Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч. (УМК Коровина)
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Букова Наталья Ивановна

 

Конспект урока изучения нового материала. 

Цель: 1) Познакомить со страницами жизни и творчества м.М. Пришвина, начать знакомство с главами притчи «Кладовая солнца»

          2) Развивать понятия «сказка-быль», «философская притча», умение выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды повествования.

          3) Содействовать воспитанию нравственных качеств личности: верность, любовь, взаимоуважение, взаимопомощь, самопожертвование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок № 37

Тема: М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч.

Цель: 1) Познакомить со страницами жизни и творчества м.М. Пришвина, начать знакомство с главами притчи «Кладовая солнца»

          2) Развивать понятия «сказка-быль», «философская притча», умение выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды повествования.

          3) Содействовать воспитанию нравственных качеств личности: верность, любовь, взаимоуважение, взаимопомощь, самопожертвование.

                  Ход урока

  1. Сообщение темы и цели урока. (Слово учителя)

«Кладовая солнца» - волшебное название. Это, как определяет автор - сказка-быль. Придумал ее замечательный писатель, полный тезка Михаила Михайловича Зощенко - Михаил Михайлович Пришвин. Лучше всего о  человеке могут рассказать не сухие факты биографии, а люди, близко знавшие его, друзья, родные по душе.

Прочитаем отрывки из главы «Михаил Пришвин», которая входит в  известную нам уже «Золотую розу» К.Г. Паустовского

Посмотрим, что за сказку-быль придумал Пришвин

  1. Беседа по вопросам по содержанию 1-2 части. 

Прочитаем первые эпизоды произведения).

  • Где и когда происходит действие?

(Действие происходит в селе, в районе города Переславль-Залесского во время Великой Отечественной войны. Автор уточняет: «возле Блудова  болота».)

  • Что уже в начале произведения напоминает сказку, а что - быль?

(«Кладовая солнца» - само название сказочно. Но через некоторое  время автор объясняет: «Мы это так понимаем, что все Блудово болото.  я всеми огромными запасами горючего торфа, есть кладовая солнца». Выходит, что это только метафора? Тут же Пришвин добавляет: «Да. :." именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки- -каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передаваля его,  как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветкам и травинкам». Пришвин поэтически рассказывает о процессе образования торфа «Но в болотах вода не дает родителям-растениям передавать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство».

Начало произведения похоже на сказку. Зачин «В одном селе, возле Блудова болота...» сказочный. Но тут же автор дает вполне конкретно указания места, времени, обстоятельств повествования.

Раннее сиротство и самостоятельность детей часто встречается в сказках. Но у Пришвина всё достоверно: милые, трудолюбивые, «умненьки; а дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо». Сказка могла тем и кончиться: «Стали жить-поживать и добра наживать». Но история и только начинается.

Сказочной кажется «чудесная вещь» - компас. Вспомним, что в сказках часто встречаются предметы-помощники (волшебный клубок, яблочко сапоги-скороходы и т.п.) Но мы знаем, что компас действительно необходимая вещь, реальный помощник.

Сказочными представляются образы животных и птиц, традиционных для русских сказок: волка, лисы, зайца, тетеревов, сорок, ворон. У волка и тетерева даже есть прозвища - Серый Помещик и Косач.

Образы старушек-елей, встречавшихся Митраше, - сказочные: «Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее. То вот одна голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу, а у другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачем-то, четвертая стоя вяжет чулок...» Автор, правда, объясняет метафорический характер описания: «что ни елочка, то непременно на что-то похожа». Но следом пишет: «Очень волновались старушки-ели... Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове... другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждешь - вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мертвыми головами на шестах».

Наконец, традиционно сказочным является сюжет: девочка собирала в лесу ягоды и заблудилась. Но это вполне реальное событие.

  1. Так все же, сказку или быль рассказывает писатель?

(Пришвин сам объясняет жанр своего произведения - «сказка-быль».

Это неделимое понятие. Сказка и быль одновременно существуют в тексте произведений Пришвина. Когда писатель рисует сказочные образы, они часто представляются развернутыми метафорами, сравнениями, автор говорит: «кажется», «похоже», «как в сказке». Рассказывая же о реальных событиях, автор подчеркивает волшебные свойства доброты, трудолюбия, изобретений человека, явлений природы. У Пришвина всё одновременно и сказка, и быль.)

  1. Как  ведется повествование? Кто рассказывает историю?

(Пришвин ведет повествование очень интересно: одного автора- рассказчика как будто нет. Речь идет от первого лица множественного числа: «Мы». Об этот собирательном образе мы узнаем, что «они» - «приезжие люди», что жили «всего только через один дом от детей», в конце раскрывается, что «мы» - «разведчики природных богатств», «работали над подготовкой болота для добывания в нем горючего - торфа». Так образ рассказчиков («мы») представляет мир взрослых людей, занятых вполне реальным делом. На этом взрослом фоне выделяется история детей, оставшихся без любви, помощи и поддержки родителей. Они сами должны заботиться о себе и друг о друге, жить взрослой жизнью. Но детская жизнь изображается Пришвиным и сказочно. Дети словно погружены в сказку - еще и потому реальное в произведении переплетается с волшебным.

  1. Какими вы видите главных героев сказки-были?

III. Устное рисование

  1. Как изображает детей автор? Как он к ним относится? Почему он называет их «Золотая курочка» и «мужичок в мешочке»?

(Автор описывает детей с большой любовью и нежностью: «Они были очень милые»; «И какие это были умные детишки!»; «наши любимцы». Ласковое прозвище «золотая курочка» придает описанию Насти сказочную

прелесть. Детали портрета делают ее еще более милой: «Волосы у нее, ни темные, ни светлые "отливали золотом»,        веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки... Только носик один был чистенький и глядел вверх». Эффект усиливают уменьшительные суффиксы в словах: «курочка», «ножки», «монетки», «носик», «чистенький», «веснушки» и повторение эпитета «золотой», напоминающего о солнце - символе тепла и жизни.

Митраша описан по-другому. Главное в его описании - мужские, волевые качества: Это был мальчик упрямый и сильный». Прозвище «Мужичок в мешочке» означает, что Митраша, хотя и невелик пока («он был коротенький»), но уже обладает качествами «мужичка». В его внешности заложены будущие черты сильного мужчины: «очень плотный, лобастый, затылок широкий».)

  - Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?

(Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, «о всех живых существах». Автор и восхищается детьми, и гордится ими: «Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!»)

  1. Как автор описывает хозяйственные заботы детей?

(Автор сравнивает действия детей с действиями их родителей. Настя, «как и покойная мать», «вставала далеко до солнца», «выгоняла свое любимое стадо», топила печь, готовила обед, «хлопотала по хозяйству до ночи». Митраша «выучился у отца» делать деревянную посуду, «на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы».)

IV. Комментированное чтение.

Прочитаем короткий диалог в начале повествования. Как диалог помогает понять характеры брата и сестры?

^ (Дети подражают поведению своих родителей. Митраша вспоминает, «как отец наставлял его мать» и пытается учить Настю. Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей, улыбается, тот «начинает злиться и хорохориться». Настя сначала поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку, и тут «отцовский задор покидает хозяина». Маленькая перепалка заканчивается примирением и дружной работой: «Давай-ка вместе полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать».)

Прочитаем по ролям диалог в эпизоде «Настя и Митраша собираются за клюквой».

 Какую роль играет этот диалог в дальнейшем повествовании?

(Настя невнимательно слушала брата, когда тот рассказывал о «палестинке» в лесу. У нее свои, женские, хозяйственные заботы, она заботится о том, чтобы они были сыты в дороге. Митраша уже решил, что пойдет искать палестинку. Он - мужчина, исследователь, ищет новых путей. Так намечается конфликт повествования.)

РАБОТА ПО СЛОВАРЮ: Что такое КОНФЛИКТ в литературном произведении?

V . Итог урока

VI . Домашнее задание

  А) дочитать сказку-быль и привести примеры сказочным и реалистических эпизодов в повествовании.

Б) (опережающее задание) – наизусть фрагмент «История сосны и ели на болоте»

В) Пересказать по эпизодам:

  • История Антипыча
  • Митраша в беде
  • Приключения Насти в лесу

(индивидуально, творчески – пересказ от 1-го лица)



Предварительный просмотр:

Урок № 37

Тема: М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч.

Цель: 1) Познакомить со страницами жизни и творчества м.М. Пришвина, начать знакомство с главами притчи «Кладовая солнца»

          2) Развивать понятия «сказка-быль», «философская притча», умение выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды повествования.

          3) Содействовать воспитанию нравственных качеств личности: верность, любовь, взаимоуважение, взаимопомощь, самопожертвование.

                  Ход урока

  1. Сообщение темы и цели урока. (Слово учителя)

«Кладовая солнца» - волшебное название. Это, как определяет автор - сказка-быль. Придумал ее замечательный писатель, полный тезка Михаила Михайловича Зощенко - Михаил Михайлович Пришвин. Лучше всего о  человеке могут рассказать не сухие факты биографии, а люди, близко знавшие его, друзья, родные по душе.

Прочитаем отрывки из главы «Михаил Пришвин», которая входит в  известную нам уже «Золотую розу» К.Г. Паустовского

Посмотрим, что за сказку-быль придумал Пришвин

  1. Беседа по вопросам по содержанию 1-2 части. 

Прочитаем первые эпизоды произведения).

  • Где и когда происходит действие?

(Действие происходит в селе, в районе города Переславль-Залесского во время Великой Отечественной войны. Автор уточняет: «возле Блудова  болота».)

  • Что уже в начале произведения напоминает сказку, а что - быль?

(«Кладовая солнца» - само название сказочно. Но через некоторое  время автор объясняет: «Мы это так понимаем, что все Блудово болото.  я всеми огромными запасами горючего торфа, есть кладовая солнца». Выходит, что это только метафора? Тут же Пришвин добавляет: «Да. :." именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки- -каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передаваля его,  как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветкам и травинкам». Пришвин поэтически рассказывает о процессе образования торфа «Но в болотах вода не дает родителям-растениям передавать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство».

Начало произведения похоже на сказку. Зачин «В одном селе, возле Блудова болота...» сказочный. Но тут же автор дает вполне конкретно указания места, времени, обстоятельств повествования.

Раннее сиротство и самостоятельность детей часто встречается в сказках. Но у Пришвина всё достоверно: милые, трудолюбивые, «умненьки; а дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо». Сказка могла тем и кончиться: «Стали жить-поживать и добра наживать». Но история и только начинается.

Сказочной кажется «чудесная вещь» - компас. Вспомним, что в сказках часто встречаются предметы-помощники (волшебный клубок, яблочко сапоги-скороходы и т.п.) Но мы знаем, что компас действительно необходимая вещь, реальный помощник.

Сказочными представляются образы животных и птиц, традиционных для русских сказок: волка, лисы, зайца, тетеревов, сорок, ворон. У волка и тетерева даже есть прозвища - Серый Помещик и Косач.

Образы старушек-елей, встречавшихся Митраше, - сказочные: «Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее. То вот одна голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу, а у другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачем-то, четвертая стоя вяжет чулок...» Автор, правда, объясняет метафорический характер описания: «что ни елочка, то непременно на что-то похожа». Но следом пишет: «Очень волновались старушки-ели... Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове... другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждешь - вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мертвыми головами на шестах».

Наконец, традиционно сказочным является сюжет: девочка собирала в лесу ягоды и заблудилась. Но это вполне реальное событие.

  1. Так все же, сказку или быль рассказывает писатель?

(Пришвин сам объясняет жанр своего произведения - «сказка-быль».

Это неделимое понятие. Сказка и быль одновременно существуют в тексте произведений Пришвина. Когда писатель рисует сказочные образы, они часто представляются развернутыми метафорами, сравнениями, автор говорит: «кажется», «похоже», «как в сказке». Рассказывая же о реальных событиях, автор подчеркивает волшебные свойства доброты, трудолюбия, изобретений человека, явлений природы. У Пришвина всё одновременно и сказка, и быль.)

  1. Как  ведется повествование? Кто рассказывает историю?

(Пришвин ведет повествование очень интересно: одного автора- рассказчика как будто нет. Речь идет от первого лица множественного числа: «Мы». Об этот собирательном образе мы узнаем, что «они» - «приезжие люди», что жили «всего только через один дом от детей», в конце раскрывается, что «мы» - «разведчики природных богатств», «работали над подготовкой болота для добывания в нем горючего - торфа». Так образ рассказчиков («мы») представляет мир взрослых людей, занятых вполне реальным делом. На этом взрослом фоне выделяется история детей, оставшихся без любви, помощи и поддержки родителей. Они сами должны заботиться о себе и друг о друге, жить взрослой жизнью. Но детская жизнь изображается Пришвиным и сказочно. Дети словно погружены в сказку - еще и потому реальное в произведении переплетается с волшебным.

  1. Какими вы видите главных героев сказки-были?

III. Устное рисование

  1. Как изображает детей автор? Как он к ним относится? Почему он называет их «Золотая курочка» и «мужичок в мешочке»?

(Автор описывает детей с большой любовью и нежностью: «Они были очень милые»; «И какие это были умные детишки!»; «наши любимцы». Ласковое прозвище «золотая курочка» придает описанию Насти сказочную

прелесть. Детали портрета делают ее еще более милой: «Волосы у нее, ни темные, ни светлые "отливали золотом»,        веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки... Только носик один был чистенький и глядел вверх». Эффект усиливают уменьшительные суффиксы в словах: «курочка», «ножки», «монетки», «носик», «чистенький», «веснушки» и повторение эпитета «золотой», напоминающего о солнце - символе тепла и жизни.

Митраша описан по-другому. Главное в его описании - мужские, волевые качества: Это был мальчик упрямый и сильный». Прозвище «Мужичок в мешочке» означает, что Митраша, хотя и невелик пока («он был коротенький»), но уже обладает качествами «мужичка». В его внешности заложены будущие черты сильного мужчины: «очень плотный, лобастый, затылок широкий».)

  - Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?

(Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, «о всех живых существах». Автор и восхищается детьми, и гордится ими: «Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!»)

  1. Как автор описывает хозяйственные заботы детей?

(Автор сравнивает действия детей с действиями их родителей. Настя, «как и покойная мать», «вставала далеко до солнца», «выгоняла свое любимое стадо», топила печь, готовила обед, «хлопотала по хозяйству до ночи». Митраша «выучился у отца» делать деревянную посуду, «на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы».)

IV. Комментированное чтение.

Прочитаем короткий диалог в начале повествования. Как диалог помогает понять характеры брата и сестры?

^ (Дети подражают поведению своих родителей. Митраша вспоминает, «как отец наставлял его мать» и пытается учить Настю. Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей, улыбается, тот «начинает злиться и хорохориться». Настя сначала поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку, и тут «отцовский задор покидает хозяина». Маленькая перепалка заканчивается примирением и дружной работой: «Давай-ка вместе полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать».)

Прочитаем по ролям диалог в эпизоде «Настя и Митраша собираются за клюквой».

 Какую роль играет этот диалог в дальнейшем повествовании?

(Настя невнимательно слушала брата, когда тот рассказывал о «палестинке» в лесу. У нее свои, женские, хозяйственные заботы, она заботится о том, чтобы они были сыты в дороге. Митраша уже решил, что пойдет искать палестинку. Он - мужчина, исследователь, ищет новых путей. Так намечается конфликт повествования.)

РАБОТА ПО СЛОВАРЮ: Что такое КОНФЛИКТ в литературном произведении?

V . Итог урока

VI . Домашнее задание

  А) дочитать сказку-быль и привести примеры сказочным и реалистических эпизодов в повествовании.

Б) (опережающее задание) – наизусть фрагмент «История сосны и ели на болоте»

В) Пересказать по эпизодам:

  • История Антипыча
  • Митраша в беде
  • Приключения Насти в лесу

(индивидуально, творчески – пересказ от 1-го лица)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспект урока и презентация по литературе на тему сказка-быль М. М. Пришвина "Кладовая солнца" в 6 классе

Урок литературы по сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца" в 6 классе с презентацией. Данный урок является первым в системе уроков по изучению сказки-были "Кладовая солнца" в шестом классе. На пе...

Конспект урока по литературе 11 класс по теме "Серебряный век"

Конспект урока  по литературе 11 класс по теме "Серебряный век"...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема...