интегрированный урок по литературе"Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно... "(Тема весны в лирике,музыке,живописи)
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
интегрированный урок "Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно" (тема весны в лирике,музыки,живописи)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.doc | 114 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
« ЧТОБ В ДУШУ СОЗВУЧЬЯ НАХЛЫНУЛИ ДРУЖНО»
( ТЕМА ВЕСНЫ В ЛИРИКЕ,ЖИВОПИСИ ,МУЗЫКЕ)
УЧИТЕЛЬ :Бадмаева Н.Д.
МОУ « Уланэргинская СОШ»
Цель урока: Показать глубокую взаимосвязь разных наук;дать целостное представление об
окружающей нас природе;
Развивать навык выразительного чтения,умение анализировать прочитанные
тексты; формировать художественное восприятие окружающего мира ,фантазию,
творчество;
Воспитывать чувство прекрасного;
Оборудование: Портреты поэтов, картины художников ,фонозапись,краски,карандаши,
альбомные листы.
… В природе есть душа,…есть свобода,
Есть любовь,….есть язык…
Ф Тютчев
Ход урока
- Оргмомент
- Слово учителя литературы : Что с нею,
Что с душой моей?!
С ручьём она ручей
С птичкой птичка!
С ним журчит,
Летает в небе с ней…
Слова Фета прекрасно отражают состояние человека,любующегося природой. Мир природы – -это удивительный и прекрасный мир,это мир красоты твоей земли,Родины. Об этом говорит и Ф.Тютчев (читается эпиграф).
Действительно, наблюдая за природой, в минуты общения с ней художники слова, кисти, музыки испытывали ликующие моменты счастья, вдохновившие их на творение прекрасных
произведений.
Сегодня на уроке прозвучат стихотворения, вы увидите картины, услышите музыку.
Объединяет это творчество - тема ВЕСНЫ
Всё в тающей дымке
Холмы,перелески
Здесь краски не ярки
И звуки не резки,
Туманны озёра,
И всё ускользает от беглого взора.
Здесь мало увидеть,здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно,
Чтоб вдруг отразили прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой русской природы.
(записывается тема урока « Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно….)
Именно всмотреться, вслушаться, чтобы услышать приближение весны, раскрыть для себя прелесть природы, наполнить душу чувством добра ,прекрасного…
Учитель ИЗО : Рассказ – беседа по картине Рылова « Зелёный шум»
Чтение стихотворения учащимся: Идёт – гудёт Зелёный шум,
Зелёный шум,весенний шум,
Как молоком облитые,
Стоят сады вишнёвые,
Тихохонько шумят.
Пригреты тёплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
Шумит тростинка малая,
Шумит весёлый клён…
Шумят они по-новому,
По- новому, весеннему…
Идёт – гудёт Зелёный шум
Зелёный шум,весенний шуи!
Учитель литературы: Определите стиль текста, какие худ.средства выразительности
подсказали вам в определении стиля?Какой настрой передаёт стих-е?
С помощью какого глагола показано движение весны?Почему именно
этот глагол употребляется? (после тихой зимы возрождается с шумом
жизнь).
Учитель музыки: П.И.Чайковского восхищал мир природы.Он внутренне чувствовал её,
слышал её музыку,наслаждался её тишиной « как я люблю,когда по
улицам потекут потоки тающего снега, и в воздухе почувстуется что-то
живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую
зелёную травку,как радуешься прилёту грачей, а за ними жаворонков и
других заморских летных гостей»
Общение человека с природой с особой теплотой выражено Чайковским
Во «Временах года» ( прослушивание темы «Весна»)
Учитель ИЗО : Рассказ по картине Левитана « Март»
Учитель лит. Строки из стих. А.М.Жемчужниковой перекликаются со строками поэтов
Плещеева,М.Исаковского. Что утверждают они? Вслушайтесь:
А.М.Ж. « С гор потоки» Весна,весна - по всем приметам,
Куда теперь я не взгляну;
Весна с улыбкой и приветом…
Затем жить стоит в мире этом,
Чтоб видеть русскую весну!
А.Н.Плещеев «Весна»
Уж тает снег ,бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
……………………………………
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы.
М.Исаковский «Весна»
Растаял снег, луга зазеленели,
Телеги вновь грохочут по мосту,
И воробьи от солнца опьянели,
И яблони качаются в цвету
…………………………………………..
И шумно солнцу радуются дети,
И думают о жизни старики.
(эти строки утверждают жизнь ).
Учитель ИЗО: Беседа по картинам Саврасова «Грачи прилетели» ,Левитана
«Большая вода».
Учитель лит. Вот как отразили приход весны поэты
(учащиеся читают стих –я Ф.Тютчева «Весенние воды»
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят
………………………………………….
А.Н.Островский
Полна чудес могучая природа!
Дары свои обильно рассыпая,
Причудливо она играет : бросит
В болотнике, в забытом уголке,
Под кустиком,цветок жемчужный,
Задумчиво склонённый ландыш,
Брызнет на белизну его холодной пылью
Серебряной росы – и дышит цветик
Неуловимым запахом весны,
Прельщая взор и обонянье…
И.Бунин
Бушует полая вода,
Шумит и глухо ,и протяжно
Грачей пролётные стада
Кричат и весело ,и важно,
Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковее греет
В затишье гумен и дворов,
Весна, весна! И всё ей радо
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И тёплый запах талых крыш.
-- Назовите приметы весны
Учитель музыки: Звуки весны нашли отражение и в музыке
(Прослушивание песни «Торга»(Жаворонок)
Учитель лит. Наш поэт Д.Н.Кугультинов сказал о весне:
Как ты прекрасна ,степь моя ,в апреле!
Хрустально – звонкий воздух и простор,
И колокольчик – жаворонка трели.
Ты музыка,чьи звуки с давних пор
Какой –то гений, в неизвестность канув,
Переложил на живопись тюльпанов.
Гений – человек, обладающий высшей творческой способностью.
Обобщение по уроку:
Учитель лит.: Весна – прекрасное время года, время обновления, время рождения,
цветения, время ,зовущее к жизни. Строки, услышанные нами ,увиденные
пейзажи, прослушанная музыка, наполняют душу радостью, ожиданием чего-
-то хорошего…. Создайте синквейн на тему «Весна»
Учитель ИЗО: Ребята, свои чувства ,связанные с приближением весны, отразите в
рисунках.
Учитель музыки : Во время вашей творческой работы будет звучать музыка.
Итог урока: Выставка рисунков, чтение синквейна.
Учитель лит.(показ слайдов на тему «Природа»и на фоне звучащей музыки)
Ты, человек, любя природу,
Её по-доброму жалей,
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна
И помни истину простую:
Нас много ,а она – одна.
- К чему призывает поэт7
- Да, красота ,щедрость природы зависит от человека,от его умения беречь её.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"
План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...
Интегрированный урок по литературе и географии «Берегите природу» (урок внеклассного чтения по произведениям М. Пришвина и В. Бианки)
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Михаила Пришвина и Валентина Бианки. 2. Рассмотреть особенности природы средней полосы России по временам года.Задачи урока: 1. Учить детей получат...
Урок по литературе "В моей душе лежит сокровище..." По творчеству А.Блока.
Урок и презентация содержат материал по творчеству А.Блока....
Конспект интегрированного урока (история, литература, МХК) на тему: «Начало Отечественной войны 1812 года в истории, литературе и живописи».
Урок проводится в 8 классе...
Конспект интегрированного урока по литературе для 6 класса "Е.А. Баратынский "Весна, весна, как воздух чист!"
Интегрированный урок по литературе для 6 класса. (Интегрирован литература, русский язык, марийский язык, музыка ИЗО)....
Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро
Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...
Интегрированный урок. Италия-Россия. Чтобы помнить! В рамках школьного проекта "The Italian Influence on the Art and Architecture of Saint-Petersburg "
Урок проводился для учащихся 10-11 классов Италии и России в ГБОУ СОШ № 422 Кронштадтского района С-Пб. в 2017 году...