Урок – суд на материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок».
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Урок-суд на материале стихотворения М.Ю.Лермонтова "Листок" - нетрадиционная форма проведения урока, которая стимулирует учащихся на рассуждения, высказывание своей точки зрения. Урок проходит в форме диспута.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – суд на материале стихотворения
М.Ю.Лермонтова
«Листок».
Цель:
раскрыть сущность понятия одиночество с помощью осмысления текста и примеров из собственного наблюдения и на этой основе написать эссе; содействовать развитию самостоятельного мышления учащихся, учить анализировать художественное произведение, оценивать героев; совершенствовать умение самостоятельной работы с художественным текстом; способствовать развитию устной и письменной речи; учить высказывать свою точку зрения и ее доказывать.
Оборудование:
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Листок».
Толковый словарь С.И.Ожегова.
Иллюстрация к стихотворению «Листок», выполненная педагогом дополнительного образования.
Закрепление понятия контраст.
- Приведите примеры контраста, пользуясь данной картиной.
-Выделите изобразительно-выразительные средства языка и приведите примеры, которые вы увидели на картине.
Беседа с классом.
-Что испытал листок в своих странствиях?
-Как называют тех, кто много странствует?
-Найдите в стихотворении строчку с этим словом.
И странник прижался у корня чинары высокой,
Приюта на время он молит с тоскою глубокой.
-Почему чинара отказывается приютить странника? (Учащиеся высказывают свою точку зрения).
-Зачем чинаре сухой старый лист, ведь она молода и красива?
-Что может случиться с листком?
Обобщение.
-В стихотворении звучит мотив одиночества, неприкаянности лирического героя. Потеряв все, листок ищет приюта у чинары, но гордая, самозабвенная чинара отказывает несчастному в крове. Мы увидели превосходство сильного, обеспеченного, достигшего всего мира над слабым, ничего не имеющим. Чинара! Ее дальнейшая благополучная судьба не вызывает у нас никаких сомнений. Какова судьба листка? Море. Гибель. Или нет?
Домашнее задание.
Сочинение-рассуждение о том, какова же дальнейшая судьба листка?
Итоговое голосование и подсчет результатов. Вывод на основе результатов.
Родители.
Родители… Какое ласковое слово, а сколько за ним скрывается?! Читаю в толковом словаре: « Родители – отец и мать по отношению к своим родителям». А что значит, быть отцом и матерью по отношению к своим детям? Дать жизнь, и все?
В современном стремительно развивающемся мире нередко родители не уделяют серьезного внимания своим детям, и ошибки в воспитании еще в самом раннем возрасте, кажущиеся большинству родителей незначительными, приводят позже к неожиданным последствиям. Папа и мама впоследствии не могут руководить действиями своего чада, не могут наладить с ним контакт.
Ребенок проводит вне дома целые дни. Он как будто бы намеренно избегает общества родителей, чаще ходит к соседям, даже на воскресенье он составляет себе отдельную программу. Ребенок стесняется своих чувств, избегает родительской ласки, становится грубым и агрессивным.
Многие родители, отдав ребенка в школу, рассуждают так: «Пусть теперь учителя в школе воспитывают, они же за это деньги получают».
Даже на родительское собрание их не дозовешься. В начальных классах приходят через раз, в среднем звене изредка, а потом вообще не приходят. Думаю, может, дневник поможет. Открываю – подписей родителей нет несколько недель, а то и месяцев.
В жизни бывает так, что отец и мать находятся рядом с ребенком и в то же время как будто отсутствуют. Причин, создающих такое положение, может быть, к сожалению, немало. Ребенок появился на свет нежеланным, хотели мальчика, а появилась девочка, или наоборот. Можно приводить множество причин, только ребенку-то от этого не легче. Ему остается либо «плыть по течению», либо слишком рано становиться самостоятельным. Нет, я отнюдь не возражаю против самостоятельности, ведь это одно из важнейших качеств ребенка. Только как бы эта самостоятельность не переросла в одиночество без ласки, без внимания, без нежных родительских объятий. Выходит, что родители свои функции переложили на руки учителей.
Недавно мне пришлось наблюдать одну сцену. Мама с папой и шестилетним сыном стояли в очереди на улице перед кафе. Стоять пришлось очень долго, около получаса. Мальчик сначала изнывал, потом начал крутиться, бегать с другими таким же ребенком, залезать на тумбы. Мама, то и дело прерывая оживленный разговор, делала ребенку замечания и ставила рядом с собой. А чтобы лучше его «обездвижить», повесила на него довольно большую сумку. Но все было напрасно. После очередного «непослушания» очень рассерженный папа прочел сыну длинную нотацию.
Я решила вмешаться и заговорила с мальчиком. Ему стало так интересно, что родители бросили свой разговор, с улыбкой наблюдая за нами.
Вот и получается, как в толковом словаре С.И.Ожегова, что родители – отец и мать по отношению к своему ребенку, только без самого главного – без любви, заботы и внимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку и литературе «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"
Принципиальным отличием современного подхода к обучению в школе является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметны...
Разработка урока по русскому языку и литературе «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"
Принципиальным отличием современного подхода к обучению в школе является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметны...

Урок литературы в 6 классе. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"
технологическая карта к уроку в соответствии с требванием ФГОС ООО...

Урок литературы с использованием ИКТ Тема: Поэтический мир стихотворения М.Ю.Лермонтова « Листок»
Использование информационно – компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение особенно литературы, языка с использован...

Урок литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок»".
Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Листок""...

Урок литературы . «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок».
Урок литературы . «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок»....

Урок по теме Проблема равнодушия в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок» 6 класс
Урок с подробным анализом лирического произведения...