Рабочая программа по предмету "Литература родного края (Костромская область)" 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Настоящая программа основана на базе «Региональной программы по общеобразовательным предметам для школ Костромской области» (Научный редактор: доктор филологических наук, профессор Лебедев Ю. В.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_lr_k-9a.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
V-VI вида Костромской области»
«Согласовано»
Руководитель МО
_________(Смирнова С. С.)
ФИО
Протокол № ___ от
«___» ________20___г.
Рабочая программа
по предмету:
«Литература родного края»
для 9 «а» класса
Разработала педагог: Кудрявцева Ю. В.
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа основана на базе «Региональной программы по общеобразовательным предметам для школ Костромской области» (Научный редактор: доктор филологических наук, профессор Лебедев Ю. В.)
Изучение литературы на современном этапе требует её приближения к личности ученика, к его родному краю. Любовь к родине начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой» родине, к дому, где он родился и вырос, к родному краю. Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания человека, хозяина, труженика, радетеля и старателя своего края, прикипевшего к нему всем сердцем и душой. На достижение этой цели направлено изучение региональной литературы в 9 классе. В процессе изучения региональной литературы ученик откроет для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой он живёт, почувствует сердечно, какая трепетная мысль билась во все времена в краю его предков. На основе этого возрастает патриотизм.
Знакомство с литературой родного края (на изучение отводится 34 часа) ведётся параллельно с изучаемым в основном курсе художественнными произведениями, в рамках структуры общеобразовательной программы. Такой подход расширяет представление о литературе, благодаря новым именам, новым художественным произведениям, позволяет школьнику почувствовать себя звеном в цепи литературных и исторических событий, связывающих прошлое с будущим, активизирует в учащихся чувство сопереживания и сострадания, создавая благоприятиные условия для духовного пробуждения и развития личности.
В программу включаются лучшие образцы местной литературы, прослеживается, как использовали в своих произведениях костромской материал многие деятели русской литературы и искусства.
Региональный компонент в изучении литературы побуждает строить занятия на постоянном соприкосновении учащихся с жизнью, подчёркивает единство фольклорного мышления с литературным, личным, авторским.
В программе заложен принцип вариативности, позволяющий учителю самостоятельно выбирать произведения, авторов, определять форму обсуждения произведений, темп чтения, проверку усвоения учащимися изученного материала.
Учебно-тематическое планирование
уроков литературы родного края в 9 классе
(34 часов)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Древнерусская литература. Роль Костромы и предков костромичей в защите и создании России. | |
2 | Летописание на Руси. «Ипатьевская летопись» как один из ранних летописных сводов. | |
3 | «Слово о полку Игореве». История открытия «Слова…» в Ярославском и Костромском крае. | |
4 | Костромич Н. Ф. Грамматин как автор одного из первых переводов «Слова» и исследователь древних русских летописей («О древней русской словесности»). | |
5 | Знакомство с переводом текста, сделанным костромичом Н. Ф. Грамматиным. | |
6 | Житие преподобного Авраамия Чухломского. | |
7 | Фёдор Волков – основатель первого в россии театра (краткий обзор жизни пути Волкова). | |
8 | Стиль классицизма в архитектуре Костромы. | |
9 | Литература 18 века. Фонвизин «Недоросль». Связь рода Фонвизиных с Костромским краем. | |
10 | Чтение фрагментов из «Истории государства Российского» (т. 4 гл. 7., т. 5 гл. 1, 3, т. 8 гл. 3). | |
11 | Радищев А. Н. «Путешествие из Петербурга в Москву». Дружба с Кутузовым А. М., основоположником русского сентиментализма. | |
12 | Влияние А. М. Кутузова на формирование общественных и политических взглядов Радищева. | |
13 | Аблесимов А. О. и Костромской край. Костромские реалии в его опере «Мельник, колдун, обманщик и сват». Одна из первых попыток изобразить крестьянский быт на русской сцене, колорит народной речи. | |
14 | Литература первой половины 19 века. Русская литература и русская история. Декабристы – костромичи. | |
15 | Ф. Грамматин. Баллада «Услад и Всемила». «Народные песни» - дух фольклора. | |
16 | Ф. Грамматин. Поэма «Освобождённая Европа». «Народные песни» - дух фольклора. | |
17 | Рылеев К. Ф. Костромские корни рода Рылеевых. Поэма «Иван Сусанин». | |
18 | Рылеев К. Ф. Патриотический пафос думы «Иван Сусанин». | |
19 | П. А. Катенин и Костромской край. Очерк жизни и творчества. Баллады «Наташа», «Леший». | |
20 | П. А. Катенин и Костромской край. Поэма «Инвалид Горев». | |
21 | Грибоедов А. С. «Горе от ума». Связь писателя с Костромским краем, имение матери в Кологриве. Проблема крепостного права в творчестве Грибоедова. | |
22 | Генерал Ермолов и Костромской край. | |
23 | Пушкин А. С. Жизненный и творческий путь поэта. Костромские тропинки к Пушкину, близкие родственники поэта. | |
24 | Поэт Бартенев Ю. Н., его дружба с А. С. Пушкиным. Ответ Пушкина на послание Готовцевой А. И. «О, Пушкин, слава наших дней». | |
25 | Лермонтов М. Ю. Жизнь и творчество. Рассказ о костромских родственниках Лермонтова и костромских корнях его родословной по отцовской линии. | |
26 | Костромич Фёдор Чижов – меценат, публицист, автор одной из первых биографий Гоголя. | |
27 | Знакомство с творчеством Чижова Ф. В. | |
28 | Костромские связи и поместья Герцена. | |
29 | Белинский В. Г. Личность критика. Костромской помещик – дилетант Козловский П. Д. – друг Белинского. | |
30 | Творчество Ю. Жадовской. Отклики Белинского. | |
31 | Из бесед по современной литературе. Розов В. С. «Гнездо глухаря». | |
32 | Василий Травкин – писатель из Судиславля. «Экскурсия». | |
33 | В. Корнилов «Семигорье», «Годины». | |
34 | Современная литература. Современные писатели Костромского края. |
Перечень учебно – методического обеспечения
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы (Базовый уровень). Под ред. В. Я. Коровиной. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
- Региональные программы по общеобразовательным предметам для школ Костромской области.- Кострома.
- Литература: 7 – 9 кл.: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ Авт. – сост. Ю. В. Лебедев. – М.: Просвещение – регион, Просвещение, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по искусству родного края
Рабочая программа по искусству родного края (Новосибирская область) ...
Рабочая программа курса "Искусство родного края" на английском языке для 8 класса школ с углубленным изучением английского языка
Пояснительная записка, тематическое планирование одногодичного курса на английском языке "Искусство родного края" в рамках регионального компонента....
Рабочая программа по предмету "Литература родного края (Костромская область)". 8 класс
Рабочая учебная программа по предмету «Литературе родного края» составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства обр...
Аннотация к рабочей программе по истории родного края 6 класс
Аннотация к рабочей программе по истории родного края содержит цели, перечень технологий, планируемые результаты....
Рабочая программа по истории родного края 8 класс
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебно...
Рабочая программа по искусству "Родного края" 8 класс
Искусство "Родного края"...
Рабочая программа по истории родного края 10 класс
Рабочая программа учебного предмета«История Родного края»10 КЛАСС на 2020-2021 учебный год...