Интегрированный урок по биологии и русской литературе в 7 классе по теме : Русь моя, люблю твои березы.
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Интегрированный урок по биологии и русской литературе в 7 классе по теме : Русь моя, люблю твои березы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_moya.doc | 225.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по биологии и русской литературе в 7 классе по теме :
Русь моя, люблю твои березы.
Русь моя, люблю твои берёзы.
Цель урока: 1. Воспитать патриотические и нравственные чувства;
2. Познакомить с произведениями искусства (стихами, картинами),
посвящёнными берёзе.
Оборудование урока: Репродукции картин И.Грабарь «Берёзовая роща»,
А.Куиджи «Берёзовая роща», И.И.Шишкина «Берёзовая роща»,
И.И.Левитана «Берёзовая роща» и другие.
Плакат «Вечно шуметь берёзовым рощам». Компьютерный
просмотр слайдов с видами берёзы. Рисунки детей, иллюстрации,
книги о русской берёзе.
Музыкальное оформление: Песня «Берёзы» в исполнении группы «Любэ»,
«Во поле берёза стояла» - русская народная песня, «Берёзовый сок»
(сл. М.Матусовского, муз. Баснера).
Ход урока:
«Во поле берёза стояла» - русская народная песня.
Слово учителя:
Ребята, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о русской берёзке. Что же это за дерево, что в нём такого особенного?
Берёза – русское национальное дерево, символ России. Ни одно дерево не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Нет дерева в России, которому так бы повезло в фольклоре, литературе, живописи, музыке.
К берёзе в России относятся с особой любовью. Наши предки считали её священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женскую красоту. Берёзе посвящён летний церковный праздник Семик, во время которого белоствольную красавицу окружают всеобщим вниманием. Девушки украшают берёзку лентами, цветами, водят хоровод вокруг неё, поют песни, плетут венки.
Берёзка приносит людям радость и свет и является лечебным средством при различных недугах. Обо всём этом пойдёт рассказ на нашем уроке.
Сегодня у нас работают 5 творческих групп, каждой из которых было дано задание:
1 группа – «Знатоки» подготовили сообщения о берёзке.
2 группа – «Чтецы» подобрали стихотворения о берёзке.
3 группа – «Творцы» описали картины великих русских художников.
4 группа – «Искатели» подобрали к уроку пословицы, поговорки, загадки о берёзе.
5 группа – «Исследователи» подготовили сообщение о применении берёзы в быту.
- Выступление учащихся 1 группы:
1. В мире насчитывается около 40 – 50 видов берёз, по некоторым данным их более 100 видов. Они растут по всему северному полушарию – от субтропиков до тундры. Аж, до 71-й параллели растут в европейской части России белоствольные красавицы. Прекрасно чувствуют они себя и в Сибири, и в Забайкалье, и на Алтае, и на берегах Охотского моря. В нашей стране их до 70 видов. Но некоторые виды берёз из-за неразумных вырубок исчезают. Ныне занесены в Красную книгу 4 вида дальневосточных берёз и мегрельская, растущая на Кавказе. Возраст берёзы достигает порой 120 лет.
2.Много у берёзы и биологических отличительных особенностей, свойственных только этому дереву. Например, снаружи берёзовая кора имеет особый слой, который в народе называют береста. Все знают, что она белая, слоистая с длинными чёрточками – чечевичками. А почему? Учёные нашли в клетках бересты особое вещество белого цвета, характерное только для берёзы, поэтому его и назвали – бетулин, от латинского названия берёзы –«betula». Считают, что оно повышает морозоустойчивость берёзы.
3. Весной мы легко узнаём берёзу по появляющимся на ней серёжкам. Это соцветия берёзы. Большие и длинные, красиво свисающие – мужские соцветия. Женские соцветия – короткие, прямостоячие, во время цветения они краснеют и становятся мохнатыми. Присмотритесь весной к веткам берёзы. Такие разные серёжки бывают расположены на одном дереве. Поэтому, как говорят ботаники, берёза – растение однодомное.
4. Цветут берёзы одновременно с распусканием листьев и в Средней полосе России, весна начинается с распускания почек на берёзе. В этот период происходит обильное движение сока. Сахаристый, вкусный, богатый витаминами, минеральными и органическими веществами берёзовый сок поднимается от корней к кроне, давая силу распускающимся молодым побегам. Русские люди исстари пользовались этой берёзовой благостью, собирая берёзовый сок. Он и лечил, и силы восстанавливал после долгой зимы. Девушкам же рекомендовалось умываться берёзовым соком, чтобы сохранить красоту и здоровье. Только не стоит губить берёзу, отбирая у неё все соки. Наши предки это понимали и берегли берёзу.
5. Плоды у берёзы очень мелкие и правильно называть их орешками. Созревают они поздней осенью и легко разносятся ветром на многие километры. Помогают им «летать» маленькие крылышки. С помощью крылышек плоды легко скользят и по зимнему снежному насту. Благодаря такой «летучести» берёза быстро распространяется на большие территории и в почве содержится огромный запас семян этого дерева.
Берёза – дерево-пионер. Часто она осваивает бедные каменистые почвы, поселяясь даже на скалах. Первой появляется она гарях (пожарищах) и вырубках. А жители городов могут наблюдать, как маленькие берёзовые деревца вырастают на крышах старых домов, балконах.
6. Берёза встречается не только в России. Она широко распространена практически по всему северному полушарию за исключением тропических широт.
Широко представлена она и в Азии, и в Северной Америке, хотя там она немного другая. На востоке Азии встречаются виды берёзы, у которых береста не белого, а непривычного нам темного, почти чёрного цвета. Например, тёмную бересту имеет Берёза Даурская, которая распространена в Забайкалье, Приамурье, а также в Китае, Монголии, Корее, Японии. Или, Берёза Шмидта, которую за особо прочную древесину ещё называют железной. По некоторым параметрам, характеризующим прочность, например, сопротивлению на изгиб, она не уступает железу и превышает прочность чугуна. На Курильских островах и в Японии растёт так называемая «красная берёза» с древесиной оранжевато – серого цвета.
Слово учителя:
Поэт Сергей Есенин назвал Россию «страной берёзового ситца». Многие поэты и писатели посвятили ей свои произведения. Послушайте текст Д. Кайгородова «Нет дерева прекраснее берёзы»:
Как очарователен розовый отблеск на белой коре от румяных лучей восходящего солнца! А нежная весенняя зелень берёзы разве не прелесть? Как ласкают наш глаз остроконечные душистые блестящие листочки!
А летом? Сколько красоты в покрытых листьями берёзах! Длинные тонкие ветви, словно зелёные гирлянды, низко свешиваются к земле и придают всему дереву какой–то торжественно-печальный вид.
Особенно хороша берёза осенью, когда листва покрывается золотом, и берёза «жёлтою резьбой блестит в лазури голубой».
И, наконец, зимой. Какое дерево сравнится по красоте с берёзой, когда она стоит изукрашенная миллионами сверкающих на солнце кристалликов! Она стоит словно громадный фонтан, брызги которого оледенели и повисли в воздухе.
Мы увидели, с какой любовью описал нам автор в прозе красоту берёзки в любое время года. А теперь послушаем стихотворения.
- Выступление учащихся 2 группы:
Н.Кудрявцев
Белая берёза – русская земля.
Белая берёза, милая сестра,
Ты расти, не бойся злого топора.
Белая берёза – птицы по ветвям,
Я тебя в обиду никому не дам.
Белая берёза, дует ветерок
Он к тебе заглянет в синий вечерок.
Белая берёза, он к тебе с высот
Из-за синя – моря песню принесёт.
Белая берёза – мой поклон тебе,
Ты в судьбе России и в моей судьбе.
Белая берёза – русская земля,
И печаль, и радость, и любовь моя.
А.А.Прокофьев
* * *
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В зелёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками,
Люблю её заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится,
И гнётся, а не ломится.
М.Усов
* * *
Стройная берёза Вечером берёза
За окном стоит, Ждёт к себе гостей -
Корни омывая ей, Родничок болтливый
Родничок звенит. Зазывал людей.
Как окошко, вымыт Чтобы отдохнули,
Чистою водой - Силы набрались,
Зачерпни ладошкой, Завтра рано утром
Рядышком постой. В поле поднялись.
Слово учителя:
В грозные годы Великой Отечественной войны берёза была символом непобедимой Родины. Очень хорошо об этом рассказал в своём романе «Белая берёза» М.Бубеннов. «…Всё поле было сплошьизрыто снарядами и минами. Местами первый снег был сметён начисто. Словно железной метлой. Местами густо перемешан с землёй и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели груды металла… А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где всё было поражено смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая берёза.
- Стоит! – изумлённо прошептал Андрей. Сама природа поставила её здесь для украшения бедного в убранстве поля, и значит, сама природа даровала ей бессмертие. И ещё сильнее почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: это счастье победы».
П.Богданов
Русская берёзка.
О, сколько о берёзе русской спето!
Но приглядись поближе к ней, родной,
И ты поймёшь: по-прежнему поэты
Ещё в долгу перед её красой.
Кудрявую, плакучую воспели
Берёзу среднерусской полосы,
Но у семидесятой параллели
Берёзки маленькой не разглядели,
Её не броской, но родной красы.
Привыкли, что стройна, зеленокоса,
Гибка, и белолица, и стройна…
А есть ещё железная берёза!
И каменная есть ещё она!
Она не плачет и в венки не вьётся,
Тверда и в сердцевине тяжела,
Она и топору не поддаётся,
Ломает зубы об неё пила.
И всё ж берёза русская простая,
Её всех видов сразу и не счесть.
Берёза даже жёлтая бывает,
И даже чёрная берёза есть!
И есть ещё одна … живёт с осколком,
Навек застрявшим под корой.
Как та сестра в бою у Волги,
Меня прикрывшая собой…
О, сколько о берёзе русской спето!
Но приглядись поближе к ней, родной,
И ты поймёшь: по-прежнему поэты
Ещё в долгу перед её красой…
П. Марказинов
Одинокая берёза.
В чистом поле, у откоса, Выходила в чисто поле,
Там, где травы говорят, Всё звала его, звала…
Одинокая берёза Помертвела вся от боли,
Распустила свой наряд. А любовь не умерла.
Слышал я, она когда-то Горе, пепел, кровь и слёзы
Грустной девушкой была Принесла ты нам, война!
И безусого солдата Вышла в поле … и берёзой
Много лет с войны ждала. Стала парня ждать она.
Все подруги в хороводах Снег метёт, бушуют грозы,
Пели песни у реки, А она всё на горе.
А она бросала в воду И горят девичьи слёзы,
Разноцветные венки. Как алмазы на коре.
Слово учителя:
Творческие работы учащихся:
Описание картины Левитана « Березовая роща».
Перед нами картина Левитана « Березовая роща». На переднем плане картины мы видим березы, которые изображены яркими , насыщенными, живыми и теплыми цветами. На кору берез падают солнечные лучи. Березы с листьями изображены очень естественно, Левитан как бы дает нам услышать их перешептывания.
Еще на этой живописной картине видна лучезарная трава. Она хорошо способствует выделению березок. Среди неё растут разные полевые цветы. Этот лужок полон свежести. Он как бы расширяет, увеличивает размеры рощи, изображенной здесь
Трава необычайно плавно расстилается по картине. Глядя на нее , так и хочется пробежаться по ней, прилечь, задуматься о чем – то своем и смотреть сквозь шелестящие листья на лазурное небо.
Это картина поднимает настроение и придает бодрость.
Береза для нашего народа издавна была символом женственности, молодости, радости. Тонкое и стройное, словно юная девушка, это деревце всегда тянется к солнцу. Легкий ветерок треплет пышную зелень прически, а на белых сарафанчиках с черными полосками играют в прятки солнечные зайчики. Как легко и свободно дышится летом в березовой роще!.
Шарифуллина Лейсан 7Б класс
Береза.
У нас во дворе прямо под моим окном растет белая береза. Березу никогда не спутаешь с другими деревьями. Только у березы такой красивый белый с темными точками и полосками ствол, покрытый нежной тонкой корой. Радостно смотреть на длинные , тонкие веточки, низко склоняющиеся к земле. А как красивы маленькие похожие на сердечки зеленые листочки берез. Не случайно эту белоствольную красавицу называют кудрявой. Уж очень похожи тоненькие веточки с маленькими листочками на кудряшки Сколько замечательных песен и стихов посвящено белой березе, величественной и стройной.
Люблю белую березоньку . Люблю слушать шелест ее листьев, когда тронет их вдруг пробежавший ветерок. Кажется, будто шепчутся между собой , рассказывают друг другу какую- то тайну. Нет дерева прекраснее березы.
Галиева Даша 7Б класс
Русская береза.
Береза – это символ нашей страны. И поэтому березу надо беречь. Их постоянно губят, вырубают их, добывают березовый сок. Береза очень красивое дерево. Такие красивые белоствольные березы не растут нигде, кроме нашей страны. Очень жалко, когда березу срубают, или берут оттуда сок. Вся Россия восхваляет березу. Раньше , чтобы передать красоту девушки говорили « стройная как береза», или « белая как береза», « кудрявая как береза». Многие русские поэты посвящают стихи. Например : « Белая береза под моим окном». Большинство людей гордятся нашей « русской березой»
Ерашканова Алиса 8 б класс
Русская береза – символ России.
Деревьев разных не сочтешь-
Одно другого краше,
Но где ты дерево найдешь
Родней березы нашей.
У каждой страны есть свой символ. Так символом Греции является олива, в Японии священное дерево – сакура, символ Канады- клен.
В этих символах отразилась душа народа, его история , традиции.
Россия – край белоствольных берез и бескрайних полей.
Вот она , раскидистая кудрявая березка, стоит, словно нарядная красавица из русских сказок, в белом сарафане с золотистыми сережками и нежно зелеными клейкими листочками, до самой земли наклонив свои ветки.
Известно, что березы растут во многих странах мира, но не в одной из них не относятся с таким теплом, с такой любовью, как в России. Березка мила душе русского человека. О ней пишут стихи, песни, сказки, загадки. Береза стала поэтическим олицетворением России. Где бы ни был русский человек, он всегда, тоскуя о Родине, воскрешает шумящую на ветру, залитую солнцем или запорошенную морозным инеем стройную красавицу березку.
Шарипова Регина 9 Б класс
Береза -символы России .
В каждом государстве есть свои символы: герб, флаг, гимн, столица. Именно они в первую очередь характеризуют государство. При виде символов сразу можно сказать, что является главным для государства, можно охарактеризовать его политику.
Но кроме государственных символов, утвержденных правительством, общепринятых, в каждой стране существуют и негласные, народные – символы, которые стали близкими и родными, «знакомыми с детства».
Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
Она весну встречает - сережки надевает.
Накинута на спинку зеленая косынка.
А платьице – в полоску.
Ты узнаешь… березку?
Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берез, как у нас. Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь стройные и тихие березки. Береза и в песнях, и в загадках, и в сказках. Мила она русскому сердцу.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
А секрет березы раскрывает эта старинная загадка:
Стоит дерево цветом зелено:
В этом дереве четыре угодья:
Первое – больным на здоровье,
Другое – от теми свет,
Третье – дряхлых, вялых пеленать,
А четвертое – людям колодец.
Береза угодила нам четырежды: из ее веток делали банный веник, из ствола – лучину для освещения изб, из коры берестяную посуду, и еще весной пили березовый сок.
А сколько картин написано живописцами! Каждый стремился излить пред ней свои чувства: любовь и восхищение. В пейзажах уральского художника Бориса Федоровича Домашкова береза занимает особое место. Его картины называются: «Березки», «Май. Березняк», «Снова о березах»…Это нежное изящное дерево вносит лирическую ноту в содержание картин. Картины художника воспитывают в людях доброе чувство любви к Родине, к ее природе.
В истории нашей Родины немало трагических страниц: Русь защищалась от нашествий половцев и печенегов, давала отпор полчищам монголо-татар и многочисленным завоевателям из Европы. Не сломили Россию непобедимые наполеоновские войска. Выдержала страна под огнем пожарищ революций и гражданской войны в начале 20 столетия; одержала Победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
И здесь белоствольная береза давала силы нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жен, невест, сестер… Воины погибали в бою за них, за матерей, за Родину и … русскую березу.
«Я помню, ранило березу осколком бомбы на заре,
Студеный сок бежал как слезы, по изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали, клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли, спасли березу под Москвой…
И с той поры на все угрозы мы неизменно говорим:
«Родную русскую березу в обиду больше не дадим!»
Наша страна многонациональна. И каждый может назвать своим любимым деревом березу. Но обычаи и традиции русского народа настолько тесно связаны с этой красавицей, что вполне справедливо словосочетание «русская береза». Обязательным обрядом на Руси в стародавние времена было величание березы. Отголоски этого можно и сегодня видеть в православном празднике Троица, который мне напоминает встречу Нового года, только на Новый год наряжают елку, а на Троицу – березку. Березовыми ветками украшали горницу и вход в дом, полы посыпали душистой свежескошенной травой. Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощение – пироги да ватрушки – и шли в лес, где находили нарядную березку. Завязывали на ее ветвях бантики, кланялись ей и просили выполнить их желания.
Нынче праздник Троица. Стройная береза.
Пусть дождем умоется, пусть прольются грозы.
Коль на ветку тонкую ленту повязать,
То береза ломкая счастье может дать.
О белоснежной березе можно говорить долго: тема эта неисчерпаема. Пройдут сотни лет, но береза не потеряет своей значимости: как и в былые времена, она будет символизировать нашу бессмертную, славную и могучую Родину, имя которой РОССИЯ. А закончить свое сочинение я бы хотела словами Олега Шестинского:
Без березы не мыслю России, -
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От березы – вся Русь рождена.
Галеева Айгуль 9 Б класс
Слово учителя:
- Выступления учащихся 4 группы:
Русские загадки.
Зелена, а не луг,
Белена, а не снег,
Кудрява, а не человек.
*
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки.
*
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
*
Стоит Алена -
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
*
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
*
Ствол белеет, шапочка зеленеет.
Народные приметы
***Из берёзы весной течёт много сока — к дождливому лету. ***Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки — весна ранняя, зажелтеют снизу — поздняя.
***Коли берёза наперёд опушается, то жди сухого лета, а коли ольха — мокрого.
***Если берёза в апреле опушается раньше всех, жди сухого лета.
***Коли лист с дуба и берёзы упал чисто – лёгкий год, не чисто – к строгой, суровой зиме.
***На стволах берёз сгустки чёрных пятен выступают с севера.
***Зацвела берёза – начинай сажать картофель.
***Если соловей поёт, значит, берёза лист пустила.
*** Сей овёс, когда берёзовый лист распускается.
***Листья на березе появились раньше, чем на клене и ольхе, на дубе появились позже, чем на ясене. Лето будет жарким и сухим.
***Кора, во множестве потрескивающаяся весною на березах и других деревьях, предсказывает на будущее время продолжительную, хорошую и сухую погоду .
***Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперед – мокрое.
Русские пословицы, поговорки о берёзе
Берёза не угроза: где стоит, там и шумит .
Берёза ума даёт.
Клён да берёза чем не дрова – хлеб да вода, чем не еда.
Бела береста – да деготь черен.
Для врага и береза – угроза.
Березовицы (березового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь.
Береза ума дает (о розгах).
Берёза не угроза: где стоит, там и шумит
*
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки.
*
Русская красавица стоит на поляне.
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
*
В белом сарафане
Встала на поляне,
Летели синицы,
Сели на косицы.
*
Слово учителя:
- Выступления учащихся 5 группы:
1. Берёза – дерево «на все руки»! Раньше из коры берёз получали дёготь. Лёгкая и прочная береста исстари использовалась для изготовления различной бытовой утвари: туесков для сбора ягод, лукошек для грибов, посуды: кружек, ёмкостей для хранения ёда и других продуктов. Незаменима она была и при растопке печи и самовара. Индейцы Северной Америки делали из бересты лёгкие лодки. И ещё одно важное дело выполняла береста. Уже древние индейцы севера научились использовать её для своих письменных посланий. На Руси эта традиция сохранялась довольно долго и до наших дней дошли новгородские берестяные грамоты 11-14 веков.
2. Сейчас из древесины берёзы делают мебель, фанеру, паркет, лыжи, даже ружейные приклады. Берёзовая сажа, которую получают из бересты, используется в резиновом производстве для приготовления чернил и красок, хотя краску получают и из других частей берёзы: из коры – красно-жёлтую, из листьев – зелёную. При особой перегонке древесины берёзы получают активированный уголь, который имеет высокую адсорбирующую способность. Через берёзовый уголь в России фильтровали лучшие сорта водки. Им заполняли и первые противогазы, что спасало жизнь тысячам российских солдат в Первую Мировую войну. В наши дни активированный уголь приобрёл особо важную роль, его используют для очистки питьевой воды.
Слово учителя:
Думаю, вы убедились в том, что берёза – дерево щедрое и доброе. Однако что-то странное и плохое происходит каждой весной с некоторыми школьниками и взрослыми. Они устремляются за соком в берёзовые рощи с ножами и топорами, режут и ранят берёзы. Одна большая берёза, пораненная топором, может потерять до 200 литров сока. В раны на стволах проникает много разных микробов, вызывающих болезни деревьев и их преждевременную гибель. К сожалению, человек редко вспоминает о том, что деревья, как и люди, тоже болеют, а, заболев очень сильно, они медленно, стоя, умирают. В раны деревьев проникают споры грибов-трутовиков. Попадёт такая спора в ранку, и начнёт в стволе дерева разрастаться грибница трутовика. Будет жить не один год, бедет высасывать соки из дерева, питаясь за его счёт. И так до тех пор, пока дерево не засохнет. А виноват в гибели дерева будет не гриб, а человек, нанесший дереву рану.
Поэтому давайте мы будем к ней бережливы и уважительны, храня традиции наших предков. А закончим мы наш урок стихотворением вашей одноклассницы Мироновой Ксении.
Стихотворение Мироновой Ксении ( 7 Б класс):
***
О, как прекрасна ты береза!
Своей невинной красотой.
Утри свои девичьи слезы,
И будь береза ты собой.
Ты так красива в платье белом
Ты как невеста в нем стоишь,
Но нет любви уж в сердце смелом
Вот так одна и простоишь.
Ты кудри темные раскинув
По стройной талии своей
И листья острые откинув
Ждешь поцелуи от лучей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока:"Мера человеческого в человеке" ( Интегрированный урок по биологии и русскому языку.)
Интегрированный урок по биологии и русскому языку.Учитель биологии : Журавлева Л. В.Учитель русского языка: Винокурова Л.В.г. Саранск РМ. 10 класс....
Интегрированный урок по биологии и географии в 10 классе ТЕМА: «Социально – экономические последствия эпидемии ВИЧ – инфекции».
Интегрированный урок по биологии и географии в 10 классе ТЕМА: «Социально – экономические последствия эпидемии ВИЧ – инфекции». Основная цель урока – сформировать устойчивое и верное ...
Интегрированный урок по биологии и русскому языку в 8 классе
Данный интегрированный урок рассчитан на повторение материала по биологии и русскому языку и направлен на воспитание против курения....
план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"
Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....
Русь моя, люблю твои березы!
laquo;Русь моя- люблю твои березы!» Урок по музыке по ФГОС 5 класс....
Конспект интегрированного урока по биологии и русскому языку на тему: Работа с текстами научного и художественного стилей на тему:"Антропогенное влияние на биосферу"
Интегрированный урок. Биология и русский язык....
Методическая разработка интегрированного урока по биологии и химии в 6 классе. Тема: «Вегетативное размножение растений. Почвенные условия, как экологический аспект, для роста и развития растений».
Педагогическая цель данного урока: Сформировать знания и умения о различных способах вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на пра...