Интегрированный урок "В ней есть душа, в ней есть свобода" (родная природа в музыке, живописи, литературе)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Кальмина Татьяна Владимировна

Данный урок  объединяет такие предметы как ИЗО, музыка, литература, русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx16.03 КБ
Office presentation icon kartiny.ppt2.74 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Автор: Кальмина Татьяна Владимировна

Интегрированный урок  

«В ней есть душа, В ней есть свобода» (родная природа в живописи, музыке, литературе»)

Любовь к родной природе – признак  любви к своей Родине»

К.Г.Паустовский

На протяжении всего урока звучит музыка (П.И.Чайковский «Времена года»)

У: И.А.Крылов сказал: «Об уме мы часто судим по платью аль по бороде». Вот и о ребёнке нельзя судить по тому, насколько он активно проявляет себя на уроке. Каждый ребёнок талантлив по-своему: кто-то хорошо рисует, кто-то грамотно пишет, кто-то хорошо поёт, выразительно читает стихи, а кто-то сам может сочинить стихотворение. На уроках русского языка и литературы я стараюсь раскрыть творческий потенциал каждого ученика. Сегодня вы увидите интегрированный урок  «В ней есть душа, в ней есть свобода» (родная природа в живописи, музыке, литературе). Посмотрите на тему урока и попытайтесь сформулировать цель

(ученики формулируют цель урока: увидеть красоту русской природы  в литературных произведениях, на картинах русских художников, в музыкальных произведениях известных композиторов)

Учитель добавляет: увидеть взаимосвязь музыки, литературы, живописи

У: В классе есть девочка – Кривдина Таня – голос её часто украшает уроки литературы. Может быть, в будущем пение станет делом всей её жизни, и мы услышим выступление Тани на сцене РКЦ «Берёзка».

Итак, мы начинаем

(Романс «Буря мглою небо кроет…»)

У: Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. В ней неиссякаемый источник вдохновенья для поэтов, художников, композиторов и, конечно же, для нас с вами. Просто нужно всмотреться и вслушаться. Давайте прослушаем отрывок из музыкального  произведения всемирно известного  композитора П.И.Чайковского «Времена года». Он создал целую серию фортепианных композиций – цикл «Времена года» 12 пьес – 12 месяцев. Вслушайтесь в музыку и попытайтесь понять, о каком времени года мы будем сегодня говорить?

Ученики называют образы, ассоциации, которые возникают при прослушивании музыки. Сравнивают времена года с этапами жизни человека.

У: Сегодня мы поговорим с вами о прекрасном времени года – зиме.

Группы получают задания.

1 группа – нарисовать рисунок на тему «Зима»

2 группа – сочинить стихотворение о зиме

3 группа – написать сочинение-миниатюру о зиме

(20 минут на выполнение заданий)

У: Художник на своих картинах

Нам рисует чудные пейзажи:

Зимний лес и ручейка теченье,

И деревья в снежном заточенье.

«С природою одною он дышал» - так определял Исаак Левитан назначение художника-пейзажиста. А что получилось у 1 группы?

(анализ, оценка рисунков учеников)

У: А теперь давайте посмотрим, какие зимние пейзажи писали знаменитые русские художники.

(презентация «картины русских художников на тему «Зима»)

Ученики сравнивают  картины художников и учеников. Говорят о цветовой гамме на картинах. Делают выводы: красочное изображение зимы -  показатель любви к этому времени года, к своей Родине.

У: Красоту русской природы испокон веков воспевали и русские поэты: А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев, С.А.Есенин, А.А.Фет. Писать стихи непросто, должно прийти вдохновенье и, конечно же, должен быть талант. Посмотрим, что получилось у ребят.

(Прочтение стихов собственного сочинения. Анализ и самооценка работ)

У: Ребята, у вас хорошая проба пера. Вероятно, сочинение стихотворений  станет делом всей вашей жизни, и мы увидим ваши стихи, напечатанные в районной газете «Сосновский Вестник». А теперь давайте послушаем, как о русской зиме писали известные поэты

Бакулина Юля  – выразительное чтение стихотворения

У: Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. За стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мёртвой». Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнил комнату. Я встал и подошёл к окну – за стёклами всё было снежно и безмолвно.  Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка закачалась. С неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом снова всё стихло. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. А утром всё хрустело вокруг: подмёрзшие дороги, листья на крыльце…(во время чтения  идёт презентация)

Да, так описать приход зимы может не каждый. К.Г.Паустовскому в произведении «Прощание с летом» это удаётся. А как вы, ребята, справились с заданием?

Чтение сочинений-миниатюр

Анализ, выводы

У: А сейчас я хочу представить вам творческую работу Вершининой Оксаны – кроссворд

(Оксана сама представляет свою работу)

У: Молодцы! Сегодня на уроке вы творили, сочиняли, очень хорошо отвечали. Доказали, что вам любое творческое задание  по плечу.

Достигли ли целей  урока?  

У: А теперь каждый из вас, ребята, попробует себя оценить. Поставьте себе оценку «5», если у вас сегодня всё получилось, «4» - если что-то не получилось, «3» - если совсем ничего не получилось.

(Ответы ребят)

Домашнее задание: оформление работ для уголка творчества


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«В ней есть душа, В ней есть свобода...»

Слайд 2

«Любовь к родной природе — признак любви к своей Родине» К.Г.Паустовский

Слайд 3

И.И.Шишкин «Первый снег»

Слайд 4

И.И.Шишкин «Зима»

Слайд 5

А.К.Саврасов «Зимний пейзаж»

Слайд 6

Ю.Ю.Клевер «Зимний закат в еловом лесу»

Слайд 7

К.Я.Крыжицкий «Лес зимой»

Слайд 8

А.К.Саврасов «Зима»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по литературе"Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно... "(Тема весны в лирике,музыке,живописи)

интегрированный урок "Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно" (тема весны в лирике,музыки,живописи)...

Бинарный урок по литературе и музыке "Великая сила искусства". Родная природа в поэзии, музыке, живописи

Природа и человек – эта тема, которая волновала и волнует каждого мастера музыки, поэзии, живописи. Природа близка и дорога каждому из нас. Во все времена музыканты, художники и поэты выражали перепол...

"Природа в музыке,живописи, поэзии"

Урок знакомит детей с лучшими образцами музыкального и поэтического жанра, учит понимать музыку и размышлять о ней....

«В ней есть душа, в ней есть свобода…», пейзажные зарисовки в стихотворениях П.Т.Штыгашева, Я. П. Полонского и Е.А.Баратынского

Данный урок, обобщающий в разделе Русская литература XIX века, взаимосвязан с предыдущими уроками. Взаимосвязь межпредметная осуществлялась с уроком музыки, слушали романсы, изобразительного искусства...

Литературная композиция «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» (Родная природа в творчестве русских поэтов 19 века)

Стихотворения о природе - это трепетный рассказ о собственной душе. Русские поэты всегда думали о главном - своей Родине....