Тема урока: «Доброделание. Нравственные ценности в жизни человека. Подтема: «Возможен ли диалог ценностей?»
план-конспект урока (5 класс) на тему

Земцова Татьяна Викторовна
Цель: Сохранить через диалог нравственных ценностей историческую память о заступниках земли Русской, причисленных Русской Православной Церковью к лику Святых и пробуждать актуальное желание служить на благо и во славу своему Отечеству на примере жизни Святых. Задачи обучения и воспитания: 1. Понять смысл и значение нравственности для своей жизни. 2. Чётко определить самые важные духовно-нравственные ценности современного российского общества. 3. Проследить, как в русской истории проявлялись нравственные ценности, начиная с эпохально-важного события - Крещения, определившего дальнейший путь страны, и решить, можем ли мы им следовать сегодня. 4. Продвинуться в воспитании добрых качеств (добродетелей) для нелёгкой работы в борьбе с дурными наклонностями (страстями). 5. Укрепиться в стремлении делать добро, любить людей, верно служить Родине и своему народу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemtsova_t.v._urok_vozmozhen_li_dialog_tsennostey.docx152.68 КБ

Предварительный просмотр:

                Земцова Т.В. – МБОУ Щёлковская гимназия

Тема урока: «Доброделание. Нравственные ценности в жизни человека. Подтема: «Возможен ли диалог ценностей?»

(IV-V класс)

 

Цель: Сохранить через диалог нравственных ценностей историческую память о заступниках земли Русской, причисленных Русской Православной Церковью к лику Святых и пробуждать актуальное желание служить  на  благо и во славу своему Отечеству на примере жизни Святых.

Задачи обучения и воспитания:

1. Понять смысл и значение нравственности для своей жизни.

2. Чётко определить самые важные духовно-нравственные ценности современного российского общества.

 3. Проследить, как в русской истории проявлялись нравственные ценности, начиная с эпохально-важного события - Крещения, определившего дальнейший путь страны,  и решить, можем ли мы им следовать сегодня.

4. Продвинуться в воспитании добрых качеств (добродетелей)  для нелёгкой работы в борьбе с дурными наклонностями (страстями).

5. Укрепиться в стремлении делать добро, любить людей, верно служить Родине и своему народу.

Тип урока: закрепление, осмысление понятий (нравственность, молитва, подвиг, благочестие, икона, святой, величание, стихира, апостол, равноапостольный, преподобный).

Вид урока: интегрированный урок-путешествие.

Используемые на уроке технологии:

1. Метатехнологии (влияют  на всю имеющуюся систему образования):

- развивающая, проблемная технология;

- культуросообразное обучение.

2. Макротехнологии (влияют на образование  в отдельной отрасли):

- технологии восприятия художественного образа;

- технологии интеграции искусств.

3. Мезотехнологии (направлены на изменения в отдельном образовательном уровне - например, начальном или среднем):

- приобщения школьников к знаниям о богатом наследии православной культуры, использование ее воспитательного потенциала, формирование на этой основе нравственных, эстетических чувств, вкусов, творческих способностей и потребностей эстетического преобразования окружающего мира.

4. Микротехнологии (технологии организации отдельного урока или занятия):

- формирование важного учебного действия - умения рассказывать об одном и том же явлении (событии, герое) языком разных видов искусства.

          5. Информационно-коммуникационные.

6. Арт-терапии и здоровьесбережения.

Виды деятельности: системно-деятельный подход в воспитании духовно-нравственных ценностей, формирование универсальных учебных действий (УУД), анализ, оценка  и обобщение духовно-нравственных явлений, рефлексия.

Формы работы: методическая разработка урока-путешествия с презентацией.

Основные понятия:

нравственность - это способность отличать добро от зла;

молитва – форма общения с Богом, обращение к Нему с благодарностью, за помощью и благословением;

подвиг - это сознательный героический поступок во благо других людей, совершаемый человеком не в безвыходной ситуации, а при наличии альтернативы ничего не предпринимать и не подвергать себя опасности.

благочестие-доброта, честность, честь;

икона – от др.-греч. εἰκών «образ», «изображение»; 

святой – освященный Божией благодатью;

величание – краткое хвалебное песнопение, характерное для русской церковной музыки;

апостол – ученик Христа, несущий людям его учение;

равноапостольный – равный апостолу;

благоверный – лик православных святых из монархов, прославляемых церковью за праведную жизнь

преподобный – святой из монахов, кто молитвой, постом и трудами стремился быть подобным Господу Иисусу Христу.

стихира – (от греч. στίχος - стихотворная строка, стих), в Православном богослужении – гимн на тему дня или воспоминаемого события.

Материалы к уроку

Иконы:

«Собор всех святых в земле Российской просиявших»;

«Святой равноапостольной княгини Ольги»;

«Святого равноапостольного Великого князя Владимира»;

«Святого преподобного Ильи Муромца»;

«Святого благоверного князя Александра Невского»;

«Святого благоверного князя Дмитрия Донского»;

«Святого преподобного Сергия Радонежского».

стихира русским Святым в исполнении хора Свято-Троицкой Лавры; хор «Вставайте, люди русские»  из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский»; величальная Александру Невскому;

 картины – М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», В. Васнецова «Три богатыря», фрагменты триптиха Ю. Пантюхина «За Землю Русскую» и П. Корина «Александр Невский».

Оборудование, технические средства:  Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, СД-диски

      Планируемые результаты:

Личностные УУД: Воспитывать желание служить  на благо и во славу своему Отечеству на примере жизни святых.

         Пробуждать  чувство гордости за своё Отечество, малую Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

Осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть жизненных идеалов, исторических традиций.

Укреплять этические чувства, доброжелательность и эмоционально-
нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству.

Познавательные УУД: узнать о подвигах  и жизни святого князя  Александра Невского.

Вспомнить отрока Варфоломея (будущего игумена Русской земли - преподобного Сергия Радонежского, который узнал силу молитвы, когда просил научиться читать), святых: преподобного Илью Муромца, защитника земли Русской, равноапостольных князя Владимира, княгиню Ольгу.  

Информационные УУД: Рассмотреть материалы презентации и подготовить вопросы к ней;

Рассмотреть икону «Собор всех святых в земле Российской просиявших» и ознакомиться с сообщением о ней;

Прослушать по ходу презентации звуковое сопровождение: стихиру русским Святым в исполнении хора Свято-Троицкой Лавры, хор «Вставайте, люди русские» из кантаты С.Прокофьева «Александр Невский»,  величальную Александру Невскому.

Коммуникативные УУД: коллективное обсуждение полученных впечатлений, умение слушать и слышать друг друга, корректировать собственные действия.

Методы: 

художественного, нравственно-эстетического познания ценностей; концентричности организации музыкально-исторического материала; «забегания вперёд и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в обучении); проблемно-поисковый (побуждающий и подводящий к диалогу).

Принципы:

Культуросообразности;

Личностно-ценностного соответствия;

Содержательных обобщений.

Домашнее задание: 

Подготовить интерактивное мини-путешествие по городам России, где стоят памятники, посвящённые Святым Благоверным князьям Александру Невскому и Дмитрию Донскому;

Подготовить сообщение о Преподобном Илье Муромце, Преподобном Сергии Радонежском.

Ход урока

Вступление

Тема сегодняшнего урока: «Нравственные ценности в жизни человека». Подтема: «Возможен ли диалог ценностей?» (слайд №1)

Цель и задачи урока - (слайд №2)

Основные понятия к уроку - (слайд №3)

Как вы понимаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Может быть, о добре и зле?

Что такое в вашем понимании «добро»?

Добро — это то, что приносит счастье и не причиняет никому вреда, ущерба, боли, страданий.

Вы, конечно, правы. А помните ли вы, что  в христианстве самым главным представителем и источником добра считается Бог. Объективным критерием добра (также как и блага) является соответствие его воле Бога. Состояние или чувство, из которого творится добро — это любовь. Совершенная любовь свойственна только Богу. А, значит, и совершенное добро, без малейшей примеси зла, может творить только Он или существа, выполняющие Его волю.

Христианство рассматривает зло не как самостоятельную сущность, но как умаление добра.

А что значит соответствовать воле Бога?

Жить по его заповедям…

Тема нашего  с вами урока звучит так: читаем вслух  со слайда 1

Что же такое «нравственность»?

Прежде всего, это способность отличать добро от зла. Если человек перестает отличать добро от зла, то человек перестает быть человеком.

Для подтверждения хочу привести в пример  слова нашего уважаемого митрополита Кирилла: «главный тезис всей моей жизни звучит так: нравственность - это условие выживания человеческой цивилизации, не больше, и не меньше…

А что будет, если человек откажется от своего нравственного принципа бытия, если различие добра и зла будет признано нецелесообразным, исходя из внутренних побуждений, из побуждений совести, что произойдет тогда? А тогда только один путь - человек будет жить по закону инстинкта, по закону животного мира».

Хотелось бы вам находиться в обществе, в котором  люди живут по закону инстинкта, по закону животного мира?

Нет…

Какие   главные христианские добродетели мы уже знаем?

Самыми главным христианскими добродетелями являются: вера (в Бога), надежда (на Бога) и любовь (к Богу и ближним)

         А теперь подумайте и назовите  самые важные  духовно-нравственные ценности современного  российского общества?

Честность, любовь к Родине, христианская вера, семья, красота природы, любовь к ближнему.

А всегда ли легко любить ближнего?

Нет…

Конечно, любовь к ближнему - для многих несбыточный, недостижимый идеал. Но если поставить себе целью восхождение к этому идеалу, постепенное продвижение к нему через отказ от ненависти, через приятие в свою душу жалости, понимания и сочувствия к другому человеку, через сотворение дел добра и милосердия, то как прекрасно преобразится наша жизнь!

А скажите эти ценности новые, они появились недавно или были присущи всей истории нашей страны?

- Да, эти ценности всегда были в нашей истории.

А раз так, то возможен диалог ценностей!?

Наверное, да…

Чтобы подтвердить эту мысль, давайте совершим небольшое путешествие по страницам истории. И поможет нам в этом искусство, потому,  что реально существовавшие русские люди, ставшие впоследствии святыми, представлены не только церковной музыкой, но и музыкой композиторской, не только иконами, но и произведениями художников. В их честь, или, как говорили раньше, «в похвалу», написано множество икон, воздвигнуты храмы и часовни, сложены молитвы и песнопения, написаны жития (жизнеописания) и романы, поэмы и стихотворения, воздвигнуты памятники, сняты кинофильмы

Основная часть урока.

Наиболее ярко лучшие качества человека: любовь к Родине, христианская вера, любовь к семье - проявляются в трудные для страны годы.

Итак, перенесёмся мысленно в X век (период около 920-969 г. годы жизни княгини Ольги)

Как звали княгиню, первой принявшей христианство?

- княгиня Ольга

слайд 4.

Подобно апостолам Святая равноапостольная княгиня Ольга взяла на себя нелегкий подвиг проповедования христианства в языческой Руси. Она была первым правителем Киевской Руси, принявшим крещение, и, таким образом, предопределила принятие христианства всем древнерусским народом. Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, благодаря ее стараниям началось его просвещение. Княгиня Ольга вложила и в укрепление христианства ту же последовательную настойчивость, какую вложила в укрепление государства, и ту же организационную способность. Влияние княгини Ольги сыграла важную роль в воспитании своего внука – будущего князя Владимира. 

24 июля – день почитания Святой равноапостольной княгини Ольги.

Наше путешествие  идёт дальше (ок. 960 - 15 июля 1015г.- годы жизни князя Владимира).

Кто крестил языческую Русь?

 - князь Владимир - Красное солнышко

слайд 5.

Самым важным событием, определяющим дальнейший путь страны, явилось Крещение Руси. Крещение произвело переворот в жизни Руси - это был разрыв, национальное самоотречение, перелом в сторону добра.

Крестителем Руси был Великий князь Владимир. Принятие христианства в качестве государственной религии является самой главной исторической заслугой Владимира перед Русью. Православие сделало русских уникальными, православие определило будущую высокую судьбу России.

Святой Владимир именуется Равноапостольным потому, что с таким же усердием, как и святые апостолы, старался просвещать верою в Иисуса Христа своих подданных.

28 июля – день почитания Святого равноапостольного Великого князя Владимира. В этот же день мы отмечаем и День Крещение Руси.

Да, наша страна подарила миру огромное количество Святых.

На Руси стремление к «святой» (то есть - освященной Божией благодатью) жизни было характерной чертой жизни, быта, уклада, традиции. Евангельским идеалам старался следовать каждый благочестивый христианин. Однако, в христианском понимании святой - это не просто «хороший и добрый» человек. Приняв в свое сердце Слово Божие о спасении, святые всю жизнь строили на исполнении заповедей Божиих.

А как вы думает, жить по заповедям Христовым  просто и легко?

- Нет.

А где люди искали поддержку и находили помощь  в нелёгкой работе борьбы с дурными наклонностями (страстями) и воспитании добрых качеств (добродетелей)?

- Для этого они обращались к Богу с молитвой о помощи.

Что такое молитва?

- Форма общения с Богом.

Земная жизнь святых проходила в разные времена, среди разных народов. Были они царями и бедняками, воинами и простыми рыбаками, старыми и совсем еще юными... Но общее, что их объединяло, - это любовь к Богу и к людям. За эту любовь многие из святых перенесли ужасные мучения и смерть, став мучениками за веру во Христа. За свою верность, они стали Божьими людьми, святыми. Люди, совершавшие во имя Христа духовный подвиг, становились примерами для подражания другими христианами.

Почитание христианами святых означало почитание в них благодати Святого Духа, Божиего присутствия в этом человеке. И сегодня каждый день года христианская Церковь посвящает прославлению кого-то из святых. Истории их жизни (жития) поучительны для всех людей, так как рассказывают о мужественных, добрых, смелых, верных людях. К этим качествам человеческой личности всегда уважительно относились люди.

В честь всех русских святых исполняют песнь-гимн стихиру. Давайте послушаем стихиру в исполнении хора Свято-Троицкой Лавры русским Святым и рассмотрим икону «Собор всех Святых в земле Российской просиявших» (слайд 6).

 Кто подготовил сообщение об истории иконы «Собор всех Святых в земле Российской просиявших»?

(выступает  ученик):

«Об истории этой иконы известно совсем немного фактов. Считается, что на ней изображен момент Страшного суда, который пройдут как верующие, так и безбожники. Во главе суда будет находиться Святая Троица: Отец - Господь Бог, Сын - Иисус Христос, и Святой Дух, изображенный в виде голубя.

На самом верху изображена Святая Троица. В центре изображен Небесный Царь. Таким образом, иконописцы наглядно показывают его величие. Справа от него - Сын Иисус Христос, а над ними парит Святой Дух в виде Голубя.

Во втором ряду изображена Божия Матерь. На иконе также присутствуют образы мучеников. Когда-то они не только открыто заявляли о своей вере, но и страдали за это. В самом низу можно увидеть Людей Христа. При жизни они отличились богоугодными делами, поэтому не меньше остальных заслужили место среди Святых».

У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, нравственный облик не только не стирается из памяти потомков, а, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Те же из них, чья жизнь была озарена ореолом святости, а деяния и служение народу были угодны Богу, ещё более чтимы на земле.

Продолжим наше путешествие во времени.

На календаре XII в. (ок. 1150(1165)-1203 г. – годы жизни Ильи Муромца).

Какой былинный богатырь, защитник Родины, причислен к лику Святых?

- Илья Муромец 

На слайде 7 мы видим картину русского художника В. Васнецова  «Богатыри».

Духовной мощью веет от образов былинных защитников Древней Руси. Васнецов стремился на пороге XX века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим.

Слайд 8.

Когда сила богатырская  у Ильи Муромца ослабла, он принял монашес

кий постриг и совершал молитвенный подвиг за нашу Родину и народ.

В своих молитвах, постом и трудами  он стремился быть подобным Господу Иисусу Христу и преуспел в этом уподоблении.

      19 декабря (по юлианскому) – день почитания Святого преподобного Ильи Муромца.

Мы все являемся наследниками нашей  истории и культуры.  Каждый из нас сможет научиться видеть, понимать, любить и беречь этот красивый мир.

И вновь перелистаем календарь нашей истории: XIII в. (30.05.1220-14.10.1263 г. – годы жизни Александра Невского).

 Великий князь, прославившийся победами над ливонскими и шведскими рыцарями, а также дипломатическим талантом в переговорах с ханами Золотой орды?

- Александр Невский

 слайд 9 

(звучит хор «Вставайте, люди русские» из 4-й части кантаты С. С. Прокофьева «Александр Невский»).

       Только представьте себе:  воскресенье, 15 июня 1240 года небольшая княжеская дружина неожиданно напала на шведов. После этой битвы на Неве народ прозвал князя Александра Невским. Сколько лет было князю?

- Двадцать!

Александру Невскому принадлежат замечательные слова, которыми он вдохновил своё войско перед битвой со шведами на Неве-реке: «Нас немного, а враг силён.  Но не в силе Бог, а в правде. Если Бог за нас, то кто против нас?»

Чему мы можем научиться у Святого благоверного князя?

- Храбрости, мужеству, стойкости перед испытаниями… 

В 2008 г. телеканал «Россия» провёл шоу «Имя России», в ходе которого зрителям предлагалось выбрать того, кто в наибольшей степени может служить главным символом России. Больше всего голосов набрал Александр Невский.

Как вы думаете, почему?

- Защитник земли Русской, Храбрый, Мудрый…

На слайде 9 мы видим фрагменты триптихов художников Ю. Пантюхина и П. Корина.

 Живописный портрет Александра Невского занимает центральную часть триптиха «Александр Невский» художника П. Корина. Во всю высоту полотна стоит князь Александр, опираясь обеими руками на меч в ножнах.

Вспоминаются, ставшие крылатыми, слова: «Кто с мечом к нам войдёт, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоит русская земля! »  Их, согласно сценарию, и произносит главный герой фильма «Александр Невский» режиссера Сергей Эйзенштейна, вышедший на экраны 1 декабря 1938 г., и с той поры эти слова ассоциируются с именем Александра Невского как его личная, «историческая» фраза.

Очевидно, в основе этой фразы лежит известное евангельское выражение: «Взявшие меч, мечом погибнут». Или в полном виде: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 52).

Над головой  князя - воинская хоругвь с образом Спаса Ярое око, наследным образом рода Ярославичей.

На  полотне Ю. Пантюхина нет изображения воинского щита, сама композиция картины представляется щитом, а фигура князя Александра Невского - олицетворением защиты. На втором плане - очертание Софии Новгородской - главной святыни Северной Руси.

 Давайте теперь рассмотрим икону Святого благоверного князя Александра Невского и его духовный портрет как Образец нравственных и духовных ценностей (слайды 10-11,  звучит Величальная )

Православная церковь канонизировала Александра Невского в 1380 г., а 06.12 (по новому стилю) – день почитания Святого благоверного князя Александра Невского, прославляемого церковью за праведную жизнь.

И вот ещё один пример того, как через века не меркнет в человеке свет духовно-нравственных ценностей:  IV век (12.10.1350-19.05.1389 г. - годы жизни Дмитрия Донского)

        С именем этого князя связана одна из самых славных побед русского оружия - победа над татарами на поле Куликовом?

- князь  Дмитрий Иванович Донской.

          слайд 12  

        Да, это была одна из тех великих нравственных побед, которые навеки остаются в памяти народа и воспоминаниями,  которые в дни новых бед и испытаний укрепляют национальное мужество.

1 июня – день почитания Святого благоверного князя Дмитрия Донского.

 Прошлое Русской земли богато великими героями, проявлявшими чудеса храбрости. Но русская история слагалась не только из подвигов героев. В ней часто главнейшие роли играли и скромные подвижники, которые своим примером вдохновляли народные массы, укрепляли в них веру, облагораживали их нравы. Они оставили о себе такую память, которая прочнее памяти о многих героях и богатырях. Таких людей благоговейно почитал весь народ - от царя до последнего простолюдина.

       Итак,  задержимся ещё в XIV в., (03.05.1314 или 1322-25.09.1392 г. – годы жизни Сергия Радонежского) 

Святой, который узнал силу молитвы в  детстве, прося Бога научить его читать?

- Сергий Радонежский

 (слайд 13 – картина М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»). 

 (слайд 14 – икона «Преподобный Сергий Радонежский»)

Как сообщает первый жизнеописатель преподобного Сергия -   Епифаний, битве с Мамаем предшествовала встреча князя Димитрия с преподобным Сергием: «Известно стало, что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены». Великий князь Димитрий, впоследствии известный как Дмитрий Донской, «пришел к Святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий - муж добродетельный и даром пророческим обладает». Преподобный Сергий, согласно Епифанию, ответил:

Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в своё отечество с великой честью вернешься.

Получив от преподобного Сергия благословение, великий князь «ушел из монастыря и быстро отправился в путь».

8 октября, 18 июля – день почитания Святого преподобного Сергия Радонежского.

Для закрепления материалов урока разгадываем кроссворд, предварительно разделив класс на малые группы по 2 ученика. Раздаточный материал – распечатанный кроссворд.

Заключительная часть:

У каждого из Святых, имена и деяния которых прозвучали на уроке, в жизни был свой подвиг. Что же такое «подвиг»?

- Это сознательный героический поступок во благо других людей, совершаемый человеком не в безвыходной ситуации, а при наличии альтернативы ничего не предпринимать и не подвергать себя опасности

 Пример их жизни заставляет нас радоваться и печалиться, вздохнуть и поучиться, а главное - укрепиться в стремлении  творить добро, ощутить в себе энергию и суровое мужество отдавать все силы души для того, чтобы передать другим поколениям эти знания,  любить людей, верно служить Родине и своему народу.

Для этого мы стараемся сохранить историческую память о заступниках России, причисленных Русской Православной Церковью к лику святых.  Понять смысл и значение нравственности для своей жизни.

Сегодня на уроке мы постарались чётко определить для себя самые важные духовно-нравственные ценности современного российского общества.

 Кроме того, мы с вами  проследили, как в русской истории проявлялись нравственные ценности, начиная с эпохально-важного события - Крещения, определившего дальнейший путь страны,  и решили,  что мы можем  им следовать сегодня.

Очень надеюсь, что после этого урока вы  укрепитесь в стремлении делать добро, любить людей, верно служить Родине и своему народу.

     Я также надеюсь, что вы сумеете внести  свой вклад в это всеобщее возрождение, в сохранение рода человеческого от саморазрушения и безнравственности.  

 И даже если не будет дано нам взойти на высоту любви к врагу своему, то все равно, следуя по жизни заповеданным нам путем, мы неизбежно преобразим духовно и себя, и свои отношения с ближними, продолжать вести  диалог нравственных ценностей. Преобразимся сами - преобразится и наш мир.

Итог урока:

1. Познакомились с основными понятиями урока.

2. Размышляли о возможности диалога нравственных ценностей.

3. В процессе урока мы с вами вспомнили имена Святых, которые определили духовно-исторический выбор России и разгадали кроссворд.

4. Познакомились со Святыми Благоверными князьями, защищавшими нашу страну.

5. Проследили на отдельных примерах жизни и деянии Святых как нравственные ценности передавались во все времена, оставаясь основополагающими для нашего народа.

6. Прослушали стихиру русским Святым в исполнении хора Свято-Троицкой Лавры; хор «Вставайте, люди русские»  из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский»; величальная Александру Невскому.

7. Познакомились с картинами В.Васнецова, М.Нестерова, фрагментами триптиха Ю. Пантюхина и П. Корина, русскими иконами.

Учебный материал на этапе объяснения:

1. Шевченко Л.Л.  «Православная культура». Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год обучения. Книга первая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. – 108 с., стр. 65-66 (святой понятие),

2. Шевченко Л.Л.  «Православная культура». Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год обучения. Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. – 112 с., ч.2, стр. 36-38 (Сергий Радонежский), стр.81-87 (защитники русской земли);

3. Шевченко Л.Л.  «Православная культура». Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3(4) годы обучения. Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. – 176 с., стр. 14-15 (икона Собор всех святых), стр. 28-29 (кн. Ольга и кн. Владимир) и стр. 43 (Илья Муромец), 46-52 (Александр Невский), 53-58 (Сергий Радонежский);

4. Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и ку4льтура религии (Православие)  Учебное пособие / под ред. Л.Н. Антоновой. 2-е изд. – М, 2007. – 256 с., стр. 100-111 (Сергий Радонежский), стр. 146-147 (Дмитрий Донской);

5. Благословенный выбор святого Владимира, Крестителя Руси (ноябрь-декабрь 2014 г., Московская область) / Московская епархия Русской Православной Церкви, Министерство образования Московской области; сост.: Н.Н. Пантюхина, епископ Зарайский Константин. – М.: ООО «Диона», 2014. – 204 с.

6. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 класса  начальной школы – М.: Просвещение, 2008, стр. 42-45.

7. Критская Е.Д., Сергеева Г.П. «Музыка», 3 класс - М., «Просвещение» 2013, стр.16-17 (Александр Невский), стр. 52-53 (кн. Ольга и кн Владимир).

8. Критская Е.Д., Сергеева Г.П. «Музыка», 4 класс - М., «Просвещение» 2013, стр. 26-31 (Икона Всех святых, кн. Владимир, стихира), стр.28-29 (Илья Муромец) (Александр Невский).

9. Критская Е.Д., Сергеева Г.П. «Музыка», 5 класс М., «Просвещение» 2013, стр. 90-97 (Александр Невский).

Учебный материал на этапе закрепления:

стихира  русским святым,  

иконы «Собор всех святых в земле Российской просиявших», Святому князю Владимиру и Святой княгине Ольге, преподобному Илье Муромскому, преподобному Сергию Радонежскому, Святому благоверному князю Александру Невскому,

картины В. Васнецова, Ю. Пантюхина, М. Нестерова,  

величание Александру Невскому, народное песнопение «О Сергии Радонежском».

Учебное задание  на этапе опроса (КИМы) – Кроссворд: «Святые земли Русской».

Проблемные вопросы и задания:

Дайте определение трем самым главным христианским добродетелям?

К каким качествам человеческой личности всегда уважительно относились люди на Руси и есть ли они у вас?

Легко ли бороться с дурными наклонностями (страстями) и воспитывать в себе добрые качеств (добродетели)?

Подготовить интерактивное мини-путешествие по городам России, где стоят памятники, посвящённые Святым Благоверным князьям  Александру Невскому, Дмитрию Донскому;

Подготовить сообщение о Преподобном Илье Муромце, Преподобном Сергии Радонежском.

Рефлексия (примерная самооценка урока):

а) критерии факта:

дети усвоили отлично не только имена Святых, но и их деяния, ответив на вопросы и разгадав  кроссворд;

хорошо поработали  на разных этапах виртуального путешествия по страницам истории;

Познакомились с русскими иконами и картинами В. Васнецова, М. Нестерова, фрагментами триптиха Ю. Пантюхина и П. Корина;

Прослушали стихиру русским Святым в исполнении хора Свято-Троицкой Лавры; хор «Вставайте, люди русские»  из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский»; величальная Александру Невскому.

Удовлетворительно усвоили основные понятия урока, а также размышляли о возможности диалога нравственных ценностей.

Вызвали некоторые затруднения вопросы, связанные с датами чествования Святых земли Русской, заданные по ходу урока.

б) критерии отношения:

отношения к содержанию учебного материала - положительное;

отношения между детьми в процессе усвоения материала - активная  взаимопомощь и поддержка;

отношение к учителю - положительное.

Инновационность: через диалог нравственных ценностей и  связь традиций православной культуры сохранить историческую память о заступниках земли Русской, причисленных Русской Православной Церковью к лику Святых в учащихся, с опорой на наглядно-образный компонент учебного материала, с учётом возрастных особенностей восприятия.


Приложение

Кроссворд «Святые земли Русской»

По горизонтали:

1. Имя Святого равноапостольного князя, при котором произошло Крещение Руси.

2. Имя Святой равноапостольной княгини - бабушка, первая принявшая православие.

3. Имя Святого благоверного князя, который перед битвой получил благословение Сергия Радонежского.

По вертикали:

1. Человек, освященный Божией благодатью.

2. Имя былинного богатыря, причисленного к лику Святых.

3. Имя Святого благоверного князя, прославившегося дипломатическим талантом в переговорах с ханами Золотой орды.

4. Что есть символ святости при изображении на иконе.

5. Священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

6. Имя Святого, который узнал силу молитвы в  детстве, прося Бога научить его читать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 11 классе по «Проблема нравственного выбора в жизни человека» (по роману В.Дудинцева «Белые одежды»)

Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч...

Конспект урока литературы в 11 классе по «Проблема нравственного выбора в жизни человека» (по роману В.Дудинцева «Белые одежды»)

Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч...

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».

Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...

Классный час- Ценности в жизни человека

Классный час- Ценности в жизни человека...

Технологическая карта библиотечного урока в 5 классе по теме: «ДОБРО КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ (на примере произведения К.Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ»).

Цели: обратить внимание учащихся на лучшие устремления человека; научить пониманию того, что счастье человека в труде, взаимной выручке, доброте.Планируемые результаты изучения темы:Предметные умения:...

Доклад тема:"Формирование духовно-нравственных ценностей на уроке и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС" педсовет

Мы гордимся своими достижениями, но не собираемся на этом останавливаться: будем совершенствовать работу, стараясь приобщать детей к увлекательному миру хорового пения, даря радость совместного творче...