Рабочая программа по истории родного края 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс)
Рабочая программа учебного предмета
«История Родного края»
10 КЛАСС
на 2020-2021 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_istoriya_rodnogo_kraya_10_klass_raspechatat_zavtra_2.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №19»
Рассмотрено на заседании МО учителей образовательной области «Математика и информатика» Протокол № 1 от 28.08.2020 Руководитель МО ___________ О.В.Ткаченко | Согласовано Заместитель директора по УВР ______Е.Л.Кулачок | Согласовано на заседании Методического Совета МБОУ «СШ №19» Протокол №1 от 31.08.2020 Председатель МС _____ И.Н.Бахретдинова | «Утверждаю» Директор МБОУ «СШ №19» ___________Л.В. Зайцева Протокол №1 Педагогического Совета от 31.08.2020 Приказ № 541 от 31.08.2020 года |
|
Рабочая программа учебного предмета
«История Родного края»
10 КЛАСС
на 2020-2021 учебный год
Разработчик:
Никогосян А.С.
учитель истории
Нижневартовск
2020 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка…………………………………………………………….3
- Планируемые результаты освоения учебного предмета…………………………4
- Содержание учебного предмета…………………………………………………...6
- Тематическое планирование……………………………………………………....10
- Приложение. Календарно-тематическое планирование…………………………12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории для 10 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Примерных программ по учебным предметам. История ХМАО. 10 классы (Стандарты второго - поколения);
Цели изучения истории в 10 классе:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
- Показать основные линии исторического движения к современному миру, объяснить учащимся, как разные исторические эпохи связаны с современностью, как историческое наследие Востока и Запада живет в дне сегодняшнем в ХМАО.
- Формирование у учащихся гражданской позиции, национальной идентичности, воспитание патриотизма, толерантности, уважения к краю
- Освоить периодизацию истории родного края и высказывать собственное суждение по данным вопросам, уметь вести поиск информации в исторических источниках, анализировать их, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, реконструировать исторические события, давать характеристику историческим деятелям и составлять их биографию.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В 10 классе общая учебная нагрузка по предмету — 35 учебных часов.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России, частицей малой Родины-Югры.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
- знать соотношение истории России и истории родного края, роль и место Югры в отечественной и мировой истории на различных этапах развития.
- знать взаимосвязь природно-географических условий, этнополитических и социокультурных процессов, единство исторического процесса.
- понимать особенности межэтнических контактов на территории Югорской земли, относительную мягкость русской колонизации Сибири.
- знать основные центры угорских раннегосударственных образований, татарских государств, русские города Югры (их основание, социально-экономическая характеристика, достопримечательности).
- иметь представление о культуре и быте народов края, об основных исторических источниках по истории края.
- знать выдающихся общественно-политических деятелей, деятелей науки, искусства и культуры, чья судьба была связана с краем или чьи жизнь и творчество проходили на территории округа.
- уметь сопоставлять знания истории родного края с современными проблемами развития округа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
История ХМАО 10 класс
(1 час в неделю, 35 часов)
Введение
Смысл и назначение истории и ее регионального компонента. Понятие «Сибирь» в географическом и историческом аспектах. Происхождение и значение названия «Сибирь».Западная Сибирь и ее природно-ландшафтные зоны. Бассейн Среднего Обь-Иртышья — часть Западной Сибири. Древнейшие сведения о Среднем Обь-Иртышье. Югра — одно из древнейших названий народов и территории нашего края. Открытие Югры новгородцами. Югра — место проживания различных народов. Представление о Югорской земле в XII-XVI вв. Место и роль края в российской истории.
Раздел I. Наш край в древности
Физико-географические условия на Севере Западной Сибири на закате великого оледенения. Первоначальное заселение края. Верхнепалеолитические стоянки на территории Западной Сибири. Хозяйственная деятельность и материальная культура местного населения в эпоху мезолита и неолита. Открытия неолитического человека. Особенности бронзового века таежного Обь-Иртышья. Становление местного металлообрабатывающего производства, его развитие в позднем бронзовом веке. Влияние технологических новшеств на способы хозяйственной деятельности местного населения. Виды поселений и миграции племен на территории Западной Сибири в позднем бронзовом веке. Охота и рыболовство древнего и средневекового населения Западной Сибири как важнейшие разновидности хозяйственной деятельности. Объекты и способы охоты, орудия охоты и лова. Промысловые тропы и их назначение. Рыболовство, особенности ведения рыболовного промысла в Обь-Иртышье. Способы рыбной ловли. Скотоводство. Приручение и использование лошади и северного оленя. Специфика древнего таежного скотоводства. Представления таежных жителей о духах. Единство окружающего мира и человека. Представления о душе. Мифологическая картина мира в ранних и поздних сказаниях коренных народов края. Возникновение земли, растений, животных и людей. Устройство мира. Божества коренных жителей Приобья.
Раздел II. Югорское средневековье
В начале железного века. Общественная организация народов севера Западной-Сибири в I тыс. до н.э. — I тыс. н.э. Изменение территории расселения таежных народов Западной Сибири: борьба за лесостепь и освоение Арктики. Великая Венгрия на Южном Урале. Венгры в период «обретения новой родины». Торгово-обменные связи населения севера Западной Сибири в древности. Становление Волго-Камского торгового пути. Волжская Болгария и Золотая Орда — главные торговые посредники Югры. Походы новгородцев на Северный Урал и в Зауралье в XI — первой половине XV в. Пути за Камень. В Югру за данью: первое знакомство новгородцев с югорскими племенами. Борьба Москвы и Новгорода за влияние на северо-востоке в XIV в. и миссия Стефана Пермского. Утрата Новгородом своих позиций в Югре. Причины и процесс формирования угорских княжеств. Типы поселений. Изменение социального статуса городищ. Общественная организация обских угров. Князья и «лучшие люди». Организация и функции княжеской власти. Рядовое население: экономическое, социальное, юридическое положение. Зависимое население. Тюрки Западной Сибири в составе Золотой Орды. Улус Шибана: географическое положение и этнические процессы. Формирование этнической общности сибирских татар. Юг Западной Сибири в конце XIV — начале XV в. Междоусобная борьба ордынских ханов. Образование Тюменского ханства и его гибель.
Раздел III. «Сибирское взятие»: Югра в конце XV – XVI вв.
Взаимоотношения Москвы и Сибири. Укрепление Московских позиций в Приуралье в 50-х гг. XV в. Пелымское княжество XV в. - раннефеодальное государство ханты и манси. Походы пелымских князей на восточные границы Руси и ответные действия Москвы в середине XV в. Зауральские походы московских войск. Характеристика взаимоотношений Московского государства и Югорской земли в XV в. Казачество как социокультурный феномен Казаки на Волге и Яике. Действия казачьих отрядов в вотчине Строгановых. Начало похода в Сибирь и взятие столицы Кучума. Первая зимовка в Сибири, Белогорский поход 1583 г. и война с сибирскими мурзами. Гибель Ермака. Окончание сибирской экспедиции. Поход И. Мансурова. Обской городок. Основание Тюмени и Тобольска. Политическая ситуация в Сибири в начале 90-х гг. XVI в. Основание Березова и Пелыма и разгром Пелымского и Кондинского княжеств. Основание Сургута. Итоги русских походов 80-90-х гг. XVI в. Фискальная политика московского правительства в отношении угорских народов. Складывание системы местного управления. Отношения московских властей с местной родоплеменной знатью. Судьба нижнеиртышских княжеств. Белогорское княжество. «Служилая» Кода: особенности социально-политического положения код-ского населения. Ляпинское княжество. Сосьвинское и Казымское княжества. Обдорское княжество. Пелым и Конда. Сургутские княжества.
Раздел IV. Под сенью двуглавого орла: наш край в XVII в.
Органы центрального управления Сибирью. Учреждение Сибирского приказа (1637 г.), его структура и полномочия. Роль Сибирского приказа в финансовой системе Русского государства. Административно-территориальное деление края и органы воеводского управления. Организация Березовского, Пелымского и Сургутского уездов. Штаты и функции воеводской власти. Разрядная система и переподчинение югорских уездов различным разрядам в XVII в. Организация местного волостного управления. Соотношение административного подчинения и элементов автономного самоуправления на волостном уровне, Повинности ясачных людей. Таможенная политика. Служилые люди: служилые «по отечеству» и «по прибору». Положение и обязанности служилых людей в крае. Герои казачьих походов. Служилые «миры» городов земли Югорской: Березов, Сургут, Пелым. Ямщики как особая категория русского негородского населения края. Самаровский ям и его жители. Ясачные волости: территориальное расположение и этнический состав населения. Хозяйство и быт жителей ясачных волостей. Антирусские выступления ясачных людей на рубеже XVI-XVII вв. Березовское восстание 1607 г. Заговор княгини Анны Пуртеевой и другие «измены». Гибель Бардакова княжества. «Государева служба» кодских князей. Ревизии кодских владений в конце 20-х — начале 30-х гг. ХVII в. Закат Коды. Мятеж 1636 г. и ликвидация Кодского княжества. Князья Обдорские. Князья пелымские и кондинские. Угорские святилища: территориальное размещение и организация культа. Белогорские святилища: капища Орт-лонка, Ас-ики, Калтащ-ими. Военные культы Коды. Культовый центр Вон-ем-вош. Святилища Нижней Оби и Северной Сосьвы. Церковная организация в Сибири. Новокрещены. Православные храмы в русских городах края и на ясачных землях. Монастыри Нижнего Приобья: Воскресенский Березовский и Троицкий Кодский (Кондинский).
Раздел V. В составе Российской империи (Югра в XVIII в.)
Коренное население земли Югорской — ханты, манси, самодийские народы: численность, территория расселения, межэтнические контакты. Русские жители городов и селений края. Численность и социальная характеристика русского населения Березова и Сургута. Русские сельские поселения. Ямщики и церковные (экономические) крестьяне. Тема 2 Административное устройство и управление края в XVIII в. Административное устройство и управление края в начале XVIII в. Влияние петровских реформ на местное управление. Учреждение Сибирской губернии. Смена должностей уездного уровня управления в 1711—1714 и 1722 гг. Специфика функционирования органов городского самоуправления в крае (1720-е гг.). Административные преобразования последней трети XVIII в. Изменения в административно-территориальном подчинении уездов Югорской земли. Самоуправление коренных народов. Власти ясачных волостей и сборов. Государственные повинности. Организация ясака как основной повинности сибирских народов. «Комиссия о расположении ясака» 1763 г. Денежные сборы с коренного населения. Повинности и денежные сборы с русских жителей края. Хозяйственная деятельность коренных народов. Рыболовство. Новшества в способах рыбной ловли. Связь рыболовства с торгово-предпринимательской деятельностью. Охота коренного и русского старожильческого населения. Торговля. Характер ввозимых и вывозимых товаров и объемы торговли в крае к середине XVIII в. Конкуренция торговцев из Европейской России и сибирских купцов на местных рынках. Формирование купечества в Березове и Сургуте. Организация Березовской, Сургутской и Юганской ярмарок (1786— 1788 гг.). Состояние скотоводства. Земледелие, собирательство и ремесла. Меншиковы в Березове: организация быта и досуга, условия содержания, круг занятий и общения. Отношение местных жителей к А.Д. Меншикову после его смерти. Судьба могилы А.Д. Меншикова в Березове. Участь князей Долгоруковых: обстоятельства ссылки и первые годы их пребывания в Березове; донос Г. Андриянова и «дело 1735 г.». Березовский узник граф А.И. Остерман.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название раздела | Кол-во часов | В том числе на проведение | Основные виды учебной деятельности | ||||
Инвар. | Вар. | Лабораторных работ | Практических работ | Контрольных работ | ||||
1 | Введение | 1 | 0 | 0 | 0 | Объяснять: Смысл и назначение истории и ее регионального компонента. Знать: Понятие «Сибирь». Югра - одно из древнейших названий народов и территории нашего края. Место и роль края в российской истории. Современное географическое и политико-административное положение округа Уметь показывать на карте объекты и события, анализировать и обобщать информации разных источников. | ||
2 | Раздел I. Наш край в древности | 5 | 0 | 0 | 0 | Знать хронологию, понимать исторические факты и явления, анализировать и обобщать информации разных источников Извлекать информацию из различных источников, пользоваться картой. Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, составлять описание исторических объектов. | ||
3 | Раздел II. Югорское средневековье | 7 | 0 | 1 | 0 | Знать: патриархальная семья, родовая община, соседская община, военная демократия, каганат; Полукочевое скотоводство, католичество, мадьяры, Колонизация, христианизация, гиперборейские. Уметь: извлекать информацию из различных источников, пользоваться картой. Составлять таблицы, определять по карте наиболее важные экономические районы страны, их экономическую специализацию, сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, составлять описание исторических объектов. | ||
4 | Раздел III. «Сибирское взятие»: Югра в конце XV – XVI вв. | 8 | 0 | 0 | 0 | Знать: Ясачные волости, имущественное и социальное расслоение, колонизация, христианизация, гиперборейские. Уметь: извлекать информацию из различных источников, пользоваться картой. Составлять таблицы, определять по карте наиболее важные экономические районы страны, их экономическую специализацию, сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, составлять описание исторических объектов. | ||
4 | Раздел IV. Под сенью двуглавого орла: наш край в XVII в | 6 | 0 | 0 | 0 | Знать: Воевода, подрядные воеводы, волостное управление, повинности ясачных людей, таможенная политика Служилые люди, посадские люди, гулящие люди, казаки Ясачные волости, имущественное и социальное расслоение. Уметь: извлекать информацию из различных источников, пользоваться картой. Составлять таблицы, определять по карте наиболее важные экономические районы страны, их экономическую специализацию, сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, составлять описание исторических объектов. | ||
5 | Раздел V. В составе Российской империи (Югра в XVIII в.) | 8 | 0 | 1 | 0 | Знать: этнос, секуляризация, автономия, оброк, ясак, налог Подати, сословия, окладной ясак, подушная подать Уметь: Сравнивать информацию выявлять сходство и различие, создание презентаций. | ||
ИТОГО | 35 | 0 | 2 | 0 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РОДНОМУ КРАЮ В 10 КЛАССЕ
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | |
По плану | По факту | ||
02.09.2020 | Введение | ||
Раздел I. Наш край в древности | |||
09.09.2020 | Север Западной Сибири в каменном веке | ||
16.09.2020 | Север Западной Сибири в энеолите и бронзовом веке | ||
23.09.2020 | Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири | ||
30.09.2020 | Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири | ||
07.10.2020 | Природа и человек в представлении обских угров | ||
Раздел II. Югорское средневековье | |||
14.10.2020 | Север Западной Сибири в железном веке | ||
21.10.2020 | Западносибирская прародина венгров | ||
28.10.2020 | Югра в системе мировой пушной торговли | ||
11.11.2020 | Походы новгородцев на Северный Урал и Зауралье в XI – п.п. XV вв. | ||
18.11.2020 | Образование угорских княжеств | ||
25.11.2020 | Государство сибирских татар в XIII – XV вв. | ||
02.12.2020 | Учебная конференция «Древняя земля» | ||
Раздел III. «Сибирское взятие»: Югра в конце XV – XVI вв. | |||
09.12.2020 | Вхождение Югорской земли в сферу влияния Московского государства | ||
16.12.2020 | Сибирские татары в XVI в. | ||
23.12.2020 | Поход дружины Ермака в Сибирь | ||
13.01.2021 | Первые русские города и остроги в Западной Сибири | ||
20.01.2021 | Город Сургут | ||
27.01.2021 | Угорские княжества в составе Российского государства на рубеже XVI – XVII вв. | ||
03.02.2021 | Богатырь Тонья в эпосе и в истории | ||
Раздел IV. Под сенью двуглавого орла: наш край в XVII в | |||
10.02.2021 | Северо-Западная Сибирь под властью Российского государства в XVII в. | ||
17.02.2021 | Русское население Северо-Западной Сибири в XVII в. | ||
24.02.2021 | Коренное население Северо-Западной Сибири в первой трети XVII в. | ||
03.03.2021 | Судьба властелинов приобской тайги | ||
10.03.2021 | Коренное население Северо-Западной Сибири в первой трети XVII в. | ||
17.03.2021 | Язычество и христианство на обских берегах | ||
31.03.2021 | Язычество и христианство на обских берегах | ||
Раздел V. В составе Российской империи (Югра в XVIII в.) | |||
07.04.2021 | Народы края в XVIII в. | ||
14.04.2021 | Административное устройство и управление края | ||
21.04.2021 | Экономическое развитие края | ||
28.04.2021 | Государственные повинности | ||
05.05.2021 | Секретные узники Березова | ||
12.05.2021 | Культура и быт народов края | ||
26.05.2021 | Учебная конференция «Русские в Западной Сибири» | ||
26.05.2021 | Подведение итогов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по истории родного края "Истоки"
В настоящее время остро ощущается необходимость патриотического воспитания школьников, изучения истории народа, восстановления духовности. Любовь к родине, народу, ...
программа факультатива "История родного края"
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа «История родного края» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в об...
рабочая программа кружка "История родного края"
Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В настоящее время остро ощущается необходимость возр...
Рабочая программа по истории родного (Орловского) края
Данная программа предназначена для 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида...
Аннотация к рабочей программе по истории родного края 6 класс
Аннотация к рабочей программе по истории родного края содержит цели, перечень технологий, планируемые результаты....
Рабочая программа по истории родного края 8 класс
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебно...
Рабочая программа кружка "История родного края"
Рабочая программа дополнительного образования "История родного края" возраст 12-13 лет...