С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Анализ стихотворений "Я покинул родимый дом..." и "Низкий дом с голубыми ставнями..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ стихотворений Есенина | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы
1. Слово учителя.
Родина, родная природа. Человек издавна признаётся ей в любви, воспевает её красоту в своих произведениях. Мы восхищались мастерством в изображении природы поэтами XIX века: Афанасием Афанасьевичем Фетом и Фёдором Ивановичем Тютчевым. Сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве поэта XX века Сергея Александровича Есенина и его отношении к родному краю, родному дому.
- Прослушайте отрывки из стихотворений Есенина.
Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком…
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о чём.
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти берёзке каждой
Ножки рад поцеловать.
Несказанное, синее нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом мёда и роз.
- Что объединяет автора этих стихотворных строк с художниками картин “Золотая осень”, “В голубом просторе”, “Березовая роща”, “Мокрый луг”?
2. Работа со статьями учебника.
- Какие факты биографии Есенина вы можете привести, из которых видно, как формировался характер Есенина, как развивалось его творчество?
О. С народным творчеством знакомили Есенина дед и бабушка. Кроме того, дед рассказывал внуку Библию и Священное писание. Детство мальчика «прошло среди полей и степей». Увлекался поэзией Кольцова, Некрасова, Никитина, так называемых «крестьянских» поэтов. В Москве стал посещать литературно-музыкальный кружок имени И.Сурикова. Пишет свои стихи.
- Каков же внутренний мир Есенина?
О. Он любил жизнь и природу. Свою собственную участь Есенин не отделяет от судьбы природы.
- Найдите ключевые фразы (из 2-й статьи), смысл которых мы подтвердили стихотворениями Есенина.
О. 1) Поэзия Есенина – искренний, задушевный рассказ о своей жизни, о любви, о радостях и горестях, переживаниях, мечтах. 2) Поэт мысленно воссоздаёт картины родных мест. При этом в стихотворных посланиях он сливается с природой родных мест.
С.Есенин пришёл в поэзию как глубоко лирический поэт, всё творчество которого было посвящено одной главной теме – теме Родины.
3. Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом…»
- Что же вспоминает поэт вдали от родного дома? Назовите словосочетания и запишите их в тетрадь.
О. Родимый дом, голубая Русь, березняк над прудом, старая мать, золотая лягушка-луна, отец седой, старый клён, дождь листьев.
- Почему слова «дом» и «Русь» стоят рядом?
О. Вся Русь для Есенина – это дом.
- Почему Русь голубая?
О. Это цвет чистоты, цвет неба. Синий и голубой цвета – это любимые цвета поэта. Они усиливают ощущение необъятности просторов России.
- Как вы понимаете выражение «дождь листьев»?
О. Это листопад.
- Почему клён похож головой на поэта?
О. Сам поэт кудрявый, и волосы у него цвета осенней листвы.
Поэт использует обычные, привычные слова, но возникает образ сказочной Руси.
- Какие средства художественной выразительности языка помогают в этом? Назовите их.
О. Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.
4. Чтение и анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями».
Пройдут долгие шесть лет. В жизни Есенина произойдёт много хорошего и плохого. Но всегда поэт мысленно и наяву будет возвращаться в родимый дом, в «низкий дом с голубыми ставнями».
- Сопоставительный анализ стихотворений.
«Я покинул родимый дом…» | «Низкий дом с голубыми ставнями…» |
Родимый дом Голубая Русь Березняк над прудом Старая мать Золотая лягушка-луна Отец седой Старый клён | Низкий дом Серенький ситец небес Поле, луга и лес Седые журавли Березь, да цветь, да ракитник Под дешёвеньким ситцем родимая выть |
- Какой цвет добавился в это стихотворение? Можно ли сказать, что он является основным?
О. Серый, это основной цвет в этом стихотворении, но есть и другие цвета.
- Изменилось ли что-нибудь в воспоминаниях поэта о доме?
О. В первом стихотворении больше светлой, безмятежной грусти, сказочной красивости. А во втором чувства поэта обострены и картина Родины, нежно любимой, дана без прикрас, со всей бедностью и неяркостью.
5. Заключительное слово.
Стихотворения написаны в разные годы. Многое произошло в жизни С.Есенина. Но всегда неизменной осталась любовь к Родине и тяга к родному дому.
Друг поэта, артист В.Чернявский, вспоминал: «К деревне и дому Есенин возвращался чуть ли не во всех наших разговорах до последнего года жизни. Он заговаривал об этом с внезапным приливом нежности и мечтательности. Это был самый почвенный уголок его личного внутреннего мира».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе "С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" 5 класс
Цель урока: Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».Задачи:- познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряно...
Тема урока: «С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы» 5 класс
Презентация к уроку литературы по творчеству С.А.Есенина в 5 классе "Поэтическое изображение Родины и родной природы", биография поэта, анализ стихотворений "Низкий дом с голубыми ставнями", "Я покину...
Урок по литературе "С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" 5 класс презентация
продолжение презентации по творчеству Есенина,анализ стихотворений "Низкий дом с голубыми ставнями...", "Я покинул родимый дом"...
Открытый урок литературы в 5 классе на тему: «Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы»
Данный конспект урока может быть использован при изучении творчества главного представителя имажинизма в России С.А.Есенина. Тема родина - одна из ведущих в творчестве поэта, именно "низкий дом с голу...
Открытый урок литературы в 5 классе на тему: «Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы».
Учебный предмет: литератураКласс: 5аАвтор УМК: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.ЕрохинаТема урока: Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы.Тип урока: закрепление изуч...
Конспект урока литературы в 5 классе "С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы"
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме: "С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы"....
Отзыв на открытый урок литературы в 5 классе по теме "С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы"
Отзыв на открытый урок литературы в 5 классе по теме "С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы"...