Никитич был умным, грамотным.
С 2 до 9 лет воспитывался в семье деда Титова. Бабка рассказывала сказки, а дед знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них. В пять лет Сергей уже умел читать; в свои 9 уже научился писать стихи, подражая частушкам.
Сергей любил ходить с деревенскими мальчишками на ночное пасти лошадей, купаться, собирать ягоды, грибы и всегда любовался родной природой.
Ещё в школе начал писать стихи, его поэтический дар заметил учитель словесности Евгений Хитров и посоветовал заняться литературой, сблизиться с известными поэтами.
Учился в земском Константиновском училище, потом окончил Спас-Клепиковскую школу, где готовили сельских учителей. После окончания еще год прожил в селе.
Из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, в17 лет, в российскую столицу, где работал у купца корректором в конторе; принимал участие в Суриковском литературно-музыкальном кружке, все также продолжая писать стихи. В 1912 году поступает на историко-философское отделение народного университета А. Шанявского.
Жил в Москве, Петербурге, за границей, в родную деревню приезжал как гость. Именно разлука с родной землёй придала его стихам теплоту воспоминаний. В начале 1914 года начинает печать свою поэзию в московских журналах.
В 1915 году Сергей Есенин уезжает жить в Санкт-Петербург (тогда Петроград) и почти сразу знакомится с Блоком, в доме которого находит теплый радушный прием и одобрение своей поэзии. Талант поэта признают Клюев и Городецкий, с которыми его знакомит Блок.
В Москве печатают почти всю привезенную поэтом лирику, которая тут же становится любима многими. С 1916 года выходит в свет первая книга Есенина – «Радуница», потом (с 1914 по 1917) «Голубень», «Марфа-Посадница» и другие.
1916 год. Выходит первый сборник его стихов “Радуница”. О Есенине заговорили как о творце “дивных красок”, художнике слова с большим будущим.
С 1916 года Сергей Есенин идет призывником на военную службу, откуда он впоследствии самовольно уходит, и работает с эсерами «поэтом». На момент революции находился в дисциплинарном батальоне, куда попал из-за того, что отказался написать стихотворение для царя. Во время раскола партии присоединился к левой группе, был среди их боевой дружины.
Наступление крестьянской революции принял со всей радостью. С 1918 по 21 год много путешествовал по просторам страны, посетил Архангельск, Мурманск, Кавказ, Крым, Бессарабию, Туркестан.
В 1922-23 годах уезжает в путешествие по Европе (Франция, Бельгия, Италия, германия) вместе со своей любимой – известной американской танцовщицей Айседорой Дункан; прожил четыре месяца в США.
Поэзия Сергея Есенина полна горячей любви к родной земле, к людям и природе, но в его лирике иногда проскакивают нотки грусти и разочарования, ведь поэт позже пожалел о том, что поддерживал революцию.
В 1924-25 были написаны такие известные стихотворения, как «Персидские мотивы», «Русь уходящая», «Письмо матери». Незадолго до смерти пишет одно из самых известных своих творений: трагическую поэму «Черный Человек».
Жизнь Сергея Есенина трагически обрывается. По официальной версии властей он совершил самоубийство (трагедия произошла в петроградской гостинице «Англетер»). Но многие считают, что над поэтом совершили расправу Советские власти. Похоронен поэт на Ваганьковском кладбище.
«Малая родина» для поэта была неиссякаемым источником вдохновения.
Проблемный вопрос:
- А что называем мы своей «малой родиной»?
- Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?
IV. Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом»
Часто в своих стихах Есенин часто обращается к самым близким людям – к матери и отцу, деду, сёстрам; поэт мысленно воссоздаёт картины родных мест – родительского дома, приокских лугов, «той сельщины, где жил мальчишкой». При этом в стихотворных посланиях он настолько сливается с природой родных мест, что сам он узнаётся в старом клёне, который «стережёт голубую Русь».
- Давайте прочитаем одно из стихотворений, обращённое к теме родного дома. «Я покинул родимый дом». Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918 год.
- Сколько лет было Есенину?(23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова. За это время в Росси произошло несколько значимых событий, которые не могли не повлиять на Есенина.
1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.
1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.
1918 год – международное вторжение, попытка захвата территории России
войсками стран – участников Первой мировой войны.
- Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?
Чтение стихотворения.
Вопросы для беседы:
- Каким настроением окрашено стихотворение?
- Что мы представляем, когда читаем эти строки?
- Какой образ в конце стихотворения?
(Клен – хранитель родного очага. 1924 год, май. Есенин приезжает домой и видит пепелище. И первое, что он предложил сестрам – посадить клен. После, по установившейся семейной традиции, они пили чай).
- Проследим своеобразие стихотворения.
Но сначала вспомним изобразительные средства, которые часто используются при написании художественных произведений:
(на доске) эпитет, метафора, олицетворение, звукопись, сравнение.
- Какой эпитет использует поэт, говоря о Руси? Какой образ возникает благодаря этому эпитету? Прочитайте эти строки.
- Что мы представляем, когда читаем эти строки?
- Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый?
- Почему поэт пишет, что он «оставил Русь», значит ли это, что он уехал из России?
Какую Русь поэт имел в виду?
- Найдите метафору? (золотою лягушкой луна…)
- Почему вода названа тихая?
- Найдите сравнение? С чем сравнивается седина отца, почему?
- Использует ли поэт звукопись? Обратите внимание на звукопись во 2 строфе: 3 раза – р, 1-к, зато л-ль, н. Эта особенность создаёт мягкость, гибкость, мелодичность звучания. Перечитаем вслух, чтобы убедиться в этом.
По контрасту в 3 строфе идёт резкое усиление жёсткости с помощью –р-.
- Какое время года мы видим, читая 1 и 2 строфы?
- Как вы понимаете строку: «Долго петь и звенеть пурге»? Почему поэт создаёт перед
нами образ пурги?
V. Чтение и анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…»
- Каким годом датировано это стихотворение?
- Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый
дом»?
- Что же звучит в душе поэта, какая музыка?
-Найдите эпитеты в стихотворении. Как они окрашены?
- Какие 2 эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным
они относятся?
- Какую композиционную особенность вы заметили? Как начинается и заканчивается стихотворение? Что этим хочет подчеркнуть поэт? (Показать свою верность идее: любви к родной земле).
- А теперь давайте вернёмся к началу урока и ответим на вопрос: - Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?
- Какие? Почему?
VI. Рефлексия
-Ребята, понравился ли вам урок ?
- Можно ли утверждать, что тема родины, родной природы привлекает С. Есенина?
Родная природа, родина, дом для поэта - источник восхищения и вдохновения. Он горячо любит и остро чувствует родную природу. Его стихи открывают нам прекрасный мир звуков, цветов, запахов.
И закончить наш урок я хотела стихотворением
Есенинское небо над Россией.
Раскинулось, как голубой шатер,
А в поле василёк хрустально - синий
Ведёт с ромашкой звонкий разговор.
Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола,
Берёзы - сёстры русского рассвета-
Сбежались у околицы села-
В них жажда жить до трепета, до дрожи,
И повезло - он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже -
Тепло его ладоней и души.
Он чувствовал в родном многоголосье
И многоцветье, близко и вдали,
Как во поле колышутся колосья
России всей и всей большой земли.
Он видел. Как ложится синий вечер.
Пушистой шалью на плечи села.
И в ельнике горели свечи,
И в городе земля его звала…
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его – Россия –
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По - прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин- то не просто имя,-
России стихотворная душа.
VII. Домашнее задание
Выучить одно из стихотворений С.А. Есенина на выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе "С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" 5 класс
Цель урока: Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».Задачи:- познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряно...
Тема урока: «С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы» 5 класс
Презентация к уроку литературы по творчеству С.А.Есенина в 5 классе "Поэтическое изображение Родины и родной природы", биография поэта, анализ стихотворений "Низкий дом с голубыми ставнями", "Я покину...
Урок по литературе "С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" 5 класс презентация
продолжение презентации по творчеству Есенина,анализ стихотворений "Низкий дом с голубыми ставнями...", "Я покинул родимый дом"...
С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы.
Анализ стихотворений "Я покинул родимый дом..." и "Низкий дом с голубыми ставнями..."...
Открытый урок литературы в 5 классе на тему: «Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы»
Данный конспект урока может быть использован при изучении творчества главного представителя имажинизма в России С.А.Есенина. Тема родина - одна из ведущих в творчестве поэта, именно "низкий дом с голу...
Открытый урок литературы в 5 классе на тему: «Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы».
Учебный предмет: литератураКласс: 5аАвтор УМК: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.ЕрохинаТема урока: Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы.Тип урока: закрепление изуч...
Отзыв на открытый урок литературы в 5 классе по теме "С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы"
Отзыв на открытый урок литературы в 5 классе по теме "С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы"...