Анализ урока с точки зрения эффективности целеполагания
учебно-методический материал по литературе на тему

Быкарева Лариса Николаевна

Для современной психологии обучения всегда актуальна проблема организации совместной деятельности учителя и ученика. На этапе формирования учебной деятельности ее эффективность во многом определяется тем, как учитель ставит цель урока для учеников. От того, понятна ли детям формулировка цели, имеет ли поставленная цель для них личностный смысл, зависит, будет ли вообще принята детьми учебная цель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tselepolaganie_na_uroke.ppt172 КБ
Microsoft Office document icon tselepolag.na_uroke.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ урока с точки зрения эффективности целеполагания Автор: Быкарева Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии №446

Слайд 2

Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.

Слайд 3

Целеполагание является проблемой современного урока. В чем суть проблемы?

Слайд 4

Подмена цели средствами урока. Формальный подход Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не- интересно. Завышение цели.

Слайд 5

По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности. Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель . Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.

Слайд 6

В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Слайд 7

Цели должны быть: Диагностируемые. Конкретные. Понятные. Осознанные . Описывающие желаемый результат . Реальные. Побудительные (побуждать к действию). Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки.

Слайд 8

Обучающие цели Формулировка - глаголы, указывающие на действие с определенным результатом : «выбрать», «назвать», «дать определение», «проиллюстрировать», «написать», «перечислить», «выполнить», «систематизировать»...

Слайд 9

Воспитывающие цели вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение… прививать, укреплять... навыки

Слайд 10

Развивающие цели учить сравнивать, учить выделять главное, учить строить аналоги, развивать глазомер, развивать мелкую моторику рук, развивать умение ориентироваться на местности.

Слайд 11

Приемы целеполагания и их классифицикация. 1. Визуальные: Тема-вопрос Работа над понятием Ситуация яркого пятна Исключение Домысливание Проблемная ситуация Группировка.

Слайд 12

Приемы целеполагания и их классифицикация. 2. Аудиальные: Подводящий диалог Собери слово Исключение Проблема предыдущего урока.

Слайд 13

Обязательными условиями использования перечисленных приемов является: – учет уровня знаний и опыта детей, – доступность, т.е. разрешимая степень трудности, – толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных, – вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Слайд 14

Рекомендации для организации процесса целеполагания. Требования к постановке цели: Единство главной цели урока. Понятность для детей ее формулировки. Сформированность к моменту постановки цели средств ее достижения у школьников (соответствующих понятий и способов действий). Наличие познавательного интереса как смыслообразующего мотива деятельности. Соблюдение логики при предъявлении цели. Небольшое, обозримое число шагов, ведущих к ее достижению. Краткость. Четкость, однозначность, конкретность при определении характера, способа действий и параметров результата. Наличие обратной связи. Использование возможностей коллективной работы. Выраженная заинтересованность и уверенность учителя в успехе. Активность учащихся при постепенном повышении степени их самостоятельности.

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия №446

Анализ урока с точки зрения эффективности целеполагания.

Быкарева Лариса Николаевна русского языка и литературы.

Слайд 1

Для современной психологии обучения всегда актуальна проблема организации совместной деятельности учителя и ученика. На этапе формирования учебной деятельности ее эффективность во многом определяется тем, как учитель ставит цель урока для учеников. От того, понятна ли детям формулировка цели, имеет ли поставленная цель для них личностный смысл, зависит, будет ли вообще принята детьми учебная цель. Следовательно, для того чтобы ученик стал активным субъектом собственной учебной деятельности, необходимо решить проблему постановки цели таким образом, чтобы она стала личностно значимой и направляла бы его активность.

В качестве цели на уроке могут выступать знания, которые необходимо усвоить, способы действий (умственных и физических), которыми необходимо овладеть, нравственные качества, которые необходимо сформировать.

В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:

  1. предвосхищаемый результат деятельности;
    2) предметная проекция будущего;
    3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.

Слайд 2


Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен   быть реальным, конкретным.

Слайд 3

Целеполагание является проблемой современного урока.

В чем суть проблемы?

Слайд 4

  • Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение  не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена  целей урока  средствами их достижения.
  • Формальный подход при постановке  цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.
  • Завышение цели. 

Слайд 5

По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель  которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования, в Концепции модернизации российского образования и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности.  Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для  практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются  средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.

  • Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке неинтересно.

Слайд 6

В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся  обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.

Слайд 7

Цели должны быть:

  • Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
  • Конкретные.
  • Понятные.
  • Осознанные.
  • Описывающие желаемый результат.
  • Реальные.
  • Побудительные (побуждать к действию).
  • Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки.  Не следует употреблять  такие расплывчатые   выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».  

Слайд 8

Обучающие цели

урока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками  

Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать  глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:

«выбрать»,

«назвать»,

«дать определение»,

«проиллюстрировать»,

«написать»,

«перечислить»,

«выполнить»,

«систематизировать»...

Приведем пример Учитель поставил цели:

1.Разъяснить учащимся, что  …

2.Раскрыть характер …

3.Формировать оценочные суждения  на основе …

Эти цели учитель поставил для себя, а не для учащихся. Они описывают процесс урока. Совершенно не ясно, как он будет достигать результата.

Вместо этого учебные цели должны  звучать так:

1.Выберите …

2.Сгруппируйте …

3.Укажите …

Названные цели измеряемы, конкретны и понятны.

Слайд 9

На каждом уроке должна быть поставлена и воспитывающая цель.

Воспитывающие цели

 способствуют:

воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения;

формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности;

 приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.

Воспитательная работа на уроке должна планироваться  самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки  при постановке воспитательной цели:

вызвать интерес,

пробудить любознательность,

пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
побудить учащихся к активности,

выразить свое отношение…

 прививать, укреплять... навыки.

Слайд 10

На уроке должна  быть поставлена и развивающая цель.

 Развивающие цели

содействуют:

формированию общеучебных и специальных умений;

 совершенствованию мыслительных операций;

 развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры;

 осуществлению самоконтроля и самооценки,

 а в целом — становлению и развитию личности.

Например:

учить сравнивать,

учить выделять главное,

учить строить аналоги,

развивать умение

В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.

Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.

Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя. Традиционно учитель в начале урока называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель – прежде всего получение знаний.

 Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения. Что же можно сделать, чтобы цель стала осознанной?

Слайд 11

Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицируются на:

1. Визуальные:

  • Тема-вопрос
  • Работа над понятием
  • Ситуация яркого пятна
  • Исключение
  • Домысливание
  • Проблемная ситуация
  • Группировка.

Слайд 12

2. Аудиальные:

  • Подводящий диалог
  • Работа со словом
  • Исключение
  • Проблема предыдущего урока.

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.

 Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого –  формулируется  домашнее задание.

Слайд 13

Обязательными условиями использования  перечисленных приемов является:

– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Некоторые приемы целеполагания

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель  или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:

  1. Повторить знания об имени прилагательном.
    2. Определить, с какими частями речи сочетается.
    3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.
    4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.

Это сформулированы конкретные учебные цели.

Работа над понятием

Учащимся предлагаются для зрительного восприятия название темы урока. Надо объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", «Виды обносоставных предложений.

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводит к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь.

Исключение

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Домысливание

1. Предлагается тема урока и слова "помощники":

Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим

С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

2.На урок русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаются ряды слов:

Играть – играл – играю –…
Читать – читал – читаю –…

Проблемная ситуация

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Например,  на уроках русского языка и литературы можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и  т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.

«На запоминание и воспроизведение»:

- Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.

 

«На понимание и синтез»:

-Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературы фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо  литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя  к другому; представить, что встретились с героями  перед дуэлью; рассказать от лица Лизы о судьбе Софьи Фамусовой.

«На понимание и применение»:

- Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих терминов, а ребенку осознать важность внимания.

- Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит улица?» к учащимся обратились иностранцы. Так в пятом-шестом классе можно начать разговор о жизни и творчестве писателя.

Приемы целеполагания формируют  мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.

Слайд 14

Критерии оценки эффективности  целеполагания при анализе урока:

  1. Единство главной цели урока.
  2. Понятность для детей ее формулировки.
  3. Сформированность к моменту постановки цели средств ее достижения у школьников (соответствующих понятий и способов действий).
  4. Наличие познавательного интереса как смыслообразующего мотива деятельности.
  5. Соблюдение логики при предъявлении цели.
  6. Небольшое, обозримое число шагов, ведущих к ее достижению.
  7. Краткость.
  8. Четкость, однозначность, конкретность при определении характера, способа действий и параметров результата.
  9. Наличие обратной связи.
  10. Использование возможностей коллективной работы.
  11. Выраженная заинтересованность и уверенность учителя в успехе.
  12. Активность учащихся при постепенном повышении степени их самостоятельности.

В соответствии с выделенными критериями был составлен следующий план анализа урока с точки зрения постановки учебной цели для учеников.

1.

Была ли на уроке сформулирована цель? Каким образом? Понятно ли было на уроке, какова его цель?

2.

Не подменялась ли постановка цели формулировкой темы урока? Была ли на уроке обозначена тема? Как учитель объявил детям тему урока?

3.

Была ли цель логично переведена в адекватные учебные задачи? Какие учебные задачи были поставлены?

4.

Соответствовала ли организация всей деятельности учащихся единой главной цели урока?

5.

Была ли система заданий на уроке выстроена с учетом их разнообразия и разноуровневости?

6.

Понятны ли были формулировка цели и ее смысл для учеников?

7.

Осуществлялась ли обратная связь с учащимися? Каким образом?

8.

Способы действий и параметры результата задавались четко, однозначно, конкретно?

9.

Имелись ли у учащихся средства для достижения поставленной перед ними цели, т.е. соответствующие знания и способы действий?

10.

Проявлялся ли детьми познавательный интерес при постановке цели на уроке? Каким образом он проявлялся?

11.

Обращал ли учитель внимание детей на то, при каких условиях достижима поставленная цель?

12.

Был ли учитель краток при постановке цели?

13.

Выражал ли учитель заинтересованность и уверенность в успехе по достижению цели?

14.

Использовались ли возможности коллективной работы?

15.

Проявляли ли дети активность в принятии ими цели учебной деятельности? В каких действиях или словах проявлялась эта активность?

16.

Какие приемы использовал учитель, чтобы учащиеся принимали учебную цель (приведите примеры)?


Одним из важных помощников при анализе урока русского языка и литературы в свете требований ФГОС является не только составление отзыва об уроке, но заполнение информационной карты:

Информационная карта анализа урока (занятия) на основе деятельностного подхода

Паспорт урока

Цель посещения   урока: Оценка уровня достижения педагогом требований нового Федерального государственного общеобразовательного стандарта (ФГОС) к результатам образования

Задачи:

*проанализировать урок (занятие) с точки зрения реализации на нем общекультурного системно-деятельностного подхода, предусмотренного ФГОС;

* выявить «западающие» звенья при решении этих задач учителем;    

* наметить пути совершенствования урока (занятия)

Дата:

ФИО учителя:

Время (порядковый номер урока):

Класс (группа):

Предмет

Тема урока (занятия):                                                                  

Тип урока (занятия):

Цели урока (занятия) в деятельностной форме:

………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………

Показатель

Примечания

1. Системно-деятельностный подход

1.1. Участие детей в целеполагании, формулировке личностного смысла  урока (занятия)

Целеполагание в обучении - это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах»

 Позиции участников учебного процесса

педагог создает условия для самостоятельного учения;

 педагог вместе с обучающимися, взаимное партнерство

Формы и методы

демократический;

 динамичные формы организации учебного процесса;

 акцент на самостоятельную работу обучающихся

Средства

учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно-телекоммуникационных систем и СМИ

Слайд 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИЗ УРОКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА

Контрольная работа, выполненная на курсах повышения квалификации. КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ...

Разработка урока и анализ урока с точки зрения УУД "Австралия и Океания"

Данный урок является заключительным в теме Австралия. Цель урока: Обучающая: Обобщить,  систематизировать, закрепить знания учащихся по данной теме.Развивающая:Сформировать у ребят...

Методический анализ урока с точки зрения ФГОС

   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсал...

Методическая разработка урока с точки зрения системно-деятельностного подхода "Русский язык - один из развитых языков мира"

Данный урок разработан по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Предполагает использование УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова "Русский язык"....

Структура урока с точки зрения системно-деятельностного подхода

Презентация на тему "Структура урока с точки зрения системно-деятельностного подхода"...

Конструирование современного урока с точки зрения системно-деятельностного подхода к обучению как условие реализации

Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельного подхода в обучении. Учителей сегодня олнует множество вопросов, ответы на которые предлагает автор....

Урок с точки зрения его влияния на здоровье учащихся

Информация к заседанию школьного МО....