Открытый урок литературы в 5 классе.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Задания , вопросы по произведениям ,изучаемым в разделе " Русские писатели 20 века" по учебнику под редакцией В.Я.Коровиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-викторина" Из русской литературы 20 века". | 913.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – викторина по литературе в 5 классе по разделу:
«Из русской литературы 20 века».
Цель:
1. Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.
2. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах, углубить знания учащихся;
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам, систематическому чтению.
Ход урока:
Учитель: -Сегодня на уроке поговорим о писателях и поэтах 20 века, проведем исследование:
1)Какие проблемы поднимают авторы в своих произведениях?
2)Какие качества в себе нужно воспитывать на литературных примерах?
Задания:
1.Узнай писателя по фотографии:
Иван Алексеевич Бунин ( 1870 – 1953), Владимир Галактионович Короленко(1853-1921),
Сергей Александрович Есенин (1895-1925), Павел Петрович Бажов (1879-1950),
Константин Георгиевич Паустовский ( 1892- 1968), Самуил Яковлевич Маршак(1887-1964),
Андрей Платонович Платонов(Климентов 1899-1951), Виктор Петрович Астафьев(1924-2001),
Александр Трифонович Твардовский(1910-1971), Константин Михайлович Симонов(1915-1979).
2.Сопоставьте произведения и их авторов, назови жанр произведения:
1) В.Г.Короленко а) «Двенадцать месяцев» - пьса-сказка.
2) С.А.Есенин б) «Тёплый хлеб» - сказка.
3) П.П.Бажов в) «Васюткино озеро»- рассказ.
4) К.Г.Паустовский г) «Медной горы Хозяйка» - сказ.
5) С.Я.Маршак д) «В дурном обществе»- повесть.
6) А.П.Платонов е) «Я покинул родимый дом…»- стихотворение.
7) В.П.Астафьев ж) «Никита»- рассказ.
3. Портрет героя.( Назвать героя, произведение, автора.).
- Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами.( Валек. «В дурном обществе»).
- На грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать - девка. Коса сизо-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь.
Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо - на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка (подвижная. - Ред.). Слыхать - лопочет что-то, а по-каковски - неизвестно, и с кем говорит - не видно. Только смешком все. Весело, видно ей.( П.Бажов МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА). Жил в Бережках со своей бабкой мальчик ……….по прозвищу "Ну Тебя" Он был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: "Да ну тебя!". Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, он отвечал сердитым басом: "Да ну тебя! Ищи сам!". Когда бабка выговаривала ему за неласковость, он отворачивался и бормотал: "Да ну тебя! Надоела!". (Паустовский Константин
«Теплый хлеб» мальчик Филька ).Дома он увидел мать. Она сидела за столом и смотрела, не отводя глаз, на старого солдата, который ел хлеб и пил молоко.
Солдат поглядел на мальчика, потом поднялся с лавки и взял его к себе на руки. От солдата пахло теплом, чем-то добрым и смирным, хлебом и землей. Мальчик оробел и молчал. (А.Платонов «Никита»).Перед закрытой стеклянной дверью, ведущей из столовой в сад, стояли, прижав к стеклу носы, две девочки, две сестры. Если бы кто из сада на них взглянул, сразу бы увидел, что только им во всем саду и доме в этот солнечный весенний день было грустно. У старшей Вали даже слезинка блестела на щеке, вот-вот капнет на передничек. А младшая, Катюша, надутая- пренадутая, сердито смотрела на скворца, сдвинув пухлые брови, — точно скворец ее куклу клюнул или через форточку пышку с маком унес. (С.Черный "Кавказский пленник").
Отец уехал по делам в Париж. Мама с экономкой ушли в соседнее местечко за покупками. Его не взяли, — до местечка три километра, да обратно три. Жара, он «слабый», он устанет… И не надо! Слабый… А мама не слабая? Вчера по парку и вокруг пруда он километров восемнадцать рысью проскакал. Попробовала бы экономка за ним угнаться… И потом в сарайчике на вытянутой руке жестянку с краской десять секунд держал. Слабый…(Черный Саша « Игорь-Робинзон»).
4.«Черный ящик».
-Из каких произведений взяты предметы?
(Достают предметы, коротко пересказывают сюжет произведения, называют проблематику).
Кукла ( «В дурном обществе»).
Малахитовая шкатулка(« Медной горы хозяйка»).
Подснежники ( «12 месяцев»).
Ржаная горбушка ( «Теплый хлеб»).
Кедровая шишка («Васюткино озеро»).
Заяц («Заячьи лапы»)
5. Конкурс стихов, написанных поэтами 20 века.
Участники по очереди читают наизусть стихи, изученные в 5 классе в этом разделе.
6. Разгадайте кроссворд по содержанию повести
В.Г.Короленко « В дурном обществе».
(Разгадав его, вы прочтете по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово,
которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям.)
1.Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. (Грусть.)
2.Должность отца Васи. (Судья.)
3.Самое красивое здание в Княж-городке. (Тюрьма.)
4.Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла.)
5.Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. (Часовня.)
6.Чувство, которое испытывает Вася в родном доме . (Одиночество.)
7.Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.)
8.Дерево, которое росло перед входом в подземелье. (Черемуха.)
ГУМАНИЗМ - Исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих
способностей, считающая благо человека критерием оценки общественных отношений.
Подведение итогов: (Записываются слова на доске).
-О чем говорили на уроке?
-Чему еще учат писатели и поэты 20 века?
-Какие еще качества нужно в себе развивать?( любовь к ближним, милосердие , сострадание, самообладание, выдержку, доброту, умение прийти на помощь, любовь и бережное отношение к животным).
-Хочется закончить урок словами Л.Н.Толстого: «Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя.В той мере,в которой он очищен,через него светит вечный свет.Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».
-М.Горький писал: «Человек – это звучит гордо».
-Так вот писатели помогают нам своими произведениями «очиститься» от плохого и открыть в себе новое, хорошее, чтобы наше звание человека звучало гордо!
Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами
На грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать - девка. Коса сизо-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь.
Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо - на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка (подвижная. - Ред.). Слыхать - лопочет что-то, а по-каковски - неизвестно, и с кем говорит - не видно. Только смешком все. Весело, видно ей…
Жил в Бережках со своей бабкой мальчик ……….по прозвищу "Ну Тебя". Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: "Да ну тебя!". Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: "Да ну тебя! Ищи сам!". Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: "Да ну тебя! Надоела!"
Дома он увидел мать. Она сидела за столом и смотрела, не отводя глаз, на старого солдата, который ел хлеб и пил молоко. Солдат поглядел на мальчика, потом поднялся с лавки и взял его к себе на руки. От солдата пахло теплом, чем-то добрым и смирным, хлебом и землей. Мальчик оробел и молчал.
Перед закрытой стеклянной дверью, ведущей из столовой в сад, стояли, прижав к стеклу носы, две девочки, две сестры. Если бы кто из сада на них взглянул, сразу бы увидел, что только им во всем саду и доме в этот солнечный весенний день было грустно. У старшей Вали даже слезинка блестела на щеке, вот-вот капнет на передничек. А младшая, Катюша, надутая- пренадутая, сердито смотрела на скворца, сдвинув пухлые брови, — точно скворец ее куклу клюнул или через форточку пышку с маком унес.
Отец уехал по делам в Париж. Мама с экономкой ушли в соседнее местечко за покупками. Игоря не взяли, — до местечка три километра, да обратно три. Жара, он «слабый», он устанет… И не надо! Слабый… А мама не слабая? Вчера по парку и вокруг пруда он километров восемнадцать рысью проскакал. Попробовала бы экономка за ним угнаться… И потом в сарайчике на вытянутой руке жестянку с краской десять секунд держал. Слабый…..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.
ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...
Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»
Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...
Открытый урок литературы 7 класс. "Тихая моя Родина".
Форма проведения: урок-мастерская. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Тема: «Тихая моя Родина»...
Открытый урок в 6 классе по литературе. Тема урока « Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь»
Урок посвящается детскому писателю Альберту Анатольевичу Лиханову и его роману « Мой генерал»...
Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.
Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...
Открытый урок Литература 9 класс М.Цветаева . "Прохожий "
Особенности поэтики Марии Ивановны Цветаевой..(Стихотворение «Прохожий »)с переводом на тувинский язык .Сравнение выразительных средств языка.познакомить с биографией пис...