Средства создания природных образов в лирике Ф.Тютчева на примере стихотворения "Летний вечер". Картины природы в музыке, живописи, слове.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Проектная деятельность на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_konstruirovaniya_uroka.docx | 31.31 КБ |
prezentatsiya2.pptx | 2.23 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на уроке.
Средства создания природных образов в лирике Ф. Тютчева на примере стихотворения «Летний вечер». Картины природы в музыке, живописи, слове.
Общая часть | ||
Предмет | Литература | 5 класс |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | ||
Предметные: умение понимать тему, идею поэтического текста на примере стихотворения Ф.И.Тютчева «Летний вечер»; учитывать родовую специфику; выразительно читать на примере различных стихотворных и прозаических текстов; находить языковые средства; формирование эстетического вкуса; осуществлять библиографический поиск стихов, работать с текстом, определять основную информацию – находить ключевые слова. | Метапредметные: пополнение словарного запаса школьников, умение работать индивидуально и в группе; сравнение стихотворения с музыкальными и живописными произведениями; понимать образную природу литературы как вида искусства через восприятие музыкальных и живописных произведений разных авторов; сравнивать, сопоставлять факты и явления, развивать ассоциативную память через воспоминания учащихся о лете и развитие ассоциативного мышления; точно, правильно и выразительно излагать свою точку зрения по проблеме. | Личностные: формирование умения слушать музыку и воспринимать картины; работать в группе, находить общее решение, соотносить действие с планируемым результатом; строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками в группе, точно, правильно и выразительно излагать свою точку зрения по проблеме; корректировать свои действия, выдвигать и находить аргументы для подтверждения тезиса, строить логическую цепь рассуждения при выступлении группы |
Решаемые учебные проблемы | 1. Планирование учебного сотрудничества. Уметь анализировать, сравнивать, называть, определять. 2. Акцентировать внимание на терминологии, средствах выразительности речи. 3. Развивать умения выразительного чтения, памяти, логического мышления. | |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Поэтический пейзаж | |
Вид используемых на уроке средств обучения | Презентация, рамка, словари, поэтические сборники | |
Методическое назначение средств ИКТ | Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых. Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала. Формировать и развивать компетентности в области использования ИКТ через работу с компьютерами, электронными аудио и видеофайлами, флэшкартами Включить в познавательную деятельность арсенал новых методов, основанных на использовании средств ИКТ | |
Образовательные Интернет-ресурсы | www.litra.ru | |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||
Формирование конкретного образовательного материала | Подготовка к восприятию нового материала Создание проблемной ситуации. | |
Длительность этапа | 5 | |
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата | I.Вступительное слово учителя. II. Введение в тему.
К этому предмету мы еще вернемся в процессе нашей работы. ? Ребята, скажите какие времена года у вас любимые? ? А почему вы любите лето? ? Какие ассоциации у вас возникают при выражении «летний вечер»? (Ассоциативными связями с летним вечером заполняется кластер в слайде).
Дети озвучивают полученное домашнее задание. Учитель напоминает о распределении детей на группы. Группа 1. ЛИНГВИСТЫ. Группа 2. БИБЛИОТЕКАРИ, они же ЛИРИКИ Группа 3. ХУДОЖНИКИ Группа 4. МЕЛОМАНЫ. Группа 5. ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ
? Акцентируя внимание на ключевых словах, подведите итог прочитанному? Учащиеся делают предположение, что Тютчев – художник. ? Только какой художник ? Теперь вы можете сказать, для чего я принесла в начале урока рамку? Вывод: рамка – спутница картины, а значит, она нужна художнику. | |
Методы обучения | Беседа | |
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Слайд 1-2-3-4 | |
Форма организации деятельности учащихся. | Самоопределение и смыслообразование. Заполнение кластера, вывод. | |
Основные виды деятельности учителя | Создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Организуют работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материла Беседа о любимых временах года, создание кластера «Летний вечер» | |
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | ||
Формирование конкретного образовательного материала | Ш. Изучение нового материала. 1. Слово учителя о стихотворении Ф.И. Тютчева «Летний вечер» ( сборник под редакцией Н.В. Егоровой ) Пейзажную лирику Федора Тютчева нередко сравнивают с произведениями не менее тонкого и вдумчивого поэта Афанасия Фета. Однако в стихах этих авторов, посвященных описанию природы и возведению ее красоты , есть одно существенное различие. Афанасий Фет словно бы пропускает увиденное через себя, ища в так милых его сердцу пейзажах созвучье собственным ощущением и душевным переживаниям. В то же время Федор Тютчев, восхищаясь сменой времен года или же пытаясь запечатлеть неуловимые моменты преображения природы, полностью абстрагируется от личных переживаний, концентрируясь лишь на том, что видит. В подобной манере выдержано и знаменитое произведение поэта «летний вечер», созданное в 1866 году. Несмотря на то, что к этому времени Тютчев пережил личную трагедию, потеряв возлюбленную и двух детей, в произведении нет ни одного намека на то, что происходит в душе поэта. Он предстает в образе созерцателя, который уже сумел осознать, что жизнь коротка, и нужно наслаждаться каждым ее мгновением, отпущенным судьбой. «Летний вечер» — очень романтическое и чувственное стихотворение, которое раскрывает новые грани поэтического таланта Тютчева-лирика. В этом произведении присутствуют и романтизм, и удивительная образность, и символы, которые характерны для творчества этого поэта. Кроме этого, Тютчев вновь прибегает к своему излюбленному приему отождествления природы с живым существом, которое может мыслить, дышать, чувствовать и преображаться, создавая удивительную иллюзию переменчивости окружающего мира. Солнце поэт сравнивает с раскаленным шаром, который является головным убором земли. Именно его она «с главы скатила» перед наступлением вечера, который был охвачен «пожаром», внезапно поглощенным морской волной. Причудливый и несколько пафосный стиль изложения, свойственный такому литературному течению, как романтизм, в данном случае повествует об обычном закате, который благодаря таланту Тютчева превращается в незабываемое и красочное зрелище. Первые бледные звезды, появившиеся на небосклоне, поэт также оживляет, считая, что они «небесный свод приподняли своими влажными главами». В то же время воздух Тютчев сравнивает с небесной рекой, которая после захода солнца «полней течет меж небом и землей», даря долгожданное ощущение свежести, когда «грудь дышит легче и полней, освобожденная от зноя». Действительно, прохладу летнего вечера можно сравнить с потоком воды, который несет с собой свежесть и живительную силу, словно бы давая уставшей и измученной жарой природе долгожданный отдых. При этом поэт подчеркивает, с каким облегчением и благодарностью окружающий мир принимает этот бесценный дар небес, который вызывает «сладкий трепет» у всего живого на земле. В то же время Тютчев сравнивает природу с прекрасной, но утомленной девой, для которой вечерняя прохлада является источником новых сил перед очередным жарким днем, «как бы горячих ног ее коснулись ключевые воды». В стихотворении «Летний вечер» присутствует несколько образов, которые автор выстраивает в четкой последовательности, создавая собственную иерархию ценностей. При этом солнце, звезды, небо и воздух являются лишь частью природы, однако благодаря очень изысканным метафорам поэта превращаются в самостоятельный героев произведения. Тем не менее, в финальных строчках стихотворения Тютчев подчеркивает, что истинной волшебницей и труженицей является матушка-природа, благодаря которой и происходят все эти удивительные метаморфозы, так поразившие поэта и вдохновившие его на создание этого удивительно романтического произведения. 2. Работа в тетрадях. 3. Выразительное чтение учащимся стихотворения «Летний вечер» Ф.И. Тютчева. «Летний вечер» Федор Тютчев Уж солнца раскаленный шар Уж звезды светлые взошли Река воздушная полней И сладкий трепет, как струя, | |
Длительность этапа | 10 | |
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата. | Знакомство с новым материалом | |
Методы обучения | Объяснительно-иллюстративный. Эвристический . | |
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Слайд 5 | |
Форма организации деятельности учащихся | Проявление познавательной инициативы, работа в тетради. | |
Основные виды деятельности учителя | Определение целей и задач урока. Создание условий для познавательной деятельности учащихся. | |
ЭТАП 3. Практикум | ||
Формирование конкретного образовательного материала | ФИЗМИНУТКА. IV. Самостоятельная работа. Работа в группах. Группа1 – ЛИНГВИСТЫ – работают со словарями, объясняют значение непонятных слов: главы, ея, поглотила, тяготеющий (У ЛИНГВИСТОВ – словари С.И.Ожегова, В.И.Даля) Группа 2 -БИБЛИОТЕКАРИ, - они же ЛИРИКИ, ищут в сборниках стихи поэтов о лете, летнем вечере. (У ЛИРИКОВ – книги со стихами) Группа 3 – ХУДОЖНИКИ – выбирают среди представленных в «галерее» картин известных художников картины, которые больше всего, по их мнению, подходят для иллюстрации стихотворения «Летний вечер» Группа 4 – МЕЛОМАНЫ – подбирают среди звуковых файлов музыку, наиболее подходящую к стихотворению «Летний вечер». У ХУДОЖНИКОВ и МЕЛОМАНОВ – флэш-карты с заранее сформированными папками «Картины» (около 20 картин русских и иностранных живописцев разных времен с указанием имени автора, названия), «Музыка» (подходящая и неподходящая к стихам разных композиторов с указанием имен и названия). Группа 5 – ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ – работает с текстом стихотворения: ребята находят эпитеты, метафоры и олицетворения. (У ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ – словарик терминов) | |
Длительность этапа | 10 | |
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата. | Самостоятельная работа. Групповая работа. | |
Методы обучения | Репродуктивный | |
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Слайд 6-7-8-9 | |
Форма организации деятельности учащихся | Осмысление изученного материала. Планирование учебного сотрудничества . | |
Основные виды деятельности учителя | Организация работы учащихся. Формирование ожидаемого результата. Корректировка работы в группах. | |
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция. | ||
Длительностьэтапа | 10 | |
Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов | VI. Коррекция полученных знаний. Контроль результатов. Выступление групп в следующем порядке(очередность – важна!): ЛИНГВИСТЫ (поясняют значение сложных слов), ХУДОЖНИКИ (сначала смотрим картины), МЕЛОМАНЫ (смотрим картины под музыку), ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ (зачитывают найденные тропы), ЛИРИКИ (читают стихи о лете разных поэтов) Представитель каждой группы зачитывает коллективный ответ. ХУДОЖНИКИ и МЕЛОМАНЫ переносят выбранные аудио- и видеофайлы с помощью флэш-карты на компьютер учителя для показа всему классу через мультимедийный проектор. Учитель вновь возвращается к рамке от картины, задает вопрос: «Почему рамка появилась в начале урока?» Подводит детей к выводу урока. Вывод урока: «Поэзия – это картина в стихах, которую поэт рисует с помощью языковых средств. И мы получаем такое же эстетическое удовольствие от искусства слова, как и от музыки и живописи». | |
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Слайд 10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20; www. gramota.ru. | |
Методы контроля | Комбинированный. | |
Форма организации деятельности учащихся | Закрепление и дальнейшее осмысление изученного материала. Проявление познавательной инициативы, анализ, сопоставление. | |
Функции (роль) учителя на данном этапе | Оценивание успешности познавательной деятельности учащихся. Коррекция знаний. | |
Основные виды деятельности учителя | Контроль закрепления учебного материала | |
ЭТАП 5. Подведение итогов. Домашнее задание. | Обобщение результатов работы на уроке. Применение учащимися знаний на практике, в нестандартных ситуациях, расширение и углубление знаний, полученных в классе. Дифференцированное домашнее задание: 1. Напишите в тетради сочинение-миниатюру о природе, используя родившиеся у вас образы. 2. Попробуйте написать в тетради сочинение-миниатюру (в стихах или в прозе) о запомнившемся вам времени года и времени суток. Подумайте, какое чувство вы хотите вызвать у своих читателей и что поможет вам это сделать. 3.(для учеников музыкальной школы) Напишите сочинение-миниатюру о музыкальном произведении, которое передает чувства человека в какое-либо время года. 4. (для учеников художественной школы) Нарисуйте на отдельных листах картины летнего вечера по стихотворениям Ф.Тютчева «Летний вечер» и А.Фета «Летний вечер тих и ясен…». Какую картину было легче представить и нарисовать? Почему? | |
Длительность этапа | 3 | |
Рефлексия по достигнутым образовательным результатам. | Анализ изученного в соответствии с индивидуальными, умственными и психологическими особенностями ребенка. Рефлексия
| |
Длительность этапа | 2 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Времена года
Летний вечер
Кластер «Летний вечер» ассоциация ассоциация
Кластер «Летний вечер» покой тишина
Кластер «Летний вечер» умиротворение гармония
Деление на группы ЛИНГВИСТЫ БИБЛИОТЕКАРИ-ЛИРИКИ ХУДОЖНИКИ МЕЛОМАНЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ
Тема урока «Средства создания природных образов в лирике Ф. Тютчева на примере стихотворения «Летний вечер». Картины природы в музыке, живописи, слове».
«Летний вечер» Федор Тютчев Уж солнца раскаленный шар С главы своей земля скатила, И мирный вечера пожар Волна морская поглотила. Уж звезды светлые взошли И тяготеющий над нами Небесный свод приподняли Своими влажными главами. Река воздушная полней Течет меж небом и землею, Грудь дышит легче и вольней, Освобожденная от зною. И сладкий трепет, как струя, По жилам пробежал природы, Как бы горячих ног ея Коснулись ключевые воды .
Физминутка .
Музыкальные и живописные произведения разных авторов о летнем вечере
Булгаков. Природа Кубани
В. Пивоваров
В. Филиппов. Вечернее озеро
Ладыгин .
Масленникова. Ранний вечер
А. Мухин-Чебоксарский . Летний вечер
Р. Сайфульмулюков . Тихая заводь
Телегин. Теплый летний вечер
Хохлов. Летний вечер
Ю. Обуховский . Летний вечер
Ладыгин . Лесное озеро
Вывод урока : Поэзия – это картина в стихах, которую поэт рисует с помощью языковых средств. И мы получаем такое же эстетическое удовольствие от искусства слова, как от музыки и живописи
Дифференцированное домашнее задание: 1.Напишите в тетради сочинение-миниатюру о природе, используя родившиеся у вас образы . 2. Попробуйте написать в тетради сочинение-миниатюру (в стихах или в прозе) о запомнившемся вам времени года и времени суток. Подумайте, какое чувство вы хотите вызвать у своих читателей и что поможет вам это сделать . 3.(для учеников музыкальной школы) Напишите сочинение-миниатюру о музыкальном произведении, которое передает чувства человека в какое-либо время года . 4. (для учеников художественной школы) Нарисуйте на отдельных листах картины летнего вечера по стихотворениям Ф.Тютчева «Летний вечер» и А.Фета «Летний вечер тих и ясен…». Какую картину было легче представить и нарисовать? Почему?
РЕФЛЕКСИЯ "Я" - как себя чувствовал, настроение, доволен ли собой. "Мы" - насколько комфортно работалось в группе: я помогал товарищам, они помогали мне, чего больше, были ли затруднения в работе с группой. "Дело" - я достиг цели учения, мне материал нужен для дальнейшей учёбы, в чём я затруднялся, как мне преодолеть свои проблемы
Спасибо за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись»
Разработка урока в 5 классе по теме «Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись» в разделе «Музыка и изобразительное искусство»....
Разработка урока музыки в 5 классе по теме: "Картины природы в музыке"
Интегрированный урок с мультимедийным приложением для 5 класса....
Проект урока по теме "Можем ли мы увидеть музыку?": "Картины природы в музыке"
Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор. При внимательном слушании музыки могут возникнуть не только зрительные пред...
Интегрированный урок "В ней есть душа, в ней есть свобода" (родная природа в музыке, живописи, литературе)
Данный урок объединяет такие предметы как ИЗО, музыка, литература, русский язык...
Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"
Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"...
слово как средство создания художественного образа
слово как средство создания художественного образа...
«Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись»
Урок построен на двух видах музыкально-практической деятельности учащихся – это слушание (активное восприятие) музыки и интонирование, которое выражается в исполнительской деятельности. Выбор да...