Конспект урока по литературе УМК В.Я.Коровина 5 класс на тему "Пословицы и поговорки".
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Думчикова Ольга Васильевна

Урок литературы в 5 классе по теме "Пословицы и поговорки", построен в виде конкурсной программы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_5_klass.docx28.86 КБ
Файл poslovitsy_i_pogovorki.pptx1.51 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №19

им. Героя России  Алексея Кириллина   

города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области.

Конспект урока по литературе

УМК В.Я.Коровина 5 класс

по теме «Пословицы и поговорки»

Разработала:

Думчикова Ольга Васильевна,

учитель русского языка и литературы

2014 – 2015 учебный год

Тема: Пословицы и поговорки

Цели деятельности учителя:

  • Осмысление и использование малых жанров фольклора в речи как нравственное воспитание человека;
  • Формирование понятия о пословице и поговорке;
  • Развитие речи учащихся
  • Обогатить речь учащихся пословицами и поговорками;
  • Показать сходство и различие между пословицами и поговорками;
  • Раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок;
  • Воспитывать бережное отношение к языку и мотивировать познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты:

  • Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету,  познанию нового. Осмысляя малые жанры фольклора, учащиеся проникаются пониманием, что пословицы и поговорки – хранилище родного языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном совершенствовании народа,   воспринимают точность оценок и суждений на все случаи жизни.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают,  слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о достоянии, которое нам оставил в наследство русский народ. Еще задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от одного поколения к другому, литературу, которую сейчас называют устное народное творчество.

2. Актуализация знаний.

Слайд 1.

- Часто вы слышите: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». А знаете ли вы, к какому жанру относится это выражение?

- Сегодня на уроке мы будем говорить о пословицах и поговорках, узнаем больше об этих малых жанрах.

Дома вы готовили «Хвалебное слово пословице». Давайте его послушаем.

1й ученик: Пословицы не даром молвятся, без них прожить нельзя!

Они великие помощницы и в жизни верные друзья!

2й ученик : Порой они нас наставляют, советы добрые дают,

3й ученик : Порой чему-то поучают и от беды нас берегут.

4й ученик: Ведь с ней и горе не беда, и наша речь красна пословицей. Давайте вспомним их друзья!

5й ученик: Ну кто из вас не согласится, что без труда мечта  мертва? Что дело мастера боится, что жизнь дана нам для добра?

6й ученик: Что друг не тот, кто медом мажет, а тот, кто правду прямо скажет.

7й ученик: Что долог день до вечера, коли делать нечего.

8й ученик: Что сам себя лишь тот погубит, кто других совсем не любит.

9й ученик: Кто кричит: «Я помогу!», а пришло время – «Не могу!».

10й ученик: Где растяпа и тетеря, там не прибыль, а потеря.

11й ученик: И почитай учителя, как своего родителя.

12й ученик: А в пословицах ведь говорится, что сами мы должны учиться.

13й ученик: Грамотей не тот, кто читать умеет, а тот кто слушает да разумеет!

14й ученик: Помни! Тот кто хочет много знать, тот не должен долго спать!

15й ученик: Хочешь есть калачи – не лежи на печи.

16й ученик: Согласитесь: лень и плут до добра не доведут.

Слово учителя

Слайд 2

О важном значении пословиц и поговорок говорят сами пословицы и поговорки:

  • Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.
  • На пословицу ни суда, ни расправы.
  • На твою спесь пословица есть.
  • Не всякая пословица при всяком молвится.
  • Старая пословица век не сломится.
  • Для поговорки мужик в Москву пешим шел.
  • Из поговорки слова не выкинешь.
  • На всякого Егорку есть своя поговорка.

3. Самостоятельная работа со вступительной статьей учебника

– Прочитайте статьи учебника «Пословицы»  на странице 27 – 28 и «Поговорки» на странице 31-33.  

- В чем различие пословицы и поговорки?

Слово учителя

Первоначально пословицы и поговорки входили в состав небольших рассказов о каких-либо событиях, сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чем шла речь в произведении. Например, «Битый небитого везет» (из сказки «Лисичка-сестричка и волк»).

В пословицах отражают исторические события, представления народа о крестьянском труде, о богатстве и бедности, нравственности, христианские верования, семейный быт, качества характера и другое. Менялась жизнь, появлялись новые пословицы и поговорки, забывались старые.

4. Сопоставление пословицы и поговорки.

Слайд 3

Учащиеся делают выводы на основе статей учебника и записывают их.

Пословица

  • краткое, мудрое суждение о жизни
  • содержит поучительный смысл
  • законченное суждение
  • характеризует поступки человека, их образ жизни
  • украшает нашу речь

1 часть – условия совершения событий
2 часть – вывод и поучение, краткое выразительное назидание

Поговорка

  • меткое суждение
  • часть суждения, незаконченное предложение
  • дает оценку поступкам человека, но не поучает
  • выражает чувства

5. Этап актуализации жизненных впечатлений

 Класс делится на две команды. За каждый правильный ответ команда получает балл (жетон)

А) Игра «Знатоки пословиц»

Слайды 4 - 11

  1. Света села готовить уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Сделал дело – гуляй смело.)
  2. Во время летних каникул каждый из детей что-то делал: Оля помогала маме по дому, Ира и Сережа пололи и поливали огород, собирали гербарий. Один Павлик ничего не делал и все жаловался на скуку. Какие пословицы  напомнили ему друзья? (Не сиди сложа руки – не будет скуки. Скучен день до вечера, если делать нечего.)
  3. Несколько дней Люда не выполняла домашнее задание, не готовила уроки и в итоге получила двойку.  Что ей на это ответили ребята? (Что посеешь – то и пожнешь. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)
  4. Однажды сын пожаловался отцу, что хорошо бы возле дома спортплощадку сделать, но ребята не знают, как это сделать. «Надо захотеть – и все получится», - ответил папа. Какая пословица вспомнилась сыну? (Под лежачий камень вода не течет).
  5. Сказала Нина что-то  по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала своей соседке по парте, которая в свою очередь поделилась еще с кем-то. Вскоре об этом знали все. (По секрету – всему свету)
  6. Попросили родители свою дочь посидеть с младшим братом. Девочка пригласила к себе подруг. Они разыгрались и забыли про малыша. (У семи нянек – дитя без глаза)
  7. Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз. (Любишь кататься – люби и саночки возить)
  8. Саша решил собрать из конструктора  модель самолета. Сначала у него ничего не получалось. Но Саша был настойчив и терпелив – и самолет готов. (Терпенье и труд все перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда)

Б) Игра «Собери пословицу»

  1. Командам предлагается собрать разрезанные пословицы.
  2. Назовите пословицы по парам слов.

Слайд 12

Дело – смело                                                  

Журавль – синица

Слово – воробей

Труд -  рыбка

Время – потеха

Перо – топор

Слайд 13

В) Игра «Объясни смысл»

Слайд 14

  1. На работу – спина болит, а ест – за ушами трещит.
  2. Сидя на печи генералом не станешь.
  3. Чужими руками жар загребать.
  4. За спрос денег не берут.
  5. Языком болтай , а рукам воли не давай.
  6. Язык мой – враг мой.
  7. На хотенье есть терпенье.
  8. Невелика капля, а камень долбит.
  9. Топор своего дорубится.
  10. Дай всякому делу перебродить на своих дрожжах.

6. Рефлексия

– Скажите, пожалуйста, какую роль играют пословицы и поговорки в нашей жизни?

7. Итог. Выставление оценок

 8. Домашнее задание 

Слайд 15

  1. Напишите рассказ, который можно завершить одной из пословиц.
  2. К одной из пословиц сделайте рисунок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пословицы и поговорки Урок литературы 5 класс Подготовила Думчикова О.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 19

Слайд 2

Важное значение пословиц и поговорок Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз. На пословицу ни суда, ни расправы. На твою спесь пословица есть. Не всякая пословица при всяком молвится. Старая пословица век не сломится. Для поговорки мужик в Москву пешим шел. Из поговорки слова не выкинешь. На всякого Егорку есть своя поговорка.

Слайд 3

Сравните: Пословицы Краткое, мудрое суждение о жизни Содержит поучительный смысл Законченное суждение Характеризует поступки, образ жизни Украшает нашу речь Поговорки Меткое суждение Часть суждения, незаконченное предложение Дает оценку поступкам, но не поучает Выражает чувства

Слайд 4

Сделал дело – гуляй смело

Слайд 5

Не сиди сложа руки – не будет и скуки

Слайд 6

Без труда не выловишь и рыбку из пруда

Слайд 7

Под лежачий камень вода не течет

Слайд 8

По секрету – всему свету

Слайд 9

У семи нянек дитя без глазу

Слайд 10

Любишь кататься – люби и саночки возить

Слайд 11

Терпенье и труд – все перетрут

Слайд 12

Угадай пословицу: Дело – смело Журавль – синица Слово – воробей Труд – рыбка Время – потеха Перо - топор

Слайд 13

Проверь : Сделал дело – гуляй смело. Лучше синица в руке, чем журавль в небе. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Делу – время, а потехе – час. Что написано пером, не вырубишь топором.

Слайд 14

Объясни смысл : На работу – спина болит, а ест – за ушами трещит. Сидя на печи – генералом не станешь. Чужими руками жар загребать. За спрос денег не берут. Языком болтай, а рукам воли не давай. Язык мой – враг мой. На хотенье есть терпенье. Невелика капля, а камень долбит. Топор своего дорубится . Дай всякому делу перебродить на своих дрожжах.

Слайд 15

Домашнее задание Напишите рассказ, который можно завершить одной из пословиц. К одной из пословиц сделайте рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 6 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя МБОУ СОШ №11 Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный».

Конспект урока по литературе в 6 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя МБОУ СОШ №11. Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, м...

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч. (УМК Коровина)

Конспект урока изучения нового материала. Цель: 1) Познакомить со страницами жизни и творчества м.М. Пришвина, начать знакомство с главами притчи «Кладовая солнца»...

Конспект урока по литературе в рамках ФГОС 5 класс В. П. Астафьев "Васюткино озеро"

данный конспект урока поможет Вам детально разобрать момент, когда Васютка находит озеро"...

Конспект урока по литературе 6 класс "Пословицы и поговорки"

Конспект урока по литературе6 класс"Пословицы и поговорки"...

Конспект урока по литературе "И.А. Бунин", 6 класс

Конструкт урока по литературе, 6 класс, УМК: Меркина Г.С. на тему "И.А.Бунин". Данный урок проводился в группах, обучающиеся читали биографию писателя, отбирали важный материал и оформляли в...

Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В. Я. Коровиной. Древнерусская литература.

Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В.Я. Коровиной. Древнерусская литература....

Конспект урока по литературе «Устное народное творчество» 7 класс

Конспект урока по литературе предназначен для учителей гуманитарного цикла...