Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Творчество М.Ю. Лермонтова - загадка бытия. Помочь ученикам сопоставить биографию поэта и его поэтический сюжет. Войти в мир стихотворения, нарисовать словесную картину, создать видеоряд или кадры мультфильма к стихотворению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_stihotvoreniya_listok.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»
Цель урока:
- Обучающая: научить учащихся видеть, слышать, чувствовать автора лирического произведения; научить выразительному чтению стихотворения как способу раскрытия душевного мира человека.
- Воспитать внимание к человеку, его внутренним переживаниям
- Развивающая: развивать речь учащихся через творчество
Задачи урока:
- Сопоставить биографию поэта и его поэтический сюжет.
- Проанализировать образы стихотворения
- Нарисовать словесную картину для создания кадра мультфильма
Оборудование: Мультимедийная презентация биографии поэта, сухие дубовые листочки
I.Чтение стихотворения «Молитва»
- Как вы думаете, лёгка или тяжела была судьба поэта?
-Сравните годы его жизни. Судьба словно подшутила злую шутку, переставив цифры, дав прожить только 27 лет.
II. Знакомство с биографией М.Ю.Лермонтова
- В какие же минуты жизни приходилось читать «молитву чудную»?
- Когда я была в таком же возрасте, как вы, родители возили меня в Пятигорск. Я побывала в доме- музее Лермонтова, где он прожил последний месяц. Многое забылось, стёрлось из памяти, но одно впечатление живёт во мне всю жизнь. В одном из залов музея был круглый стол чёрного цвета и на нём под стеклом лежал единственный высохший дубовый листок. С тех пор имя Лермонтова для меня тесно связано с дубовыми листьями, и в сборниках его стихов его храню сухие дубовые листочки.
III. Анализ стихотворения «Листок»
- Чтение стихотворения
- Это легенда? Сказка? Кого имел в виду Лермонтов, когда рассказывал историю листка? (человека) Он рассказывает иносказательно? Как называется приём иносказания? (аллегория).
- В каких известных вам стихотворениях поэт иносказательно говорит о человеке, его чувствах, раскрывая их через образы природы? («Утёс», «Парус», «Сосна»).
- Кто же лирический герой стихотворения? (листок – человек)
- Легка ли судьба листка? («увял он от холода, зноя и горя»)
- Чем похожа жизнь Листка на жизнь поэта? ( он одинок, ищет друзей, вынужден покинуть Родину, никто его не понимает)
- Какие чувства вызывает у вас Листок и Чинара? Какие они?
ЛИСТОК ЧИНАРА
Оторвался от ветки родимой горделивая
Одинокий самовлюблённая
Тоскует без друзей красота внешняя
У него нет дома внутреннее равнодушие
Он бедный, его никто не понимает заботится только о себе
У него нет цели жестокая
IV. Создание мультфильма
-Попробуем представить, что мы художники-мультипликаторы. Им приходится рисовать каждое изменение положения фигуры героя.
-Сколько кадров будем делать?
1 кадр – «Дубовый листок оторвался от ветки родимой»
2 кадр - «И в степь укатился, жестокою бурей гонимый»
3 кадр – «Засох и увял он от холода, зноя и горя»
4 кадр - «И вот, наконец, докатился до Чёрного моря»
5 кадр – «У Чёрного моря чинара стоит молодая»
6 кадр – «И странник прижался у корня чинары высокой…»
7 кадр - Разговор – исповедь Листка
8 кадр - Жестокий ответ Чинары
- Давайте оживим героев, прочитаем стихотворение по ролям. Сколько героев будем выбирать (листок, чинара, лирический герой)
- Какие интонации будете выбирать для своих героев?
- К чему стремиться Листок ? (ищет понимания, гармонии с миром)
- В стихотворении нет конца разговора, но понимаем мы, что грозит листку?
- Какой кадр вы добавите сами? (многие ребята предсказывают гибель листка)
- Какой этап жизни Лермонтова отразился в стихотворении? Посмотрите на год создания стихотворения (1841, предчувствие одиночества и гибели)
Грусть в душе рождает сочувствие, а значит, делает человека душевно богаче. Я дарю вам эти дубовые листочки, как символ памяти и внимания к людям.
V. Домашнее задание.
Мы устно описали кадры мультфильма. Дома нарисуйте кадры и подберите к ним строчки из стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – суд на материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок».
Урок-суд на материале стихотворения М.Ю.Лермонтова "Листок" - нетрадиционная форма проведения урока, которая стимулирует учащихся на рассуждения, высказывание своей точки зрения. Урок проходит в форме...
Разработка урока по русскому языку и литературе «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"
Принципиальным отличием современного подхода к обучению в школе является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметны...
Разработка урока по русскому языку и литературе «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"
Принципиальным отличием современного подхода к обучению в школе является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметны...
Урок литературы в 6 классе. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"
технологическая карта к уроку в соответствии с требванием ФГОС ООО...
Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…»
М.Ю. Лермонтов...
Урок литературы с использованием ИКТ Тема: Поэтический мир стихотворения М.Ю.Лермонтова « Листок»
Использование информационно – компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение особенно литературы, языка с использован...
Урок литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок»".
Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Листок""...