Поэтический образ зимы в произведениях литературы.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Кузнецова Ирина Александровна

Цель данного урока:  ввести учащихся в мир поэзии на примере стихотворения Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою...», А.С.Пушкина «Вот север тучи нагоняя», С.Есенина «Поет зима, аукает…».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zima.docx31.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2015»

План-конспект урока литературы

(5 класс)

Тема: «Образ зимы в произведениях русских поэтов».

Кузнецова Ирина Александровна

учитель русского языка и литературы

МБС(К)ОУ «Школа-интернат №1 VII вида»,

г. Перми

2015 г.

Цель: Ввести учащихся в мир поэзии на примере стихотворения Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою...», А.С.Пушкина «Вот север тучи нагоняя», С.Есенина      «Поет зима, аукает…».

Задачи:

I. Образовательные:

-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

- закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте;

- показать глубину, ёмкость, певучесть, мелодичность поэзии русских поэтов

II. Коррекционно-развивающие:

1.   Развивать умения и навыки анализа поэтического текста;

2.   Развивать умение вслушиваться в стихотворение, определять чувства и настроения автора; выявлять творческую индивидуальность поэта;

3.  Развитие воображения, памяти, внимания, творческих способностей.

4. Коррекция и развитие связной устной речи

5. Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…

6. Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;

III. Воспитательные: 

  1. Привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева, Пушкина, Есенина.
  2. Воспитывать  чувства прекрасного; любовь и уважение к родной природе; наблюдательности к окружающему миру,
  3. Утвердить значимость и ценность каждого слова;
  4. Передать красоту и музыкальность поэтической речи;
  5. Пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе.

Планируемые результаты: научатся прогнозировать содержание стихотворения, передавая настроение стихотворения, рисовать словесные картины зимней     природы с опорой на текст стихотворения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод по типу познавательной деятельности: частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная,  групповая.  

Оборудование урока:  компьютер, колонки, проектор.

Дидактические материалы: презентация к уроку, видеофрагменты, раздаточный печатный материал.

Ход урока:

ЭТАП УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ПРИМЕЧАНИЕ

Организационный этап

- Добрый день, мои юные друзья!

Сегодня я приглашаю вас отправиться на увлекательную литературную прогулку по красивейшему месту, так похожему сейчас на заколдованное царство Снежной королевы. Там все вокруг украшено слепящим снегом, прозрачным льдом и серебристым инеем. Воздух искрится, как будто пронизанный мерцающими пылинками. Если поднять голову к небу, можно увидеть, как маленькие белоснежные звездочки падают вниз. Пушистый снежнобелый покров устилает землю. Там стоит тишина. И только ветви деревьев иногда скрипят и трещат от морозов.

- Ребята, я думаю, что вы уже догадались  о чем идет речь, куда же я вас приглашаю?

-  Вы правы, речь идет о зиме, о зимнем лесе. И за окном во всю властвует  зима, заставляя нас кутаться в теплые шубы.

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «зима»?

- Как  замечательно. Я рада, что у вас слово «зима»  вызывает лишь положительные ассоциации.

Эмоциональный настрой и готовность к уроку.

Ответы учащихся.

Видеоряд с музыкальным вступлением – (слайд №2-12)

Мотивация. Активизация познавательной деятельности учащихся.

- Зима хороша тем, что мы можем весело проводить время на улице, катаясь на лыжах, коньках,  можем играть в снежки или лепить из них причудливые фигуры. И я вам тоже предлагаю сыграть в снежки. Вы отвечаете на вопросы, быстро передавая снежок в произвольном порядке. За правильно выполненные задания на экране  будут открываться снежинки. Вы принимаете мое приглашение?  Итак начинаем.

Ребята, подберите, пожалуйста, определения  к слову   снег.

 - Найдите лишнее слово среди предложенных  
(щиплет, трещит, холод,  кусает, рисует (мороз)
- Подберите синонимы к слову Метель – метелица, снегопад, вьюга, буря, буран, пурга.

- Ребята, что интересного вы видите на экране.

- Прекрасно... Какое слово у вас получилось?

- Верно… Это слово поэзия…

Ребята, пока вы занимаете удобные для вас места в классе, подумайте над вопросом: Как поэзия связана с зимой?

- Как поэзия  связана с зимой?

- Вы правы.  Зимняя природа разнообразна и уникальна. Ее красоту воспевали и воспевают поэты.

 

- Может быть  вы догадались о чем пойдет речь на уроке?

- Вы правы.  Я лишь немного уточню - «Образ  зимы в   произведениях русских поэтов»).

Ответы учащихся.

Занимают удобные в классе места

Ответы учащихся

Слайд №13

Слайд №14

Слайд №15

Слайд №16

Слайд №17

Слайд №18

Слайд №19

Слайд №20

тема крепится на доску

Постановка проблемы. Планирование.

Задачи, предлагаемые детьми

- Ну, а мы продолжаем нашу увлекательную прогулку. Зима, пусть даже обрекающая нас на холод и неподвижность, невероятно удивительное время года. Она никого не оставляет равнодушным. Зимняя природа побуждает творить.

Так, композитор с помощью семи нот, переплетенных в гармонию звуков, рисует зимний пейзаж. Художник с помощью палитры красок передает зимнее настроение. А вот поэт создает свой яркий узор, используя, казалось бы, обычные слова,  и мы начинаем восторгаться музыкой стиха.

- Вот только послушайте!!! (закройте, пожалуйста, глазки и постарайтесь представить себе картины, описанные поэтом)

- Ребята, может быть, вы готовы прямо сейчас создать  такой поэтический образ зимы, передав всю красоту, великолепие зимней природы,  чтоб мы стали наслаждаться музыкой вашего стиха?

 

-Я вижу, что вы затрудняетесь. Я готова вам помочь.

- Что необходимо сделать, чтобы  создать свой образ зимы, подобно тому, как это делали поэты (чему мы должны научиться, чтобы создать свой поэтический образ зимы).

- Если я вас правильно поняла, нам необходимо проанализировать (разобраться, осмыслить) каким образом поэт создает образ русской зимы.

- Создать свой образ зимы.

- Итак, во-первых, мы  что сделаем?  А во-вторых?

Закрытыми глазами слушают стихотворение Тютчева.

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Еще раз проговаривают задачи.  

Слайд №21

Слайд №22

Слайд №23

Задачи крепятся на доску

Анализ поэтических текстов.

- Замечательно…  Для того, чтобы  разобраться  как поэты изображают зимний пейзаж, предлагаю поработать с тексами стихотворений.  Их вы можете найти в буклетах, которые лежат перед вами.  Ознакомьтесь, пожалуйста, с ними. Текст произведения, с которым  будете работать вы,  выделен цветом. По ходу работы над текстом вы заполняете схему, которая также лежит перед вами. Увидели? Замечательно…

- Ребята, если у вас возникнут вопросы при анализе стихотворений, при работе со схемой, к кому или чему мы можем обратиться за помощью?

-Да, действительно, мы можем положиться на свои знания, спросить у учителя, воспользоваться ресурсами интернета или обратиться к научному источнику.

- Итак, если у вас возникнут трудности вы можете обратиться к научному источнику, можете задать вопрос Яндексу.  Итак, ребятки, вам все понятно?

- Прекрасно… Ну а,  чтобы вам более комфортно и спокойно работалось, предлагаю эту работу выполнить в группах. Первый ряд  осмысливает стихотворение Тютчева (именно оно у вас выделено), второй ряд – стихотворение Пушкина и у третьего ряда выделено произведение С. Есенина.  Ребята, но помните, что время на выполнение у нас ограничено 7 минут.

- Ребята, о чем стихотворения с которыми вы работали?

  • -  Прекрасно… А как называют поэты зиму?

- Какой отражают  зиму в своих стихах поэты? Нарисуйте словами картины, которые вы увидели? Какие краски использовали бы? Почему?

-Ребята, что помогло нам представить такие с одной стороны разные, но и в тоже время многогранные восхитительные картины зимы?

- Да, это конечно же средства изображения. Предлагаю вспомнить, что мы о них знаем. Назовите знакомые вам средства выразительности.

- Ребята, докажите текстами в каких же строках есть указанные тропы.

- Найдите в текстах стихотворений слова или выражения, употребленные в переносном значении.

- Может быть, кто-то из вас вспомнит как называется этот прием, когда поэт переносит свойства одного предмета или явления на другой по принципу их сходства?

-  Молодцы!!! Это  метафора.  Проиллюстрируйте, пожалуйста, использование  метафоры  примерами из текстов стихотворений.

- Ребята, обратите внимание,  Зима, лес обрисованы как живые существа? Подтвердите ответ примерами.

- Как называется этот прием: когда поэт при изображении природы  наделяет ее теми или иными человеческими чертами?

-Молодцы…

- Ребята, найдите в предложенных вам текстах образные определения?

- Кто может сказать как называются эти образные определения, которые помогают слову приобрести красочность.

- Молодцы. Это действительно эпитеты.

-  Ребята, а вот цитата из стихотворения Есенина «воробышки игривые, как детки сиротливые» . Какое художественно-выразительное средство использует поэт? Как называется прием, когда сопоставляются (сравниваются) два предмета или явления .

- Да вы правы это сравнение. Может быть, кто-то может еще привести примеры сравнений из текстов?

- Замечательно…

-   Ребята, какой яркий узор  зимы создают поэты, используя обычные слова, но окрашивая их при этом в эмоциональные тона с помощью художественно-выразительных средств, что мы восхищаемся музыкой. Назовите мне, пожалуйста,  средства художественной выразительности, которые нам сегодня встретились при работе с текстами.

- А для чего поэты используют художественные средства.

- Да вы правы. Средства выражения и изобразительности применяются поэтами для создания более красивой картины изображения природы, для того, чтобы мы ясно могли себе представить, о чём хотели сказать писатели.

- Ребята, обратите внимание, мы с вами выполнили первую задачку урока? -  Прекрасно. А посмотрите как увеличился наш ком знаний.  Я вам предлагаю сейчас оценить  свою деятельность на данном этапе урока, прикрепив к этому кому льдинки. Они находятся у вас на партах.  Если у вас все получилось,  ошибок не было – то вы крепите к снежному кому розовую  льдинку, если у вас возникли проблемы  и вы допустили несколько ошибок – то льдинку желтого цвет и если у вас ничего не получилось на данном этапе урока – то льдинку голубого цвета.

- Прекрасно. Ну а мы продолжаем нашу прогулку. И что мы будем делать дальше? (Ребята, как вы думаете, проанализировав,  как создается образ зимы в произведениях русских поэтов , столько раз представив зимние картины, мы можем попытаться  создать свой образ зимы?)

Ответы учащихся

Ответы учащихся.

Слайд №24

Вывешиваются на доску

Слайд №25

Применение нового знания. Первичное закрепление материала.

 - Прекрасно…  Я  предлагаю вам три варианта заданий.  В первом конверте находится задание, где  вам необходимо соотнести картину художника с отрывком поэтического произведения. И обосновать  свой выбор. Это задание для аналитиков.  Во втором конверте  находится задание, где вам необходимо восстановить пропущенные в поэтическом тексте эпитеты, используя предложенные определения. Это задание для реставраторов. И самое сложное задание для творцов. Оно находится в третьем конверте. Вам необходимо создать свой образ зимы. Вы выбираете задание из того конверта, с которым, по вашему мнению,  вы реально справитесь на данном этапе урока.

- Музыка поможет вам настроиться на творческий лад.

- Кто из группы аналитиков готов представить свою работу?

-  Кто готов из группы реставраторов?

- Готовы ли творцы?

- Ребята, я прошу прикрепить ваши листы с выполненными заданиями к кому знаний.

Ответы детей

Работают  индивидуально

Проверка нескольких человек

Слайд № 26-28

Слайд №29

(видеоряд)

Слайд №30-32

Рефлексия.

- Ребята, вот и заканчивается наша литературная прогулка. Вот такая фигура совместной деятельности, ваших знаний получился в ходе  прогулки, но чего-то не достает этой ей?

- Да вы правы. А не достает, действительно, третьей части. Ваших эмоций. Если вам сегодня на уроке было комфортно и у вас хорошее настроение, то вы крепите улыбчивого смайлика. Ну, а если вам было дискомфортно и у вас грустное настроение после урока, то вы крепите грустного смайлика.

- Ребята, посмотрите, какой снеговик получился в ходе нашей прогулки. И сегодня этот снеговик заискрился успехом вашей совместной деятельности, заблистал результатами вашего творчества, заразился вашими положительными эмоциями и добрыми отношениями по пути к знаниям.

- Ребята, я благодарна вам за сегодняшний урок, за то, что в работу включились все, выбрали задания разной степени сложности. Мне комфортно и спокойно с вами сегодня работалось. И в благодарность, на память о нашем занятии я хотела бы оставить снеговика и  диск, просмотрев который, вы еще раз сможете совершить замечательную прогулку в зиму, насладиться красотой и величием зимней природы. Спасибо вам за урок! До свидания!

Крепят листы с заданиями на снеговичка

Слайд №33

Слайд №34

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе в 5 классе «Поэтические картины зимы в стихотворениях русских поэтов XIX века (А.С. Пушкин, И.З. Суриков, И.С. Никитин)»

Это интегрированный урок «связь с музыкой и изобразительным искусством». Урок учит пятиклассников первичным навыкам анализа стихотворения, расширяет их знания о художественно-выразительных средс...

Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов

Интегрированный урок (музыка и литература) для 5 класса...

Интегрированный урок ИЗО и музыки «ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЗИМЫ В ИСКУССТВЕ»

Конспект интегрированного урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе коррекционной школы 8 вида по теме: «ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЗИМЫ В ИСКУССТВЕ»...

Интегрированный урок музыки, ИЗО и литературы в 6 классе "Поэтический образ русской зимы в искусстве"

Открытый интегрированный урок ИЗО, музыки и литературы в 6 классе по теме: "Поэтический образ русской зимы в искусстве". Проведённый на заседании районного методического объединения в МБОУ О...

Образ зимы в произведениях искусства

Как важно видеть прекрасное в мелочах. Данная работа пригодится как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях....

КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Работа над музыкально - поэтическим образом в вокальных произведениях.

Цель урока : Добиваться  эмоциональной взаимосвязи между поэтическим текстом и музыкальным оформлением его композитором.Задача урока :...