Урок по литературе в 5 классе «Поэтические картины зимы в стихотворениях русских поэтов XIX века (А.С. Пушкин, И.З. Суриков, И.С. Никитин)»
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Это интегрированный урок «связь с музыкой и изобразительным искусством». Урок учит пятиклассников первичным навыкам анализа стихотворения, расширяет их знания о художественно-выразительных средствах языка; учащиеся знакомятся с понятием «тропы». Также урок развивает любовь и интерес к поэзии, родному краю, русским поэтам XIX века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_5_klasse.docx | 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературе в 5 классе
«Поэтические картины зимы в стихотворениях русских поэтов XIX века (А.С. Пушкин, И.З. Суриков, И.С. Никитин)»
Цель урока: показать своеобразие пейзажной лирики и мастерство поэтов XIX в. В создании картин зимнего пейзажа; формировать первичные навыки анализа стихотворения; развивать любовь к поэзии, навыки выразительного и внимательного чтения, устного словесного рисования; воспитывать любовь к родной природе, Родине, поэтическому слову.
Ход урока.
I. Организационный момент
На доске:
Поэтические картины зимы в стихотворениях русских поэтов XIX века. А.С. Пушкин «Зимнее утро», И.З. Суриков «Зима» (отрывок), И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне»(отрывок)
…Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница – зима…
А.С. Пушкин.
Словарь урока
Пейзаж тропы олицетворение эпитет метафора сравнение рифма
Аврора (у римлян) – богиня утренней зари
Вечор – вечера, вечерами
II. Основная часть
- (беседа) - Ребята, какое сейчас время года? Правильно, зима. А вы люби те зиму? Почему?
- Все ребятишки и взрослые любят зиму, потому что зимой всё изменяется вокруг, природа преображается.
- Русские поэты тоже любили это замечательное время года и посвятили зиме много своих стихотворений. Сегодня на уроке мы об этом и будем говорить.
- Итак, откройте тетради, запишите число и тему урока:
«Поэтические картины зимы в стихотворениях
русских поэтов XIX века».
А эпиграфом нашего урока я взяла строки из романа замечательного рус ского поэта А.С. Пушкина «Е.О.» (читаю эпиграф).
- Как называет поэт зиму?
- Волшебницей, а вот почему мы узнаем сегодня из нашего урока.
- - А сейчас закройте глаза (звучит музыка) и представьте себе, что вы так долго ждали, когда наступит «настоящая зима» и выпадет снег, а его всё не было. И вот вы легли спать. А утром, проснувшись, выглянули в окно. О чудо! Выпал первый снег! Опишите снег, увиденный из вашего окна. Какой он?
(белый, пушистый, лёгкий, на солнце серебристый и искрится, немного голубой...)
- Какие чувства, какое настроение вызывают у вас изменения, что про изошли ночью?
(На душе радостно, хочется выбежать на улицу, играть, бегать, кувыркаться в снегу. Хочется сделать что-то хорошее, сказать что-то доброе маме, бабушке, друзьям.)
- Значит, за ночь произошло чудо, всё вокруг преобразилось до неузнавае мости.
- А кто совершил это чудо? Давайте ещё раз прочитаем про себя строчки, которые мы взяли сегодня за эпиграф урока.
- Вы согласны с мнением А.С. Пушкина, что зима - волшебница!
- Хорошо.
- Такие же чувства восторга и радости вызывает приход зимы и у взрослых, и, конечно, у поэтов, художников, композиторов, потому что красота родной при роды не может оставить равнодушным ни одного человека, любящего свою зем лю, край, Родину.
- - А сейчас посмотрите на репродукцию картины художника Пластова, которая так и называется «Первый снег».
- Что изображено на картине?
- Какой снег? Похож ли он на тот, который описывали вы?
- Как художник передаёт чувство радости и восторга от первого снега?
- Итак, мы видим, что дети, изображённые, на картине Пластова испытыва ют такие же чувства радости, как и вы, встречая первый снег.
- А.С. Пушкин тоже очень любил зиму. И этому времени года он посвятил много замечательных стихотворений. Послушайте одно из них:
(Читаю наизусть «Зимнее утро», звучит музыка, на экране сначала иллюстрация зимнего пейзажа, потом стихотворение «Зимнее утро», чуть позже: вечор - вчера вечером; Аврора - звезда.)
- Каким настроением проникнуто это стихотворение? (Радостным, весёлым, поэт радуется морозному солнечному дню)
- У вас на партах лежат листочки с напечатанным этим стихотворением, прочитайте его ещё раз про себя (читают под музыку).
- В стихотворении есть две картины природы. Одна описывает то, что было вечор, т.е. вчера вечером. Найдите этот фрагмент и зачитайте.
- Какие чувства передаёт поэт? (Грусть, печаль, тревога, «вьюга злилась»...)
- А другая картина описывает то, что видит поэт «нынче», т.е. «зимнее ут ро». Прочтите этот фрагмент.
- А какие здесь чувства овладевают поэтом?
(Радости, восхищения красотой русской зимы и тем, как она преобразовала всё вокруг.Настоящая волшебница.)
- Ребята, а как называется такое описание природы в литературе?
- Правильно, это пейзаж.
- Так, кто нам напомнит, что такое пейзаж?
(Это картины природы, изображающие художниками на картинах и поэтами в стихах.)
- Итак, в стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина два пейзажа.
- Можно ли утверждать, что они контрастны?
Конечно, вечерний пейзаж - грустный, печальный, скучный; а утренний - весёлый, радостный, выражающий восхищение преобразованиями зимы.
- А сейчас, ребята, обратите внимание на доску. Почему к сегодняшнему уроку доска оформлена зимними пейзажами, репродукцией картины Пластова?
- Правильно, потому что мы сегодня говорим о пейзаже. И, в первую оче редь, это пейзаж в живописи. Внимательно рассмотрите пейзажные зарисовки на доске. Может кто-то выберет из них иллюстрацию к пейзажам Пушкина в стихо творении «Зимнее утро», может, к отдельным строкам.
(«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась...»«Мороз и солнце, день чудесный...»
«Под голубыми небесами...»).
- Хорошо, молодцы.
- Скажите, а с помощью чего создают художники пейзажи? (Красок, кисти, холста.)
- А с помощью чего рисует зимние пейзажи А.С. Пушкин в стихотворении «Зимнее утро»?
- С помощью тропов. Обратите внимание на доску, где написан словарь урока. Итак, что использует поэт?
(Эпитеты, олицетворение, метафоры.)
- А сейчас мы поработаем по группам. Задание - найти в стихотворении «Зимнее утро» художественно-выразительные средства языка, с помощью кото рых поэт создаёт картину зимнего утра и вечера накануне.
Но прежде, чем вы будете искать тропы, давайте вспомним, что такое эпи тет, олицетворение, метафора. (Дети отвечают.) Выполняем задание по рядам: Но I строфу сделаем все вместе.
- ряд - II строфа; III ряд - IV строфа:
- ряд - III строфа: IV ряд - V строфа.
5. - Сегодня мы познакомимся со стихотворениями о зиме и других поэтов XIX века. Итак, слушаем стихотворение, которое выучила Кира. И.З. Суриков «Зима» (отрывок). (Ученица читает.)
- Это стихотворение есть в ваших учебниках на стр. 298, сейчас вы прочитайте его каждый про себя и ответите на вопросы. Работаем по рядам:
/ ряд - Что описывает поэт в этом стихотворении? (картину зимы)
- А похоже это описание на ту картину, которую описывает А.С. Пушкин в стихотворении «Зимнее утро»? Нет, у Сурикова картина совсем другая, более спокойная, некрасочная и солнце совсем не видно. Поэт ровно, спокойно описы вает о тех изменениях, которые произошли в природе с приходом зимы.
// ряд - Что бы вы нарисовали, если бы вам надо было проиллюстрировать стихотворение? Нарисуйте устно картину по стихотворению Сурикова «Зима». (Падает тихо спокойно белый снег, кружатся снежинки, ровное белое поле, а за ним вдалеке чернеет лес, припорошенный снегом.Ничто не сверкает, не блестит, на небо выплывает неяркое солнце.)
III ряд - Какие художественно-выразительные средства языка использует
Суриков для создания зимнего пейзажа?
(Всё выполняют под музыку)
6. Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением о зиме.
Выходит Саша Марков и читает наизусть Иван Саввич Никитин «Зимняя
ночь в деревне».
- Прочитайте все стихотворение про себя. (Звучит музыка.)
- - О чём это стихотворение?
(О зимней ночи именно в деревне, кругом тишь и благодать, даже псы не лают ...)
- - Как построено стихотворение? Какая в нём рифмовка? (4 строфы по 4 строчки, рифмовка перекрёстная: 1 - 3; 2 - 4.)
- - Ребята, мы прочитали стихотворение «Зимняя ночь в деревне» И.С. Ники тина. А сейчас давайте рассмотрим в нашем учебнике иллюстрацию к картине ху дожника Каменева «Зимняя дорога» (учебник, стр. 296).
- Что вы видите на этой иллюстрации?
- Какие строчки из стихотворения Никитина можно соотнести с этой иллю страцией?
- Кто нашёл? Зачитайте.
(... Пусто, одиноко сонное село...)
- Правильно. Молодцы. Итак, мы ещё раз убедились, что и художники, и поэты могут создавать зимние пейзажи, только художники красками, а поэты сло вами.
7. - Вы тоже были в роли художников, когда рисовали дома зимние пейза-
жи. Зима выдалась в этом году поздняя, но всё-таки пришла и преобразила всё во-
круг, недаром А.С. Пушкин называет её волшебницей.
- Давайте рассмотрим ваши рисунки. Сегодня на уроке мы познакомились с тремя стихотворениями поэтов XIX века о зиме. Попробуйте соотнести строки из этих стихотворений с вашими рисунками.
- Кто подобрал, идите к доске, покажите картину и зачитайте соответст вующие строки.
- Может, кто хочет прокомментировать свой рисунок (Белоусова).
- Какие краски вы использовали, чтобы нарисовать зимний пейзаж?
- Не так давно на уроке по развитию речи мы писали сочинение-описание по картине художника Юона «Русская зима. Лигачёво». Так вот некоторые ребята даже попробовали написать в стихотворной форме. Я думаю, что неплохо полу чилось у Киры. И, наверное, Кира уже почувствовала себя поэтом.
- Кира, прочитай своё стихотворение. Скажи, а ты пользовалась художест венно-выразительными средствами языка, чтобы передать картину зимней приро ды, а какие тропы ты использовала?
- - Сегодня на протяжении нашего урока звучала музыка, когда мы читали стихи, работали над текстом.
- Как вы думаете, почему?
- Правильно, потому что музыка помогает лучше понять произведение и те чувства, которые хотел выразить поэт. Ведь композиторы с помощью звуков тоже описывают картины природы, передают различные чувства. А известный русский композитор П.И. Чайковский написал целый музыкальный альбом, который так и назвал «Времена года». Мы с вами обязательно познакомимся с этими произведе ниями.
- А сейчас давайте подведём итог урока:
- - О чём мы сегодня говорили на уроке?
- - Что занимались?
- - При помощи чего художники создают пейзажи?
- -А поэты?
- Хорошо, молодцы. Мне понравилось, как вы сегодня отвечали. (Отметить наиболее активных детей, оценить.)
А теперь запишите д/з (оно уже на доске, под одной из репродукций картины).
Д/з 1) Найти тропы (письменно) в стихотворении Никитина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)
Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...
Урок литературы в 6 классе по теме "Коранические мотивы в стихотворениях русских поэтов 19 века. М. Ю. Лермонтов "Три пальмы" и А.С.Пушкин "И путник усталый на бога роптал.."
Урок литературы в 6 классе по теме "Коранические мотивы в стихотворениях русских поэтов 19 века. М. Ю. Лермонтов "Три пальмы" и А.С.Пушкин "И путник усталый на бога роптал.."...
Родная природа в стихотворениях русских поэтов хх века. ( урок литературы в 6 классе).
Лирическое стихотворение раскрывает типическое переживание человека. Трудность восприятия лирического стихотворения состоит в тонкости его психологического содержания и особенном изяществе формы. Поэт...
План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
Аннотация урока В качестве проекта мной разработан урок литературы в 6 классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» с применением компьютерных технологий.Презент...
Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" (урок-мастерская)
Работа над стихотворениями русских поэтов XIX века с элементами мастерской + технологическая карта урока....
Конспект урока литературы в 5 классе "Образ героини русских народных сказок в стихотворениях русских поэтов ХХ века" (по стихотворениям Д. Кедрина "Аленушка" и А. Прокофьева "Аленушка")
Урок представляет собой сравнительный анализ двух одноименных стихотворений...
Урок литературы в 6 классе Тема «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века»
Цели: познакомить с фактами биографии русских поэтов 19 века: Е.А. Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого; формировать представление о разнообразии и выразительности образов род...