Поэтический образ зимы в произведениях литературы.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Цель данного урока: ввести учащихся в мир поэзии на примере стихотворения Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою...», А.С.Пушкина «Вот север тучи нагоняя», С.Есенина «Поет зима, аукает…».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zima.docx | 31.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2015»
План-конспект урока литературы
(5 класс)
Тема: «Образ зимы в произведениях русских поэтов».
Кузнецова Ирина Александровна
учитель русского языка и литературы
МБС(К)ОУ «Школа-интернат №1 VII вида»,
г. Перми
2015 г.
Цель: Ввести учащихся в мир поэзии на примере стихотворения Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою...», А.С.Пушкина «Вот север тучи нагоняя», С.Есенина «Поет зима, аукает…».
Задачи:
I. Образовательные:
-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
- закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте;
- показать глубину, ёмкость, певучесть, мелодичность поэзии русских поэтов
II. Коррекционно-развивающие:
1. Развивать умения и навыки анализа поэтического текста;
2. Развивать умение вслушиваться в стихотворение, определять чувства и настроения автора; выявлять творческую индивидуальность поэта;
3. Развитие воображения, памяти, внимания, творческих способностей.
4. Коррекция и развитие связной устной речи
5. Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…
6. Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;
III. Воспитательные:
- Привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева, Пушкина, Есенина.
- Воспитывать чувства прекрасного; любовь и уважение к родной природе; наблюдательности к окружающему миру,
- Утвердить значимость и ценность каждого слова;
- Передать красоту и музыкальность поэтической речи;
- Пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе.
Планируемые результаты: научатся прогнозировать содержание стихотворения, передавая настроение стихотворения, рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод по типу познавательной деятельности: частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование урока: компьютер, колонки, проектор.
Дидактические материалы: презентация к уроку, видеофрагменты, раздаточный печатный материал.
Ход урока:
ЭТАП УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ПРИМЕЧАНИЕ |
Организационный этап | - Добрый день, мои юные друзья! Сегодня я приглашаю вас отправиться на увлекательную литературную прогулку по красивейшему месту, так похожему сейчас на заколдованное царство Снежной королевы. Там все вокруг украшено слепящим снегом, прозрачным льдом и серебристым инеем. Воздух искрится, как будто пронизанный мерцающими пылинками. Если поднять голову к небу, можно увидеть, как маленькие белоснежные звездочки падают вниз. Пушистый снежнобелый покров устилает землю. Там стоит тишина. И только ветви деревьев иногда скрипят и трещат от морозов. - Ребята, я думаю, что вы уже догадались о чем идет речь, куда же я вас приглашаю? - Вы правы, речь идет о зиме, о зимнем лесе. И за окном во всю властвует зима, заставляя нас кутаться в теплые шубы. - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «зима»? - Как замечательно. Я рада, что у вас слово «зима» вызывает лишь положительные ассоциации. | Эмоциональный настрой и готовность к уроку. Ответы учащихся. | Видеоряд с музыкальным вступлением – (слайд №2-12) |
Мотивация. Активизация познавательной деятельности учащихся. | - Зима хороша тем, что мы можем весело проводить время на улице, катаясь на лыжах, коньках, можем играть в снежки или лепить из них причудливые фигуры. И я вам тоже предлагаю сыграть в снежки. Вы отвечаете на вопросы, быстро передавая снежок в произвольном порядке. За правильно выполненные задания на экране будут открываться снежинки. Вы принимаете мое приглашение? Итак начинаем. Ребята, подберите, пожалуйста, определения к слову снег. - Найдите лишнее слово среди предложенных - Ребята, что интересного вы видите на экране. - Прекрасно... Какое слово у вас получилось? - Верно… Это слово поэзия… Ребята, пока вы занимаете удобные для вас места в классе, подумайте над вопросом: Как поэзия связана с зимой? - Как поэзия связана с зимой? - Вы правы. Зимняя природа разнообразна и уникальна. Ее красоту воспевали и воспевают поэты.
- Может быть вы догадались о чем пойдет речь на уроке? - Вы правы. Я лишь немного уточню - «Образ зимы в произведениях русских поэтов»). | Ответы учащихся. Занимают удобные в классе места Ответы учащихся | Слайд №13 Слайд №14 Слайд №15 Слайд №16 Слайд №17 Слайд №18 Слайд №19 Слайд №20 тема крепится на доску |
Постановка проблемы. Планирование. Задачи, предлагаемые детьми | - Ну, а мы продолжаем нашу увлекательную прогулку. Зима, пусть даже обрекающая нас на холод и неподвижность, невероятно удивительное время года. Она никого не оставляет равнодушным. Зимняя природа побуждает творить. Так, композитор с помощью семи нот, переплетенных в гармонию звуков, рисует зимний пейзаж. Художник с помощью палитры красок передает зимнее настроение. А вот поэт создает свой яркий узор, используя, казалось бы, обычные слова, и мы начинаем восторгаться музыкой стиха. - Вот только послушайте!!! (закройте, пожалуйста, глазки и постарайтесь представить себе картины, описанные поэтом) - Ребята, может быть, вы готовы прямо сейчас создать такой поэтический образ зимы, передав всю красоту, великолепие зимней природы, чтоб мы стали наслаждаться музыкой вашего стиха?
-Я вижу, что вы затрудняетесь. Я готова вам помочь. - Что необходимо сделать, чтобы создать свой образ зимы, подобно тому, как это делали поэты (чему мы должны научиться, чтобы создать свой поэтический образ зимы). - Если я вас правильно поняла, нам необходимо проанализировать (разобраться, осмыслить) каким образом поэт создает образ русской зимы. - Создать свой образ зимы. - Итак, во-первых, мы что сделаем? А во-вторых? | Закрытыми глазами слушают стихотворение Тютчева. Ответы учащихся Ответы учащихся Еще раз проговаривают задачи. | Слайд №21 Слайд №22 Слайд №23 Задачи крепятся на доску |
Анализ поэтических текстов. | - Замечательно… Для того, чтобы разобраться как поэты изображают зимний пейзаж, предлагаю поработать с тексами стихотворений. Их вы можете найти в буклетах, которые лежат перед вами. Ознакомьтесь, пожалуйста, с ними. Текст произведения, с которым будете работать вы, выделен цветом. По ходу работы над текстом вы заполняете схему, которая также лежит перед вами. Увидели? Замечательно… - Ребята, если у вас возникнут вопросы при анализе стихотворений, при работе со схемой, к кому или чему мы можем обратиться за помощью? -Да, действительно, мы можем положиться на свои знания, спросить у учителя, воспользоваться ресурсами интернета или обратиться к научному источнику. - Итак, если у вас возникнут трудности вы можете обратиться к научному источнику, можете задать вопрос Яндексу. Итак, ребятки, вам все понятно? - Прекрасно… Ну а, чтобы вам более комфортно и спокойно работалось, предлагаю эту работу выполнить в группах. Первый ряд осмысливает стихотворение Тютчева (именно оно у вас выделено), второй ряд – стихотворение Пушкина и у третьего ряда выделено произведение С. Есенина. Ребята, но помните, что время на выполнение у нас ограничено 7 минут. - Ребята, о чем стихотворения с которыми вы работали?
- Какой отражают зиму в своих стихах поэты? Нарисуйте словами картины, которые вы увидели? Какие краски использовали бы? Почему? -Ребята, что помогло нам представить такие с одной стороны разные, но и в тоже время многогранные восхитительные картины зимы? - Да, это конечно же средства изображения. Предлагаю вспомнить, что мы о них знаем. Назовите знакомые вам средства выразительности. - Ребята, докажите текстами в каких же строках есть указанные тропы. - Найдите в текстах стихотворений слова или выражения, употребленные в переносном значении. - Может быть, кто-то из вас вспомнит как называется этот прием, когда поэт переносит свойства одного предмета или явления на другой по принципу их сходства? - Молодцы!!! Это метафора. Проиллюстрируйте, пожалуйста, использование метафоры примерами из текстов стихотворений. - Ребята, обратите внимание, Зима, лес обрисованы как живые существа? Подтвердите ответ примерами. - Как называется этот прием: когда поэт при изображении природы наделяет ее теми или иными человеческими чертами? -Молодцы… - Ребята, найдите в предложенных вам текстах образные определения? - Кто может сказать как называются эти образные определения, которые помогают слову приобрести красочность. - Молодцы. Это действительно эпитеты. - Ребята, а вот цитата из стихотворения Есенина «воробышки игривые, как детки сиротливые» . Какое художественно-выразительное средство использует поэт? Как называется прием, когда сопоставляются (сравниваются) два предмета или явления . - Да вы правы это сравнение. Может быть, кто-то может еще привести примеры сравнений из текстов? - Замечательно… - Ребята, какой яркий узор зимы создают поэты, используя обычные слова, но окрашивая их при этом в эмоциональные тона с помощью художественно-выразительных средств, что мы восхищаемся музыкой. Назовите мне, пожалуйста, средства художественной выразительности, которые нам сегодня встретились при работе с текстами. - А для чего поэты используют художественные средства. - Да вы правы. Средства выражения и изобразительности применяются поэтами для создания более красивой картины изображения природы, для того, чтобы мы ясно могли себе представить, о чём хотели сказать писатели. - Ребята, обратите внимание, мы с вами выполнили первую задачку урока? - Прекрасно. А посмотрите как увеличился наш ком знаний. Я вам предлагаю сейчас оценить свою деятельность на данном этапе урока, прикрепив к этому кому льдинки. Они находятся у вас на партах. Если у вас все получилось, ошибок не было – то вы крепите к снежному кому розовую льдинку, если у вас возникли проблемы и вы допустили несколько ошибок – то льдинку желтого цвет и если у вас ничего не получилось на данном этапе урока – то льдинку голубого цвета. - Прекрасно. Ну а мы продолжаем нашу прогулку. И что мы будем делать дальше? (Ребята, как вы думаете, проанализировав, как создается образ зимы в произведениях русских поэтов , столько раз представив зимние картины, мы можем попытаться создать свой образ зимы?) | Ответы учащихся Ответы учащихся. | Слайд №24 Вывешиваются на доску Слайд №25 |
Применение нового знания. Первичное закрепление материала. | - Прекрасно… Я предлагаю вам три варианта заданий. В первом конверте находится задание, где вам необходимо соотнести картину художника с отрывком поэтического произведения. И обосновать свой выбор. Это задание для аналитиков. Во втором конверте находится задание, где вам необходимо восстановить пропущенные в поэтическом тексте эпитеты, используя предложенные определения. Это задание для реставраторов. И самое сложное задание для творцов. Оно находится в третьем конверте. Вам необходимо создать свой образ зимы. Вы выбираете задание из того конверта, с которым, по вашему мнению, вы реально справитесь на данном этапе урока. - Музыка поможет вам настроиться на творческий лад. - Кто из группы аналитиков готов представить свою работу? - Кто готов из группы реставраторов? - Готовы ли творцы? - Ребята, я прошу прикрепить ваши листы с выполненными заданиями к кому знаний. | Ответы детей Работают индивидуально Проверка нескольких человек | Слайд № 26-28 Слайд №29 (видеоряд) Слайд №30-32 |
Рефлексия. | - Ребята, вот и заканчивается наша литературная прогулка. Вот такая фигура совместной деятельности, ваших знаний получился в ходе прогулки, но чего-то не достает этой ей? - Да вы правы. А не достает, действительно, третьей части. Ваших эмоций. Если вам сегодня на уроке было комфортно и у вас хорошее настроение, то вы крепите улыбчивого смайлика. Ну, а если вам было дискомфортно и у вас грустное настроение после урока, то вы крепите грустного смайлика. - Ребята, посмотрите, какой снеговик получился в ходе нашей прогулки. И сегодня этот снеговик заискрился успехом вашей совместной деятельности, заблистал результатами вашего творчества, заразился вашими положительными эмоциями и добрыми отношениями по пути к знаниям. - Ребята, я благодарна вам за сегодняшний урок, за то, что в работу включились все, выбрали задания разной степени сложности. Мне комфортно и спокойно с вами сегодня работалось. И в благодарность, на память о нашем занятии я хотела бы оставить снеговика и диск, просмотрев который, вы еще раз сможете совершить замечательную прогулку в зиму, насладиться красотой и величием зимней природы. Спасибо вам за урок! До свидания! | Крепят листы с заданиями на снеговичка | Слайд №33 Слайд №34 |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе в 5 классе «Поэтические картины зимы в стихотворениях русских поэтов XIX века (А.С. Пушкин, И.З. Суриков, И.С. Никитин)»
Это интегрированный урок «связь с музыкой и изобразительным искусством». Урок учит пятиклассников первичным навыкам анализа стихотворения, расширяет их знания о художественно-выразительных средс...
Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов
Интегрированный урок (музыка и литература) для 5 класса...
Интегрированный урок ИЗО и музыки «ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЗИМЫ В ИСКУССТВЕ»
Конспект интегрированного урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе коррекционной школы 8 вида по теме: «ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЗИМЫ В ИСКУССТВЕ»...
Проект урока "Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов"
Открытый урок к аттестации...
Интегрированный урок музыки, ИЗО и литературы в 6 классе "Поэтический образ русской зимы в искусстве"
Открытый интегрированный урок ИЗО, музыки и литературы в 6 классе по теме: "Поэтический образ русской зимы в искусстве". Проведённый на заседании районного методического объединения в МБОУ О...
Образ зимы в произведениях искусства
Как важно видеть прекрасное в мелочах. Данная работа пригодится как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях....
КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Работа над музыкально - поэтическим образом в вокальных произведениях.
Цель урока : Добиваться эмоциональной взаимосвязи между поэтическим текстом и музыкальным оформлением его композитором.Задача урока :...