Интегрированный урок музыки, ИЗО и литературы в 6 классе "Поэтический образ русской зимы в искусстве"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Открытый интегрированный урок ИЗО, музыки и литературы в 6 классе по теме: "Поэтический образ русской зимы в искусстве". Проведённый на заседании районного методического объединения в МБОУ ОСОШ №6 им. В.А.Сулёва. Участвовали в подготовке и проведении урока учителя музыки - С.И.Величко, русского языка - Е.И.Карпенко и учитель ИЗО - О.Л.Ревенко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_izo.docx | 38.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока литературы, музыки и изобразительного искусства по теме:
«ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РУССКОЙ ЗИМЫ В ИСКУССТВЕ».
6 класс
НЕ должно быть слепых к красоте,
глухих к слову и настоящей музыке, а значит,
черствых к добру, беспамятных к прошлому.
Д. Лихачев.
Цель: познакомить учащихся с творчеством поэтов, композиторов и художников, отражающих в своих произведениях настроение русской зимы, показать взаимосвязь и взаимодействие трех видов искусства, эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства.
Задачи:
- Обучающие: учить анализировать музыкальные и художественные произведения и использовать цветомузыкальное решение при прослушивании контрастных музыкальных произведений. Познакомить с частичкой творчества поэтов, художников и композиторов, отображающих зиму в своих произведениях.
- Развивающие: развивать художественный вкус, анализировать, сравнивать, обобщать.
- Воспитывающие: воспитывать любовь к творчеству, природе; формировать нравственное отношение к культурным ценностям.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Личностные УУД:
- повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
- развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
- духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.
Регулятивные УУД:
- развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
- развивать способность смыслового восприятия музыки и произведений живописи.
- осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
- адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности
Тип урока: интегрированный, обобщения и систематизации знаний.
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Технологии: здоровьесберегающая, системно-деятельностного подхода, технология сотрудничества.
Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, элементы метода исследовательского обучения.
Оборудование:
1. Репродукции картин великих русских художников и фотографии о зиме.
2. Аудиозапись (музыка П.И.Чайковского, А. Вивальди, современных композиторов).
3. Стихи русских поэтов о зиме.
4. Рабочий материал к уроку (презентация, заготовки рисунков, клей, манная крупа, таблицы, смайлики).
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
- Приветствие учеников преподавателями музыки и ИЗО:
Учитель музыки:
- Здравствуйте, ребята и коллеги. Как вы уже заметили, сегодня у нас нетрадиционный урок. Присутствуют не только учителя – предметники, но и гости. Давайте же проЯвим наше гостеприимство и проведем урок так, чтобы все почувствовали себя, как дома. Договорились?
- Итак, наш необычный урок начинается.
ВИДЕО «Три белых коня»
(Звучит песня «Три белых коня» (авторы - Евгений Крылатов и Леонид Дербенев), смена изображений с зимними видами).
Ученик читает стихотворение «Зима» Виктора Шевченко:
Степь укрылась покрывалом,
В белой шубе лес стоит.
Под пуховым одеялом
Пашня-труженица спит...
Запрягу я тройку в сани -
Пой, тальянка, веселей! -
Полечу по снежной рани
К милой любушке своей!
Встретит нас ОНА в избушке
И снежками угостит,
Что засолены в кадушке...
Леденцами одарит!
А потом достанет месяц
Из хрустального ведра
И над ёлками подвесит
До святого Рождества...
- Ребята, кто эта таинственная гостья, о которой читались стихи и пелось в песне? О чем мы будем говорить сегодня?
(Предполагаемые ответы детей: о зиме, о снеге)
- Конечно же, о зиме! И песня «Три белых коня» Евгения Крылатова и Леонида Дербенева, и удивительные зимние зарисовки, которые дополняли слова песни, и стихотворение известного донского поэта Виктора Шевченко – все это о зиме; о цвете, о музыке зимы, о зимнем настроении.
1слайд.
- Итак, тема нашего урока:
«ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РУССКОЙ ЗИМЫ В ИСКУССТВЕ».
2 слайд.
Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце,
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно!
Н.И. Рыленков.
3 слайд.
- Вот сегодня мы и постараемся увидеть то, что не каждый увидит, и услышать то, что не каждый услышит!
- ЦЕЛЬ нашего урока: познакомиться с творчеством поэтов, композиторов и художников, увидеть в нем настроение русской зимы, показать, как связаны между собой три вида искусства, научиться эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства.
- Я предлагаю по ходу урока заполнять табличку, которая и поможет вам в конце нашего путешествия увидеть связь и гармонию художественного слова, звуков и красок. А смайлики внизу таблицы вместе с вами оценят урок и определят настроение.
4 слайд.
КАРТА РЕФЛЕКСИИ И САМООЦЕНКИ УЧЕНИКА НА ИНТЕГРИРОВАННОМ УРОКЕ.
Ф.И. ученика __________________
№ по порядку | Название произведения. | Поэт. | Композитор. | Художник. |
1 | «Зима». | |||
2 | «На севере диком». | |||
3 | «На севере диком стоит одиноко сосна». | |||
4 | «Февральская лазурь». | |||
5 | «Белая береза». | |||
6 | «Времена года». | |||
7 | «Времена года». | СМАЙЛИКИ |
- Но для этого необходимы ваше желание и внимательность. Ребята, постараемся?
- Итак, мы отправляемся в необычное зимнее путешествие.
Учитель рисования:
- Ребята, в начале нашего урока вы уже убедились в том, что тема зимы – одна из распространенных в творчестве поэтов и композиторов. А сейчас рассмотрим некоторые картины и увидим, как художники представляли это время года.
5 слайд.
(Картина И. И. Шишкина «На севере диком»).
- Перед вами картина известного русского художника. Какого и как она называется?
(Предполагаемые ответы детей: И. И. Шишкин «На севере диком»).
- Да, это полотно великого русского художника И. И. Шишкина «На севере диком».
- Всмотритесь в очертанья одинокого дерева на каменном, холодном склоне.
- Каким оно видится вам?
(Предполагаемые ответы детей: одиноким, величественным).
- А какой получилась зима у художника?
(Предполагаемые ответы детей: холодная, властная, суровая).
- Именно такой, суровой, властной, представлял себе этот художник русскую зиму на холодном севере.
УЧЕНИК:
- А мы на уроках литературы читали стихотворение с таким же названием. Это стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко сосна».
(Читает стих. М.Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко сосна» и определяет настроение стихотворения).
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
( Ученик: эпитеты одиноко, диком, грустна, горючем помогают определить настроение автора: грустное, Михаилу Юрьевичу одиноко, холодно на душе. Я думаю, что и у И.И. Шишкина было такое же настроение, когда он писал эту картину).
Учитель рисования:
- Ребята, вы согласны с мнением Светы?
- Не забываем заполнять нашу таблицу!
6 слайд.
(Художник И.Э. Грабарь, картина «Февральская лазурь»).
- А вот другая работа. Кто автор этой картины и как она называется?
(Художник И.Э. Грабарь, картина «Февральская лазурь»).
-Правильно. Художник И.Э. Грабарь на своей картине «Февральская лазурь» тоже изобразил зимнее дерево.
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
(Предполагаемые ответы детей: радостное, веселое, светлое настроение)
- Когда Грабарь писал эту картину, он отмечал: «В природе творилось нечто необыкновенное. Казалось, она праздновала какой – то небывалый праздник».
- Может быть, кто-то из вас знает стихотворения, которые созвучны этой работе?
УЧЕНИК читает стихотворение С. А. Есенина «Белая береза»:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
- Ребята, вы уловили настроение народного поэта Есенина, который без памяти любил Русь – матушку? Какое оно?
(Предполагаемые ответы детей: светлые краски, следовательно, и радостное, светлое настроение, сказочное восприятие действительности).
- Итак, вы, наверное, уже заметили, как при помощи слов и красок можно по-разному увидеть зиму и передать настроение.
Учитель музыки:
(релаксация).
7 слайд.
(Спокойный зимний пейзаж).
- Созвучия произведения, которое мы сейчас услышим, благотворно действуют на нервную систему, расслабляют и успокаивают все клеточки нашего организма.
- Ребята, сядьте поудобней, расслабьтесь, закройте, если хотите, глаза и давайте вместе пофантазируем, помечтаем под музыку «Времена года».
- А кто автор этого музыкального шедевра? (А. Вивальди).
(Звучит фонограмма из цикла «Времена года» А. Вивальди).
- Вся земля укутана в теплое покрывало - поля, холмы, берега рек... На каждую веточку дерева, каждый кустик, каждую травинку, нечаянно выглянувших из сугроба, словно накинут пушистый белый платок. Волшебница-зима разбросала вокруг сугробы и осветила все это убранство холодным сказочным светом. Заснеженные веточки березы, украшенные изящными сережками, да пылающий закат нарисовали узор, похожий на музыку зимней сказки.
В природе царит покой и сон. Звуки приглУшены. Запахи заморОжены. Время как будто остановилось...
(ПАУЗА…)
- Ну, что, детки, удалось окунуться в сказочную атмосферу зимнего леса? Что помогло нам в этом?
(Предполагаемые ответы детей: музыка и художественное слово).
- Надеюсь, ребята, что звуки музыки и поэтические образы помогли вам немножечко расслабиться, отдохнуть, когда вы прогуливались по тихому, зимнему лесу.
- НЕ забываем, ребята, заполнять нашу таблицу.
Учитель рисования:
- А наше путешествие в страну звуков и красок продолжается.
- Ребята, а вы любите зиму? За что?
(Предполагаемые ответы детей: много праздников, красивый пейзаж, свежий воздух, веселые игры)
- Давайте вспомним, как люди радуются «проказам матушки-зимы». Мороз бодрит человека, заставляет его быстрее двигаться. Тут-то и поджидают девчонок и мальчишек любимые зимние забавы.
- Ну-ка, отвечайте, какие зимние развлечения вы знаете и любите?
{Предполагаемые ответы детей: катание на санках, коньках, лыжах, игра в снежки, строительство снежных замков, снеговиков и т.д.).
- Оказывается, как много зимних забав! А нужны ли они нам? Чем они для нас полезны?
{Предполагаемые ответы детей: укрепляется здоровье, закаливается организм, развиваются сила, ловкость и т.д.).
- Правильно, ребята, но не забывайте, что зимние прогулки могут нанести и вред нашему здоровью, если неправильно одеваться, переохлаждаться или долго находиться на улице. Все хорошо в меру.
- А вот как художники изображали народные зимние игры и гуляния на своих картинах.
8 слайд.
(Дети рассматривают картины «Зимние забавы и праздники»).
- А я знаю еще одного необычного художника. Думаю, что и вам он знаком.
- Отгадайте, кто это:
Кто-то к дому
Подходил
И нигде не наследил!
Кто же он,
Что ночь не спал
И на стёклах рисовал? (Мороз)
- Правильно, это мороз.
Практическая часть.
- А вы когда-нибудь наблюдали морозные узоры на стеклах окон? К сожалению, это великое чудо природы можно увидеть все реже и реже. Может, кто-то из вас знает почему?
(Предполагаемые ответы детей: постоянная температура в доме (газовое, а не печное отопление) и пластиковые окна лишают нас этой возможности).
Презентация «Зимние узоры».
- Волшебница-зима превратила стекла в сказочные картины, на которых можно рассмотреть невиданные цветы, деревья и даже фантастические пейзажи!
Ученики рассматривают зимние узоры).
- Ну, а теперь мы все, вместе с нашими гостями, попробуем стать немножечко художниками. Перед вами - рисунок, но он не закончен. ПроЯвим фантазию и творчество! Мы с вами, как настоящие Деды Морозы, нанесем узоры на оконные стекла. Создадим свои картины необычным способом: вместо красок будем использовать клей и манную крупу, из которой мамы и бабушки варят, надеюсь, любимую всеми нами манную кашу.
Учитель музыки:
- А создать нужное настроение для выполнения этой работы нам опять поможет музыка.
- Ребята, давайте подумаем, музыку какого известного композитора, который тоже писал о зиме и других временах года, мы еще не слышали сегодня на уроке?
(Предполагаемые ответы детей: музыку П. И. Чайковского «Времена года»).
- Правильно, это музыка великого русского композитора П.И.Чайковского из музыкального цикла «Времена года». Ставшее знаменитым произведение он написал, любуясь красотами родной земли.
- Итак, звучит музыка Чайковского, под которую мы и будем создавать свои шедевры.
- Не забудьте в работы вложить и свое настроение. И тогда, я надеюсь, у вас все получится!
- Итак, приступаем к работе.
Выполняется практическая часть урока.
Учитель рисования:
- Молодцы! Рисунки закончены. Вы хорошо поработали, много старались. Посмотрим, какие зимние узоры у нас получились. Давайте сделаем из всех рисунков одно большое окно с узорами на стеклах. Я думаю, что ваши работы – достойный подарок, сделанный своими руками, который вы сможете подарить родным и близким, чтобы они вспомнили свое детство, окунувшись в сказочный мир волшебника Деда Мороза.
Итог урока. Обобщение.
Учитель музыки:
- Ребята, наше путешествие в зимнее царство, к сожалению, заканчивается, заканчивается
зимняя сказка. Пора подводить итоги.
- Обратимся к нашим таблицам.
- Какое время года мы с вами сегодня рассмотрели? (Ответы детей: Зиму).
- Кто создавал образ зимы в своем творчестве? (Ученик читает авторов произведений).
- С какими музыкальными и художественными произведениями мы познакомились? (Ученик читает фамилии поэтов, композиторов и художников).
10 слайд.
(Заполненная таблица).
КАРТА РЕФЛЕКСИИ И САМООЦЕНКИ УЧЕНИКА НА ИНТЕГРИРОВАННОМ УРОКЕ.
Ф.И. ученика __________________
№ по порядку. | Название произведения. | Поэт. | Композитор. | Художник. |
1 | «Зима». | Виктор Шевченко | ||
2 | «На севере диком». | И.И. Шишкин | ||
3 | «На севере диком стоит одиноко сосна». | М.Ю. Лермонтов | ||
4 | «Февральская лазурь». | И.Э. Грабарь | ||
5 | «Белая береза». | С. Есенин | ||
6 | «Времена года». | А. Вивальди | ||
7 | «Времена года». | П.И. Чайковский | ||
СМАЙЛИКИ |
Вывод учителя:
- Правильно. Мы с вами увидели, услышали, как художники, композиторы, поэты в своих произведениях передавали красоту такого времени года, как зима, и, надеюсь, вместе с великими мастерами слова, звука и красок уловили зимнее настроение. Какое? (Ответы детей: то тихое, спокойное, то грустное, величественное, то громкое, звенящее).
- А еще чему мы научились? (Ответы детей: - Научились управлять своим здоровьем: разминаться, когда устали, расслабляться при помощи музыки,
- и овладели очень оригинальным ремеслом – создали картины не красками, а своей фантазией).
- Мне хочется вернуться к эпиграфу нашего урока, словам известного русского писателя и ученого Дмитрия Сергеевича Лихачева:
11 слайд.
НЕ должно быть слепых к красоте,
глухих к слову и настоящей музыке, а значит,
черствых к добру, беспамятных к прошлому.
Д. Лихачев.
- На уроке мы ещё раз доказали, как прекрасна не только наша русская зима, но и русская природа, а вместе с нею и наша Россия, которую мы должны беречь и любить. И, конечно же, наш донской край, наша малая Родина. Я предлагаю вам посмотреть презентацию, которая и поможет увидеть нам этот волшебный уголок под названием «Мой край донской».
Презентация «Мой край донской».
- Спасибо, вы все сегодня хорошо потрудились. Результаты вашего труда обязательно будут оценены по участию в уроке, таблицам и вашим работам.
- А в конце хочется всем нам услышать настоящую зимнюю песню, я бы сказала, гимн зиме, - песню «У леса на опушке». Давайте споем ее все вместе.
- Урок окончен. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс
Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....
Интегрированный урок музыки и литературы "Вечные образы в искусстве" 6 класс
Проектная деятельность на интегрированном уроке музыки и литературы "Вечные образы в искусстве" (по рассказу А.Платонова "Любовь к Родине или приключения воробья")...
Интегрированный урок музыки и якутской литературы "Саха норуотун ырыатын коруннэрэ"
Тема урока:«Стили якутской народной песни»Цель урока: Познакомить детей с особенностями звучания «дьиэрэтии» и«дэгэрэн» ырыа на основе примеров оперы-олонхо «Нюргун Боотур».Задачи:- образовательные: П...
Интегрированный урок музыки, изо и литературы.5 класс
"Душа человека и ее отражение в искусстве". На уроке учащиеся учатся соотносить лирику поэзии с музыкальными произведениями и полотнами русских художников....
Презентация для интегрированного урока по математике и литературе на тему "Старинные русские меры в математике и литературе"
Данная презентация предназначена для интегрированного урока по математике и литературе для учащихся 6 класса. Этот материал может быть использован учителями, работающими в гуманитарных классах....
Интегрированный урок музыки и ИЗО в 5 классе "Образы борьбы и победы и специфика их отражения в музыке и изобразительном искусстве"
В материале представлены технологическая карта урока с описанием целей, планируемых результатов, формируемых УУД, технологии проведения, конспект и презентацию к уроку....
Интегрированный урок-проект обществознания и литературы "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни.
Аннотация: в статье раскрыты понятия метапредметности и метапредметного подхода на примере интегрированного урока- проекта литературы и обществознания.Ключевые слова: метапредметность, компетенции, ме...