Открытый урок литературы в 5 классе.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Мельникова Галина Васильевна

Задания , вопросы по произведениям ,изучаемым в разделе " Русские писатели 20 века" по учебнику под редакцией В.Я.Коровиной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – викторина по литературе в 5 классе по разделу:

                «Из русской литературы 20 века».

Цель:   
1. Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам. 
2. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.

Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах, углубить знания учащихся;
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам, систематическому чтению.

Ход урока:

Учитель: -Сегодня на уроке поговорим о писателях и поэтах 20 века, проведем исследование:

1)Какие проблемы поднимают авторы в своих произведениях?

2)Какие качества в себе нужно воспитывать на литературных примерах?

Задания:

1.Узнай писателя по фотографии:

Иван Алексеевич Бунин ( 1870 – 1953),  Владимир Галактионович Короленко(1853-1921),

Сергей Александрович Есенин (1895-1925),  Павел Петрович Бажов (1879-1950),

Константин Георгиевич Паустовский ( 1892- 1968),  Самуил Яковлевич Маршак(1887-1964),

Андрей Платонович Платонов(Климентов 1899-1951), Виктор Петрович Астафьев(1924-2001),

Александр Трифонович Твардовский(1910-1971), Константин Михайлович Симонов(1915-1979).

2.Сопоставьте произведения и их авторов, назови жанр произведения:

1) В.Г.Короленко        а) «Двенадцать месяцев» - пьса-сказка.

2) С.А.Есенин              б) «Тёплый хлеб» - сказка.

3) П.П.Бажов               в) «Васюткино озеро»- рассказ.

4) К.Г.Паустовский      г) «Медной горы Хозяйка» - сказ.

5) С.Я.Маршак             д) «В дурном обществе»- повесть.

6) А.П.Платонов          е) «Я покинул родимый дом…»- стихотворение.

7) В.П.Астафьев          ж) «Никита»- рассказ.

          3. Портрет героя.( Назвать героя, произведение, автора.).

  1. Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами.(  Валек. «В дурном обществе»).
  2.    На грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать - девка. Коса сизо-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. 

    Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо - на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка (подвижная. - Ред.). Слыхать - лопочет что-то, а по-каковски - неизвестно, и с кем говорит - не видно. Только смешком все. Весело, видно ей.( П.Бажов МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА).
  3. Жил в Бережках со своей бабкой мальчик ……….по прозвищу "Ну Тебя" Он  был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: "Да ну тебя!". Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, он отвечал сердитым басом: "Да ну тебя! Ищи сам!". Когда бабка выговаривала ему за неласковость,  он отворачивался и бормотал: "Да ну тебя! Надоела!". (Паустовский Константин
    «Теплый хлеб» мальчик Филька ).

  4. Дома он  увидел мать. Она сидела за столом и смотрела, не отводя глаз, на старого солдата, который ел хлеб и пил молоко. 
         Солдат поглядел на мальчика, потом поднялся с лавки и взял его к себе на руки. От солдата пахло теплом, чем-то добрым и смирным, хлебом и землей. Мальчик оробел и молчал. (А.Платонов «Никита»).

  5. Перед закрытой стеклянной дверью, ведущей из столовой в сад, стояли, прижав к стеклу носы, две девочки, две сестры. Если бы кто из сада на них взглянул, сразу бы увидел, что только им во всем саду и доме в этот солнечный весенний день было грустно. У старшей Вали даже слезинка блестела на щеке, вот-вот капнет на передничек. А младшая, Катюша, надутая- пренадутая, сердито смотрела на скворца, сдвинув пухлые брови, — точно скворец ее куклу клюнул или через форточку пышку с маком унес. (С.Черный "Кавказский пленник").

  6. Отец уехал по делам в Париж. Мама с экономкой ушли в соседнее местечко за покупками. Его не взяли, — до местечка три километра, да обратно три. Жара, он «слабый», он устанет… И не надо! Слабый… А мама не слабая? Вчера по парку и вокруг пруда он километров восемнадцать рысью проскакал. Попробовала бы экономка за ним угнаться… И потом в сарайчике на вытянутой руке жестянку с краской десять секунд держал. Слабый…(Черный Саша « Игорь-Робинзон»).

 4.«Черный ящик».

-Из каких произведений взяты предметы?

(Достают предметы, коротко пересказывают сюжет произведения,  называют проблематику).

Кукла ( «В дурном обществе»).

Малахитовая шкатулка(« Медной горы хозяйка»).

Подснежники ( «12 месяцев»).

Ржаная горбушка ( «Теплый хлеб»).

Кедровая шишка («Васюткино озеро»).

Заяц («Заячьи лапы»)

     

  5. Конкурс стихов, написанных  поэтами  20 века.

      Участники по очереди читают наизусть стихи,  изученные в 5 классе в этом разделе.

  6. Разгадайте кроссворд по содержанию повести

                         В.Г.Короленко  « В дурном обществе». 

(Разгадав его, вы прочтете по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово,

 которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям.)

1.Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. (Грусть.)

2.Должность отца Васи. (Судья.)

3.Самое красивое здание в Княж-городке. (Тюрьма.)

4.Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла.)

5.Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. (Часовня.)

6.Чувство, которое испытывает Вася в родном доме . (Одиночество.)

7.Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.)

8.Дерево, которое росло перед входом в подземелье. (Черемуха.)

ГУМАНИЗМ  - Исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих 
способностей, считающая благо человека критерием оценки общественных отношений.

Подведение итогов: (Записываются слова  на доске).

-О чем говорили на уроке?

-Чему еще учат писатели и поэты 20 века?

-Какие еще качества нужно в себе развивать?( любовь к ближним, милосердие , сострадание, самообладание, выдержку, доброту, умение прийти на помощь, любовь и бережное отношение к животным).

-Хочется закончить урок словами Л.Н.Толстого: «Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя.В той мере,в которой он очищен,через него светит вечный свет.Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».

-М.Горький писал: «Человек – это звучит гордо».

-Так вот писатели помогают нам своими произведениями «очиститься» от плохого и открыть в себе новое, хорошее, чтобы наше звание человека звучало гордо!

http://pomninas.ru/images/news/articles/1315854812358388(platonov.jpg).jpg

 http://teacher.ts6.ru/images/stories/materiali/tvardovski.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/4/103/349/103349890_astafiev.gif

http://chernavabibl.ucoz.ru/klassiki/bunin/bunin.jpghttp://www.playcast.ru/uploads/2013/10/02/6220689.jpg

  http://lib2.podelise.ru/tw_files2/urls_325/25/d-24170/24170_html_336be718.jpg http://www.cultandart.ru/uploads/posts_meta/content_pics/post-enrfdh9b5fr4dz83nrea.jpg

http://rubakaminfo.ru/wp-content/uploads/2012/02/Konstantin-paustovskiy.jpg

Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами

 

 На грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать - девка. Коса сизо-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. 
Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо - на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка (подвижная. - Ред.). Слыхать - лопочет что-то, а по-каковски - неизвестно, и с кем говорит - не видно. Только смешком все. Весело, видно ей…

Жил в Бережках со своей бабкой мальчик ……….по прозвищу "Ну Тебя". Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: "Да ну тебя!". Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: "Да ну тебя! Ищи сам!". Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: "Да ну тебя! Надоела!"

Дома он  увидел мать. Она сидела за столом и смотрела, не отводя глаз, на старого солдата, который ел хлеб и пил молоко. Солдат поглядел на мальчика, потом поднялся с лавки и взял его к себе на руки. От солдата пахло теплом, чем-то добрым и смирным, хлебом и землей. Мальчик оробел и молчал.  

Перед закрытой стеклянной дверью, ведущей из столовой в сад, стояли, прижав к стеклу носы, две девочки, две сестры. Если бы кто из сада на них взглянул, сразу бы увидел, что только им во всем саду и доме в этот солнечный весенний день было грустно. У старшей Вали даже слезинка блестела на щеке, вот-вот капнет на передничек. А младшая, Катюша, надутая- пренадутая, сердито смотрела на скворца, сдвинув пухлые брови, — точно скворец ее куклу клюнул или через форточку пышку с маком унес. 

Отец уехал по делам в Париж. Мама с экономкой ушли в соседнее местечко за покупками. Игоря не взяли, — до местечка три километра, да обратно три. Жара, он «слабый», он устанет… И не надо! Слабый… А мама не слабая? Вчера по парку и вокруг пруда он километров восемнадцать рысью проскакал. Попробовала бы экономка за ним угнаться… И потом в сарайчике на вытянутой руке жестянку с краской десять секунд держал. Слабый…..

Константин Симоновhttp://megabook.ru/stream/mediapreview?Key=%d0%9a%d0%be%d1%80%d0%be%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%ba%d0%be%20%d0%92%d0%bb%d0%b0%d0%b4%d0%b8%d0%bc%d0%b8%d1%80%20%d0%93%d0%b0%d0%bb%d0%b0%d0%ba%d1%82%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%b8%d1%87&Width=654&Height=654


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Открытый урок литературы 7 класс. "Тихая моя Родина".

Форма проведения: урок-мастерская. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Тема: «Тихая моя Родина»...

Открытый урок в 6 классе по литературе. Тема урока « Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь»

Урок посвящается детскому писателю Альберту Анатольевичу Лиханову и его роману « Мой генерал»...

Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.

Открытый урок литературы в 5 классе  по  повести  В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....

Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...