Конспект урока по литературе 6 класс "Пословицы и поговорки"
материал по русскому языку (6 класс)
Конспект урока по литературе
6 класс
"Пословицы и поговорки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvn_6_kl.docx | 18.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе
6 класс
"Пословицы и поговорки"
Цель урока: углубить представление учащихся о пословицах и поговорках, подвести итоги наблюдениям над многообразием проявлений народной мудрости.
Задачи:
– Метапредметные: учиться отличать жанр пословиц от поговорок;
– Предметные: обогащать духовный мир учащихся, развивать коммуникативные навыки, учить правильному употреблению пословиц и поговорок;
– Личностные: показать красоту и глубину народной мудрости;
Ход урока
Поговорка-цветочек, пословица-ягодка.
Пословица.
В простоте слова – самая великая мудрость, пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги.
М.Горький.
Что за роскошь, что за мысль, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!
А.С.Пушкин.
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Пословица.
1. Вступительное слово учителя-ведущего:
Сегодня у нас необычное занятие. Вы, наверное, все любите читать журналы, книги, сказки и т.д. И у каждого из вас есть любимое произведение. Вот сегодня проверим ваши знания. Тема нашего мероприятия КВН “Пословица – всем делам помощница”. Все мы хорошо знаем загадки, песни, пословицы.
Пословицы – это жанр фольклора. Пословицы дошли к нам с давних времён. Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения.
Они складывались народом ещё до того, как появилась на Руси грамота. Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму.
Вот почему в пословицах заключена мудрость народа, вот почему в них отразились взгляды народа на жизнь.
Не зря говорят: “Без пословицы не проживёшь”, “Пословица недаром молвится”, “Старая пословица век не сломится”.
1 конкурс: Представление команд.
2 конкурс: Разминка “Из пословицы… слова не выкинешь”.
- Что написано пером …(не вырубишь и топором)
- Без труда не вытащишь…(и рыбку из пруда)
- Красна птица перьем…(а человек – уменьем).
- Готовь сани летом…(а телегу зимой)
- Поспешишь…(людей насмешишь)
- Старый друг…(лучше новых двух)
- Не спеши языком…(торопись делом)
- Кончил дело…(гуляй смело)
- Тише едешь…(дальше будешь).
- Терпенье и труд…(все перетрут)
- Волков бояться…(в лес не ходить)
- Слово – не воробей…(вылетит– не поймаешь)
- Грамоте учиться…(всегда пригодится)
- Не сиди сложа руки…(так не будет и скуки)
- Не красна изба углами…(а красна пирогами)
- Не все то золото…(что блестит)
- Не рой яму другому…(сам в нее попадешь)
- .Скучен день до вечера…(коли делать нечего)
- Глаза страшатся…(а руки делают)
- Что посеешь…(то и пожнешь).
- Что в воду упало…(то и пропало)
- Одна голова хорошо…(а две лучше)
(1-2 ученика доказывают, что в разминке они работали с пословицами).
3 конкурс: “Угадай-ка!”
С помощью мимики и жестов показать пословицу, а команда соперников должна ее назвать.
4 конкурс “Кто больше?” КОНКУРС КАПИТАНОВ.
Кто больше назовет пословиц, в которых есть имена числительные?
Вспомнить и записать за 1минуту пословицы/поговорки, в которых есть число 7
(7 раз отмерь, один раз отрежь. Один рубит, а 7 в кулаки трубят. Семеро одну соломинку подымают. Для милого дружка 7 верст не околица. Семеро одного не ждут. Семеро -не один, в обиду не дадим .У ленивого 7 праздников в неделю.7 мышей потянули– крышку с кадушки стянули…)
РАЗМИНКА (в зале)
- Какую пословицу скажут вам, если вы быстро и хорошо сможете починить утюг, стул и др.? (Дело мастера боится)
- Какую пословицу вы вспомните, если долго не могли решить задачу, а вместе с товарищем сделали это быстро? (ум хорошо, а два лучше)
- Что скажет учитель тому, кто первым сдал самостоятельную работу, которую выполнил неверно? (Поспешишь - людей насмешишь)
- Если ты постоянно проявляешь любопытство, вмешиваешься в разговор старших, что тебе могут сказать? (Много будешь знать, скоро состаришься)
- Если с тобой случиться несчастье и к тебе придут на помощь твои друзья, какую пословицу ты вспомнишь? (Друзья познаются в беде)
- Какая пословица может найти дорогу в незнакомом городе? (Язык до Киева доведет)
5 конкурс «Знатоки»
(По одному человеку от команды)
1. Кто больше назовет пословиц о труде? (каждый называет по очереди одну пословицу, победит тот, кто назовет последним).
2. Кто больше назовет пословиц об учебе, книге и т.д..
6 конкурс «Юный художник»
В течение 3-5 минут изобразить на рисунках одну из пословиц.
1.Язык до Киева доведет.
2. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
7 конкурс «Литературный аукцион»
Ведущий показывает различные предметы, а члены команды должны подобрать пословицы к данным предметам: камень, железо, ложка, перо, нитка, иголка, деньги, шапка, книга, топор, хлеб.
(предмет вручается той команде, которая подберет больше пословиц к нему. Победит тот, у кого окажется больше предметов.)
Материал к литературному аукциону.
Камень: «Не бросай камень в чужой огород», Капля камень точит», Нашла коса на камень», «Под лежачий камень вода не течет».
Железо: «Куй железо, пока горячо.
Ложка: «Дорога ложка к обеду», «Ложка дегтя бочку меда испортит», «Один с сошкой, семеро с ложкой»
Перо: «Что написано пером , того не вырубишь топором»
Топор: «Тянет - топор сулит, а вытащит- топорища жаль»
Иголка: «Куда иголка, туда и нитка»
Нитка: «С миру по нитке, голому рубашка»
Деньги: «Уговор дороже денег», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», Копейка рубль бережет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Шапка: «На воре шапка горит»
Книга: «Хорошая книга не в тягость, а в радость»
Хлеб: « Хлеб всему голова», «Хлеб, соль ешь, а правду режь», «Хлеб-батюшка, а вода-матушка».
Слово жюри: Подведение итогов, награждение.
Слово учителя-ведущего.
Спасибо за интересную игру, ребята! Надеюсь, что ваша речь станет более выразительной, яркой, если вы будете использовать в речи пословицы и поговорки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.
Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...
конспект урока по литературе на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе...
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"
На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
Конспект урока по литературе УМК В.Я.Коровина 5 класс на тему "Пословицы и поговорки".
Урок литературы в 5 классе по теме "Пословицы и поговорки", построен в виде конкурсной программы....
Конспект урока по литературе 6 кл. Пословицы и поговорки.
Конспект урока по литературе для 6 кл. к учебнику Коровиной. Тема урока: Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки....
Конспект урока по теме "Пословицы и поговорки"
конспект урока "Пословицы и поговорки"...