Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И. Носова "Белый гусь"
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему
Данная презентация содержит материал доя проведения урока внеклассного чтения по рассказу Е.Носова "Белый гусь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_rasskazu_evgeniya_nosova.pptx | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- познакомить учащихся с рассказом Е. Носова « Белый гусь»; - показать в гусе необычное и высокое; вызвать у учащихся чувство восхищения отцовским подвигом самоотверженной птицы. Цели урока:
Любознательность заставляет биться мысль, а мысль порождает чувство, а чувство же, в свою очередь, окрашивает наши поступки. Так вот я – за любознательность! А значит – за богатство человеческой души, за добрые поступки. Е. Носов
Родился писатель в деревне, детство его прошло среди речных заводей, лугов, полей и дубрав. Он много времени проводил в лесу и на реке, учился видеть и слышать природу, проникал в её тайны и секреты, запоминал названия трав и деревьев… Любовь ко всему живому неизменно чувствуется во всех его произведениях. В «Белом гусе» писатель описал то, что увидел однажды на рыбалке. О писателе
Кильватер – волновая струя, остающаяся позади идущего судна Кильватерным строем – следуя друг за другом Кокарда – форменный знак на головном уборе Привада – корм для приманки рыб Армада – большое соединение кораблей, самолетов, танков Лозняк - ивовый кустарник Плёс - широкое водное пространство между островами Отмель – мель, идущая от берега . Дюжина – количество 12. Употребляется в шутливой форме о числе 13 (чертова дюжина).
Определите тему рассказа. Составьте план рассказа. Охарактеризуйте главное действующее лицо (персонаж). Как описан Белый гусь? Установите композицию рассказа. Придумайте своё название к данному рассказу и обоснуйте его. Какие мысли и чувства вызывает у вас этот рассказ? Сравните поведение Белого гуся и других взрослых птиц. Почему этот текст можно назвать рассказом? Ответим на вопросы
Композиция рассказа 1. Описание внешности Белого гуся. Экспозиция 2. Позабыв о вражде, залюбовался я птицей. Завязка 3. Из-за леса наползла туча, посыпался град. Кульминация Развязка 4. Туча промчалась. 5. Гусь лежал, раскинув могучие крылья; двенадцать «одуванчиков» высыпали наружу. План (простой)
Этому гусю следовало бы дать чин адмирала. Белоснежные перья Крылья могучие Полутораметровые крылья Важной походкой
- В чём ещё проявляется непохожесть Белого гуся, кроме внешнего вида, походки, голоса? Белый гусь не такой , как все его собратья.
Из-за леса наползла туча, посыпался град Накатилась на солнце Поднималась серо-сизой тяжелой стеной Пожирала синеву неба Ледяные горошины Свирепствовала с нарастающей силой Что помогли ощутить глаголы, описывающие тучу? возрастающее напряжение в природе.
Какие средства выразительности речи использует автор для яркости изображения надвигающейся тучи? Туча – хищник, который “пожирает все на своем пути”. Сравнения : тяжелой стеной; как мешок; расплавленным свинцом. Олицетворения : росла, пожирала, поднималась, свирепствовала…
– Как вел себя главный герой на протяжении всей бури? А остальные гуси?
Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. Под солнечными лучами белый, запорошенный луг на глазах темнел, оттаивал. Тропинка покрылась лужицами. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. Они погибли почти все, так и не добежав до воды. Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. И только на его середине никак не растаивала белая кочка. Я подошел ближе. То был Белый гусь. Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетавшей туче. По клюву из маленькой ноздри стекала струйка крови. Все двенадцать пушистых “одуванчиков”, целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. Весело попискивая, они рассыпались по траве, подбирая уцелевшие градины. Один гусенок с темной ленточкой на спине, неуклюже переставляя широкие кривые лапки, пытался взобраться на крыло гусака. Но всякий раз, не удержавшись, кубарем летел в траву. Малыш сердился, нетерпеливо перебирал лапками и, выпутавшись из травинок, упрямо лез на крыло. Наконец гусенок вскарабкался на спину своего отца и замер. Он никогда не забирался так высоко. Перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.”
Како ва основная мысль рассказа? Какие чувства остались у вас после прочитанного? Каким вы видите Белого гуся после прочтения рассказа? Любовь ко всему живому . Боль, грусть, печаль… Смелый, храбрый, бесстрашный, отважный, безгранично любящий своих детей, благородный, своенравный, самоотверженный.
-А известны ли вам произведения с участием гусей? Гуси предстают перед нами бдительными, осторожными, мудрыми, иногда агрессивными, опасными, а порой веселыми и задорными. Оказывается, гуси — довольно популярные персонажи литературных произведений. И сегодня мы познакомились с еще одним произведением, которое написал Евгений Носов, — рассказом «Белый гусь». Мы живем в сельской местности и порой не замечаем, что и кто нас окружает. И стоит быть лишь чуточку внимательнее, чтобы увидеть необычное в обычном. Античная легенда «Как гуси Рим спасли», народные сказки «Гуси-лебеди», песенка про двух веселых гусей, повесть-сказка Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». - Какими там предстают гуси?
Памятник сенбернару Барри. Памятник ездовой собаке-вожаку Болто . Памятник собаке русского учёного И.П.Павлову Памятник жабе Памятник бабочке-огнёвке Памятник ласточкам Памятники животным Памятник бычку-кормильцу. Установлен в г. Бердянске Белому Биму Черное ухо
Домашнее задание: Написать отзыв на один из рассказов Е.И . Носова. Сделать иллюстрацию к любому рассказу. Памятник Белому гусю ( Где будет стоять памятник? Как он будет выглядеть? Какая надпись будет на нём?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва
Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"
Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....
Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"
Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: ...
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...