На чьей стороне правда?
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему
В романе-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон" показан один из эпизодов гражданской войны — война на Донской земле. Именно на этой земле история гражданской войны достигла того драматизма и наглядности, которые дают возможность судить об истории всей войны.
Поиск правды Григорием Мелеховым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tihiy_don.pptx | 884.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жизнь казаков определяется двумя понятиями – они являются воинами и хлеборобами одновременно. И сторически казачество складывалось на границах России, где были часты вражеские набеги, поэтому казаки вынуждены были с оружием в руках вставать на защиту своей земли. Позднее, уже находясь под властью русского царя, казачество существовало привилегированным военным сословием, что во многом и обуславливало сохранение у казаков древних обычаев и традиций. У Шолохова казаки показаны именно очень традиционными. К примеру, с малых лет они привыкают к коню, который выступает у них не просто орудием производства, а верным другом в бою и товарищем в труде. Все казаки воспитываются в уважении к старшим и беспрекословном подчинении им . В среде казачества сильны традиции и иного плана. Исторически основную массу казачества составляли бежавшие от помещиков из России в поисках свободной земли крестьяне. Поэтому казаки в первую очередь являются земледельцами. Необъятные просторы степей на Дону позволяли при известном трудолюбии получать хорошие урожаи. У Шолохова казаки показаны хорошими и крепкими хозяевами , относятся к земле не просто как к средству производства. Она для них нечто большее. Находясь на чужбине, казак сердцем тянется к родному куреню, к земле, к работе по хозяйству. Казаки
Григорий Мелехов. На чьей стороне правда? Белые? Красные?
Гаранжа - Кто мэнэ с кручи пихае , того я пихну. Трэба , не лякаясь , повернуть винтовки. Трэба у того загнать пулю, кто посылае людей у пэкло . Ты знай-подниметця вэлика хвыля , вона усэ снесэ ! По-твоему, что ж… все вверх ногами надо поставить? Га! Власть трэба , як грязные портки, скынуть . Трэба с панив овчину драть, трэба им губы рвать, бо гарно воны народ помордувалы .
Ефим Изварин — Гриша, ты, дружок, пойми вот что — это основное: «сейчас» казаку и крестьянину с большевиками по пути. Знаешь почему? — Ну? — Потому... — Изварин крутил носом, округляя его, смеялся: — Потому, что большевики стоят за мир, за немедленный мир, а казакам война вот где сейчас сидит! Он звонко шлепал себя по тугой смуглой шее и, выравнивая изумленно вздыбленную бровь, кричал: — Поэтому казаки пахнут большевизмом и шагают с большевиками в ногу. Но-о-о , как толь-ко кон-чит-ся война и большевики протянут к казачьим владениям руки, пути казачества и большевиков разойдутся! Это обоснованно и исторически неизбежно. Между сегодняшним укладом казачьей жизни и социализмом — конечным завершением большевистской революции- непереходимая пропасть... — Я говорю... — глухо бурчал Григорий, — что ничего я не понимаю... Мне трудно в этом разобраться... Блукаю я, как в метель в степи... — Ты этим не отделаешься! Жизнь заставит разобраться, и не только заставит, но и силком толкнет тебя на какую-нибудь сторону.
Федор Подтелков - Чтоб раз начали – значит, борозди до последнего. Раз долой царя и контрреволюцию,-надо стараться, чтоб власть к народу перешла. А это – басни, детишкам утеха. В старину прижали нас цари, и теперь не цари, так другие-прочие придавют , аж запишшим !.. -Народную власть…выборную. Под генеральскую лапу ляжешь – опять война, а нам это лишнее. Кабы такая власть кругом, по всему свету, установилась: чтобы народ не притесняли, не травили на войне!
Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, забилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности — по той ли, по которой надо, идет. Тянуло к большевикам — шел, других вел за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем. «Неужто прав Изварин? К кому же прислониться?» Об этом невнятно думал Григорий, привалясь к задку кошелки. Но, когда представлял себе, как будет к весне готовить бороны, арбы, плесть из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля, — выедет в степь: держась наскучавшимися по работе руками за чапиги ; пойдет за плугом, ощущая его живое биение и толчки; представляя себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости, — теплело на душе. Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным душком навоза. Мира и тишины хотелось, — поэтому-то застенчивую радость и берег в суровых глазах Григорий, глядя вокруг…Все напоминало ему полузабытую прежнюю жизнь: и запах овчин от тулупа, и домашний вид нечищеных лошадей, и какой-нибудь петух в слободе, горланящий с погребицы . Сладка и густа, как хмелины, казалась ему в это время жизнь тут, в глушине . ... Хутор, знакомые квадраты кварталов, церковь, площадь... Кровь кинулась Григорию в голову, когда напал глазами на свой курень. Воспоминания наводнили его. С база поднятый колодезный журавль словно кликал, вытянув вверх серую вербовую руку. — Не щипет глаза? — улыбнулся Пантелей Прокофьевич , оглядываясь, и Григорий, не лукавя и не кривя душой, сознался: — Щипет ... да ишо как!.. -Что значит – родина! – удовлетворенно вздохнул Пантелей Прокофьевич . Мысли Григория о войне и жизни
…И помалу Григорий стал проникаться злобой к большевикам. Они вторглись в его жизнь врагами, отняли его от земли! Он видел: такое же чувство завладевает и остальными казаками. Всем им казалось, что только по вине большевиков, напиравших на область, идет эта война. И каждый, глядя на неубранные валы пшеницы, на полегший под копытами нескошенный хлеб, на пустые гумна, вспоминал свои десятины, над которыми хрипели в непосильной работе бабы, и черствел сердцем, зверел.
Григорий с сыном Что ж, вот и сбылось то немногое. О чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром.
«В гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные – мы все, весь народ, вся Россия…». Б.Васильев Прокомментируйте эти слова. Запишите свой вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Соотношения между сторонами и углами в треугольнике.
Сценарий урока-обобщения изученного материала (геометрия-7)...
На чьей стороне правда? Словесный поединок против «кулачного боя». Опыт проведения урока – «дебатов»
Как известно, форма дебатов предполагает наличие трёх сторон – две из них спорят, а решение принимает третья (её обязанность – выслушать обе точки зрения).Эта форма показалась мне интересной и полезно...
Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»
Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...
Конспект урока по литературе в 6 классе ФГОС «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» на тему « Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?»
Конспект урока: «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» Тема: Кто прав: Настя или Митра...
Средняя линия треугольника параллельна одной из его сторон и равна половине этой стороны.
презентация ученика к уроку математики...
Картотека игр. Игры на развитие грамматической стороны речи Картотека игр на развитие лексической стороны речи
В данной картотеке собраны игры по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Материал будет полезен практикующим логопедам,студентам,а также родителям....
Методический комплект «Диагностический материал» для проведения обследования произносительной стороны самостоятельной связной речи у неслышащих школьников 8 - 10 классов на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны
Диагностический материал предназначен для исследования произносительной стороны самостоятельной связной речи глухими обучающимися старших классов на индивидуальных занятиях по ФРС и ПСР. Исследование ...