Разработка урока по русскому языку и литературе «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Принципиальным отличием современного подхода к обучению в школе является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:
- анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способными к сотрудничеству;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание.
Современный урок – это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- время-сбережение и здоровье-сбережение;
- в центре внимания урока – дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Основные принципы педагогической техники на уроках:
- свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
- открытость (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
- деятельность (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
- идеальность (высокий КПД): максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся;
- обратная связь (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Урок «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок» отвечает всем требованиям к современному уроку. Он является уроком комплексного применения знаний и имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Методы обучения, используемые на уроке, формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении; развивают в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. На уроке применяются технологии здоровье-сбережения и время-сбережения.
Этот урок входит в систему уроков по теме самообразования учителя «Лингвистический анализ художественного текста в условиях интеграции образовательного процесса на уроках русского языка и литературы». Целью этой темы является изучение влияния технологии лингвистического анализа художественного текста на формирование языковой компетентности обучающихся.
Исходя из этой цели, я выбрала предметом деятельности за курс 5 класса три урока:
1.Интегрированный урок «Путешествие в царство сказки».
2.Дидактическая миниатюра А.А.Фета.
3.Лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова « Листок».
Но прежде чем перейти к анализу целого стихотворения, мы учились культуре общения с текстом на примере отрывков из художественных произведений. Каждый текст проходил через 5 основных этапов в работе:
- восприятие текста,
- лингвистический анализ текста,
- выразительное чтение,
- письмо по памяти,
- творческая работа (составление синквейна или своего текста на основе проанализированного литературного образца).
Основные методы работы на уроке:
- проблемный (решение проблемы « Можно ли жизнь листка ассоциировать с жизнью человека?»;
- частично-поисковый (при осмыслении лингвистических средств создания образности художественного текста);
- информационный (индивидуальные сообщения о времени написания стихотворения, о событиях в жизни поэта в этот период, о дубе и чинаре как деревьях, создание иллюстраций к стихотворению «Листок» учениками-художниками).
Кроме этих методов, на уроке также были использованы технологии, рекомендованные при работе по ФГОС второго поколения:
- Кластер (выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке). Использую этот метод в начале урока, на стадии «вызова», когда до знакомства с текстом систематизируем информацию в виде заголовков смысловых блоков. Этот прием позволяет охватывать большое количество информации, индивидуализировать работу обучающихся. Этот же прием использую и на стадии рефлексии, включая новую информацию.
- Прием «таблица-синтез» дает возможность исследовать текст и делает наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при изучении стихотворения «Листок».
- Прием «мозговая атака» (решение ребуса) применяю в начале урока для определения обучающимися темы урока.
Используемые на уроке современные технологии направлены на развитие универсальных учебных действий обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по русскому языку на тему: "Лингвистический анализ названий улиц города Ржева Тверской области"
Анализ языкового материала (названий улиц города Ржева) с лингвистической точки зрения: - фонетические, словообразовательные, морфологические, грамматические особенности онимов, названий улиц.Выя...
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста.
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста....
Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)
Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и литература), связан с изучением творчеств...
Разработка урока по русскому языку и литературе «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"
Принципиальным отличием современного подхода к обучению в школе является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметны...
Конспект урока русского языка по теме:"Лингвистический анализ текста"
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: "Лингвистический анализ текста"...
Разработка урока по русскому языку в 10 классе на тему: «Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их применение»
Тема урока: Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их применение.Цели урока:совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синон...
Интегрированный урок русского языка и литературы "Лингвистическое меню"
Урок-игра с использованием игровых технологий. Урок включает в себя различные темы русского языка: орфоэпию и морфемику, историю слова и стилистику. Для просмотра всего урока-игры необходимо смотреть ...