На чьей стороне правда? Словесный поединок против «кулачного боя». Опыт проведения урока – «дебатов»
учебно-методический материал по литературе (7 класс) по теме
Как известно, форма дебатов предполагает наличие трёх сторон – две из них спорят, а решение принимает третья (её обязанность – выслушать обе точки зрения).
Эта форма показалась мне интересной и полезной для подведения итогов изучения с 7-классниками «Песни про купца Калашникова…» М.Ю.Лермонтова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_yarosh.docx | 13.23 КБ |
Предварительный просмотр:
На чьей стороне правда?
Словесный поединок против «кулачного боя»
Опыт проведения урока – «дебатов»
Как известно, форма дебатов предполагает наличие трёх сторон – две из них спорят, а решение принимает третья (её обязанность – выслушать обе точки зрения).
Эта форма показалась мне интересной и полезной для подведения итогов изучения с 7-классниками «Песни про купца Калашникова…» М.Ю.Лермонтова.
Обычно ученики вместе с учителем (и под его «правильным» руководством), характеризуя героев «Песни…», осуждают Кирибеевича и отдают дань уважения Калашникову. При этом часто симпатии современных ребят остаются на стороне Кирибеевича (молодого, красивого, сильного, способного любить и т.д.), а не на стороне Калашникова, который кажется им скучным, несправедливым (не разобравшись, осуждает жену, груб с ней и пр.).
Форма дебатов является одной из стратегий продвижения чтения книг. Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает чтение не только как универсальное учебное действие, но и как средство воспитания и развития учащихся. И на примере дебатов по «Песне…» эта роль чтения хорошо просматривается.
На предшествовавших уроках текст произведения был проанализирован, при этом особое внимание уделялось нравам эпохи Ивана Грозного.
Заранее все учащиеся класса (по желанию ребят) были разделены на три группы: 1) защитники Калашникова, 2) защитники Кирибеевича, 3) «третейские судьи».
Задача каждой из первых двух групп – найти аргументы в защиту своего героя (обязательна опора на текст, анализ не только прямых характеристик автора, но и лексики, исторических реалий и т.д.). «Третейские судьи» должны не менее хорошо знать произведение, чтобы принимать или не принимать аргументы соперников.
Эта групповая работа даже в период подготовки вызывала горячие споры ребят (они шли на переменах, это можно было наблюдать). Герои из очень «далёких», «придуманных» вдруг предстали действительно живыми людьми.
От каждой из групп «защитников» выступали не только те, кто должен был транслировать общую точку зрения, но и большинство участников группы. Обсуждаемая в дебатах проблема оказалась интересной и, как выяснилось, актуальной для современных 7-классников. Ребята серьёзно задумались над такими «взрослыми» понятиями, как взаимоотношения в семье, мораль, христианские заповеди, достоинство. Для большинства учеников герои перестали быть односторонне «хорошими» или «плохими».
Форма дебатов (в отличие от дискуссии) не предполагает выработки единой, примиряющей точки зрения. Каждая из сторон остаётся при своём мнении. Но поиски аргументации, выслушивание позиции «соперников» привели к тому, что «третейские судьи» сделали следующий вывод: обе группы проделали большую работу, серьёзно аргументировали свою точку зрения и заставили ещё раз задуматься над важными проблемами, поднятыми Лермонтовым, осознать актуальность многих из них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материал для проведения урока-дебатов на тему "Extreme sports"
Материал предназначен для проведения ролевой игры, которая является эфективной формой для развития коммуникативных навыков. Подготовлена предистория, разработаны ролевые карточки и тексты для предвари...
Опыт проведения интегрированных уроков
Статья написана в соавторстве с учителями школы "Тутти" Дыгодюк Н.В. и Григорьевой А.С. по материалам двух интегрированных уроков (гармония+сольфеджио+английский язык) в 10 классе, посвященных английс...
На чьей стороне правда?
В романе-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон" показан один из эпизодов гражданской войны — война на Донской земле. Именно на этой земле история гражданской войны достигла того драматизма и наглядности, кото...
Конспект урока по литературе в 6 классе ФГОС «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» на тему « Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?»
Конспект урока: «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» Тема: Кто прав: Настя или Митра...
Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.
Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....
Опыт проведения уроков в условиях обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Опыт проведения уроков в условиях обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.Учителя технологии(девочки) ГБОУ ИТШ 777: Колокольцевой Ольги Ивановны...
выступление на семинаре ": Опыт проведения уроков математики в 5-9 классах в формате электронного обучения и дистанционных образовательных технологий "
Организация образовательной деятельности в нашей школе проходит, используя такие электронные ресурсы, как Дневник.ру и средства месенджераWatsapp....