Разработка урока по русскому языку и литературе «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Принципиальным отличием современного подхода к обучению в школе является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:
- анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способными к сотрудничеству;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание.
Современный урок – это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- время-сбережение и здоровье-сбережение;
- в центре внимания урока – дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Основные принципы педагогической техники на уроках:
- свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
- открытость (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
- деятельность (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
- идеальность (высокий КПД): максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся;
- обратная связь (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Урок «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок» отвечает всем требованиям к современному уроку. Он является уроком комплексного применения знаний и имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Методы обучения, используемые на уроке, формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении; развивают в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. На уроке применяются технологии здоровье-сбережения и время-сбережения.
Этот урок входит в систему уроков по теме самообразования учителя «Лингвистический анализ художественного текста в условиях интеграции образовательного процесса на уроках русского языка и литературы». Целью этой темы является изучение влияния технологии лингвистического анализа художественного текста на формирование языковой компетентности обучающихся.
Исходя из этой цели, я выбрала предметом деятельности за курс 5 класса три урока:
1.Интегрированный урок «Путешествие в царство сказки».
2.Дидактическая миниатюра А.А.Фета.
3.Лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова « Листок».
Но прежде чем перейти к анализу целого стихотворения, мы учились культуре общения с текстом на примере отрывков из художественных произведений. Каждый текст проходил через 5 основных этапов в работе:
- восприятие текста,
- лингвистический анализ текста,
- выразительное чтение,
- письмо по памяти,
- творческая работа (составление синквейна или своего текста на основе проанализированного литературного образца).
Основные методы работы на уроке:
- проблемный (решение проблемы « Можно ли жизнь листка ассоциировать с жизнью человека?»;
- частично-поисковый (при осмыслении лингвистических средств создания образности художественного текста);
- информационный (индивидуальные сообщения о времени написания стихотворения, о событиях в жизни поэта в этот период, о дубе и чинаре как деревьях, создание иллюстраций к стихотворению «Листок» учениками-художниками).
Кроме этих методов, на уроке также были использованы технологии, рекомендованные при работе по ФГОС второго поколения:
- Кластер (выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке). Использую этот метод в начале урока, на стадии «вызова», когда до знакомства с текстом систематизируем информацию в виде заголовков смысловых блоков. Этот прием позволяет охватывать большое количество информации, индивидуализировать работу обучающихся. Этот же прием использую и на стадии рефлексии, включая новую информацию.
- Прием «таблица-синтез» дает возможность исследовать текст и делает наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при изучении стихотворения «Листок».
- Прием «мозговая атака» (решение ребуса) применяю в начале урока для определения обучающимися темы урока.
Используемые на уроке современные технологии направлены на развитие универсальных учебных действий обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_slovesnosti._lermontov._listok.docx | 45.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА№9
Разработка урока по русскому языку и литературе
«Лингвистический анализ стихотворения
М. Ю. Лермонтова „Листок”»
Учитель первой категории
Краснова Г.Н.
Ковров
2015
Пояснительная записка
Принципиальным отличием современного подхода к обучению в школе является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:
- анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способными к сотрудничеству;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание.
Современный урок – это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- время-сбережение и здоровье-сбережение;
- в центре внимания урока – дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Основные принципы педагогической техники на уроках:
- свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
- открытость (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
- деятельность (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
- идеальность (высокий КПД): максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся;
- обратная связь (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Урок «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок» отвечает всем требованиям к современному уроку. Он является уроком комплексного применения знаний и имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Методы обучения, используемые на уроке, формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении; развивают в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. На уроке применяются технологии здоровье-сбережения и время-сбережения.
Этот урок входит в систему уроков по теме самообразования учителя «Лингвистический анализ художественного текста в условиях интеграции образовательного процесса на уроках русского языка и литературы». Целью этой темы является изучение влияния технологии лингвистического анализа художественного текста на формирование языковой компетентности обучающихся.
Исходя из этой цели, я выбрала предметом деятельности за курс 5 класса три урока:
1.Интегрированный урок «Путешествие в царство сказки».
2.Дидактическая миниатюра А.А.Фета.
3.Лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова « Листок».
Но прежде чем перейти к анализу целого стихотворения, мы учились культуре общения с текстом на примере отрывков из художественных произведений. Каждый текст проходил через 5 основных этапов в работе:
- восприятие текста,
- лингвистический анализ текста,
- выразительное чтение,
- письмо по памяти,
- творческая работа (составление синквейна или своего текста на основе проанализированного литературного образца).
Основные методы работы на уроке:
- проблемный (решение проблемы « Можно ли жизнь листка ассоциировать с жизнью человека?»;
- частично-поисковый (при осмыслении лингвистических средств создания образности художественного текста);
- информационный (индивидуальные сообщения о времени написания стихотворения, о событиях в жизни поэта в этот период, о дубе и чинаре как деревьях, создание иллюстраций к стихотворению «Листок» учениками-художниками).
Кроме этих методов, на уроке также были использованы технологии, рекомендованные при работе по ФГОС второго поколения:
- Кластер (выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке). Использую этот метод в начале урока, на стадии «вызова», когда до знакомства с текстом систематизируем информацию в виде заголовков смысловых блоков. Этот прием позволяет охватывать большое количество информации, индивидуализировать работу обучающихся. Этот же прием использую и на стадии рефлексии, включая новую информацию.
- Прием «таблица-синтез» дает возможность исследовать текст и делает наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при изучении стихотворения «Листок».
- Прием «мозговая атака» (решение ребуса) применяю в начале урока для определения обучающимися темы урока.
Используемые на уроке современные технологии направлены на развитие универсальных учебных действий обучающихся.
Тема: Лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова « Листок».
Цель урока: анализ и истолкование поэтического текста на основе целостного восприятия.
Задачи:
- продолжить знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова;
- обучать лингвистическому анализу поэтического текста;
- развивать навыки осознанного выразительного чтения;
- закрепить знания учащихся о тропах, усвоить новые знания о выразительно-изобразительных средствах;
- учить передавать эмоциональный тон героев стихотворения, составлять схему;
- развивать: воображение, логическое мышление, умения исследовать текст;
- воспитывать любовь к чтению,
- развивать умение видеть и чувствовать красоту слова.
Методы и приемы: слово учителя, слово ученика, словарная работа: слово урока; эвристическая беседа, проблемные вопросы и задания, творческие задания, кластер, таблица-синтез.
Оборудование: портреты М.Ю. Лермонтова, рисунки детей-художников, слово урока, творческие работы детей.
Ход урока.
Слово урока:
лингвистика
герменевтика
антитеза
аллегория
пейзаж
Самое страшное одиночество – это
отсутствие друзей, отказ в помощи.
- Вступительное слово учителя.
С произведениями какого поэта мы познакомились на прошлом уроке? Что запомнили о нем?
Один из лучших лермонтоведов И.Андроников так сказал о поэте: «Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного ,скромного ,благородного, язвительного, наделенного могучими страстями и проницательным беспощадным умом».
- Почему в высказывании ученого о поэте так много красочных определений? Ответить на этот вопрос помогут нам портреты М.Ю.Лермонтова.
- Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в особенностях поэтического текста, а поможет нам микроскоп, но не простой, а лингвистический.
- Мозговая атака. Разгадав ребус, вы узнаете название стихотворения, с которым будем работать на уроке. Ли-нг-ви+ст-иче-с+о+к-ого
- Обратите внимание, на доске записаны слова урока. Что изучает лингвистика? Подберите русский синоним. Дайте определение остальным словам. Новое для нас слово «герменевтика», оно обозначает «учение о способах и приемах раскрытия смысла текстов.
- Исходя из вышесказанного, попробуйте определить цель нашего урока.
Целевая установка. Мы будем анализировать текст, чтобы понять его смысл и посмотреть, насколько наше восприятие совпадает с авторским замыслом.
А теперь как настоящие исследователи поэтического текста обратимся к тексту.
Индивидуальное задание. Слово ученика. Рассказ о времени написания стихотворения, о событиях в жизни поэта в этот период.
- Лингвистический анализ текста.
Составление кластера.
Учитель. Вспомним этапы работы над текстом и составим кластер.
Ученики составляют кластер.
*Создание условий для восприятия художественного текста.
- Прослушайте текст стихотворения. Какое настроение оно создает?
- Что помогает почувствовать это?
- Представьте себя художниками. Какие краски будут нужны для рисунка? Сравнить ваши впечатления с рисунками наших ребят-художников.
Итак, слова словно краски. Что они помогают нам понять?
*Осмысление лингвистических средств создания образности художественного текста.
- В каждой строчке стихотворения есть свои ключевые слова, которые создают определенное настроение, помогают понять смысл текста и дают возможность убедиться в том, совпадает ли наше восприятие с авторским замыслом.
- Найдите ключевые слова в первой строке. Какое настроение они создают?
- Кто главный герой в стихотворении? О ком идет речь?
- Работа с таблицей.
дубовый листок | молодая чинара | Почему эта цитата важна для меня (мысли, рассуждения) | |||
ключевые слова | выписки из текста | ключевые слова | выписки из текста | ||
1. | Оторвался – укатился – засох – увял – докатился | Стоит, слух утомили, цвету, блистаю, раскинула | |||
2. | Гонимый, бедный | Младая, любима | |||
3. | Странник | Царь-девица | |||
4. | Одиночество, тоска | Бездушие, самолюбование, холодное сердце |
- Найдите в тексте слова, характеризующие дубовый листок, выделите в них приставки, какие приставки повторяются, что они подчеркивают?
- Что произошло с листочком, когда он покинул родину?
- Какой же мотив является главным в стихотворении?
Вывод. Итак, основной мотив этого стихотворения – мотив одиночества. Настроение и думы дубового листка созвучны с настроением и думами самого поэта. Он также одинок, оторван от родного дома.
- Мы сказали, что в стихотворении два героя. Как характеризует автор чинару? Почему чинара стоит, а не растет?
- Какие еще тропы, художественные и лексические средства помогают увидеть этих героев? (Эпитеты, антитеза и имена существительные).
Вывод. Итак, герои противопоставлены друг другу. С одной стороны, одинокий листок, с другой – высокомерная и гордая чинара.
- Что еще можно сказать о чинаре, когда читаем строки последнего четверостишия, какое художественное средство помогает увидеть «холодное сердце» чинары?
- Скажите, мог бы листочек обрести покой, отогреться душой, забыть об одиночестве?
- Какие слова подтверждают, что просьбы листка не тронут чинару?
- Обратимся к эпиграфу урока. Можно ли так сказать о листочке?
- Но что интересно, ведь чинара тоже одна стоит на берегу моря. Но одинаковое ли одиночество листка и чинары?
*Проблемное задание.
Индивидуальное задание. Рассказ ученика о дубе и чинаре.
Вопросы ученикам:
- Можно ли жизнь листка ассоциировать с жизнью человека? Почему?
- Какой прием использует автор, сравнивая жизнь листка с жизнью человека?
- Какова общая эмоциональная тональность стихотворения?
- Можно ли это стихотворение отнести к пейзажной лирике? Что является основным: описание природы или душевных переживаний человека? (Это стихотворение относится к философской лирике, потому что именно философия изучает человека и общества, вопросы жизни и смерти).
- В чем заключается главная мысль стихотворения? Перечислите языковые и образно-выразительные средства, помогающие понять идею произведения. Найдите еще средства изображения, о которых мы не говорили на уроке (синонимы, антонимы, лексический повтор, звукопись, трехсложный размер).
- А теперь сравним ваше первоначальное восприятие текста и впечатления, которые сформировались после нашего обсуждения.
- Отработка навыков выразительного чтения.
- Заучивание наизусть и письмо по памяти.
1 вариант 2 вариант
1-3 строфы 4-6 строфы
Итог урока: саморефлексия: Как вы оцениваете свою работу на уроке? Всё ли вам понравилось в вашей работе над стихотворением «Листок»? Над чем вы бы хотели поработать?
Домашнее задание: творческая работа: 1.составить синквейн; 2.индивидуальное задание по желанию: составление текста по образцу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по русскому языку на тему: "Лингвистический анализ названий улиц города Ржева Тверской области"
Анализ языкового материала (названий улиц города Ржева) с лингвистической точки зрения: - фонетические, словообразовательные, морфологические, грамматические особенности онимов, названий улиц.Выя...
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста.
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста....
Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)
Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и литература), связан с изучением творчеств...
Разработка урока по русскому языку и литературе «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"
Принципиальным отличием современного подхода к обучению в школе является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметны...
Конспект урока русского языка по теме:"Лингвистический анализ текста"
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: "Лингвистический анализ текста"...
Разработка урока по русскому языку в 10 классе на тему: «Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их применение»
Тема урока: Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их применение.Цели урока:совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синон...
Интегрированный урок русского языка и литературы "Лингвистическое меню"
Урок-игра с использованием игровых технологий. Урок включает в себя различные темы русского языка: орфоэпию и морфемику, историю слова и стилистику. Для просмотра всего урока-игры необходимо смотреть ...