Урок-исследование Литература (7 класс) Тема: «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Развить навыки исследовательской работы, сравнительного анализа текста, работы с дополнительной литературой; развить знания учащихся о жанре стихотворения в прозе; углубить знание о мастерстве И.С. Тургенева; раскрыть идейно-художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»; соприкоснуться с поэтическим миром И.П. Мятлева, И. Северянина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование
Литература (7 класс)
Тема: «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева
«Как хороши, как свежи были розы…»
Автор - Мелюкова Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Удомельская средняя общеобразовательная школа №5
с углублённым изучением отдельных предметов»
г. Удомля,
Тверская область
Цель урока:
Развить навыки исследовательской работы, сравнительного анализа текста, работы с дополнительной литературой; развить знания учащихся о жанре стихотворения в прозе; углубить знание о мастерстве И.С. Тургенева; раскрыть идейно-художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»; соприкоснуться с поэтическим миром И.П. Мятлева, И. Северянина.
Предварительное задание.
- Биографы готовят информацию о жизненном и творческом пути И.П. Мятлева и И.Северянина.
- Чтецы работают над выразительным чтением произведения И.П. Мятлева «Розы», стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…», поэтического текста И.Северянина «Классические розы».
- Художники иллюстрируют предложенные для анализа произведения.
! По ходу урока учащиеся заполняют таблицу:
автор, произведение | художественный мир произведений | |||
тема | идея | чувства лирического «я» | художественно-выразительные средства языка | |
И.П. Мятлев «Розы» | ||||
И.С. Тургенев «Как хороши, как свежи были розы…» | ||||
И. Северянин «Классические розы» |
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
Звучат строки из стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Старик».
«Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева – единственный в своем роде в русской литературе цикл – итог многолетних раздумий писателя над человеческой жизнью и жизнью народа.
Задание.
? Прокомментируйте опору
Материал из истории создания и публикации «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева.
1877 г. – «Зигзаги» - «Старческие раздумья»;
1882 г. – «Вестник Европы» № 2 (публикация части «Стихотворений в прозе»;
1933 г. – первая полная публикация «Стихотворений в прозе».
? Дайте определение жанра «стихотворение в прозе».
Слово учителя.
Стихотворение в прозе – это сплав поэзии и прозы в новом единстве, позволяющем вместить целый мир в небольшие размышления. Тургенев в своем лирическом дневнике размышляет о Родине, воспевает природу, осмысливает вечные вопросы поэзии, красоты, творчества, дружбы и любви.
Постарайтесь выразительным чтением произведения И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…» передать партитуру чувств лирического героя.
Подготовленный учащийся исполняет стихотворение в прозе.
Аналитическая работа над текстом произведения.
? Каким настроением проникнуто данное стихотворение в прозе.
? Подберите строки, наиболее полно передающие душевное состояние лирического героя. Не звучат ли здесь автобиографические мотивы?
? Сформулируйте главную мысль стихотворения в прозе.
? Назовите ключевые слова, восстановите смысловой ряд (роза – шипы – …)
?Какова сюжетно-композиционная особенность текста?
? Какую роль выполняет сочетание прошлого и настоящего?
? Какие образы возникли у вас при чтении стихотворения в прозе? (устные комментарии рисунков учащихся).
Слово учителя.
Тургенев – певец природы. Он стремился к простоте ее воспроизведения, обладая великим даром художественного восприятия мира.
Аналитическая работа над текстом произведения.
? Прочитайте описание природы. Какие средства художественной изобразительности использует писатель?
? Согласны ли вы, что обращение к природе помогает проникнуть в глубину душевных переживаний лирического героя?
? В чем художественное своеобразие данного произведения?
Слово учителя.
Первая строка стихотворения Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…», повторяющаяся в качестве лейтмотива, принадлежит И.П. Мятлеву и впервые была опубликована в стихотворении «Розы» в 1835 году.
Слово биографа.
Биографическая справка о И.П. Мятлеве.
Выразительное чтение подготовленным учеником стихотворения Мятлева «Розы».
Аналитическая работа над текстом произведения, элементы сравнительного анализа произведения.
? Какие образы возникли у вас при чтении художественного произведения?
(Роза – …).
? Как вы думаете, что пленило Тургенева в стихотворении «Роза»?
? Помогла ли Тургеневу поэтическая строка из стихотворения Мятлева выразить свои мысли, настроения?
? Почему эта строка вынесена Тургеневым в название стихотворения в прозе?
Слово художникам (комментарии рисунков)
Слово учителя.
Поэты часто используют в своих произведениях цитаты из стихотворений других авторов. В 1925 году И. Северянин в стихотворении «Классические розы» тоже обращается к поэтической строке И.П. Мятлева «Как хороши, как свежи были розы…».
Подготовленный учащийся читает стихотворение И. Северянина «Классические розы».
Слово биографа.
Информация о жизненном и творческом пути И. Северянина.
Аналитическая работа над текстом произведения
? Какие чувства и настроения вызывает у вас стихотворение «Классические розы»? Восстановите смысловой ряд.
? В чем идейно-художественное своеобразие данного поэтического текста?
Слово учителя.
И.С. Тургенев не верил в будущее своих «Стихотворений в прозе». Он считал, что «река времени в своем течении унесет эти легонькие листы». И здесь он ошибся, не предугадал. Мы обращаемся к его произведениям и учимся красоте, благородству, мудрости, чистоте чувств, постижению смысла святого слова – «Родина».
Тургенев говорил: «Нет счастья вне родины, каждый пускает корни в родную землю».
Проблемная ситуация
? Какие мотивы объединяют три произведения русской классики?
Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру «Зима…Свеча…Розы…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс
Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитан...
Стихотворения в прозе И.С.Тургенева, как средство воспитания толерантного отношения.
Данную тему мы с учениками проходили на основе стихотворений в прозе И.С.Тургенева....
Стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...», «Старуха». Конспект урока в 10 классе.
Знакомство учащихся с жанром "стихотворение в прозе". выявление особенностей тургеневского мировосприятия впоследние годы жизни, Тонкость духовного мира, глубина переживаний, философский н...
Методическая разработка мастерской по стихотворению в прозе И.С. Тургенева "Роза"
Мастерская предполагает более глубокий анализ текста, его эмоциональное восприятие на основе обращения к личному опыту, накопление рабочего материала к творческой интерпретации художественного т...
Выступление на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы Фрагмент урока внеклассного чтения в 10 классе по теме: И.С. Тургенев « Как хороши, как свежи были розы» - стихотворение в прозе.
Доказать, что произведение «Как хороши, как свежи были розы» - стихотворение в прозе (считается стихотворением)...
План-конспект урока "Как хороши, как свежи были розы..."
План-конспект урока литературы в 8 классе "Как хороши, как свежи были розы"...
Урок литературы в 10 классе «Как хороши, как свежи были розы…». Жизнь и любовь И.С.Тургенева.
Цель: познакомить обучающихся с некоторыми фактами биографии И.С.Тургенева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения поэта, на его творческую судьбу с целью более глубокого понимания его произ...