Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Рыбакова Елена Васильевна

Творчество М.Ю. Лермонтова - загадка бытия. Помочь ученикам  сопоставить биографию поэта и его поэтический сюжет. Войти в мир стихотворения, нарисовать словесную картину, создать видеоряд или кадры мультфильма к стихотворению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_stihotvoreniya_listok.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»

 Цель урока: 

  1. Обучающая: научить учащихся видеть, слышать, чувствовать автора лирического произведения; научить выразительному чтению стихотворения как способу раскрытия душевного  мира человека.
  2. Воспитать внимание к  человеку, его внутренним переживаниям
  3. Развивающая: развивать речь учащихся через творчество

Задачи урока: 

  1. Сопоставить биографию поэта и его поэтический сюжет.
  2. Проанализировать образы стихотворения
  3. Нарисовать словесную картину  для создания кадра мультфильма

Оборудование: Мультимедийная презентация биографии поэта, сухие дубовые листочки

I.Чтение стихотворения «Молитва»

- Как вы думаете, лёгка или тяжела была судьба поэта?

-Сравните  годы его жизни. Судьба словно подшутила злую шутку, переставив цифры, дав прожить только 27 лет.

II. Знакомство с биографией М.Ю.Лермонтова

- В какие же минуты жизни приходилось читать «молитву чудную»?

- Когда я была  в таком же возрасте, как вы, родители возили меня в Пятигорск. Я побывала в  доме- музее Лермонтова,  где  он прожил последний месяц. Многое забылось, стёрлось из памяти, но одно впечатление живёт во мне всю жизнь. В одном из залов музея был круглый стол чёрного цвета и на нём  под стеклом лежал единственный высохший дубовый листок. С тех пор имя Лермонтова для меня тесно связано с дубовыми листьями, и в сборниках его стихов его храню сухие дубовые листочки.

III. Анализ  стихотворения «Листок»

- Чтение  стихотворения

- Это легенда? Сказка? Кого имел в виду Лермонтов, когда рассказывал историю листка? (человека) Он рассказывает иносказательно? Как называется приём иносказания? (аллегория).

- В каких известных вам стихотворениях поэт иносказательно говорит о человеке, его чувствах, раскрывая их  через образы природы? («Утёс», «Парус», «Сосна»).

- Кто же лирический герой стихотворения? (листок – человек)

- Легка ли судьба листка? («увял он от холода, зноя и горя»)

- Чем похожа жизнь Листка на жизнь поэта? ( он одинок,  ищет друзей, вынужден покинуть Родину, никто его не понимает)

- Какие чувства вызывает у вас Листок и Чинара? Какие они?

ЛИСТОК                                                            ЧИНАРА

Оторвался от ветки родимой                           горделивая

Одинокий                                                           самовлюблённая

Тоскует без друзей                                            красота внешняя

У него нет дома                                                  внутреннее равнодушие

Он бедный, его никто не понимает                  заботится только о себе

У него нет цели                                                   жестокая

 IV. Создание мультфильма

-Попробуем представить, что мы художники-мультипликаторы. Им приходится рисовать каждое  изменение положения  фигуры героя.

-Сколько кадров будем делать?

1 кадр –  «Дубовый листок оторвался от ветки родимой»

2 кадр -  «И в степь укатился, жестокою бурей гонимый»

3 кадр –  «Засох и увял он от холода, зноя и горя»

4 кадр -  «И вот, наконец, докатился до Чёрного моря»

5 кадр –  «У Чёрного моря чинара стоит молодая»

6 кадр – «И странник прижался у корня чинары высокой…»

7 кадр -  Разговор – исповедь Листка

8 кадр -  Жестокий ответ Чинары

- Давайте оживим  героев, прочитаем стихотворение по ролям. Сколько героев будем выбирать (листок, чинара, лирический герой)

- Какие интонации будете выбирать для своих героев?

- К чему стремиться Листок ? (ищет понимания, гармонии с миром)

 - В стихотворении нет конца разговора, но понимаем мы, что грозит листку?

- Какой кадр вы добавите сами? (многие ребята предсказывают гибель листка)

- Какой этап жизни Лермонтова отразился в стихотворении? Посмотрите на год создания стихотворения (1841, предчувствие одиночества и гибели)

Грусть  в душе рождает сочувствие, а значит, делает человека душевно богаче. Я дарю вам эти дубовые листочки, как символ памяти и внимания к людям.

V. Домашнее задание.

 Мы устно описали кадры мультфильма. Дома нарисуйте кадры и подберите к ним строчки из стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – суд на материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок».

Урок-суд на материале стихотворения М.Ю.Лермонтова "Листок" - нетрадиционная форма проведения урока, которая стимулирует учащихся на рассуждения, высказывание своей точки зрения. Урок проходит в форме...

Разработка урока по русскому языку и литературе «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"

Принципиальным отличием современного подхода к обучению в школе является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметны...

Разработка урока по русскому языку и литературе «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"

Принципиальным отличием современного подхода к обучению в школе является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметны...

Урок литературы в 6 классе. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"

технологическая карта к уроку в соответствии с требванием ФГОС ООО...

Урок литературы с использованием ИКТ Тема: Поэтический мир стихотворения М.Ю.Лермонтова « Листок»

Использование информационно – компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности  в преподавании своего предмета. Изучение особенно литературы, языка  с использован...

Урок литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок»".

Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Листок""...