"Природа в музыке,живописи, поэзии"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Урок знакомит детей с лучшими образцами музыкального и поэтического жанра, учит понимать музыку и размышлять о ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока. | 22.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
« Природа в музыке, поэзии и живописи» 5 класс
Цели:
Познавательные: Познакомить детей с лучшими образцами музыкального и поэтического жанра, посвящёнными природе, учить понимать музыку и размышлять о ней.
Развивающие: Формировать умение обобщать и размышлять на заданную тему.
Воспитательные: Формирование и развивать эстетический вкус, прививать любовь к прекрасному искусству.
Оборудование: Портреты П. Чайковского, Э. Грига, А. Пушкина, цветные карточки, презентация, диски с музыкой.
Ход урока:
Русская природа! Скольких поэтов, скольких художников, музыкантов
вдохновляла она к созиданию прекрасного! Как правдиво воспевает её Всеволод Рождественский в своих стихах.
Стихотворение «Русская природа»
Сегодня мы сравним две противоположности «Осень» и «Весну»
Есть две осени. Одна радостная, пышно-убранная, богатая урожаями. Другая -невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, словом та Золушка, которую у нас в России зовут поздней осенью. Первую, золотую любят за щедрость, с которой она отдаёт богатство своих полей, за ясные дни, умытые белой пеной дальних облаков, за красоту лесов, писанных золотой и багряной краской. Тогда ещё днём тепло, и солнце из своего далёкого поднебесья посылает на землю прощально -нежные лучи. Об этом времени поэт сказал так:
«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле
И далеко ещё до первых зимних бурь
И льётся тёплая и светлая лазурь
На отдыхающее поле» Ф.И.Тютчев
Прекрасные слова! А вот как поёт стихами другой поэт:
«Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья, пожелтевшие по ветру, летят.
Лишь вдали красуются там, на дне долин
Кисти ярко-красные вянущих рябин»
Краски! Осенние краски звучат в стихах.
Вопрос: Какое настроение рождают эти стихи?
Вопрос: Какой цветовой гаммой художник изобразит такую осень?
Задание: Найдите на доске картины, созвучные по цветовой гамме со стихами.
Не только художников, поэтов, но и композиторов всех времён волновала природа.
Музыка - это тонкий инструмент, который чутко передаёт состояние человеческой души. Это - грусть, печаль, тревогу, гнев, восторг, чувство одиночества. Точно так же она может передавать состояние окружающего мира. Слушая музыку можно увидеть жанровые сцены,
Картины природы бывают разные: оцепенение зимой, пробуждение весной. Музыка обладает массой выразительных средств, которые помогают раскрыть содержание произведения. Темп - от медленного до быстрого. Динамика - от тишайшего пианиссимо до громоподобного фортиссимо.
И в природе и в жизни уживаются рядом радость и грусть, веселье и большая печаль. В своём альбоме «Времена года», написанном в 1876 г,
Пётр Ильич Чайковский посредством музыкального языка передаёт состояние природы, переходящего из весны в лето, из лета в осень,
из осени в зиму. Кто ещё мог так проникновенно, так просто и тонко
передать краски природы в музыке! Кто ещё мог так выразить в музыкальных звуках трель жаворонка, поднявшегося ввысь?! Где ещё
можно найти нежность и теплоту, наполняющую рассказ о свежем зелёном садике, где вокруг черёмухи жужжат заботливые пчёлы?!
12 месяцев-12пьес. Октябрь «Осенняя песня». Его осень созвучна с картиной Левитана «Осенний день» (Показ картины). Это не та осень,
выраженная Пушкинскими строками «Унылая пора, очей очарованье!»
Это печальная картина оцепенения природы с серым дождливым днём, сырыми туманами, вызывающими у человека чувство торжественной и величавой грусти прощания с природой: она надолго засыпает.
Медлительной чредой
Нисходит день осенний,
Медлительно кружится
Жёлтый лист.
Грустная мелодия звучит устало и задумчиво. Её замедленное движение прерывается остановками, будто душа зовёт кого-то и не находит отклика. Потом музыка становится оживленнее, торопливо чередуются фразы то вопросительно-неустойчивые, то похожие на ответ. А к концу пьесы вновь возвращается прежнее настроение, звучит печальная мелодия.
Слушание пьесы «Осенняя песня» Показ презентации «Осенний калейдоскоп»
В конце на фоне звучания музыки читаю стихотворение Плещеева
«Скучная картина» (Далее делаем анализ пьесы)
Русский композитор Цезарь Кюи написал много красивых изящных песен о природе: о майском дне, о приходе весны, зимы, осени.
Группа детей исполняет песню «Осень» на стихи Плещеева
Вопрос: Какие музыкальные краски использованы в песне?
«Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше, и весна милей,
Прощебечь с дороги нам привет скорей!»
Пётр Ильич Чайковский очень любил русскую весну. Если ему приходилось уезжать на зиму из России, весною он непременно спешил на Родину, дожидаясь поры, когда зацветут ландыши, его любимые цветы.
А. Фет «Первый ландыш» (Читает ученик)
Для апрельской пьесы «Подснежник» Чайковский искал простую, наивную и нежную мелодию, которая звучала бы «зябко», напоминая робкую русскую весну, с пробивающимися из под снега первыми подснежниками.
Слушание пьесы «Подснежник»
Не правда ли, выразительные интонации музыки очень близки к красивой поэтической речи? (Ответы учеников, характеризующие прослушанную музыку)
Но состояние природы - это не только времена года.
Утро. Это состояние природы? (Ученики - Да)
Вечер. Это состояние природы? (Ученики - Да)
Вопрос: Какой цветовой гаммой мы изобразим утро?
Ответ: Нежные, розовые, голубые, оранжевые. В общем, бледные неяркие тона красок.
А вечер? (тёмные: серые, синие, тёмно-зелёные, тёмно-красные)
Вопрос: Какой композитор изображён на портрете? Эдвард Григ.
Небольшой рассказ о композиторе.
Сейчас прозвучит пьеса «Утро», а два ученика найдут карточки с цветовой гаммой, созвучными с понятием «Утро»
Обсуждение.
А сейчас девочки споют песню «Слети к нам тихий вечер»
Во время исполнения ученики находят карточки, созвучные с понятием «Вечер»
Далее рефлексия, самооценка детей. Выставление отметок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная гостиная: Природа Кубани в поэзии, музыке, живописи.
Кубань! Для каждого человека, живущего на этой прекрасной земле, это слово значит очень много. Мы, кубанские жители, гордимся своей родиной. Кубань – это край необозримых степей, высоких гор, по...
"Образы защитников Отечества в музыке, живописи, поэзии" (в рамках преемственности)
Интегрированное занятие для старших дошкольников....
Информационный проект «Апрельская капель» (месяц апрель в поэзии, музыке, живописи.) 5 класс
Цель проекта – привить учащимся интерес к искусству: поэзии, музыке, живописи; предоставить свою точку зрения в одном из видов искусства; способствовать развит...
Бинарный урок по литературе и музыке "Великая сила искусства". Родная природа в поэзии, музыке, живописи
Природа и человек – эта тема, которая волновала и волнует каждого мастера музыки, поэзии, живописи. Природа близка и дорога каждому из нас. Во все времена музыканты, художники и поэты выражали перепол...
Моя малая родина в музыке, живописи и поэзии
Сценарий классного часа для учащихся 1-6 классов в рамках проведения в школе "Дня Подмосковья"...
Интегрированный урок "В ней есть душа, в ней есть свобода" (родная природа в музыке, живописи, литературе)
Данный урок объединяет такие предметы как ИЗО, музыка, литература, русский язык...
Средства создания природных образов в лирике Ф.Тютчева на примере стихотворения "Летний вечер". Картины природы в музыке, живописи, слове.
Проектная деятельность на уроке....