Методическая разработка урока с точки зрения системно-деятельностного подхода "Русский язык - один из развитых языков мира"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Данный урок разработан по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Предполагает использование УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова "Русский язык".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель урока русского языка с точки зрения системно-деятельностного
подхода.
Данный урок разработан учителем Меньщиковой Е.Н. по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Предполагается использование УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова Москва «Просвещение» 2012г. «Русский язык» 6 класс.
Знание – в действии.
Э.Роттердамский.
Тема урока: «Русский язык – один из развитых языков мира».
Тип урока: урок знакомства с новым учебным материалом
Цели урока, направленные на результат:
1)обеспечить формирование у учащихся научных знаний о русском языке.
2)обеспечить формирование способностей к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией;
3)обеспечить развитие умений полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами русского языка в своей речевой практике;
4)обеспечить воспитания интереса к русскому языку и бережного отношения к нему.
Ход урока
- Стадия вызова.
Цели: актуализация имеющихся знаний учащихся; пробуждение у учащихся интереса к получению новой информации; постановка собственных целей обучения.
Вопрос к классу:
- Какую роль в нашей жизни играет речь? Язык?
(С помощью языка мы общаемся друг с другом, передаём свои мысли и чувства, изучаем опыт поколений, приобретаем знания)
Отвечая на вопрос, учащиеся заполняют таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал(а)»
Чтение заголовка параграфа.
- Выясните по Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова значение слова развитой. Что значит «развитой»?
- Как вы думаете, русский язык всегда занимал такое высокое положение?
На доске представлен отрывок из романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина
Она по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала,
И выражалася с трудом
На языке своем родном.
-Что же получается, «русская душою» Татьяна Ларина говорила на русском языке как иностранка?
- Какое место занимал русский язык в 18,19 веках?
- Стадия осмысления.
Цели: поддержать активное восприятие новой информации; её осмысление
Обратимся к малоизвестным страницам истории русского языка.
Вам предстоит поработать с научной статьёй. Чтобы работа была эффективной, вы объединитесь в группы по четыре человека. Ваша задача прочитать текст и представить информацию в сжатом виде.
В результате работы в таблице на доске появляются записи
дата | Изменения, происходившие в статусе русского языка |
Начало 18 века | На русском языке общались, а церковнославянский выполнял функции книжного языка. |
Время правления ПетраI | Церковнославяский язык постепенно уходит на периферию культурного сознания. |
Январь 1755г. | Профессор Московского университета А.А.Барсов впервые начинает читать лекции студентам на русском языке( в нарушение официальной установки ) |
80 годы 18 века | Для обучения грамоте использовался язык церковнославянский, а для обучения другим предметам – чужие языки: латынь, немецкий, французский. |
1757г | М.В.Ломоносов издает первую «Российскую грамматику» |
5августа 1786г. | Екатерина II своим уставом утвердила преподавание в училищах на русском языке. |
- Могли ли вы предположить, что русский язык не имел должного статуса в пределах России?
- Какой язык мы получили во владение?
- Предлагаю вам познакомиться с материалом упр№1
Читает ученик с хорошим навыком чтения.
- В чём заключается богатство русского языка?
- Запишите свой ответ.
-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, обсудите спорные вопросы.
Чтение записанного ответа и коллективное обсуждение.
- Прочтите стихотворение Виктора Бокова и запишите строки, выражающие основную мысль поэтического текста.
Текст спроецирован на доске или распечатан на отдельных листах.
У пахаря была метафора:
Луну он называл серпом.
Словесность у него
Распахана,
Засеяна живым зерном.
Он лошадь называл –
Лошадушка,
Овцу он величал –
Овечушка,
Жену приветствовал:
- Душа моя,
Скажи мне доброе
Словечушко!
Надел свой величал –
Полосынька,
А травушку косил –
Шелковую.
К росе он обращался –
Росынька,
Чтоб рыть, лопату брал
Штыковую.
Мужик! Слова его
Двужильные,
В них тяжесть, и они
Не мечутся.
Мужицкие слова
Дружинами
Стояли за свое Отечество.
Как перекликается это стихотворение с нашим текстом, эпиграфом к уроку,
с высказываниями из упр№2?
3. Стадия рефлексии.
Цели: выведение знаний на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.
У каждого ученика есть графическая таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал(а )»
Первую графу учащиеся заполнили на стадии вызова. Третью заполняют на этом этапе.
В графе «Хочу узнать» ученики должны задать вопросы.
- Как вы думаете, из каких источников вы можете получить ответы на ваши вопросы?
Подводим итоги урока.
Обсуждение домашнего задания.
- Попытайтесь найти ответы на вопросы, поставленные вами на уроке.
Найдите 2-3 стихотворения о русском языке и приготовьтесь читать выразительно.
- упражнение №3 (рассуждение на основе высказывания К.Паустовского)
- Обратитесь к высказыванию из упр.№2 И.Тургенева.
Порассуждайте на тему: «От чего нужно оберегать русский язык?»
Выберете задание, которое вам будет интересно выполнять.
Приложение.
Тексты для работы в группах:
- Известно, что в языковой ситуации России в18 веке, когда русский язык не отличался универсальностью, еще не сформировался окончательно как язык культуры, было характерно доминирование в сфере интеллектуального общения иностранных (в основном латинского, французского и немецкого) языков. Русский язык в пределах территории своего законного обитания служил средством обыденного общения, продолжая сложившуюся в предшествующий период истории традицию, когда функции книжного языка выполнял язык церковнославянский.
- Решительное утверждение в правах русского языка как средства литературного выражения начинается в тот период русской истории, когда Россия «мужала с гением Петра, когда церковнославянский язык постепенно уходил на периферию1 культурного сознания и со временем замкнулся в рамках славянской культуры.
1 Периферия – местности, отдаленные от центра, окраина.
- Как, может быть, ни покажется удивительным в наше время, официальными
языками для чтения лекций в Московском университете при его открытии (январь 1755г.) были два языка: русский и латинский, но чтение лекций на русском языке при этом не получало одобрения, и А.А.Барсов»великий муж Российской Грамматики»прежде других уже в первые годы существования университета (в нарушение официальной установки) начинает читать лекции языке российском.
- Вплоть до 80-х гг. 18 века русский язык «не был не только предметом школьного изучения, но и во многих случаях не являлся средством общения учителя с учащимися при изучении некоторых предметов. Для обучения грамоте использовали язык церковнославянский, а для обучения другим предметам – чужие языки: латынь, немецкий, французский.
- Наука о русском языке начала развиваться в 18 веке. Научный гений Михаила Васильевича Ломоносова блестяще проявился области отечественного языкознания, как и в других областях. Он стал создателем первой русской грамматики, которая известна как «Российская грамматика» и вышла из печати в 1757г
- 5 августа 1786 г. Екатерина II утвердила «Устав народным училищам в Российской империи». Русский был введен в училищах как учебный предмет на весь период обучения (с первого класса, включая выпускной), и таким образом было положено начало обучению без языка-посредника.
Материал взят из статьи Т.М.Григорьева «Русский язык в России и за её пределами: малоизвестные страницы истории»
Графическая таблица.
знаю | Хочу знать | Узнал(а) |
Русский язык играет важную роль в нашей жизни: - с помощью языка мы общаемся, - изучаем опыт поколений, - приобретаем знания. | Русский язык не имел должного статуса в пределах России. Стало понятно, почему Татьяна Ларина разговаривала на русском языке как иностранка. Сейчас русский язык – один из развитых языков мира. Он звучен, мелодичен, богат синонимами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Диалог" в 5 классе с точки зрения системно - деятельностного подхода.
В данной карте представлены этапы урока, цель каждого этапа, деятельность учителя и учащихся...
Методическая разработка урока географии с применением системно – деятельностного подхода.
Методическая разработка урока географии в 6 классе и природоведения 5 класс по теме "Гидросфера Земли" для малокомплектной школы....

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира
Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

Структура урока с точки зрения системно-деятельностного подхода
Презентация на тему "Структура урока с точки зрения системно-деятельностного подхода"...

Конструирование современного урока с точки зрения системно-деятельностного подхода к обучению как условие реализации
Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельного подхода в обучении. Учителей сегодня олнует множество вопросов, ответы на которые предлагает автор....

Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....

Организации современного урока с точки зрения системно-деятельностного подхода.
Современный учитель должен шагать в ногу со временем! Особенности современного урока в рамках реализации ФГОС....