Рабочая программа по литературе 10 кл. 2014-2015 уч. г
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рассмотрена Утверждаю
на педсовете директор школы
Протокол № 1 __________________
от ____________ В.А. Шкарупелова
Приказ № ____-о от ___________
Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
« Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАМА
по литературе
Автор-составитель:
Мамонова Н.В. учитель литературы
первой квалификационной категории
Михайловка
2014
Содержание:
Пояснительная записка _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3с
Планируемые результаты. Система контроля _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5с
Содержание планирования _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 11с
Тематическое планирование _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 15с Требования к подготовке учащихся по предмету_ _ _ _ _ _ _ _ _20с
Учебно-методическое обеспечение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 23с
Материально-техническое оснащение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 23с
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Примерной программы среднего (полного) образования по литературе, рекомендованной Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного курса, являются :
1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования.
2. Программа по учебному предмету «Литература» для 10-11 классов, автор Коровина В.Я. М.: Просвещение 2012г.)
3. Учебно-методическое обеспечение:
Русская литература 19 века: 10 класс. Лебедев Ю.В., Смирнов М.А, Михайлов С.Н. и др.М.: Просвещение, 2012.
Цели учебной дисциплины
Изучение литературы на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Содержание курса 10 -11 класса построено на литературной основе, предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое даст представление о судьбах родной литературы и родной культуры. Учитель вместе с учениками проходит путь от наблюдения за частным явлением – художественным произведением – к формированию представления об историко-литературном процессе.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Согласно Федеральному Базисному Учебному Плану (2004 г.) на изучение литературы на базовом уровне в 10-11 классах отводится 204 часа учебного времени.
Особенности организации учебного процесса.
В связи с особенностями работы в вечерней школе содержание программы разделено на 3 части (соответственно 10,11, 12 классы) и увеличено количество часов для изучения данного материала.
На изучение программы в 10 классе отводится 72 часа, из расчёта 2 ч. В неделю.
Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, которые имеют большой перерыв в обучении, низкий уровень знаний. Корме того, на протяжении трёх лет обучения состав обучающихся постоянно обновляется. Основная роль в учебном процессе отводится закреплению ЗУН при выполнении практических упражнений. Для нормализации нагрузки обучающихся используется дифференцированный подход, что способствует положительному отношению к учёбе. Выбор системы методов и приёмов обучения обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Планируемые результаты. Система контроля.
Основными результатами освоения учащимися образовательной области «Литература» являются:
Учащиеся должны знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Учащиеся должны уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Система контроля.
При изучении курса проводится 2 вида контроля:
текущий – контроль в процессе изучения темы;
формы: устный опрос, тестирование, самостоятельные работы, контрольные работы
итоговый – контроль в конце изучения зачетного раздела;
формы: устные и письменные зачетные работы по отдельным темам, собеседование.
Формы занятий:
- групповая консультация
- индивидуальная консультация
- зачет.
Типы индивидуальных консультаций
- Выявление и ликвидация пробелов в знаниях обучающихся
- Подготовка к изучению нового материала
- Подготовка к контрольной работе
Формы и методы проведения зачета:
- Устно-индивидуальный опрос по карточкам-заданиям
- Тест
- Групповое собеседование
- Письменный зачет
- Устно-письменный зачет
- Письменные ответы на вопросы
Формы промежуточной и итоговой аттестации: промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе
- Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Примечание
По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
- Оценка сочинений
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка | Основные критерии отметки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
- Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Содержание планирования.
Введение.
Общая характеристика русской классической литературы XIX века:
- золотой век русской поэзии (первая треть столетия);
- эпоха великих романов (нравственно-философская проблематика, психологизм, художественное своеобразие);
- роль литературы в духовной жизни русского общества.
Общее понятие об историко-литературном процессе.
Русская литература первой половины XIX века
А. С. ПУШКИН. Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).
«Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («IX. Ипутник усталый на Бога роптал…»), «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Осень» (отрывок), «…Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны…», «(Из Пиндемонти)».
Философское осмысление жизни, свободы, творчества и природы. Религиозные мотивы и образы.
«Медный Всадник». Изображение конфликта между государством и личностью. Отношение автора к личности Петра I и к Евгению. Особенности композиции; выразительность деталей.
Повторение романа «Евгений Онегин»
Значение творчества Пушкина в русской литературе и духовной жизни русского общества.
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
«Как часто, пестрою толпою окружен…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Отчего», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу…».
Повторение романа «Герой нашего времени».
Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностями времени и таланта: безотрадность «при жажде жизни и избытке чувства» (В. Г. Белинский).
Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества, жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермонтова.
Н. В. ГОГОЛЬ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
«Невский проспект». Контраст в изображении героев повести. Тема столкновения мечты и действительности. Сочетание лиризр, юмора и сатиры.
Повторение поэмы «Мёртвые души».
Литературные направления первой половины XIX века — романтизм и реализм (общая характеристика).
Русская литература второй половины XIX века
Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богатство языка.
И. А. ГОНЧАРОВ. Жизнь и творчество.
«Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова. Роль в роргум истории его взаимоотношений с Ольгой Ильинской. Трагический колорит в изображении судьбы Обломова. Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской позиции. Обломовщина: ее исторические и социальные корни, нравственное содержание.
А. Н. ОСТРОВСКИЙ. Жизнь и творчество (тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах драматурга).
«Гроза». Катерина и Кабаниха — два полюса Калиновского мира. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством». Символика заглавия пьесы.
И. С. ТУРГЕНЕВ. (Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
«Отцы и дети». Базаров в системе действующих лиц. Ум, твердая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. Его нигилизм и нравственный максимализм. Отношение автора к герою. Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе. Своеобразие композиции (испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов). Споры вокруг романа.
Ф. И. ТЮТЧЕВ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
«Silentium!», «Цицерон», «О, как убийственно мы любим… «Не то, что мните вы, природа…», «Предопределение», «Она с дела на полу…», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое…»).
«Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять… «Природа — сфинкс. И тем она верней…», «Слезы людские, слезы людские…», «Осенний вечер» (по выбору).
Тютчев — поэт-философ. Трагическое ощущение мимолетности человеческого бытия. Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Пластическая точность образов, их символический смысл.
А. А. ФЕТ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
«Шепот, робкое дыханье…», «Какая грусть! Конец аллеи… «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Это утро, радость эта… «Ласточки пропали…» (по выбору).
Н. А. НЕКРАСОВ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
«Вчерашний день, часу в шестом…», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»).
«Кому на Руси жить хорошо». Замысел и история создания поэмы. Народнопоэтическая основа поэмы. Ее композиция и стиль. Философия народной жизни («Крестьянка»). Тема судьбы России («Пир на весь мир»).
Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических жанров с прозаическими; широкое v пользование фольклора.
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН . Жизнь и творчество (с обобщением изученного.
Проблематика и поэтика сказок.
«История одного города» (обзор с чтением и разбором избранных страниц). Замысел, проблематика и жанр произведения. Гротеск, черты антиутопии в произведении.
Л. Н. ТОЛСТОЙ (21 час). Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).
«Севастопольские рассказы»-народ и война.
«Война и мир» — роман-эпопея. Народ и личность — одна из главных проблем романа. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Богатая внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни. Душевная красота в понимании писателя. Любовь Толстого к жизни, чувство полноты бытия. «Мысль народная» в романе (вопрос о смысле исторического процесса, о границах человеческой воли). Кутузов и Наполеон. Правдивое изображение войны и основных ее героев — простых солдат — как художественное
открытие Толстого. Единство картин войны и мира и философских размышлений писателя. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних монологов). Картины природы в романе.
Мировое значение творчества JI. Н. Толстого.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Тип урока | Домашнее задание |
Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. | Лекция с эл.беседы | Лекция | |
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. | Изучение нового материала | Биография Пушкина. | |
Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и михайловской ссылок. | Изучение нового материала | Вопросы | |
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина | Комбинированный | Чтение стихотворения наизусть | |
Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина. | Изучение нового материала | Вопросы | |
Философская лирика А.С.Пушкина. | Практикум | Анализ стихотворения | |
А.С.Пушкин «Медный всадник». | Лекция с эл.беседы | Вопросы | |
Повторение романа «Евгений Онегин». | Семинар | Подготовка к к/р | |
Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина. | Контроль знаний | ||
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. | Лекция с элементами беседы. | Конспект в тетради. | |
Тема жизни и смерти в лирике Лермонтова. | Изучение нового материала | Чтение стихотворения наизусть | |
Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова | Комбинированный | Выразительное чтение стихотворения | |
Адресаты любовной лирики Лермонтова. | Изучение нового материала | Конспект в тетради. | |
Повторение романа «Герой нашего времени». | Повторительно- обобщающий | Заполнить таблицу | |
Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова. | Контроль знаний |
| |
Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество ( с обобщением ранее изученного). | Лекция с элементами беседы | Конспект в тетради. | |
Н.В.Гоголь «Петербургские повести». Образ «маленького человека». | Лекция с элементами беседы | «Невский проспект»-читать | |
Н.В.Гоголь «Невский проспект». Образ Петербурга. | Практикум | Конспект в тетради | |
Обучение анализу эпизода. | Практикум | «Портрет»-читать | |
Реальность и фантастика в повести «Невский проспект» | Комбинированный | ||
Вн.чт. Н.В.Гоголь «Портрет» | Лекция с элементами беседы | Подготовиться к семинару. | |
Повторение поэмы «Мёртвые души». | Семинар | «Обломов»-читать | |
Обзор русской литературы второй половины 19 века. | Лекция с элементами беседы | Конспект в тетради | |
И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. | Лекция с элементами беседы | Подготовиться к беседе по вопросам учебника | |
«Обломов» особенности композиции романа. | Лекция с элементами беседы | Пересказ материала урока | |
«Обломов» как роман о любви. | Лекция с элементами беседы | Заполнить таблицу | |
«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике. | Изучение нового материала | Выписать тезисы | |
Сочинение по творчеству И.А. Гончарова. | |||
А.Н.Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. | Лекция с элементами беседы | Составить хронологическую таблицу | |
Драма «Гроза». История создания, система образов. | Лекция с элементами беседы | «Гроза»-читать | |
Своеобразие конфликта. Система образов. | Изучение нового материала | Стр.11-14 | |
Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». | Лекция с элементами беседы. | Заполнить таблицу | |
Протест Катерины против «тёмного царства пьесы. | Аналитическое чтение | Характеристика Катерины. | |
Нравственная проблематика пьесы. | Лекция с элементами беседы. | Подготовиться к сочинению | |
Классное сочинение по творчеству А.Н.Островского. | р/р | ||
Написание сочинения. | р/р | ||
И.С.Тургенев. Жизнь и творчество ( с обобщением ранее изученного). | Лекция с элементами беседы | «Отцы и дети»-читать | |
История создания романа «Отцы и дети». | Изучение нового материала | Подготовиться к анализу главных героев | |
Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя. | Лекция с эл.беседы | Составить таблицу | |
«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». | Лекция с эл.беседы | Стр.64-69 | |
Любовь в романе «Отцы и дети». | Лекция с эл.беседы | Стр.69-72 | |
Анализ эпизода «Смерть Базарова» | Практикум | ||
Споры в критике вокруг романа. | Лекция с эл.беседы | Стр.76-79 | |
Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. | Лекция с эл.беседы | Конспект | |
Единство мира и философия природы в лирике Ф.И.Тютчева. | Лекция с эл.беседы | Чтение стихотворения наизусть | |
Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева. | Аналитическое чтение | Выразительное чтение стихотворения | |
Любовная лирика Ф.И.Тютчева. «О, как убийственно мы любим…», «К.Б.». | Практикум | Анализ стихотворения | |
А.А.Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. | Лекция с эл.беседы | Выразительное чтение стихотворения | |
Любовная лирика А.А.Фета. «Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь» и др. | Практикум | Анализ стихотворения | |
Сочинение по творчеству И.С Тургенева, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. | р\р | Подготовить сообщение | |
Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. | Лекция с эл.беседы | «Рыцарь на час»-читать | |
Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час» и др. | Лекция с эл.беседы. | Стр.111 | |
Тема любви в лирике Н.А.Некрасова. | Практикум. | «Кому на Руси жить хорошо»- читать | |
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. | Лекция с эл.беседы. | Читать часть «Крестьянка» | |
Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | Лекция с эл.беседы. | Анализ образа крестьянки | |
Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | Лекция с эл.беседы. | Ответить на вопросы | |
Особенности языка поэмы. | Практикум | Стр.203-205 | |
М.Е.Салтыков – Щедрин. Личность и творчество. | Лекция с эл.беседы. | Сказки – читать | |
Проблематика и поэтика сказок. | Аналитическое чтение | «История одного города»-обзор содержания | |
Обзор романа «История одного города» | Лекция с эл.беседы | Стр. 260-265 | |
Л.Н.Толстой. Этапы творческого пути. Духовные искания. | Лекция с эл.беседы | «Севастопольские рассказы»-обзор содержания | |
Народ и война в «Севастопольских рассказах» | Изучение нового материала | «Война и мир» - читать | |
История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. | Изучение нового материала | Стр.271-277 | |
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. | Лекция с эл.беседы | Сравнительные характеристики женских образов | |
Женские образы в романе «Война и мир». | Лекция с эл.беседы | Анализ эпизода | |
Семья Ростовых и семья Болконских. | Лекция с эл.беседы | Индивидуальные задания | |
Тема народа в романе «Война и мир». | Лекция с эл.беседы | Систематизировать материал по Наполеону и Кутузову | |
Кутузов и Наполеон. | Лекция с эл.беседы | Заполнить таблицу | |
Проблема истинного и ложного в романе «Война и мир» | Лекция с эл.беседы | Подготовиться к зачёту | |
Художественные особенности романа. | Практикум | Ч.3 гл.14-17 | |
Анализ эпизода из романа «Война и мир». | Практикум | Вопросы в тетради | |
Контрольная работа по творчеству л.Н. Толстого. | Контроль знаний |
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса.
Знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в., этапы их творческой эволюции;
- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
- определять род и жанр литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- ргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ
- Художественная литература как искусство слова.
- Художественный образ. Художественное время и пространство.
- Содержание и форма. Поэтика.
- Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.
- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
- Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
- Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.
- Деталь. Символ. Подтекст.
- Психологизм. Народность. Историзм.
- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
- Гипербола. Аллегория.
- Стиль.
- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.
- Литературная критика.
Учебно-методическое обеспечение.
1. Лебедев Ю.В., Смирнов М.А., Михайлов 1. С.Н. и др. Русская литература 19 века: 10 класс: Учебник в 2 ч., М: Просвещение, 2012.
2.Учебник-практикум: «Русская литература XIX века». 10 класс: учебник-практикум для общеобразовательных учреждений. Автор: Ю.И.Лыссой. М.: Мнемозина, 2008
3. Егорова, Н.В., Золотарёва, И.В. Поурочные разработки по литературе XIX века: 10 класс/ Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва, - Москва «ВАКО», 2009
4. Картавцева, М.И. Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы: практическое пособие/ М.И.Картавцева, - ТЦ «Учитель», Воронеж, 2006
5. Цветкова, Г.В. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г.В.Цветкова, - Волгоград: Учитель, 2011
6. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008
7. Павлова, О.А. Готовимся к сдаче ЕГЭ по литературе. Комплексный анализ художественного текста: (дидактические материалы)/ О.А.Павлова, - Белгород: ООО «Логия», 2004
8. Шапошникова, В.В. «Открой мне глубокую тайну твою…». Методическое пособие по литературному анализу для старших классов/ В.В.Шапошникова, - М.: Московский Лицей, 2003
9. Альбеткова, Р.И. Учимся читать лирическое произведение/ Р.И.Альбеткова, - М.: Дрофа, 2007.
10. Мещерякова, М.И. Литература в таблицах и схемах (теория, история, словарь)/ М.И.Мещерякова, - М.: Айрис-пресс, 2006
11. Чернец, Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов/ Л.В.Чернец, - Москва «Просвещение», 2007
Материально-техническое оснащение.
- Таблицы.
- Комплект портретов. Русские писатели 19 века.
- Мультимедиа комплекс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе на 2014-2015 год, 9 класс, В.Я.Коровина
Рабочая программа по литературе на 2014-2015 для 9 класса разработана на основе авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной...
Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год, 6 класс, В.Я.Коровина
Рабочая программа по литературе для 6 класса, 68 часов...
Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год, 10 класс, под редакцией В.Я.Коровиной
Рабочая программа по литературе , 10 класс , 102 часа. Авто учебника - В.Я.Коровина...
Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год, 5 класс, В.Я.Коровина, ФГОС
Рабочая программа по литературе на 105 часов по ФГОС на 2014-2015 учебный год...
Рабочие программы по математике на 2014 - 2015 учебный год
Рабочие программы по математике 6 класс по учебнику Виленкина, по алгебре в 9 классе по учебнику Макарычева, по геометрии в 9, 10 классах по учебнику Атанасяна, по алгебре и началам анализа в 10 класс...
Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год
Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....
Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год
Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....