Интегрированный урок – путешествие в Древнюю Русь (литература и история, 6 класс)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Конспект интегрированного урока (литература и история) в 6 классе при изучении темы"Древняя Русь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i._muromets.doc | 53 КБ |
urok_dergunova.ppt | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд. Интегрированный урок – путешествие в Древнюю Русь (литература и история, 6 класс) (Бурдуковская И.А., учитель высшей категории, ГБОУ школа 1996, Москва, 2015 год).
Цель: познакомить учащихся с культурой Древней Руси; выявить признаки византийского влияния; выяснить роль принятия христианства в процессе развития культуры. Обобщить и углубить знания учащихся о русском богатыре Илье Муромце, о былинах
Задачи урока:
Обучающая: формировать навыки самостоятельной работы с текстом учебника, соотносить факты, соотносить тексты исторических источников с событиями, делать выводы.
Развивающая:
- развивать умение находить в тексте слова, предложения для характеристики героя,
выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения, составлять устный
рассказ о герое произведения;
- способствовать развитию интереса к литературному чтению, совершенствовать культуру
речи, способствовать обогащению словарного запаса.
Воспитательная: воспитывать интерес к истории и культуре своей страны,
- воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, своему народу.
Оборудование: УМК: учебник “История России с древнейших времён до конца XVI века” А.А.Данилова для 6 класса, рабочие листы, проектор, компьютер, презентация, репродукция картины М.В.Васнецова «Богатыри», аудиозапись, таблицы с ключевыми словами, иллюстрации, текст былины, детские рисунки.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: былины, культура
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- Особенности культуры Древней Руси.
- Устное народное творчество.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель истории. Мотивация.
- Сегодня мы осуществим путешествие в Древнюю Русь. Слайд
- Что такое культура? (Культура – это достижения людей в духовной и материальной жизни. Духовная культура – это наука, искусство, просвещение. Материальная культура – это орудия труда, жилища, одежда).
- Какой период охватывает история Древней Руси? (Учащиеся отвечают, учитель подводит итог – клик, слайд. Древняя Русь – VIII – первая треть XII в.).
- Ребята, как Вы думаете, какая будет тема урока? Для этого мы обратимся к устному народному творчеству.
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Культура тесно связана с развитием общества: она формируется под влиянием общественных условий и отражает действительность. Поэтому на каждом этапе исторического развития государства и общества культура характеризуется особенными чертами. Определите самостоятельно, в чём особенности древнерусской культуры? (Задание для самостоятельной работы – слайд 3: задание 1и 2 на рабочих листа, время 3минуты). После выполнения задания – взаимопроверка, выставление оценок, проверка по слайду (слайд 3, клики).
- Какой вывод можно сделать после выполнения этого задания? (Древнерусская культура формировалась на основе наследия восточных славян. Кроме того, она испытала серьёзное влияние византийских культурных традиций). Учитель добавляет, что влияние оказали и другие соседи - хазары, печенеги, финно-угорские племена, но при этом наша культура сохраняла самобытность, неповторимость. В этом и заключаются особенности древнерусской культуры.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Возврат к схеме (слайд) – клик по стрелке в правом нижнем углу.
Рассмотрим устное народное творчество наших предков (клик по гиперссылке “Устное народное творчество”). На уроках литературы вы уже знакомились с ним. Что относится к этому виду творчества? (Ответы учащихся, после них – клик). Сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, былины.
2. Актуализация знаний.
Слайд .
Учитель литературы. БЫ-ЛИ-НЫ.
- Что обозначает это слово?
(Былины – это жанр устного народного творчества. Их сочиняли талантливые люди, но не записывали, поэтому былины так же, как и сказки, относятся к устному народному творчеству Исполнялись былины по особым случаям, и не просто исполнялись, а пропевались. Пение былин сопровождалось игрой на гуслях. Народное название былины – старина, т.е. повествование о старинных событиях)
Показ картинки гусляра. Слайд .
- Отгадайте, о каком герое пойдет речь?
Слайд .
- Кто такие богатыри?
(Богатырь – герой русских былин, защитник земли русской, отличающийся необычной силой, удалью, мужеством и умом. В былинах народ прославлял силу, смелость, удаль, мудрость богатырей, их преданность Родине.)
Рисунки учащихся «Каким я представляю богатыря? Жизненый уклад ДР. Руси?».
Физкультминутка (Под видео, мульфильм «Богатырская сила», музыкальное оформление в исполнении ансамбля «Цветы»)
Учитель истории. Работа по картине М.В.Васнецова «Богатыри». Слайд
-Кто изображён на картине? Кто знает их имена. В центре картины на вороном коне любимый народом Илья Муромец, справа – Добрыня Никитич (сообщение) с мечом в руке, готовый по первому приказу ринуться в бой на защиту Родины, слева молодой и задорный Алёша Попович (сообщение), у него не только лук со стрелами, но и гусли.
- Зачем вышли в дозор богатыри?
(Богатыри стоят на страже русской земли.)
Учитель литературы. - Что вы чувствуете, глядя на этот богатырский дозор? Какие чувства вызывает у вас эта картина?
(Сообщение). В селе Карачарове, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служившей киевскому князю. В жизни звали его Илья Иванович Гущин.
«…Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей…» - с этими словами покинул он родное село. Погиб, защищая Киев от набега врагов.
Слушание аудиозаписи.
3. Работа с текстом. Ребята, кто же будет сопровождать нас в путешествии?
(Илья Муромцем – русский богатырь. ( И узнаем о его жизни).
1). Выборочное чтение 1 части:
- Откуда родом Илья Муромец?
(Из города Мурома, села Карачарова.)
- Что огорчало родителей?
(Илья не мог ходить.)
- Как можно озаглавить 1 часть?
(Горе стариков.)
2 часть:
- О каких событиях мы узнали во 2 части?
- Какое чудо сотворили странники с Ильёй?
(Поставили Илью на ноги, дали ему богатырскую силу.)
- Какой наказ ему дали? Прочитайте.
(Не обижать беззащитных, бить вора – разбойника.)
- Как можно озаглавить 2 часть?
(Волшебная вода странников. Встреча со странниками.)
3). Чтение 3 части.
- Как, по – вашему, события будут продвигаться дальше?
Слайд 8. Словарная работа по ходу чтения:
обух топора – тупая сторона топора;
подсоблять – помогать (распечатки- информаторы на столах).
Уточняющие вопросы:
- Как мать с отцом узнали о силе своего сына?
- Зачем старики корчевали (вырывали, вытаскивали) пни в лесу?
(Чтобы была свободная земля для посева пшеницы.)
-Лёгкое ли это было дело? Почему вы так думаете?
(После тяжёлой работы все заснули от усталости.)
- Какую работу выполнил Илья?
(Срубил весь лес, помог корчевать пни. Сцена рубки леса тоже построена на гиперболобе – преувеличении.)
- Как жизнь крестьян зависела от посевов и урожаев пшеницы?
(Если не будет урожая, то наступит голод.)
- Забыл ли Илья Муромец наказ странников? Из чего это видно?
- Как напутствовали Илью отец с матерью?
(Благословили.)
- Что значит благословили?
(Перекрестить человека, произнося слова молитвы, напутствия, пожелания.)
- На что благославили родители Илью? Прочитайте.
(«Заступайся за слабых, не обижай беззащитных, бей вора – разбойника.)
- Сравните их напутствие и наказ странников. Что общего?
(Они похожи. И странники, и родители Ильи говорят о том, каким должен быть настоящий богатырь и настоящий человек.)
- Чем отличаются по смыслу слова наказ и напутствие?
(Наказ – это наставление, поучение; напутствие – наказ человеку, отправляющемуся в путь.)
- Куда направился Илья Муромец?
(Илья Муромец поехал послужить князю Владимиру Красно Солнышко в Киев.)
Учитель истории. - Как называлось государство в Древней Руси?
- Назовите, пожалуйста, самого известного князя? Во времена его княжения у южных границ русского государства постоянно кочевали хазары, половцы, печенеги, которых на Руси называли басурманы, т.к. они были другой веры, Кочевники постоянно вторгались в пределы Руси, разоряли сёла, убивали и угоняли в плен людей. Князь Владимир избавил Русь от этих набегов.
- Какое прозвище он получил в народ в благодарность за это?
Учитель литературы. - Расскажите о первой битве Ильи.
- Почему Илья Муромец отпустил трёх царевичей басурманских?
(Пожалел их. «Да больно вы молоды!»)
- Как можно озаглавить 3 часть?
(Помощь Ильи защитникам Чернигова. Есть кому постоять за землю Русскую.)
4. Собрать богатыря в путь – дорогу (даны на магнитах в перевернутом виде картинки с одеждой разного времени, задание у доски, время 2 мин., задание для слабых детей)
5. Итог урока. Беседа о жанровых особенностях сказки.
- Итак, мы узнали, что в основе былин лежат реальные события, да и сами богатыри – не плод народной выдумки.
- Чем былина похожа на сказку? Гипербола (преувеличение). Найдите примеры в тексте (бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов)
- Назовите слова, характеризующие героев, предметы, явления жизни, природы. Их называют постоянными эпитетами, (например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные).
Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка.
- Найдите в сказке другие сказочные приметы.
Начало (зачин сказки (жил – был…);
герой – помощник конь богатырский;
волшебная вода странников, дающая силу;
борьба добра и зла;
победа добра;
хорошая концовка.
Наличие архаизмов, устойчивых выражений – выпивает единым духом, не пуще, не прекословил.)
7. Выводы.
- Всё ли мы узнали об Илье Муромце?
(Нет, потому что прочитали не все былины о нем)
- В каких словах выражена главная мысль былины?
( «Есть ещё на Руси, кому постоять за землю Русскую!»)
- Как вы думаете, кто работал на «отлично» (аргументировать)? Оценки по литературе.
Учитель истории. - Почему былина прошла такой длинный путь и не умерла, не исчезла?
( Она о героях, которые защищали свою Родину.
- Кто в наши дни мог бы сказать такие слова?
(Воины, защитники нашей Родины. Защищать её от врагов и быть верными сынами своей земли было почетно во все времена.) - Вспомните, особенности русской культуры
- Как вы понимаете смысл фразы? «Счастлив тот, кто умеет дарить радость другим» (Итоговая оценка по истории (с комментированием)
8. Рефлексия. Нарисуйте, пожалуйста, с каким настроением вы уходите с урока? (На смайликах (лицо девочки, мальчика) рисуют).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тест
«У греков мы взяли евангелие и предания, но не дух ребяческой мелочности и словопрений. Нравы Византии никогда не были нравами Киева». А.С.Пушкин Культурное наследие восточных славян Византийские культурные традиции Мифы и сказания Церковные книги Резьба по дереву и камню Кузнечное дело Строительство храмов Иконопись
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО СКАЗКИ ЗАГАДКИ ПОСЛОВИЦЫ ПОГОВОРКИ ПЕСНИ БЫЛИНЫ Вы постойте-тко за веру, за Отечество, Вы постойте-тко за славный стольный Киев-град. Своеобразие русских былин Основная идея былин – защита русской земли от врагов. Освобождение своей земли. Отсутствует тема борьбы за славу и богатство.
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Подъезжает он ко Грязи он ко Чёрноей, Да ко тою ли берёзе ко покляпыя, К тому славному кресту ко Леванидову…
В былинах мы найдём много исторически достоверных примет. Это старинное вооружение воинов: меч, щит, копьё, шлем, кольчуга.
«Счастлив тот, кто умеет дарить радость другим»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по геометрии и татарской литературы в 7 классе
Цели и задачи:Обучающие:Обобщение и систематизация знаний учащихся;Закрепление основных понятий базового уровня;Раскрытие сущность символа Казани – башни Сююмбике;Контроль и оценка уровня знаний...
Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 5 классе
Интегрированный урок-игра по русскому языку и литературе в 5 классе по теме "Путешествие по королевству "Русский язык"...
Интегрированный урок "Математика, русский язык и литература", 5-6 класс
Аннотация УМП УМП предназначен для освоения и закрепления таких тем математики, как запись натуральных ч...
Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 8 классе "Путешествие в Москву".
Урок в виде иры, в которой участвуют дети и учитель, в учитель в качестве диспетчера, а дети - пассажиры....
Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)
Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и литература), связан с изучением творчеств...
Интегрированный урок по биологии и русской литературе в 7 классе по теме : Русь моя, люблю твои березы.
Интегрированный урок по биологии и русской литературе в 7 классе по теме : Русь моя, люблю твои березы....
Интегрированный урок - путешествие с элементами внеклассной работы в 5 классах по теме: "Заимствованные слова."
Развитие интереса к предметам: "Русский язык", "Английский язык"через интеграцию предметов: русский язык, английский язык, георграфия, краеведение....