Проект урока "Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов"
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Открытый урок к аттестации
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОПЕСЧАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
АЛТАЙСКОГО КРАЯ БУРЛИНСКОГО РАЙОНА
ПРОЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
ТЕМА ПОЛУГОДИЯ: Музыка и литература
ТЕМА УРОКА: Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов.
КЛАСС: 5
УМК: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.
Учитель музыки: Кошель Ирина Владимировна
Художественно-педагогическая идея урока:
«Зима – состояние души»
Цель урока:
Создать условия для пробуждения духовного мира учащихся и развитие творческих способностей через музыку, поэзию и произведения изобразительного искусства.
Задачи урока:
- помочь учащимся увидеть связь музыки и литературы через художественное исполнен и анализ;
- воплотить образ зимы произведениями русских поэтов А.С Пушкина, С.Есенина и музыкальными произведениями композиторов Г.Свиридова «Вальс» «Поет зима, аукает», Э.Ханка«Зима», М.Старикова «Зимняя сказка» через художественное восприятие и пластическое интонирование;
- помочь учащимся овладеть вокально-хоровыми навыками;
- познакомить учащихся с понятием «кантата»;
- через сочинение-сочиненнного глубже проникнуть во взаимосвязь слова и музыки, передать музыкальный образ, исполнение.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: - личностное освоение содержания художественного образа: проживание, вхождение в литературный, музыкальный образ; -осуществление самооценки художественно-творческих возможностей; – чувствовать и понимать свою сопричастность к окружающему миру, жизни.
Метапредметные результаты:
- проявлять творческую инициативу и самостоятельность;
- понимать преобразующее воздействие музыки и литературы на человека и на жизнь в целом;
- планирование собственных действий в процессе «сочинения» и исполнения музыки; - решение учебных задач совместно с одноклассниками; – самостоятельный поиск, извлечение и отбор информации.
Предметные результаты
-понимать роль музыки и ее значения в своей и окружающей жизни;
-понимать интонационно – образную природу музыки, выразительность и особенность музыкального языка;
-применять вокально –хоровые умения и навыки, музыкальную терминологию для обозначения содержания, средств выразительности и их свойств в произведении.
Предполагаемый результат:
Через беседу, прослушивание, через пластическое интонирование, исполнение, ребята должны прийти к тому, что не только поэт помогает музыке, но и музыкант, композитор помогает поэзии, литературе.
Методы, использованные на уроке:
- словесный;
- проблемно-поисковая ситуация;
- метод анализа и синтеза;
- наглядный
Виды деятельности на уроке:
- художественное восприятие
- художественное исполнение;
- пластическое интонирование.
Оборудование к уроку:
- репродукции картин с зимними пейзажами художников И. Грабарь «Февральская лазурь», Н. Крылов «Зима»;
- репродукция картины, написанная собственноручно для сочинения 3 куплета в песне «Зимняя сказка»;
- портреты Сергея Есенина и Георгия Свиридова;
- компьютер;
- слова на доске для словарной работы: кантата, смешанный хор,
симфонический оркестр. - программа «Музыка 5-7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.
Содержание проекта:
Зима раскрыла снежные объятья…
Этапы урока их | Художественно-педагогическая деятельность учителя | Художественно-эстетическая деятельность учащихся | Предполагаемый результат |
I.Организационный момент. | Учитель читает стих-е А.С. Пушкина - Какой поэтический образ зимы создан в стих-ии Пушкина?
-Ребята, а вам нравится зима? Почему? -А знаете ли вы музыкальные произведения об этом времени года?
поэтическом образе зимы в творчестве русских поэтов и композиторов. -Литература – это искусства слова и связана она не только с музыкой, но и с изобразительным искусством | Учащиеся входят в класс Ответы детей Предположения детей | Учащиеся настраиваются на эмоциональное восприятие урока Художественное восприятие Художественным восприятие музыки и литературы Э.Ханка и А.С.Пушкинаучащиеся осмыслили тему урока, задачи. |
II.Художественное восприятие: 1.«Поэма памяти С.Есенина, 2-я часть «Поет зима- аукает…»Г.Свиридова, на стихи С.Есенина. 2.Звучит отрывок кантаты Г.Свиридова «Поет зима – аукает» Помочь учащимся проникнуть в музыкальное произведение. 3.Передача душевного состояния. 4.Сочинение сочиненного. Художественное исполнение двух куплетов песни и сочиненного учащимися третьего. Создать условия для пробуждения творческой активности всех учащихся. III.Заключение . «Зима»муз.Э.Ханка,сл.С.Островского. Домашнее задание | (картины художников о зиме) - Как называется стих-е и кто автор? - Образ какой зимы встает перед нами?
природе. Какие стихи С.Есенина знаете вы, ребята? - А сейчас я предлагаю вам побывать каждому из вас в роли композитора. Как бы вы изобразили это в музыке?
Похожа музыка на то, что воображали мы? Эту удивительную музыку сочинил наш современник Г.Свиридов. - Музыка этого произведения ярко и образно отражает литературный текст, чувствуется единство музыки и слова. - Каким образом можно передать душевное состояние, если не словом, не звуком, не кистью? (жестами, мимикой, телодвижениями). - Каждый из вас сейчас закроет глаза и, слушая музыкальное произведение, постараемся мимикой лица, жестами, движениями тела передать музыкальный образ произведения. - Ребята, мы с вами были в роли композитора. - Создать третий куплет знакомой нам песни «Зимняя сказка» - Исполним с вами два куплета песни на слова - Многих русских поэтов и композиторов зима вдохновляла на творчество, хотя она суровая и холодная. Часто проверяет нас на прочность, выдержку. Нарисовать рисунки с временем года-зима, можно суровой, вьюжной, можно тихой, спокойной. |
Холодной, суровой, злой и грубой хозяйки. Динамика на форте, характер властный, грозный,
Слушание кантаты. Ребята вместе с учителем слушая музыкальное произведение передают душевное состояние движениями тела. Ребята вместе с учителем сочиняют третий куплет песни Художественное исполнение учащимися песен. | Художественное восприятие. Художественное восприятие. Через художественное восприятие ребята глубже почувствовали произведение литературы и музыки. Через пластическое интонирование учащиеся глубже проникли в поэтическое и музыкальное содержание произведений. Через сочинение сочиненного глубже проникнуть во взаимосвязь слова и музыки, передать музыкальный образ, исполнение. |
Список литературы:
- Журнал «Музыка в школе» - №1, 2, 3, 2005.
- Журнал «Музыка в школе» - № 2, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэтичекий образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов
Раскрыть новые грани взаимодействия литературы и музыки. Показать роль литературного текста при сочинении музыки на примере кантаты Г.Свиридова "Поэма памяти С. Есенина", романса «Зимний вечер», ...
«Зима в произведениях русских поэтов, композиторов, художников»
Урок литературы в 5 классе по теме "Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века"...
Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов
Интегрированный урок (музыка и литература) для 5 класса...
«Зима в творчестве русских поэтов»
Сценарий внеклассного занятия. Стихи о зиме русских поэтов....
Урок литературы в 9 классе "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя" (заключительный этап проекта "Образ Петербурга в творчестве русских писателей"
Урок литературы "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя " является одним из этапов в долгосрочном проекте "Образ Петербурга в творчестве русских писателей" и логическим заключением...
Образы романсов в творчестве русских композиторов
Роль романса в творчестве русских композиторов....
Презентация на тему: "образы романсов в творчестве русских композиторов"
Презентация к уроку...