Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС), 2014-2015 год
рабочая программа по литературе (5 класс)
Программа составлена с учётом авторской программы по литературе под редакцией Г.В. Москвина, М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
УМК под редакцией Г.В. Москвина:
- Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л.. Литература. Программа. 5-9 классы. - М.: Вентана-Граф, 2013.
- Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Учебник по литературе. 5 класс. Часть 1. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Учебник по литературе. 5 класс. Часть 2. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl_moskvin_fgos.doc | 811 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Пречистенская средняя общеобразовательная школа
Утверждено приказом руководителя
образовательного учреждения
№________ от___________
Рабочая программа по литературе.
5 а, б классы.
Составили: Булыгина Наталия Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
Муравьёва Марина Витальевна,
учитель русского языка и литературы,
п. Пречистое, 2014 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов:
- ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004, № 1312. С изменениями и дополнениями от: 20 августа 2008 г., 30 августа 2010 г., 3 июня 2011 г., 1 февраля 2012 г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
- Образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
- Примерная программа по литературе для основного общего образования (5-9 классы).
- Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Литература» в 2014-2015 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области;
- Приказ ОУ от № …………………….
Программа составлена с учётом авторской программы по литературе под редакцией Г.В. Москвина, М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю)
УМК под редакцией Г.В. Москвина:
- Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л.. Литература. Программа. 5-9 классы. - М.: Вентана-Граф, 2013.
- Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Учебник по литературе. 5 класс. Часть 1. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Учебник по литературе. 5 класс. Часть 2. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Обоснование выбора УМК под редакцией Г.В. Москвина:
УМК ориентирован на реализацию целей и задач литературного образования школьников, определенных федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. В основе построения курса - компетентностный подход к процессу обучения, определяющий формирование, развитие и совершенствование двух основных видов компетенции: познавательной и деятельностной. Авторы стремились избежать традиционного противопоставления двух путей изучения литературы: от теории к деятельности и от деятельности к теории. В основу методической концепции кладется идея творческого познания как синкретического по своей сути процесса.
Отбор конкретного содержания обучения на каждом этапе подчинен проблемно-тематическому принципу в 5 – 8 классах и историко-хронологическому в 9 – 11 классах.
Методический аппарат учебника представлен разными типами вопросов и заданий ко всем видам текстов (текст об авторе, текст о произведении, текст художественного произведения); заданий, создающих мотивацию для чтения, обучающих разному типу чтения, проверяющих усвоение содержания прочитанного, позволяющих развивать речевые умения на основе прочитанного текста, нацеливающих на работу с иллюстрациями, развивающих аналитические и исследовательские умения и др. Большое внимание уделяется словарной работе. Все задания и вопросы в учебнике даны «с избытком», что позволяет организовать дифференцированное и личностно-ориентированное обучение. Формулировки большинства заданий содержат алгоритм их выполнения (способ деятельности).
В конце первой и второй УМК для всех классов даны вопросы на повторение, составленные с учетом формата Единого государственного экзамена.
Материал для уроков внеклассного чтения, представленный в учебнике, связывает единой методической идеей тексты для обязательного изучения и тексты для самостоятельного чтения.
Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
В соответствии с целями и задачами литературного образования изучение литературы в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
- Создать условия для формирования, сохранения, укрепления и развития духовно-нравственных качеств личности ребёнка.
- Создать условия для развития речи обучающихся.
- Научить учеников видеть в художественном тексте ключевые образы и воспринимать их эмоциональную составляющую.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- Обращаясь к текста художественных произведений, представленных в авторской программе, продолжить работу над смыслом понятий, определяющих вечные ценности.
- Научить отличать бытовой рассказ от литературного повествования, для чего раскрыть смысл новых понятий «художественный образ», «информационный ряд», «эмоционально-образный ряд», «тема», «идея».
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно
воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т. е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке таких его приоритетных целей, как:
- воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;
- формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление еѐ творческих способностей;
- формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;
- воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;
- развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;
- приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.
Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература).
В примерной программе представлены следующие разделы:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература первой половины XIX в.
5. Русская литература второй половины XIX в.
6. Русская литература первой половины XX в.
7. Русская литература второй половины XX в.
8. Литература народов России.
9. Зарубежная литература.
10. Обзоры.
11. Сведения по теории и истории литературы.
12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.
Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч.
Примерная программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч (12% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане) и формируется авторами рабочих программ.
В 2013-2014 учебном году в 5 классе объем часов учебной нагрузки, определенного учебным планом школы, составляет 3 часа в неделю, 102 часа в год. Уровень обучения – базовый. Данная рабочая программа рассчитана на один год.
Отличия от авторской программы:
Распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса представленной авторами программы имеет рекомендательный характер и может корректироваться с учётом конкретных особенностей учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Вариант распределения часов в авторской программе | Вариант распределения часов в рабочей программе учителя |
Аудиторные занятия – 88 ч | Аудиторные занятия – 84 ч |
Аудиторные сочинения – 6 ч | Развитие речи – 6 ч |
Внеклассное чтение – 6 ч | Внеклассное чтение – 6 ч |
Резерв – 5 ч | Стартовая диагностическая работа - 1 час |
Диагностическая работа за 1 полугодие – 1 час | |
Обобщение изученного – 3 ч, в том числе 1 ч итоговый контроль | |
Резерв – 1 ч | |
Всего – 105 ч | Всего – 102 ч |
Темы | По программе | По РП |
| 1 | |
| 1 | 1 |
| 10 | 8 |
| 23 | 26 |
| 8 | 4 |
| 1 | |
| 10 | 10 |
| 20 | 21 |
| 22 | 26 |
| 3 | |
| 5 | 1 |
| 6 | |
всего | 105 | 102 |
Таким образом, часы распределены с учётом интереса учеников к тематике произведений, возникающих трудностей при чтении, с учётом запланированных видов практической деятельности, а также в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) и Примерной программы по литературе.
Тематическое планирование
Учебно-тематический план
Планирование составлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) и Примерной программы по литературе.
На изучение литературы в 5 классе по стандартам второго поколения отводится 3 часа (102 часа), программа Г.В. Москвина для 5 класса рассчитана 105 часов. Данная рабочая программа разработана на 102 часа, т.к. учебный план школы рассчитан на 34 учебные недели.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | |
Развития речи | Внеклассное чтение | |||
1 | Стартовая диагностическая работа | 1 | ||
2 | Литература как искусство слова | 1 | ||
3 | Фольклор. | 8 | 1 | |
4 | Авторская сказка | 26 | 4 | 1 |
5 | Басня | 4 | 1 | |
6 | Промежуточная контрольная работа за 1 полугодие | 1 | ||
7 | Легенда | 10 | 1 | |
8 | Лирическое стихотворение | 21 | 1 | 1 |
9 | Роман, повесть, рассказ | 26 | 6 | 1 |
10 | Обобщение изученного (итоговый контроль) | 3 | 1 | |
11 | Резерв | 1 | ||
Итого: | 102 | 11 | 7 |
Добавлены часы на
- стартовую, полугодовую и итоговую контрольную работу,
- обобщение и повторение изученного за год,
- резерв,
т.к. это предусмотрено особенностями учебно-воспитательного процесса в данном образовательном учреждении.
Содержание учебного предмета (5 класс - 102 часа)
Содержание | Требования к знаниям и умениям обучающихся | |
Устное народное творчество | ||
Литература как искусство словесного образа — 1 час Литература и жизнь. Литература как искусство словесного образа. Вымысел. Литература как учебный предмет. Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Литература и другие виды искусства. | научится: • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере; • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин; • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; • пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы; • выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной; • видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку. получит возможность научиться: • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор; • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии; • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). | |
Реальность и вымысел. Фольклор. Малые жанры фольклора — 3 часа Коллективность творческого процесса в фольклоре. Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жанры фольклора. Выражение народного миропонимания. Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение. Загадка как метафора, вид словесной игры. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи. | ||
Русские народные сказки — 4 часа. Сказка как выражение народного миропонимания и мироотношения. Сказка как явление фольклора. Художественный мир сказок. Виды сказок.
| ||
Внеклассное чтение. «Пойди туда, не знаю куда...» — 1 час | ||
Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература | ||
Содержание | Требования к знаниям и умениям обучающихся | |
Авторская и литературная сказка Литературная сказка и фольклорная сказка. Народность литературной сказки – 1час | научится: • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. получит возможность научиться: • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). | |
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — 3 часа. Слово о писателе. Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Сюжет сказки. Образы героев. Поэтическое мастерство Пушкина. Понятие о стихотворной сказке. Фольклорные традиции в сказке Пушкина. | ||
Е.Л. Шварц. Сказка «Два клена» — 4 часа. Слово о писателе. Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Сказка-пьеса. Читатель и зритель. Фольклорная основа сюжета. Образы героев. Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости. | ||
Э.-Т.-А. Гофман. Сказка «Щелкунчик» — 2 часа. Слово о писателе. Реальное и чудесное в сказке. Значение мечты в реальной жизни. Характер героини. | ||
Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» — 5 часов. Слово о писателе. Фантастическая повесть. Сказочный характер фантастики. Волшебные и фольклорные основы повести. Реальное и фантастическое в произведении. Поэтизация картин народной жизни. Фольклорные традиции. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Изображение быта в повести. Художественные средства. Юмор. Живописность языка гоголевской прозы. Сочетание лиризма и юмора в повести. Яркость характеров. Характер повествования. | ||
М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» — 5 часа. Слово о писателе. Специфика сказки-были. Сказочные элементы в произведении. Образы героев. Нравственная проблематика. Поэзия природы в творчестве Пришвина. Образы Насти и Митраши. Смысл названия. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина. | ||
П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка» — 2 часа. Предание, сказ, сказка. Реальное и чудесное. Образ главного героя. Аллегорический образ Медной горы Хозяйки. Роль рассказчика. | ||
В.М. Гаршин. Сказка «То, чего не было» — 1 час. Слово о писателе. Специфика сказки-притчи. Иносказательность. | ||
Внеклассное чтение. В. Гауф. Слово о писателе. Сказка «Холодное сердце» — 1 час | ||
Басня Жанр басни, история его развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определённых качеств человека. Аллегория и мораль в басне – 1 час | ||
И.А. Крылов. Басни «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Волк и Ягнёнок» — 2 часа. Слово о писателе. Специфика басни. Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Аллегория и мораль, формы её воплощения. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен Крылова. | ||
Внеклассное чтение. Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья». «Соловей и ястреб». «Ворон и Лисица». «Жук и муравей» Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот». «Жёлудь и тыква». Готхольд Эфраим Лессинг. Басня «Свинья и Дуб» — 1 час. Сюжеты античных басен и их обработка в литературе 17-18 вв. аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Нравственные проблемы и поучительный характер басен. | ||
Этот необычный мир... Легенда Специфика легенды. Ее отличие от сказки. Историческая легенда. Поэтическая легенда – 1 час | ||
А.С. Пушкин. Стихотворение «Анчар» — 1 час. Слово о писателе. Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения. | ||
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы» — 2 часа. Слово о писателе. Поэтическая легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения. | ||
«Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призвание варяжских князей», «Из сказаний о князьях Олеге, Игоре, княгине Ольге», «Создание славянской азбуки») — 2 часа. Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предание. Проблема авторства. Авторы славянской азбуки. Фольклорные элементы. Образно-стилистические особенности жанра летописи. | ||
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» —3 часа. Интерес Пушкина к истории России. Легендарное и художественное. Летописная основа произведения. Традиции народной поэзии в создании образов. Смысл противопоставления образов Олега и кудесника. Особенности композиции произведения. Признаки жанра баллады. Художественные средства произведения, позволившие воссоздать атмосферу Древней Руси.Человек и судьба. Поэтический мир произведения. | ||
Внеклассное чтение. «Легенда о Томасе Лермонте» —1 час | ||
Лирическое стихотворение. Первоначальное понятие о лирике. Мир чувств. Мир души и чувств. – 1 час | ||
А.С. Пушкин. Стихотворения «Няне», «И.И. Пущину» — 1 час. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Жизненная основа душевных переживаний. Мотив дружбы, прочного союза друзей. Поэтический мир стихотворения. | ||
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — 3 часа. Стремление человека к гармонии с миром. Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Поэтический мир стихотворения. | ||
Мир природы А.А. Фет. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом...», «Кот поет, глаза прищуря...», «Мотылек», «Мальчику» — 3 часа. Слово о писателе. Философская проблематика стихотворений Фета. Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Природные образы и средства их создания. Поэтический мир стихотворения. | ||
Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров...», «Летний вечер» — 2 часа. Слово о писателе. Философская проблематика стихотворений Тютчева. Образы природы в лирическом произведении. Природные образы и средства их создания. Человек и природа. Поэтический мир стихотворения. | ||
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети» — 2 часа. Слово о писателе. Изображение жизни простого народа. Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям. Сюжетность в лирике. Поэтический мир произведения. | ||
И.А. Бунин. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...» — 1 час. Слово о писателе. Особенности изображения природы. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта. Композиция. Поэтический мир стихотворения. | ||
С.А. Есенин. Стихотворение «Береза» — 2 часа. Слово о писателе. Самобытность поэта. Особенности создания картин природы. Образ природы. Олицетворение как основной художественный приём. Напевность стиха. Поэтический мир стихотворения. | ||
Внеклассное чтение. Г. Гейне. «На севере диком...» (пер. М.Ю. Лермонтова). И.-В. Гёте. «Ночная песня странника» (пер. М.Ю. Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С. Заяицкого) — 1 час | ||
Роман, повесть, рассказ Эпические жанры литературы. Событие в эпическом произведении - 1 час | ||
Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы I, II, V, X, XXVI, XXVII, XXVIII, XXX) – 4 часа. Слово о писателе. Жанровое своеобразие романа. Образ главного героя. Случай и судьба в жизни человека. Изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека. Воля и труд. Образ путешественника в литературе. | ||
А.С. Грин. Повесть «Зеленая лампа» — 3 часа. Слово о писателе. Человек в необычной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика. | ||
А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире» — 2 часа. Слово о писателе. Человек в экстремальной ситуации. Проблема испытания силы духа. Образ главного героя. Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров. Своеобразие стилистики платоновской прозы. | ||
И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» — 4 часа. Слово о писателе. Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Образы главных героев. | ||
Ю.П. Казаков. Рассказ «Оленьи рога» — 2 часа. Слово о писателе. Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека. | ||
Дж. Лондон. Повесть «Сказание о Кише» — 2 часа. Слово о писателе. Тема человека и природы. Особенности характера главного героя. | ||
В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» — 3 часа. Слово о писателе. Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Изображение становления характера главного героя. Самообладание маленького охотника. Мальчик в борьбе за спасение. Преодоление себя. Образ главного героя. Картины родной природы. | ||
М.М. Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Минька»: «Елка», «Галоши и мороженое», «Золотые слова» — 2 часа. Слово о писателе. Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое. | ||
Внеклассное чтение. «Мы помним» (произведения о Великой Отечественной войне) — 1 час. |
Раздел 10. Обзор
5 класс 2014-2015 | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Х.К. Андерсен «Снежная королева» - 1 час | ||||
А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» - 1 час | ||||
Жанр басни. Эзоп. Жан де Лафонтен. Готхольд Эфраим Лессинг - 1 час | ||||
П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка» - 2 часа | ||||
М.Ю. Лермонтов. «Тучи» - 1 час | ||||
А.А. Фет. «Чудная картина» - 1 час | ||||
И.С. Никитин «Русь». И. Северянин «Запевка» - 1 час | ||||
И.А. Бунин. «Листопад» (фрагмент Лес, точно терем расписной…»). «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора» - 1 час | ||||
М.М. Пришвин. «Кладовая солнца» - 5 часов | ||||
А.К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…». Н.А. Заболоцкий «Гроза идёт» - 1 час | ||||
А.Н. Толстой «Детство Никиты» (фрагменты) – 1 час | ||||
М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (фрагменты) – 1 час | ||||
А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Д.С. Самойлов «Сороковые» - 1 час | ||||
18 часов |
Требование к результатам освоения содержания предметных программ
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: | Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в: | Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем: |
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края. •формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к само развитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов; • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; •освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; •формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. | • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | 1) в познавательной сфере:
|
Требования к результатам освоения содержания курса по литературе в 5 классе
Название темы | Кол-во часов | Требования к результатам (предметным и метапредметным*) | Формы контроля | ||
Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты | |||
Литература как искусство словесного образа | 1 | Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению, формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, совершенствование духовно-нравственных качеств личности. | Формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы. Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства. Иметь более глубокое понимание о литературе как об одном из видов искусства | Обучение целеполаганию, давать определения понятиям, извлечение необходимой информации из текста, осознанное построение речевого высказывания. | Входной (за курс начальной школы) Текущий. Тематический: тестовая работа |
Фольклор. Малые жанры фольклора. Русские народные сказки. | 8 | Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению, формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, совершенствование духовно-нравственных качеств личности. | Понимать роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи. Различать пословицы и поговорки. Использовать загадки и поговорки в устных и письменных высказываниях. Выявлять художественные приёмы, характерные для малых жанров фольклора. Создавать творческие работы с использованием пословиц и поговорок. Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок. Выразительно читать, пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки разных видов сказки. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Устно отвечать на вопросы | Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора, умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы, поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание способов решения задачи творческого характера. | Текущий. Тематический: тестовая работа |
Авторская сказка. | 26 | Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению, формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, совершенствование духовно-нравственных качеств личности. | Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа. | Целеполагание, планирование, структурирование информации, осознанное построение речевого высказывания, извлечение необходимой информации из текста | Текущий. Тематический: тесты в двух вариантах |
Басня | 4 | Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению, формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, совершенствование духовно-нравственных качеств личности. | Знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль, владеть навыком объяснения смысла морали, уметь охарактеризовать эпоху, в которой жил и творил И. А. Крылов; определять идейно-смысловую нагрузку в баснях. | Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы, поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание способов решения задачи творческого характера. | Текущий. Тематический: тестовая работа |
Легенда | 10 | Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению, формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, совершенствование духовно-нравственных качеств личности. | Знать специфику легенды (историческая, поэтическая). Уметь отличать её от сказки. Знать отличительные особенности летописи. Уметь находить фольклорные элементы. Знать героев легенд, их авторов; своеобразие, особенности стихотворной речи. | Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. | Текущий. Тематический: тестовая работа |
Лирическое стихотворение | 21 | Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению, формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе. | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев. | Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. | Текущий. Тематический: мини-тесты в формате ЕГЭ в шести вариантах. |
Роман, повесть, рассказ | 26 | Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению, формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе. | Понимание ключевых проблем изученных произведений, умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. Знать автора, биографические факты жизни писателя. Умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств и цитат из текста, уметь вести диалог. | Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе. | Текущий. Тематический: тестовая работа |
Обобщение изученного | 3 | Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса. Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. | Итоговый: ответы на вопросы теста, мини-сочинение (формат ЕГЭ) |
Требования к метапредметным результатам
Название темы | Кол-во часов | УУД в 5 классе | ||
Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Познавательные УУД | ||
Литература как искусство словесного образа | 1 | обучение целеполаганию; самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; анализировать условия достижения цели; адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии. | формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; высказывать и обосновывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; | давать определения понятиям; обобщать понятия; самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; строить рассуждения; излагать содержание прочитанного текста выборочно; устанавливать причинно-следственные связи. |
Фольклор. Малые жанры фольклора. Русские народные сказки | 8 | обучение целеполаганию; самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; анализировать условия достижения цели; устанавливать целевые приоритеты; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; принимать решения в проблемной ситуации; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии. | формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; высказывать и обосновывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты определённого жанра; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | давать определения понятиям; обобщать понятия; самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; строить рассуждения; осуществлять сравнение; осуществлять анализ; осуществлять классификацию. излагать содержание прочитанного текста выборочно; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности; Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. |
Авторская сказка. | 26 | обучение целеполаганию; самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; анализировать условия достижения цели; устанавливать целевые приоритеты; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; принимать решения в проблемной ситуации; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы | формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; высказывать и обосновывать свою точку зрения; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты определённого жанра; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | давать определения понятиям; обобщать понятия; самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; строить рассуждения; осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; осуществлять анализ; учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности; уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов. |
Басня | 4 | обучение целеполаганию; самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; анализировать условия достижения цели; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; принимать решения в проблемной ситуации; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии. | формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; высказывать и обосновывать свою точку зрения; устанавливать и сравнивать разные точки зрения оформлять свои мысли в письменной форме учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | давать определения понятиям; обобщать понятия; самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; строить рассуждения; осуществлять сравнение; осуществлять анализ; излагать содержание прочитанного текста выборочно; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. |
Легенда | 10 | обучение целеполаганию; самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; анализировать условия достижения цели; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; принимать решения в проблемной ситуации; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии. | формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; высказывать и обосновывать свою точку зрения; устанавливать и сравнивать разные точки зрения оформлять свои мысли в письменной форме учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | давать определения понятиям; обобщать понятия; самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; строить рассуждения; осуществлять анализ; излагать содержание прочитанного текста выборочно; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. |
Лирическое стихотворение | 21 | обучение целеполаганию; самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; анализировать условия достижения цели; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; принимать решения в проблемной ситуации; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии. | формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; высказывать и обосновывать свою точку зрения; устанавливать и сравнивать разные точки зрения оформлять свои мысли в письменной форме учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | давать определения понятиям; обобщать понятия; самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; строить рассуждения; излагать содержание прочитанного текста выборочно; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; осуществлять анализ; уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы |
Роман, повесть, рассказ | 26 | обучение целеполаганию; самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; анализировать условия достижения цели; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; принимать решения в проблемной ситуации; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии. | формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; высказывать и обосновывать свою точку зрения; устанавливать и сравнивать разные точки зрения оформлять свои мысли в письменной форме учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | давать определения понятиям; обобщать понятия; самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации строить рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ; излагать содержание прочитанного текста выборочно; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности; |
Обобщение изуч-го | 3 |
Календарно-поурочное планирование
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»
Классы | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты | |
Формирование УУД, включая результаты формирования ИКТ-компетенции | Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности | |||
5 кл | 1) воспитание российской гражданской позиции, патриотизма, уважения к Отечеству, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, формирование уважительного отношения к труду, 3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, 4) формирование нравственных чувств и нравственного поведения, 5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, 6) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; 7) осознание значения семьи в жизни человека и общества, | 1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; 2) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, 3) создание развёрнутого высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участие в обсуждении прочитанного, 4) развитие способности понимать литературные художественные произведения, 5) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста | 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; 7) смысловое чтение; 8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 9) умение работать индивидуально и в группе. 9) владение устной и письменной речью, монологической речью; 10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенции); | 1)умение планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект 2)умение распознавать и ставить вопросы, 3)умение использовать наблюдение, постановку проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, 4)умение поставить проблему, 5)умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме |
Контроль и оценка планируемых результатов обучающихся
Формы контроля:
В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:
- Технология развития критического мышления через чтение и письмо (создание кластеров, синквейнов, заполнение сопоставительной таблицы «ЗХУ» («знаю», «хочу узнать», «узнал»), приём «чтение с остановками», прогнозирование дальнейших событий через анализ заголовка).
- Компьютерные технологии.
- Проблемно-диагностическое обучение (постановка и разрешение проблемной ситуации; различные виды диалога)
При обучении по данной рабочей программе используются следующие
формы:
| методы:
|
Основной формой организации учебных занятий является урок.
Традиционная форма урока: комбинированный, урок-беседа. | Нетрадиционные уроки:
|
Применение ИКТ
- Презентация «Е.Л. Шварц. «Недаром послана на землю…».
- Э.А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король» (мультфильм).
- Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» (диск КиМ «Уроки литературы. 5-6 кл.»).
- М.М. Пришвин и Ярославский край. Прототипы героев произведений М. Пришвина.
- Презентация «В. Гауфт – немецкий сказочник».
- А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (диск КиМ «Уроки литературы. 7-8 кл.»).
- А.С. Пушкин. Лирика (диск КиМ «Уроки литературы. 5-6 кл.»). Стихи, комментарии, критика (Мультимедийная энциклопедия. «Уроки литературы 8-11 кл.»).
- И.А. Крылов. Басни (диск КиМ «Уроки литературы. 5-6 кл.»).
- Эзоп. Лафонтен. Басни (диск КиМ «Уроки литературы. 5-6 кл.»).
- М.Ю. Лермонтов. Виртуальная экскурсия «По лермонтовским местам». Лирика (диск КиМ «Уроки литературы. 5-6 кл.»). Стихи, комментарии, критика (Мультимедийная энциклопедия. «Уроки литературы 8-11 кл.»).
- Ф.И. Тютчев. Фрагменты уроков. Лирика (диск КиМ «Уроки литературы. 5-6 кл.»). Стихи, комментарии, критика (Мультимедийная энциклопедия. «Уроки литературы 8-11 кл.»).
- Презентация «Н.А. Некрасов и Ярославский край».
- С.А. Есенин. Фрагменты уроков (диск КиМ «Уроки литературы. 5-6 кл.»). Видеозапись «Жизнь и творчество С.А. Есенина» (Мультимедийная энциклопедия. «Уроки литературы 8-11 кл.»).
- И.С. Тургенев. Виртуальная экскурсия «Бежин луг» (диск КиМ «Уроки литературы. 7-8 кл.»).
- В.П. Астафьев. Виртуальная экскурсия «Васюткино озеро» (диск КиМ «Уроки литературы. 5-6 кл.»).
- «Мы помним…» (фрагменты фильмов, презентация, аудиозапись).
- Читательская конференция (фотопрзентации, фильм о деятельности обучающихся 5 кл.)
Методический блок
Количество творческих работ (сочинения) | ||
тематические | итоговых | |
6 РР №1.Классное обучающее изложение по пьесе «Два клёна» (вопрос 3Б, стр. 98, учебник часть 1) + анализ изложений. РР №2. Подготовка к домашнему обучающему сочинению-рассуждению по сказке-были Пришвина. «Кто прав: Настя или Митраша?» + анализ сочинений РР №3. Классное обучающее сочинение-анализ лирического стихотворения (по выбору учащихся). РР №4. Классное обучающее сочинение-рассуждение. «Что помогло Робинзону Крузо выжить на необитаемом острове?» + анализ сочинений РР №5. Классное обучающее сочинение-рассуждение. «Что в жизни важнее: везение или упорный труд?» + анализ сочинений РР №6. Классное обучающее сочинение-описание. «Главный герой в рассказе В. Астафьева» + анализ сочинений | 3 стартовая диагностическая работа контрольная работа за 1 полугодие итоговая |
В течение учебного процесса предусмотрены также другие виды творческих работ, способствующие развитию обучающихся:
- сочини сказку, рассказ;
- «защити» свой рисунок, поделку, альбом; представь, что ты – психолог…, эколог …, турист;
- проведи исследование, дай советы, научи…;
- напиши письмо от лица литер.героя или литер.герою (оцени поступок, посоветуй, поддержи);
- составь викторину, кроссворд;
- составь синквейн про героя про автора или по содержанию произведения;
- расскажи о писателе, поэте, используя статью учебника и доп.литературу;
- выполни мини-проект при изучении отдельных разделов;
- оформи сборник, книжку-малышку загадок, пословиц, потешек при изучении темы «Фольклор».
Произведения для заучивания наизусть
- А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (отрывок).
- А.С. Пушкин «Анчар» (отрывок или всё: по возможности ученика).
- А.С. Пушкин «Няне».
- А.С. Пушкин «И.И. Пущину».
- А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (отрывок).
- Е.Л.Шварц «Два клёна».
- И.А. Крылов «Волк и Ягнёнок» (или «Демьянова уха», или «Волк на псарне», или «Свинья под дубом» по выбору ученика»).
- М.Ю. Лермонтов «Три пальмы».
- Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок).
- Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды» (по выбору ученика).
- А.А. Фет «Я пришел к тебе с приветом…».
- И.А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…».
- Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» (отрывок).
- В.П. Астафьев «Васюткино озеро» (отрывок).
- С.А. Есенин «Берёза».
Система уроков внеклассного чтения
Название раздела | Произведение | Задачи, тематика, проблематика | Кол-во часов |
Фольклор | Сказка «Пойди туда, не знаю куда…» | Закрепить знания о композиционных частях сказки, о видах сказок, об особенностях волшебной сказки. Развивать творчество учащихся (анализ иллюстрации, составление рассказа по пословице). Проблема честного, доброго отношения к людям, проблема ума, находчивости. | 1 |
Авторская и литературная сказка | В. Гауф. Сказка «Холодное сердце» | Закрепить знания об авторской сказке. Узнать ещё одного писателя-сказочника. Проблема человеческого счастья, жизненного выбора. | 1 |
Легенда | «Легенда о Томасе Лермонте» | Возможность узнать, что, кроме исторических и философских легенд, есть легенды, связанные с человеком, его фамилией. Проблема знания-незнания своей родословной, семейных традиций | 1 |
Басня | Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья», «Соловей и ястреб». Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот». Готхольд Эфриам Лессинг «Свинья под дубом» | Расширить знания о басне как жанре, о родоначальниках басенного жанра. Развивать творческие способности учащихся через инсценирование, чтение по ролям и т.д. Проблема честного и доброго отношения к людям. | 1 |
Лирическое стихотворение | Г. Гейне. «На севере диком…» (пер.М.Ю. Лермонтова). И.-В. Гёте. «Ночная песня странника» (пер.М.Ю. Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер.С. Заяицкого) | Узнать новые фамилии зарубежных классиков. Узнать, что некоторые стихи русских поэтов – это переводы стихотворений зарубежных авторов. Познакомить учащихся с разными вариантами перевода одного стихотворения. Повторить художественные средства выразительности. Развивать эстетический вкус, творческое воображение. | 1 |
Роман, повесть, рассказ | «Мы помним» (произведения о Великой Отечественной войне) | Воспитание уважения к истории, воевавшим взрослым людям, а также к ребятам-ровесникам, которые бесстрашно шли воевать; воспитание любви к Родине, понимания необходимости её защиты. Эмоциональное воздействие на чувства учащихся. Проблема войны и мира, любви и ненависти. | 1 |
Читательская конференция (с приглашением родителей и классного руководителя) | Применять полученные ранее знания на практике: презентация или фильм об уроках литературы, внеклассных занятиях, поездках, экскурсиях в 5 классе, рисунки и поделки учащихся, тематические портфолио, творческие работы, сочинения. | 1 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература для учителя:
| Литература для учащихся:
|
Средства обучения:
- Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
- Раздаточный материал по темам курса
- Репродукции картин художников
- Фонохрестоматия.
- Экранные пособия
- Интернет-ресурсы:
А) Библиотеки:
- http://www.bibliogid.ru
- http://www.bibliotekar.ru (Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции).
- http://www.drevne.ru (Образовательный портал «Древнерусская литература»).
- http://www.gramma.ru
- http://www.gumer.info (Библиотека Гумер-гуманитарные науки (например, литературоведение).
- http://www.encyclopedia.ru (Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям).
- http://www.krugosvet.ru
- http://www.Lib.ru (Библиотека Максима Мошкова).
- http://www.litera.ru (Сервер "Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы и многое другое. На сервере также размещен сетевой литературный журнал "Словесность")
- http://litera.edu.ru (Коллекция: русская и зарубежная литература для школы).
- http://www.litwomen.ru (Сайт мировых новостей о литературе).
- http://magazines.russ.ru (Электронная библиотека современных литературных журналов России).
- http://www.russianplanet.ru (Сайт имеет следующие рубрики: библиотека детской русской и зарубежной литературы, история, филолог, вокруг света, мир знаний, Пушкин, шахматы, музеи , новости).
- http://www.russianplanet.ru/filolog/ruslit/index.htm (Сайт о древней литературе Руси, Востока, Западной Европы; о фольклоре).
- http://www.pushkinskijdom.ru (Сайт института русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук (статус государственного учреждения).
- http://www.vavilon.ru (Сайт посвящен современной русской литературе).
- http://feb–web.ru
- http://www.prlib.ru/Pages/Default.aspx (Сайт Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина)
Б) Электронные наглядные пособия:
- http://www.bibliotekar.ru/index.htm (Библиотекарь. РУ)
- http://www.a4format.ru/ (Русская литература 18-20 вв.)
- http://gallerix.ru/ (Большая художественная галерея)
В) Экранно-звуковые пособия:
- http://gold.stihophone.ru/ (Золотой стихофон)
Г) Русская классическая литература
- http://ayguo.com/ (Всероссийская инновационная программа Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены).
- http://аудиохрестоматия. рф (Наукомания)
- http://naukomania.ru/literatura (видео телеканала «Бибигон»)
Д) Театр:
http://www.theatre.ru (Сайт объединяет информацию о театрах России (ссылки), персональных страничках актеров, о премиях и фестивалях театрального искусства и т.д.)
Е) Музеи:
- http://www.borodino.ru (Государственный Бородинский военно-исторический музей).
- http://www.kreml.ru (Музей-заповедник «Московский Кремль»).
- http://www.hermitage.ru (Государственный Эрмитаж).
- http://www.museum.ru (Портал «Музеи России»).
- http://www.museum.ru/gmii/ (Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).
- http://www.museum.ru/M654 (Новгородский государственный объединенный музей-заповедник).
- http://www.museumpushkin.ru (Всероссийский музей А.С.Пушкина).
- http://www.peterhof.ru (Музей-заповедник «Петергоф»)
- http://www.rusmuseum.ru (Государственный Русский музей).
- http://www.shm.ru (Государственный исторический музей).
- http://www.tretyakovgallery.ru (Государственная Третьяковская галерея).
Материально-техническое обеспечение
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | ||
Основная школа | Старшая школа | |||
Базов. | Проф. | |||
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) | ||||
1 | Стандарт основного общего образования по литературе | Д | ||
2 | Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) | Д | ||
3 | Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень) | Д | ||
4 | Примерная программа основного общего образования по литературе | Д | ||
5 | Примерная программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по литературе | Д | ||
6 | Примерная программа среднего (полного) общего образования (профильный уровень) по литературе | Д | ||
7 | Авторские программы по литературе | Д | Д | Д |
8 | Художественная литература | Д | Д | Д |
9 | Методические пособия по литературе для учителя | Д | Д | Д |
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | ||||
10 | Портреты писателей (русских и зарубежных) | Д | Д | Д |
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА | ||||
11 | Электронные библиотеки по всему курсу литературы. Справочно-энциклопедическая литература на электронных носителях. | Д | Д | Д |
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ | ||||
12 | Видеофильмы по основным разделам курса литературы | Д | Д | Д |
13 | Аудиозаписи и фонохрестоматии по литературе | Д | Д | Д |
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | ||||
14 | Мультимедийный компьютер | Д | Д | Д |
15 | Мультимедиапроектор | Д | Д | Д |
16 | Средства телекоммуникации | Д | Д | Д |
17 | Сканер | Д | Д | Д |
18 | Принтер лазерный | Д | Д | Д |
19 | Копировальный аппарат | Д | Д | Д |
20 | Диапроектор или оверхэд (графопроектор) | Д | Д | Д |
21 | Экран на штативе или навесной | Д | Д | Д |
22 | Видеоплейер,DVD-плейер (видеомагнитофон) | Д | Д | Д |
23 | Телевизор | Д | Д | Д |
24 | Аудио-центр. | Д | Д | Д |
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ | ||||
25 | Аудиторная доска (магнитная поверхность) с набором приспособлений для крепления схем, таблиц и проч. | |||
26 | Ящики для хранения таблиц | |||
27 | Шкаф 3-х секционный (с остекленной средней секцией) |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Лист регистрации изменений к рабочей программе по литературе
учителя: Булыгиной Н.В.
№ п/п | Дата изменения | Причина изменения | Суть изменения | Корректирующие действия |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________
Подпись
Дата ___________________ Расшифровка подписи _______________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 5-7 классы ФГОС, 2014-2015
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение программы...
Рабочая программа по литературе 10 кл. 2014-2015 уч. г
Программа разработона по учебнику Лебедева...
Рабочая программа по русскому языку, литературе 6 класс ФГОС 2014 - 2015
Рабочая программа по русскому языку, литературе 6 класс ФГОС...
Рабочая программа Горячев А.В. 2 класс(ФГОС) 2014-2015 уч.год
Данная рабочая программа учебного курса информатики для 2 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе программы по информатике для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений автор...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс (ФГОС), 2014 - 2015 год
Рабочая программа по русскому языку составлена с учётом ФГОС. Используемый УМК: 1.Русский язык.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 / С.И. Львова, В.В. Льво...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс (ФГОС), 2014-2015 год
Программа составлена на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений . 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/ автор- составитель С.И.Львова.Используемый...
Рабочая программа по математике 6 класс ( ФГОС) 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по математике 6 класса составлена на основе ФГОС основного общего образования. Данная программа ориентирована на УМК С.М. Никольский....