Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И. Носова "Белый гусь"
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему

Лазарева Ольга Валерьевна

Данная презентация содержит материал доя проведения урока внеклассного чтения по рассказу Е.Носова "Белый гусь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_rasskazu_evgeniya_nosova.pptx1.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по рассказу Евгения Носова «Белый гусь».

Слайд 2

- познакомить учащихся с рассказом Е. Носова « Белый гусь»; - показать в гусе необычное и высокое; вызвать у учащихся чувство восхищения отцовским подвигом самоотверженной птицы. Цели урока:

Слайд 3

Любознательность заставляет биться мысль, а мысль порождает чувство, а чувство же, в свою очередь, окрашивает наши поступки. Так вот я – за любознательность! А значит – за богатство человеческой души, за добрые поступки. Е. Носов

Слайд 4

Родился писатель в деревне, детство его прошло среди речных заводей, лугов, полей и дубрав. Он много времени проводил в лесу и на реке, учился видеть и слышать природу, проникал в её тайны и секреты, запоминал названия трав и деревьев… Любовь ко всему живому неизменно чувствуется во всех его произведениях. В «Белом гусе» писатель описал то, что увидел однажды на рыбалке. О писателе

Слайд 6

Кильватер – волновая струя, остающаяся позади идущего судна Кильватерным строем – следуя друг за другом Кокарда – форменный знак на головном уборе Привада – корм для приманки рыб Армада – большое соединение кораблей, самолетов, танков Лозняк - ивовый кустарник Плёс - широкое водное пространство между островами Отмель – мель, идущая от берега . Дюжина – количество 12. Употребляется в шутливой форме о числе 13 (чертова дюжина).

Слайд 7

Определите тему рассказа. Составьте план рассказа. Охарактеризуйте главное действующее лицо (персонаж). Как описан Белый гусь? Установите композицию рассказа. Придумайте своё название к данному рассказу и обоснуйте его. Какие мысли и чувства вызывает у вас этот рассказ? Сравните поведение Белого гуся и других взрослых птиц. Почему этот текст можно назвать рассказом? Ответим на вопросы

Слайд 8

Композиция рассказа 1. Описание внешности Белого гуся. Экспозиция 2. Позабыв о вражде, залюбовался я птицей. Завязка 3. Из-за леса наползла туча, посыпался град. Кульминация Развязка 4. Туча промчалась. 5. Гусь лежал, раскинув могучие крылья; двенадцать «одуванчиков» высыпали наружу. План (простой)

Слайд 9

Этому гусю следовало бы дать чин адмирала. Белоснежные перья Крылья могучие Полутораметровые крылья Важной походкой

Слайд 10

- В чём ещё проявляется непохожесть Белого гуся, кроме внешнего вида, походки, голоса? Белый гусь не такой , как все его собратья.

Слайд 11

Из-за леса наползла туча, посыпался град Накатилась на солнце Поднималась серо-сизой тяжелой стеной Пожирала синеву неба Ледяные горошины Свирепствовала с нарастающей силой Что помогли ощутить глаголы, описывающие тучу? возрастающее напряжение в природе.

Слайд 12

Какие средства выразительности речи использует автор для яркости изображения надвигающейся тучи? Туча – хищник, который “пожирает все на своем пути”. Сравнения : тяжелой стеной; как мешок; расплавленным свинцом. Олицетворения : росла, пожирала, поднималась, свирепствовала…

Слайд 13

– Как вел себя главный герой на протяжении всей бури? А остальные гуси?

Слайд 14

Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. Под солнечными лучами белый, запорошенный луг на глазах темнел, оттаивал. Тропинка покрылась лужицами. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. Они погибли почти все, так и не добежав до воды. Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. И только на его середине никак не растаивала белая кочка. Я подошел ближе. То был Белый гусь. Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетавшей туче. По клюву из маленькой ноздри стекала струйка крови. Все двенадцать пушистых “одуванчиков”, целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. Весело попискивая, они рассыпались по траве, подбирая уцелевшие градины. Один гусенок с темной ленточкой на спине, неуклюже переставляя широкие кривые лапки, пытался взобраться на крыло гусака. Но всякий раз, не удержавшись, кубарем летел в траву. Малыш сердился, нетерпеливо перебирал лапками и, выпутавшись из травинок, упрямо лез на крыло. Наконец гусенок вскарабкался на спину своего отца и замер. Он никогда не забирался так высоко. Перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.”

Слайд 15

Како ва основная мысль рассказа? Какие чувства остались у вас после прочитанного? Каким вы видите Белого гуся после прочтения рассказа? Любовь ко всему живому . Боль, грусть, печаль… Смелый, храбрый, бесстрашный, отважный, безгранично любящий своих детей, благородный, своенравный, самоотверженный.

Слайд 16

-А известны ли вам произведения с участи­ем гусей? Гуси предстают перед нами бдительны­ми, осторожными, мудрыми, иногда агрес­сивными, опасными, а порой веселыми и за­дорными. Оказывается, гуси — довольно популяр­ные персонажи литературных произведений. И сегодня мы познакомились с еще одним произ­ведением, которое написал Евгений Носов, — рассказом «Белый гусь». Мы живем в сельской местности и порой не замечаем, что и кто нас окружает. И стоит быть лишь чуточку внимательнее, чтобы увидеть необычное в обычном. Античная легенда «Как гуси Рим спасли», народные сказки «Гу­си-лебеди», песенка про двух веселых гусей, повесть-сказка Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». - Какими там предстают гуси?

Слайд 17

Памятник сенбернару Барри. Памятник ездовой собаке-вожаку Болто . Памятник собаке русского учёного И.П.Павлову Памятник жабе Памятник бабочке-огнёвке Памятник ласточкам Памятники животным Памятник бычку-кормильцу. Установлен в г. Бердянске Белому Биму Черное ухо

Слайд 18

Домашнее задание: Написать отзыв на один из рассказов Е.И . Носова. Сделать иллюстрацию к любому рассказу. Памятник Белому гусю ( Где будет стоять памятник? Как он будет выглядеть? Какая надпись будет на нём?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...