Интегрированный урок чтения и музыки в 8 классе коррекционной школы 8 вида
план-конспект урока (8 класс) по теме
Данный урок является обобщающим уроком чтения из раздела "Устное народное творчество" программы коррекционной школы 8 вида. Составлен на основе регионального компонента .содержит раличные жанры УНТ, которые создавались на донской земле. Задания урока направлены на коррекцию устной речи, памяти, внимания обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
donskaya_zemlya.doc | 66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок- презентация
по литературе и музыке в 8 классе
коррекционной школе VIII вида
по теме «Наша Родина - Донская земля»
Цели:
- расширить знания обучаюшихся по разделу « Устное народное творчество»;
- формировать представления об устном народном творчестве донского края;
- развивать речь, расширять представление об окружающем мире, обогащать словарный запас;
- воспитывать любовь к большой и малой Родине, стремление быть достойным потомком своих предков.
Оборудование:
- Надписи « Наша Родина – Донская земля», фольклор, пословицы, песни, сказки, загадки, потешки, считалки; казаки, курени, баз;
- Картинки с изображением казаков, куреня.
- Запись песни «Скакал казак через долину».
- Карточки с потешками и песней « Конь боевой с походным вьюком».
I .Организация класса.
1.Внимание на экран. ( слайды №1-6)
Беседа.
- Что вы увидели на экране?
На этих фотографиях места города, в котором живу я и многие из вас. Это родные для нас места. Это наш город Донецк. Слайд 7. Это для многих из нас наша малая родина. Слайды №1-7
Родина- это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и наш город, где мы с вами живем, и малые, в десять дворов деревеньки. Это вы и я с нашими радостями и заботами
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история, это наши деды и прадеды.
Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен. И земля, на которой стоят наши ноги, будет дороже.
Наша с вами родина и наши с вами корни это - Донская земля.
Слайд № 8
II. Актуализация опорных знаний.
- -Прочитайте: слайд № 9
На Дону пословица недаром молвится.
Песня казаку – подруга в походе.
Сказка сладка, а уму учит.
- Что вы прочитали?
-О чем эти пословицы? (о пословицах, песнях, сказках)
-Какими еще словами можно дополнить этот ряд?
( Дополнение ряда словами: загадки, потешки, считалки) Слайд №10
- Какой общей темой мы объединим данные слова? (УНТ)
-Эти жанры устного народного творчества в литературе еще называют ФОЛЬКЛОРОМ, что означает «народная мудрость, знания». Слайд № 11
Слайд №12
III. Сообщение темы и целей урока.
- Тема нашего сегодняшнего урока «Наша Родина - Донская земля». Слайд №8
-На уроке мы познакомимся с некоторыми из этих жанров УНТ, созданными на донской земле нашими с вами земляками.
IV. Работа по теме.
1.Вступительная беседа.
- С давних времен по берегам реки Дон стали селиться люди. Бежавшие от своих непомерно жестоких господ, крестьяне становились вольными казаками. Слайд №13. С появлением казаков на берегах Дона и его притоков стали возникать укрепленные поселения, обнесенные земляными валами и плетнями, - городки. Позже временные шалаши и землянки сменили КУРЕНИ. Слайд №14
С появлением казачества все на Дону складывалось по–другому. Народные казачьи нравы и обычаи формировались на протяжении нескольких веков. Казаки стали петь свои песни по-новому и сказки рассказывать по-иному.
1. «Пословица к слову молвится». Слайд №15
1.- Прочитайте пословицы.
Земля донская - мать родная.
Казак без друзей, что дуб без корней.
Упал казак духом, и конь не бежит.
Казак в труде, как в бою, славит Родину свою.
Казаку конь себя дороже.
Дружба заботой да подмогой крепка.
- О чем эти пословицы?
-Объясните смысл этих пословиц.
- На какие группы их можно разделить? (О Родине, о друзьях, о коне)
- Восстановление пословиц.
- Прочитайте пословицы и вместо точек вставьте пропущенное слово «песня»
Жизнь казачья вся в … .
… казаку - подруга в походе.
Дон без …, что виноградная лоза без гроздьев.
- Что получилось?
- Какой общий смысл всех этих пословиц? ( Песни сопровождали казаков всю их жизнь).)
2. «Заиграйте песни». Слайд № 16
Казаки много воевали. Воинская жизнь донцов проявилась в казачьих песнях. Песни сопровождали казаков везде: в военных походах, в веселом застолье и в горестном событии. Казачьи песни поют не только на донской земле. Песни « По Дону гуляет казак молодой» «Скакал казак через долину», « Ой, при лужку, при лужке», « Посею лебеду на берегу» и многие другие знают и поют далеко за ее пределами.
1. Прослушивание песни « Ой, при лужку, при лужке». Слайд № 17
- Казачьи песни хорошо знают и поют ребята нашей школы. Послушайте песню в их исполнении .
-Как называется песня?
-О чем поется в этой песне?
- Почему казаки такое внимание уделяли коню? (Конь был боевым другом и товарищем казаку. Собирая сына на службу в армию или войну, отец провожал его с конем. Какой был обычай у казаков).
Как продолжение этой темы, вы прочитаете песню «Конь боевой с походным вьюком».
2. Чтение песни «Конь боевой с походным вьюком» Слайд № 18
( Текст этой песни у каждого ученика.).
Конь боевой с походным вьюком
У церкви ржет, кого-то ждет.
В огороде бабка плачет с внуком,
Молодка горько слезы льет.
А из дверей святого храма
Казак в доспехах боевых
Идет к коню из церкви прямо
С отцом в кругу своих родных.
Жена коня подводит мужу,
Племянник пику подает
- Вот, - говорит отец, - послушай
Мои слова ты наперед.
Мы послужили Дону верно,
Теперь и ваш черед служить.
Служите ж вы ему примерно,
И вас господь благословит.
Даю тебе коня лихого,
Он добровит был у меня,
Он твоего отца седого
Носил в огонь и из огня.
-Чему посвящена эта песня? (казак уходит на войну, отец дает ему благословение)
- Какое значение придавали казаки боевому коню? - Какое напутствие давал отец своему сыну?
3. Прослушивание казачьей песни «Конь боевой с походным вьюком» в исполнении ансамбля «Вольница»
- А теперь прослушайте эту песню в исполнении казачьего ансамбля «Вольница»
3 «.Эй, честной народ, становись в хоровод!» Слайд №19
- Когда казаки не воевали, когда были закончены полевые работы и был убран урожай с полей, а также в праздники, все население станицы или хутора собирались вместе, и это называлось «улицы».
Здесь пелись песни, водились хороводы, устраивались дружеские застолья–беседы. С наступлением теплых дней молодежь ходила по улице с песнями, водила хоровод (карагод, танок) и играла в весенние игры.
Самым распространенным хороводом во всех станицах был радостный «Плетень заплетать».
Разучивание игры.
Участникам игры нужно взяться за руки и попарно петь:
Заплетись, заплетись, плетень!
Завяжись, завяжись, узел!
Молодая утушка собирала детушек.
Крайней паре справа нужно поднять руки, и под ними , как через ворота, нужно пройти всему хороводу, начиная с крайней левой пары. После этого первая пара поворачивается в сторону движения. Так всему хороводу нужно пройти под поднятыми руками второй, третьей пары, которым тоже нужно поворачиваться. Так продолжается до тех пор, пока все не заплетутся.
Тогда начинается второй куплет:
Расплетись, расплетись, плетень!
Развяжись, развяжись узел!
Молодая утушка растеряла детушек.
Под эти слова нужно расплестись в обратном порядке.
(Игра проходит 2 раза)
4.Потешки, небывальщины. Слайд № 20
- Во время игр пелись веселые песенки, потешки, небывальщины и частушки.
1.Щука плавает в Дону, спит на яблоне в саду…
Шерсть смотали мы в клубок, выйдет шелковый платок !...
Закудахтал пес Барбос :в конуру яичко снес…
В марте стаял снег и лед-это к нам зима идет.
Из-за Дона, из-за гор едет дедушка Егор.
Сам на лошадке, жена на коровке,
Дети на телятках, внуки на козлятках.
2.Как у Дона у реки ловят рыбу казаки:
Малец Андрей поймал трех окуней,
А батяня Корней - четырех карасей,
А дед Гаврил двух сомов подловил.
3. Ой, ребята, та-ра-ра
На Дону стоит гора,
А на той горе дубок
А на дубе воронок
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Y. Обобщение урока.
1 -Наш урок подошел к концу.
-Какие жанры УНТ знаете?
-Прочитайте и определите, к какому жанру УНТ относятся следующие произведения.
В таблице рядом с названием жанра УНТ поставьте номер, под которым он стоит.
сказки | пословицы | загадки | песни | считалки |
1.Лохматый казак, посередке кушак, (Кушак-пояс)
По двору ходит, порядок наводит.
2.Прилетел издалека, из высока-высока,
Опустился он на баз, чтоб ловить цыплят у нас. (Баз - загороженное место для дом. птицы)
Аты – баты, ата-ты, этот коршун будешь ты!
На базу цыплятки – детки разбежались без наседки.
Чтобы горю пособить знать, тебе наседкой быть.
3.Лиса встретила рака и говорит ему:
- Давай с тобой перегоняться!
- Ну что ж, лиса, давай.
Начали перегоняться.
Как только Лиса побежала, Рак уцепился ей в хвост.
Добежала лиса до места, а Рак не отцепляется. Обернулась Лиса, посмотрела, далеко ли Рак ползет, вильнула хвостом. Рак отцепился и говорит:
- А я тебя давно тут жду!
4. На донской земле все родится - надо только хорошо трудиться.
5. Ой, Варенька, Варенька,
Хорошая, бравая.
Уж, не ты ли, Варенька,
С Романом гуляла.
2.Проверка. КЛЮЧ
сказки 3 | пословицы 4 | загадки 1 | песни 5 | считалки 2 |
YI. Подведение итога урока.
Выставление оценок.
- Наши редки были мудрыми, сильными, смелыми, трудолюбивыми людьми, а мы должны быть достойной им сменой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по русскому языку и чтению для 5 - 9 классов коррекционной школы VIII вида
Данные рабочие программы по русскому языку и чтению составлены для детей с нарушением интеллекта с подробной расчасовкой на весь учебный год....
Интегрированное логопедическое занятие для учащихся 2 класса коррекционной школы VIII вида "Зимнее путешествие" + презентация
Данное занятие, с презентацией, предназначено для коррекционной школы 8 вида. Оно расширяет словарь детей по лексической теме: "Дикие животные" и знакомит с Олимпийской символикой....
Интегрированный урок швейного дела и математики в коррекционной школе VIII вида Тема урока: Наволочка с клапаном. Расчёт расхода ткани.
Формирование знаний и умений по раскрою однодетального изделия на ткани без применения выкройки, учитывая ширину ткани....
Конспект интегрированного урока чтения и музыки по произведению К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками", 6 класс коррекционная школа-интернат.
Интегрированный урок чтения и музыки в 6-м классе.Тема: К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»«Волшебная сила бессмертной музыки»(обобщающий урок по теме) Цели: 1. ...
Формирование межпредметных связей на интегрированных уроках географии и биологии в специальной коррекционной школе – интернат VI вида
В последнее время изменились цели общего образования, разрабатываются новые учебные планы, создаются новые концепции образования. Принято второе поколение стандартов, в которых разъ...
Конспект урока чтения и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».
Тема: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия». Цель: познакомить с содержанием рассказа А.П. Чехова ”Лошадиная фамилия”, раскрыть природу смешного в рассказе.Задачи: Образовательны...