«В ней есть душа, в ней есть свобода…», пейзажные зарисовки в стихотворениях П.Т.Штыгашева, Я. П. Полонского и Е.А.Баратынского
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Данный урок, обобщающий в разделе Русская литература XIX века, взаимосвязан с предыдущими уроками. Взаимосвязь межпредметная осуществлялась с уроком музыки, слушали романсы, изобразительного искусства – картины. Здоровьесберегающие приёмы – это  ситуация успеха в начале урока, вставали при ответе на вопросы, выходили к доске.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_ney_est_dusha_v_ney_est_svoboda.docx47.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Саралинская средняя общеобразовательная школа»

Тема: «В ней есть душа, в ней есть свобода…», пейзажные зарисовки в стихотворениях П.Т.Штыгашева, Я. П. Полонского и Е.А.Баратынского

Цели урока:

1. Обучающие:

  • расширить знания учащихся о творчестве П.Т.Штыгашева, Я.П. Полонского и Е.А. Баратынского;
  • закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;

2. Развивающие:

  • развивать интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;
  • развивать навыки защиты проекта;

3. Воспитательные:

  • воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах;
  • воспитывать любовь к родной природе.

Планируемые результаты:

  • Предметные: способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
  • Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
  • Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
  •  Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
  • Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем, родителями и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

1. репродукции картин русских художников.

2. аудиозаписи, компьютер, проектор.

3. мультимедийное обеспечение (презентация).

  1. Ход занятия

Эпиграф урока:  Не то, что мните вы, природа:

                              Не слепок, не бездушный лик –

                              В ней есть душа, в ней есть свобода,

                              В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф.И.Тютчев

1. Организационный момент

Учитель: Ребята, здравствуйте!

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И урок сейчас начнем.

Удачи всем!

СЛАЙД 2

2. Постановка цели урока.

Учитель:  Слово учителя.

Природа в творчестве русских писателей и поэтов занимает одно из главных мест в произведениях, где чувства  и настроения перекликаются с особенностями народного быта, передавая образы русской природы с характером и особенностями русской души. 

Ребята, наша природа – это наша Родина. Наша земля – это частица нас. Человек любит свою землю, восхищается красотой  родной природы. Родная природа – неисчерпаемый источник поэзии. Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха – всё подмечают поэты. Пейзажная лирика передаёт настроения, чувства человека, созвучна его душе.  Русские поэты посвятили природе различных времен года множество стихотворений. При этом каждый видел и по-своему запечатлевал картины весны, лета, осени и зимы.

Сегодня мы познакомимся с творчеством таких поэтов, как Петр Штыгашев, Яков Полонский, Евгений Баратынский. Прочитаем их вместе и попробуем понять, как русский пейзаж может преображаться, являться всякий раз по-новому, волновать и удивлять нас.

Учитель: - Что означает слово ПЕЙЗАЖ?  (ответы детей)

СЛАЙД 3

- Пейзаж – (фр.) картина природы.  Понятие «пейзаж» из живописи перешло в литературу, в поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называются «пейзажными» стихами или «пейзажной лирикой».

Учитель: - Так о чем же пойдет речь на нашем уроке? (о том, как прекрасна природа)  Как можно сформулировать тему нашего урока?

Ребята с помощью учителя формулируют тему урока.

Пейзажные зарисовки в стихотворениях Я. П. Полонского, Е.А.Баратынского и П.Т.Штыгашева

СЛАЙД 4

Учитель: – А теперь обратимся к  эпиграфу нашего  урока.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

                          Ф.И.Тютчев

Учитель: – Как вы понимаете данное высказывание? (Автор хотел донести мысль о том, что часто человек забывает о том, что природа жива, у неё есть свое настроение, душевное состояние)

Учитель: – Посмотрите ещё раз на эпиграф. Какова цель занятия?

Постановка целей и задач занятия. (на примере лирических произведений, музыки и  изобразительного искусства понять то, что природа чувствует, дышит, радуется и грустит, у неё есть свои тайны, свой язык.)

На уроке мы обратимся к стихам Евгения Абрамовича Баратынского, Якова Петровича Полонского и нашего земляка Петра Тарасовича Штыгашева. А также обратимся к полотнам известных художников - пейзажистов, послушаем музыку.

СЛАЙД 5       Анализ стихов Баратынского.

  1. Знакомство с краткой биографией Баратынского. (Сообщение  ученика)

Евгений Абрамович Баратынский родился в Тамбовской губернии, и там провёл раннее детство. Родители очень заботились о его образовании – в 5 лет он выучился русской грамоте, а в 6 хорошо говорил по-французски и по-итальянски. В 12 лет Баратынского отправили в Петербург в военное учебное заведение – Пажеский корпус.

Баратынский много читал, рано стал писать стихи.

В 18 лет Евгений поступил на военную службу в Петербурге, к этому времени у него уже было написано много стихов.

Его стихи стали появляться в печати, их хвалили, о них хорошо отзывались его друзья, среди которых были Пушкин, Дельвиг и многие другие поэты.

Пушкин любил стихи Баратынского и говорил, что он «принадлежит к числу отличных наших поэтов». Много стихотворений он посвятил русской природе, которую хорошо знал и любил с детских лет.

СЛАЙД 6

  1. Учитель: - Ребята что такое лирика? (Выражение эмоций, чувств, настроения лирического героя)

 - Давайте послушаем стихотворение.  Вот как Евгений Абрамович Баратынский  пишет о весне.

Аудиозапись стихотворения «Весна, весна!..».

СЛАЙД 7

3. Беседа:

- Какова тема стихотворения? (Наступление весны, пробуждение природы)

- Какие приметы весны видит автор? ( чистый воздух, ясный небосвод, бегущие ручьи и т.д.).

- Какой литературный приём помогает сделать картину живой?

- Какие краски использует поэт, изображая радостную картину весны?

- Какой настрой придают стихотворению восклицательные предложения?

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Давайте найдем ключевые слова, которые показывают основное чувство лирического героя.

  1. Обобщение ученика

Стихотворение Евгения Баратынского  – гимн весне. Поэт рад ей, это чувствуется по восклицательным предложениям (их здесь 9). Он восхищён весенним воздухом, ясным небосклоном, облаками, которые ласкаются к солнечным лучам, любуется ручьями, рекой, несущей «на торжествующем хребте поднятый ею лёд».

Поэт пытается разобраться, что с его душой: «С ручьем она ручей / И с птичкой птичка! / С ним журчит, / Летает в небе с ней!»

Баратынский чувствует себя частью природы, он слился с ней, растворился в ней.

В этом стихотворении поэт использует слова, которые придают стихотворению особый настрой, торжество: «лазурию живой», «очи», «взревев», «торжествующем хребте», «древа обнажены», «заздравный гимн».

  1. Вывод учителя. Стихотворение Евгения Баратынского необычно тем, что передаёт состояние души поэта, пейзаж и мир поэта сливаются в одно целое. (запись в тетрадях).

СЛАЙД 8 «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светел»). (на стихи Я.Полонского).

- Знакома ли вам эта песня? Кто автор слов? (Яков Полонский)

СЛАЙД 9       Анализ стихотворений Полонского

1.        Биографическая справка о Я.Полонском.

Яков Петрович Полонский прожил долгую жизнь-с 1819 по 1898 год. Детство его прошло в провинциальной Рязани, на тихих окраинных улочках. Природа одарила его живым, богатым воображением. Но мечтательность, детские фантазии скоро перешли в сочинительство : волшебные сказки маленького Полонского с наслаждением слушали его младшие братья.  В 1840-х годах молодой поэт Полонский жил в Одессе, потом на Кавказе. Зрелое творчество Полонского связано с Петербургом, где он прожил многие годы. Поэт испытывал нужду. В лирике часто слышатся жалобы на судьбу. Даже в стихах о природе слышатся горестные думы. Природа привлекала Полонского и как живописца. В его альбомах и тетрадях стихи чередуются с рисунками карандашом, иногда пером. Одно время Полонский хотел стать художником, но победило призвание поэта. Его оценили по достоинству Тургенев и Некрасов, Достоевский и Тютчев, Фет и Чехов, у него учились Иван Бунин и молодой А.Блок, но он не знал настоящего большого успеха.

Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку: «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светел»), «Вечерний звон», «Мгновения».

СЛАЙД 10

  1. Аудиозапись стихотворения “Посмотри – какая мгла…”
  2. Беседа:

Словарная работа. (Несколько учеников находят лексическое значение слов по словарю.)

Ракита – дерево или кустарник семейства ивовых, растущее по берегам рек.

Сонм – скопление, множество кого-нибудь.

Беседа по вопросам.

- Какую картину рисует Полонский? (Поэт изображает ночной пейзаж.)

- Как он это делает? ( Густая темнота ночи ощущается в словах «мгла», «глубина», «сумрак». Она оттеняется тусклым блеском озера. Поэтичность и волшебство картины подчеркивается «прозрачной дымкой», которую ночь пустила на долины.)

Пока учащиеся отвечают на вопрос о композиции, один учащийся на доске выписывает эпитеты (прозрачная, сонный, бледный, сизые, фосфорический)

- Какова композиция стихотворения? (Оно состоит из двух частей. В первой - общий план, картина спящей природы. Во второй внимание сконцентрировано на герое стихотворения («бледный месяц»)

- Какой прием создает настроение стихотворения? (Вторая часть обращает наш взгляд вверх: олицетворение оживляет месяц, который «без приюта в небе ходит». Создается настроение возвышенное и тоскливое одновременно. Этому способствует и звукопись - аллитерации на глухие согласные: «с», «т», «ч», «х», «ф».)

- Какую роль играют эпитеты? (Они создают ощущение прозрачности, невесомости, окрашивают стихотворение в тревожные тона).

СЛАЙД 11

Звучит хакасская национальная мелодия.

- Знакомы ли вам эти места? (Да, это наша Хакасия)

- Действительно, это наша Хакасия, а знаете ли вы хакасских поэтов?

Много хакасских поэтов посвятили свои строки красоте природы. С творчеством одного из них мы сейчас с вами познакомимся.

СЛАЙД 12   Анализ стихотворения П.Штыгашева

1. Рассказ о жизни и творчестве Петра Тарасовича Штыгашева.

- известный хакасский поэт, прозаик, публицист, фольклорист и педагог; один из зачинателей хакасской литературы.

П.Т. Штыгашев родился 12 июля 1886 года в деревне Верхний Матур Таштыпского района в семье бедного охотника. С 11 лет пошел учиться в местную церковно-приходскую школу. Закончив школу, в 1900 году поступает в Бийское миссионерско-катехизаторское училище. В 1908 году после окончания училища возвращается в родную школу в качестве учителя. После недолгой работы рядовым учителем он становится директором Матурской, затем Кандырлинской и Усть-Сосинской, Усть-Есинской школ. С 1930 года руководит Черногорским горно-промышленным училищем. В 1939 году его избирают в городской Совет народным депутатом. В последние годы жизни Петр Тарасович работал в Хакасском книжном издательстве

Еще в годы учительства он записывал народные песни, легенды и предания, обрабатывал их и создавал свои оригинальные произведения ("Проводник", "Терке-волостной старшина", "Слуга Апон").

П.Т. Штыгашев оставил после себя много неопубликованных произведений, которые внесли бы достойный вклад в развитие хакасской литературы. 

Учитель: - Давайте же обратимся к его стихотворению «Весна»

СЛАЙД 13

  1. Чтение стихотворения «Весна» (читает учитель)

3.  Беседа:

- Какой пейзаж изображен П.Штыгашевым? (Центральная тема – приход весны и изменения, которые она вызывает в природе и людях. Под первыми лучами весеннего солнца природы будто оживает: лед тает, трещит, птицы щебечут, радуясь весне, просыпается река, в полях начался весенний сев, весенний дождик брызжет. Но с весной пробуждается не только природа: душа человека также очищается от накопившихся забот и проблем.

Даже простые крестьяне, вынужденные много и тяжело работать, радуются приходу весны. Что же говорить о птицах, которые встречают долгожданное тепло звонким пением и радостным смехом!

Главная мысль произведения – ощущение счастья, которое дарит весна каждому человеку. С ее приходом в душе зарождаются самые смелые надежды и весны, чувствуется прилив сил, все печали и горести забываются, уступая место радости и светлым грезам.

Композиция

- Произведение условно можно разделить на три части. Давайте найдем их и озаглавим. Какие ключевые слова указывают на эти части? (В первой части автор раскрывает всю прелесть природы, пробуждающейся после зимнего сна. Тает снег, бегут ручьи, еще совсем немного – и деревья наденут свое зеленое убранство. Весна только вступает в свои владения, но уже понятно, что злые метели и снежные бури позади.

Во второй части говорится о домашних животных которые тоже радуются весне и вместе с чабаном весело спешат в луга. В каждом человеке, будь то труженик или беззаботный ребенок, с приходом весны просыпаются надежды и светлые мечты, возникает чувство неподдельной радости и счастья, предвкушение прекрасных перемен. Кажется, будто вместе с зимой ушли все беды и проблемы, и впереди ждет лишь безоблачное счастье.

В финальной части произведения веселый дождик окончательно пробуждает травы и цветы, которые весело кивают прохожим).

Жанр

Произведение написано в жанре пейзажной лирики.

- Какие средства выразительности использует автор в своем стихотворении?

(Для придания стихотворению образности, лиричности и эмоционального накала поэт мастерски использует самые разнообразные средства художественной выразительности.

Красочные эпитеты («ранняя», «весенний») создают ощущение праздника, которое несет с собой весна. При описании пробуждающейся природы автор использует олицетворения («зима слабеет», «просыпается река», «дождик брызжет», «цветы кивают») и метафоры («огнем весны непобедимой», «зима слабеет с каждым днем»).

4. Словарная работа: Курлычут - воркуют (о горлице) (Б. Зайцев); кричат по журавлиному.

Чабан –название пастуха овец и другого скота в России (на Юге, в Татарстане, Башкирии, Бурятии, Хакасии...

Колхоз -  (от коллективное хозяйство) — юридическое лицо, созданное для сельскохозяйственного производства на основе производственной кооперации, при которой средства производства (земля, оборудование, скот, семена и т. д.) находились в совместной собственности и под общественным управлением его участников и результаты труда также распределялись общим решением участников.

СЛАЙД 14   Подведение итогов урока

– Какова была цель занятия? Достигли ли мы её? (понять, что чувствует природа)

– С какими стихотворениями мы познакомились на уроке? Кто автор этих стихотворений?

СЛАЙД 15    Итак, и художники, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине. Вы увидели простой, неяркий русский пейзаж, но он помог нам понять, что природа неотъемлемая часть жизни любого человека, она тоже живая! Еще раз обратимся к эпиграфу.

Чтение эпиграфа

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

                          Ф.И.Тютчев

- А теперь давайте представим, что вы вышли завтра на улицу и не увидели ни березки, ни заснеженного кустика,  ни травинки.

- Что вы почувствуете? (Пустоту, одиночество, мы не замечаем природу, но без нее мы не можем жить, она часть нашей жизни)

- Как же нужно относиться к нашей природе?

- Что мы можем сделать для того, чтобы наши потомки увидели красоту нашей природы?

СЛАЙД 16    Рефлексия урока. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного опросника 

Рефлексия.

На уроке

  • Я узнал (а)
  • Я научился
  • Мне понравилось
  • Я затруднялся
  • Моё настроение

Выставление оценок.

СЛАЙД 17       Домашнее задание.

Дома вы попробуете проанализировать стихотворение А.К. Толстого «Где гнутся под омутом лозы», сделать иллюстрацию к нему. Выучите стихотворение наизусть.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Биографическая справка о Я.Полонском.

Яков Петрович Полонский прожил долгую жизнь-с 1819 по 1898 год. Детство его прошло в провинциальной Рязани, на тихих окраинных улочках. Природа одарила его живым, богатым воображением. Но мечтательность, детские фантазии скоро перешли в сочинительство : волшебные сказки маленького Полонского с наслаждением слушали его младшие братья.  В 1840-х годах молодой поэт Полонский жил в Одессе, потом на Кавказе. Зрелое творчество Полонского связано с Петербургом, где он прожил многие годы. Поэт испытывал нужду. В лирике часто слышатся жалобы на судьбу. Даже в стихах о природе слышатся горестные думы. Природа привлекала Полонского и как живописца. В его альбомах и тетрадях стихи чередуются с рисунками карандашом, иногда пером. Одно время Полонский хотел стать художником, но победило призвание поэта. Его оценили по достоинству Тургенев и Некрасов, Достоевский и Тютчев, Фет и Чехов, у него учились Иван Бунин и молодой А.Блок, но он не знал настоящего большого успеха.

Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку: «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светел»), «Вечерний звон», «Мгновения».

Евгений Абрамович Баратынский родился в Тамбовской губернии, и там провёл раннее детство. Родители очень заботились о его образовании – в 5 лет он выучился русской грамоте, а в 6 хорошо говорил по-французски и по-итальянски. В 12 лет Баратынского отправили в Петербург в военное учебное заведение – Пажеский корпус.

Баратынский много читал, рано стал писать стихи.

В 18 лет Евгений поступил на военную службу в Петербурге, к этому времени у него уже было написано много стихов.

Его стихи стали появляться в печати, их хвалили, о них хорошо отзывались его друзья, среди которых были Пушкин, Дельвиг и многие другие поэты.

Пушкин любил стихи Баратынского и говорил, что он «принадлежит к числу отличных наших поэтов». Много стихотворений он посвятил русской природе, которую хорошо знал и любил с детских лет.

Петр Тарасович Штыгашев родился 12 июля 1886 года в деревне Верхний Матур Таштыпского района в семье бедного охотника. С 11 лет пошел учиться в местную церковно-приходскую школу. Закончив школу, в 1900 году поступает в Бийское миссионерско-катехизаторское училище. В 1908 году после окончания училища возвращается в родную школу в качестве учителя. После недолгой работы рядовым учителем он становится директором Матурской, затем Кандырлинской и Усть-Сосинской, Усть-Есинской школ. С 1930 года руководит Черногорским горно-промышленным училищем. В 1939 году его избирают в городской Совет народным депутатом. В последние годы жизни Петр Тарасович работал в Хакасском книжном издательстве

Еще в годы учительства он записывал народные песни, легенды и предания, обрабатывал их и создавал свои оригинальные произведения ("Проводник", "Терке-волостной старшина", "Слуга Апон").

П.Т. Штыгашев оставил после себя много неопубликованных произведений, которые внесли бы достойный вклад в развитие хакасской литературы. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Евгений Абрамович Баратынский

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несёт

На торжествующем хребте

Поднятый ею лёд!

Ещё древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жавронок поёт

Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?

С ручьем она ручей,

И с птичкой птичка! С ним журчит,

Летает в небе с ней!..

Яков Петрович Полонский

Посмотри – какая мгла

В глубине долин легла!

Под её прозрачной дымкой

В сонном сумраке ракит

Тускло озеро блестит.

Бледный месяц невидимкой

В тесном сонме сизых туч,

Без приюта в небе ходит

И, сквозя, на всё наводит

Фосфорический свой луч.

Петр Тарасович Штыгашев

Весна

Зима слабеет с каждым днём –

И лёд, теплом гонимый,

Трещит, ломаясь, под огнем весны непобедимой.

Спеша домой издалека, курлычут птицы в небе,

И просыпается река, услышав птичий щебет.

По улице Колхозный скот, поднявшись ранней ранью,

В луга знакомые идёт под песенку чабанью.

Весенний сев в стране моей шумит, до срока начат.

Да будет жизнь ещё светлей, а наш колхоз – богаче!

И дождик брызжет с высоты, и травы расцветают,

И вслед прохожему цветы головками кивают!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Стихотворение "Что есть душа поэта?"

Пахунов Роман, ученик 11 класса города Сарова Нижегородской области наставник Кабаченко Веры Николаевны, учителя  русского языка и литературы. Литературным творчеством Роман занимается на пр...

Конспект урока развития речи для 7 класса "Пейзажные зарисовки"

Конспект поможет молодым и опытным педагогам обучать детей сочинению-описанию пейзажа....

Урок по теме"Пейзажная зарисовка (подготоака к сочинению-описанию природы)в 6 классе

Интегрированный урок развития речи в 6 классе"Подготовка к сочинению -описанию природы"...

Интегрированный урок "В ней есть душа, в ней есть свобода" (родная природа в музыке, живописи, литературе)

Данный урок  объединяет такие предметы как ИЗО, музыка, литература, русский язык...

Литературная композиция «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» (Родная природа в творчестве русских поэтов 19 века)

Стихотворения о природе - это трепетный рассказ о собственной душе. Русские поэты всегда думали о главном - своей Родине....

Урок литературы по теме "Но в мире есть душа одна…" по стихотворению Н.А. Некрасова "Внимая ужасам войны…". 8-й класс

Стихотворение Н.А.Некрасова "Внимая ужасам войны" всегда будет актуальным. Тема произведения - материнская любовь и  скорбь матери по убитому сынй....