Методический комплект «Диагностический материал» для проведения обследования произносительной стороны самостоятельной связной речи у неслышащих школьников 8 - 10 классов на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны
методическая разработка

Мазурова Лариса Николаевна

Диагностический материал предназначен для исследования произносительной стороны самостоятельной связной речи глухими обучающимися старших классов на индивидуальных занятиях по ФРС и ПСР. Исследование проводится два раза за учебный год, в конце каждого полугодия по определенной методике, с готовым набором бланков документации. Опираясь на полученные результаты, педагог может более качественно планировать методы и приемы работы, тщательно подбирать речевой материал для каждого обучающегося. Старшеклассники,  ознакомившись с результатами выполнения контрольных заданий, могут понять причину своих затруднений и ошибок при устной коммуникации, повысить самоконтроль над качеством звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_1.docx37.02 КБ

Предварительный просмотр:

Методический комплект «Диагностический материал»

Пояснительная записка

     

«Диагностический материал» предназначен для проведения обследования произносительной стороны самостоятельной связной речи у неслышащих школьников 8 - 10 классов на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи.

    Связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, точно, последовательно, грамматически правильно, образно. Связная речь не отделяется от мира мыслей, она связана мыслями, и отражает логику мышления, помогает осмыслить воспринимаемое, выразить его четкий, правильный логический смысл. По умению ребенка высказываться, можно судить об уровне его речевого развития.

      Связная речь относится к диалогической и монологической формам речи, каждая их них имеет свои особенности. Форма протекания диалогической речи побуждает к односложным ответам. Восклицание, неполное предложение, междометие, интонационная выразительность, мимика, жест - это основные черты диалогической речи. При диалогической речи важно уметь формулировать и задавать вопрос, согласно заданным вопросам строить ответ, подавать необходимую реплику, исправлять и дополнять собеседника, спорить, рассуждать.

      Как речь одного лица, монологическая речь требует развернутости, четкости, полноты, взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монологическая речь, которая возникает на основе диалогической, органически включается в беседу, разговор, такие высказывания могут состоять из нескольких предложений и содержать разную информацию, например, дополнение, сообщение, рассуждение.

      Характерными чертами развернутых высказываний можно назвать связность, логическую и смысловую организацию сообщения согласно коммуникативной задаче, последовательность изложений. На связность текста влияет нарушение последовательности. Соблюдение последовательности и связности во многом определяется его логической и смысловой организацией, которая представляет собой сложное единство, включает в себя логическую, предметную, смысловую организацию.

      Успешность обучения детей с нарушениями слуха во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Связная речь вбирает в себя достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя.

      Становление связной речи у школьников с нарушением слуха осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями. Дети с нарушением слуха довольно длительное время задерживаются на этапе овладения  вопросно-ответной формой речи. Переход же к самостоятельному связному высказыванию труден для детей и чаще всего затягивается по времени. В процессе актуализации связной речи, дети с нарушением слуха часто нуждаются в стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая оказывается либо в форме вопросов, либо в подсказке. Более лёгкой является ситуативная речь, т.е. речь с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию.

      На протяжении всех лет обучения, в специальной коррекционной школе целенаправленно ведётся работа по формированию у неслышащих детей произносительной стороны связной речи на всех уроках, включая и индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи.  

На индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи в средних и старших классах для развития связной диалогической и монологической речи проводятся специальные упражнения:

  • Небольшая беседа по теме занятия с использованием картинок, иллюстраций. Педагог объясняет ученику свою точку зрения по теме, говоря четко, грамотно, выразительно. Задавая вопросы, пытается начать диалог. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа. Затем формулировка вопросов усложняется, на них педагог просит дать развернутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребёнка перехода к монологической речи.
  • Ведение готового диалога по теме занятия.
  • Работа с деформированным диалогом.
  • Дополнение диалогов недостающими словами по смыслу, формулирование пропущенных вопросов.
  • Составление небольших диалогов по опорным словам, по иллюстрации, по конкретной ситуации. Школьники учатся составлять диалоги разных типов: 1) вопросно-ответные единства, выясняющие определённый элемент мысли; 2) вопросно-ответные единства, требующие подтверждение или отклонение чего-либо; 3) сообщение – вопрос (ответ); 4) сообщение – сообщение; 5) побуждение к действию – ответная реакция (согласие или отказ).
  • Продолжение диалога по его началу.
  • Составление небольших монологических высказываний описательного характера (описание предмета, места, внешнего вида человека, погоды, природы и т.д.), повествовательного характера (о своем самочувствии, о событиях в жизни, о своем отношении к тому или иному событию, о прочитанном литературном произведении и т.д.), высказываний с элементами рассуждения по изучаемым на занятиях темам (по образцу, по плану, по опорным словам, по началу и т.д.).

      Обучение глухих школьников связной речи на всех этапах должно быть подчинено главной цели: развитию у них самостоятельного, творческого, логически стройного мышления и на этой основе - точной и выразительной связной устной речи. Для достижения этой важной и сложной цели учителю необходимо заранее и глубоко продумывать всю систему работы по развитию связной речи, планировать ее, обучающая система должна включать все доступные школьникам по возрасту и рекомендованные программой виды работ. Для эффективности работы в данном направлении необходим текущий и периодический учет имеющихся умений, выявления  трудностей в овладении произносительной стороной связной речи.

      Текущий учет осуществляется на каждом индивидуальном занятии. Его результаты отмечаются в фонетическом дневнике каждого обучающегося и учитываются при проведении периодического учета.

      Периодический учет проводится два раза в учебном году – в конце первого полугодия и в конце второго. При проведении периодического учета в старших классах используется комплект диагностических материалов. Данные, полученные при диагностике, заносятся в «Слухоречевые карты» школьников.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

     Решение сложных задач обучения глухих учащихся языку  предполагает обязательное всестороннее и систематическое изучение речи детей. Оно направлено на выявление как типичных для глухих особенностей речевого развития, так и индивидуальных особенностей, свойственных речевому запасу и навыкам отдельных учеников.

Периодический учет развития произносительной стороны связной речи проводится два раза – в конце первого и второго полугодия.

Методика диагностического исследования состоит из двух разделов:

  1. Обследование уровня развития диалогической речи.
  2. Обследование уровня развития монологической речи.

Все задания составлены на основе речевого материала по темам программы. Контрольный материал подбирается учителем-дефектологом слухового кабинета и учителем индивидуальных занятий. Бланк контрольной работы содержит критерии оценки выполнения каждого задания. Исследования проводятся учителем-дефектологом слухового кабинета и учителем индивидуальных занятий. Результаты контрольного выполнения заданий заносятся в протоколы. С учетом полученных результатов составляются рекомендации для планирования дальнейшей работы в данном направлении.

Раздел I. Обследование развития диалогической связной речи.

      Методика изучения уровня речевого развития включает в себя обследование состояния  диалогической речи. Обучающемуся предлагается выполнить три задания. Речевой материал для обследования подбирается из программного материала. Для каждого задания определена цель исследования, т.е. в процессе выполнения контрольных заданий педагог оценивает то или иное умение школьника, важное для полноценного владения диалогической речью, отмечает, с чем были связаны затруднения, какие ошибки были допущены.

      Приступая к выполнению первого задания, учитель индивидуальных занятий знакомит ученика с инструкцией его выполнения и предоставляет для ознакомления текст задания  (речь педагога ученик всегда воспринимает на слухозрительной основе, с индивидуальными слуховыми аппаратами). При необходимости, учитель повторяет инструкцию. При выполнении первого задания ученик расставляет фразы диалога в логической последовательности. Затем этот диалог ведется устно между учеником и учителем индивидуальных занятий. Учитель-дефектолог слухового кабинета заносит результаты выполнения задания в протокол. Педагог отмечает, какие умения сформированы, с чем ученик справился без замечаний, а также отмечает допущенные ошибки. Затем оценивает выполнение задания в баллах.

Задание 1.

Цель исследования: Определить умения обучающихся соблюдать логическую последовательность ведения диалога.

Целевая установка: Восстановить порядок высказываний в диалоге по изучаемому на занятии материалу (диалог даётся на табличках, каждое высказывание отдельно).

Оцениваются: 1)Правильное соотнесение: вопрос – ответ.

2) Логичность и последовательность высказываний в диалоге.

3) Скорость выполнения.

      Приступая к выполнению второго задания, педагог также знакомит ученика с целевой установкой (инструкцией выполнения задания). Допускается повтор инструкции два раза. В бланке также даны критерии оценок для выставления балла за правильность выполнения задания. Задание школьник выполняет на подготовленном бланке (затем этот бланк сохраняется вместе с протоколом обследования). На выполнение задания отводится 5 минут. Готовый диалог ведется между учителем и учеником, причем учитель произносит готовые фразы, а ученик – составленные им. Работу над ошибками лучше сделать на следующем занятии.

Задание 2. 

Цель исследования: Оценить уровень умения  формулировать ответ на вопрос, умение выразить согласие или несогласие с мнением собеседника.

Целевая установка:  Дополнить диалог ответами на вопросы.

Оценивается: 1. Правильность сформулированного ответа на вопрос.

      Аналогичная работа проводится при выполнении третьего задания: дается целевая установка. Опыт работы показывает, что на формулировку вопросов к имеющимся неполным ответам, школьникам нужно больше времени, поэтому педагог определяет время выполнения этого задания индивидуально (от 5 до 12 минут). Задание также выполняется на специально заготовленном бланке. Готовый диалог ведется между педагогом и учеником. Педагог произносит фразы с дополненными ответами, ученик – сформулированные им вопросы. Работа над ошибками проводится на следующем занятии. В протоколе отмечаются сформированные умения, исходя из критериев оценки, отмечается вид допущенных ошибок. Правильность выполнения задания оценивается в баллах в соответствии с критериями оценок за данное задание.

Задание 3.

 Цель исследования: Определить уровень умения  формулировать вопрос по определенной теме, исходя из имеющегося ответа

Целевая установка: Дополнить  диалог недостающими вопросами, исходя из данных ответов.

Оцениваются: 1) Правильность сформулированных  вопросов, точно определяющих смысл ответов.

2) Правильность дополнения ответов пропущенными словами по смыслу высказывания.

      Результаты выполненных диагностических заданий изучаются и анализируются педагогом индивидуальных занятий и учителем-дефектологом слухового кабинета, выставляется общий балл, определяется уровень владения диалогической речью. Проанализировав полученные результаты, учитель индивидуальных занятий записывает в протокол рекомендации для дальнейшей работы по развитию и совершенствованию диалогической речи ученика. Эти рекомендации учитываются при планировании дальнейшей работы. Проведя на следующем занятии работу над ошибками, допущенными в диагностических работах, учитель обращает внимание ученика на вид ошибки и предлагает  исправить ее самостоятельно или, при необходимости,  с помощью.

  • Примерное содержание заданий:

- в 8 классе (Приложение 1);

- в 9 классе (Приложение 2);

- в 10 классе (Приложение 3).

  • Бланк протокола исследования диалогической речи (Приложение 4).

Раздел II. Обследование развития монологической связной речи

Для исследования уровня развития навыков связного монологического высказывания были использованы  задания, использованные на индивидуальных занятиях и позволяющие исследовать имеющиеся умения и  оценить  их уровень.

 Контрольные задания составляются  с использованием программного материала учителем-дефектологом слухового кабинета и учителем индивидуальных занятий. Педагог знакомит обучающегося с инструкцией выполнения задания. Результаты выполнения оценивает в баллах, результаты заносит в протокол.

     Задание 1. Определение основного содержания картинки (тема картинки отражает одну из изученных за полугодие тем), составление короткого высказывания-описания изображенного на картинке действия.

Цель обследования: Оценка умения обучающегося определить основную идею содержания картинки и составить в коротком высказывании (на уровне 2-3 фраз) законченное описание по изображенному на картинке действию.

Целевая установка: Описать, что изображено на картинке двумя – тремя  предложениями.

Оценивается: 1)умение определить основное содержание изображения, точно и последовательно описать предметы и действия на картинке, используя сложные синтаксические конструкции фраз.

    Задание 2. Пересказ небольшого текста, тема которого отражает одну из тем программного материала, изученную в течение данного полугодия.

Цель обследования: Выявление возможностей старшеклассников  пересказывать небольшие по объему тексты, понятные по содержанию.

Целевая установка:  Прочитай текст и перескажи его подробно.

Оцениваются: самостоятельность выполнения задания, полнота передачи содержания, связность и последовательность изложения текста, соблюдение грамматических норм.

     Задание 3. Составление небольшого рассказа из личного опыта обучающегося (тема рассказа перекликается с одной из тем программного материала, изученного в течение данного полугодия) с элементами рассуждения.

Цель обследования: Определение возможностей старшеклассников составлять небольшие рассказы (не менее 4-6 предложений) на основе личного опыта с использованием элементов рассуждения (тематика высказываний определена программным материалом).

Целевая установка: Составь рассказ (4-5-6 предложений) из личного опыта.

Оцениваются: самостоятельность выполнения задания, объем текста, раскрытие темы, использование распространенных, связанных друг с другом фраз, изложенных последовательно и грамотно.

      Результаты выполненных диагностических заданий изучаются и анализируются, выставляется общий балл, определяется уровень владения монологической  речью. Проанализировав полученные результаты, учитель индивидуальных занятий записывает в протокол рекомендации для дальнейшей работы по развитию и совершенствованию монологической  речи ученика. Эти рекомендации учитываются при планировании дальнейшей работы. Проведя на следующем занятии работу над ошибками, допущенными в диагностических работах, учитель обращает внимание ученика на вид ошибки и предлагает  исправить ее самостоятельно или, при необходимости,  с помощью.

  • Примерное содержание заданий:

- в 8 классе (Приложение 5);

- в 9 классе (Приложение 6);

- в 10 классе (Приложение 7).

  • Бланк протокола исследования монологической речи (Приложение 8).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ДИАГНОСТИКИ

       При проведении диагностики, за качество выполнения каждого задания выставляется определенный балл. Все набранные баллы суммируются. В соответствии с набранными баллами определяется уровень владения произносительной стороной связной речи:

 Уровень развития произносительной стороны самостоятельной связной речи определяется по количеству баллов, полученных при выполнении контрольных заданий (Приложение 9).

Характерные особенности каждого из пяти уровней описаны в таблице:

Уровни развития

Характерные особенности связной речи

Высокий

- достаточно обширный словарный запас (активный и пассивный);

- активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, владеет умением вести диалоги разных видов, пользуется формами речевого этикета;

- умеет достаточно быстро подобрать наиболее точное слово, описать предмет, явление, действие, событие из личного опыта, в том числе с элементами рассуждения;

- воспринятый текст пересказывает самостоятельно, достаточно точно, последовательно, логично;

- конструирует вопросительные, повествовательные, восклицательные предложения;

- наблюдаются отдельные случаи аграмматизмов и нарушения звукобуквенного состава слов;

- речь чаще всего достаточно внятная или маловнятная.

Средний

- словарный запас достаточно обширный, но иногда затрудняется при подборе нужного слова, нахождения синонима, антонима;

- слушает и понимает речь собеседника (иногда неточно воспринимает окончания слов, суффиксы), вступает в диалог чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, при ведении диалогов допускает небольшое количество речевых и грамматических ошибок;

- самостоятельно описывает предметы, явления, действия, события из личного опыта,  иногда допускает ошибки в суффиксах, окончаниях, пропуск слов;

-  с небольшой помощью пересказывает текст, содержание передает достаточно последовательно с отдельными пропусками слов, смысловые звенья воспроизводит с незначительными сокращениями;

- при конструировании фраз присутствуют отдельные нарушения структуры предложений;

- в речи присутствует небольшое количество аграмматизмов и нарушения звукобуквенного состава слов;

- речь чаще всего достаточно внятная или маловнятная.

Ниже среднего

- словарный запас ограничен, часто затрудняется при подборе  слов, встречается  неточное словоупотребление;

- понимание речи снижено, неохотно вступает в диалог, затрудняется вести его, участвует в диалоге пассивно (односложно отвечая на вопросы);

- описывает  предметы, явления недостаточно полно и точно, характерные особенности передает  частично, допускает достаточно большое количество речевых и грамматических ошибок;

- пересказывает текст по наводящим вопросам, не в полном объеме, с большими затруднениями по подбору каждого слова, пересказ содержат нераспространенные предложения, отдельные слова, названия действий, последовательность изложения нарушена, отмечаются пропуски частей текста, много ошибок, требуется помощь педагога

- при выполнении заданий часто требуется помощь педагога;

- в произношении наблюдаются значительные искажения;

- речь чаще всего маловнятная  или невнятная.

Низкий

- словарный  запас значительно ограничен, что сопровождается  неадекватной по смыслу и содержанию  подменой отсутствующих  слов, малоактивен и неразговорчив с детьми и педагогами, невнимателен, затрудняется даже при назывании предметов, действий;

-понимание речи затруднено,  при описании предметов, явлений, действий, событий затрудняется, фразы односложные, иногда неадекватные;

- при пересказе текста наблюдаются длительные паузы, повторы, пересказ по наводящим вопросам не в полном объеме, с большими затруднениями по подбору каждого слова, неадекватные слова, смысл непонятен, много ошибок;

- без помощи педагога задание не будет выполнено;

- в произношении значительные искажения;

- речь чаще всего невнятная.

Очень низкий

- словарный запас минимален, чаще всего ограничивается названиями отдельных предметов, действий, обучающийся неактивен и молчалив, предложение чаще заменяет одним словом;

- понимание речи ограничено небольшим количеством знакомых слов – существительные, глаголы;

- с описанием предметов, явлений, действий, событий не справляется даже с помощью;

- пересказать текст не может;

- в произношении присутствуют отдельные изолированные звуки;

- связной речи нет, отдельные изолированные звуки

Уровень развития произносительной стороны самостоятельной связной речи определяется по количеству баллов, полученных при выполнении контрольных заданий (Приложение 9).

      В связи с выявленными в процессе диагностики трудностями в овладении диалогической и монологической речи, составляются рекомендации для планирования дальнейшей работы по развитию связной речи на  индивидуальных занятиях по ФРС и ПСР. В протокол должны быть занесены все необходимые сведения. Протокол  подписывается учителем индивидуальных занятий.

     По результатам проведения диагностического исследования  составляется аналитическая справка, которая предоставляется администрации школы. Результаты диагностики заносятся в слухоречевую карту каждого обучающегося, в графу об уровне владения связной речью. По итогам диагностики, за определенный период, проводится сравнительный анализ показателей. Эти результаты необходимы для определения эффективности коррекционно-развивающей работы по развитию и совершенствованию общего и речевого  развития неслышащих обучающихся средних и старших классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Данная презентация может быть использована учителями-дефектологами, работающими с детьми, имеющими нарушение слуха....

Презентация для проведения индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во 2 классе по теме: «Осень»

Данный материал может быть использован во время проведения индивидуального заятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во 2 классе для слабослышащих и позднооглохших д...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во втором классе

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во втором классе...

Конспект открытого индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для зрителей телеканала «Москва 24» с целью популяризации возможностей людей со слуховой депривацией

Фрагмент занятия по теме «Дифференциация звуков С-Ц, слуховое  восприятие текста «Поход», показан 31 октября  2016 года в передаче «Жизнь в большом городе» (удо...

Открытое индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для зрителей телеканала «ОТР» с целью популяризации возможностей людей со слуховой депривацией.

Конспект открытого индивидуального занятияпо формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речипо теме «Автоматизация звука С, слуховое  восприятие текста «Весна»...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к». Постановка звука «л». Сказка «Колобок».

Индивидуальное занятие  по формированию речевого слуха и произносительной  стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к».  Постановка звука «л».  Сказка...