Урок литературы по повести В.Тендрякова "Весенние перевертыши"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Урок внеклассного чтения поможет шестиклассникам задуматься о добре и зле, дружбе и справедливости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urokliteratury_6_kl._vesennie_perevertyshi_6_klass.doc | 212 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения
по повести В.Тендрякова «Весенние перевертыши» 6 класс
Цели:
образовательная:
•познакомить учащихся с творчеством В. Ф. Тендрякова и его повестью “Весенние
перевёртыши”;
•пробудить интерес к творчеству писателя, определить идейно-художественное
содержание повести;
развивающая:
• развивать интерес учащихся к книге и чтению;
•способствовать развитию интеллекта, кругозора, познавательного интереса.
воспитательная:
•проследить отражение в произведении таких нравственных категорий, как
человеческое достоинство, дружба, взаимовыручка, доброта, милосердие, первая
любовь;
• воспитывать вдумчивого читателя.
Тип урока: комбинированный.
Технологии обучения: технология проблемного обучения, технология саморазвивающего обучения, метод проектов, компьютерная
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, выставка книг писателя.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя .
Тема нашего сегодняшнего урока сформулирована словами русского поэта Фёдора Тютчева “Нам жизнь дана, чтобы любить …”.
Это утверждение кажется таким очевидным, что мы над ним не всегда задумываемся. Но если оглянемся вокруг, то увидим, что в современном мире до сих пор существуют зло, обида, ненависть.
Это значит, любить умеют не все. И любят тоже не всех.
Наше время, как никогда, требует от человека огромной душевной силы, чистоты, преданности идеалам и стойкости перед злом.
Нравственные законы человеческого существования непреложны, а человеческое достоинство – главное достояние каждого из нас – нужно отстаивать до конца любой ценой и при любых обстоятельствах.
Проблемы добра и зла, нравственных поисков человека, ценности человеческой жизни лежат в основе многих произведений русской литературы.
Не остался в стороне от их решения и современный прозаик Владимир Фёдорович Тендряков. Он писал:“Все мы люди, живущие в одном мире единой жизнью, и нельзя, чтобы твоё горе вызывало у меня радость, а причины моего восторга были бы для тебя ненавистны. Почувствуй моё горе, как своё, если ты не хочешь, чтоб мы отправили друг другу существование! Это должно стать целью не только искусства, а любого общества”.
Мне очень хочется, чтобы вы умели любить, и чтобы вас всегда любили. И сегодняшний разговор в какой – то мере должен этому помочь. Послушайте удивительное стихотворение, которое помогает настроиться на сегодняшний урок.
2. Стихотворение Ф.М.Тютчева «Нам жизнь дана, чтобы любить…»
( читает выразительно заранее подготовленный ученик)
Нам жизнь дана, чтобы любить,
Любить без меры, без предела,
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело.
Нам жизнь дана, чтоб утешать
Униженных и оскорблённых,
И согревать, и насыщать
Увеченных, слабых и бездомных.
Нам жизнь дана, чтоб до конца
Бороться с тьмой, бороться с ложью,
И сеять в братские сердца
Одну святую правду Божью.
А правда в том, чтобы любить,
Любить без меры, без предела,
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело .
3. Слово учителя о писателе В.Тендрякове .
Слово о писателе В.Тендрякове . (Сообщение подготовленного ученика).
Владимир Федорович Тендряков родился в 1923 году в деревне Макаровская Вологодской области в семье сельского служащего.
После окончания средней школы ушел на фронт и служил радистом стрелкового полка.
В боях за Харьков получил тяжелое ранение, демобилизовался, учительствовал в сельской школе, был избран секретарем райкома комсомола.
Первой мирной осенью поступил на художественный факультет ВГИКа, а затем перешел в Литературный институт, который окончил в 1951 году.
Работал корреспондентом журнала "Огонек", писал сельские очерки, в 1948 году опубликовал свой первый рассказ в альманахе "Молодая Гвардия".
Но в нашем читательском сознании Тендряков заявил о себе сразу, крупно и заметно, в начале пятидесятых годов, словно бы миновав пору литературного ученичества.
После войны появилась целая плеяда писателей, которые правдиво заговорили о жизни в послевоенной деревне. В ранних произведениях В. Тендрякова были обнажены серьезные противоречия колхозной жизни тех лет.
Сельская действительность сороковых - пятидесятых годов, сложный процесс восстановления в деревне нормальной жизни.
В. Ф. Тендряков принадлежал к числу писателей, которых неотступно занимает мысль о месте человека в жизни, о его ответственности за все, что происходит на земле.
4. Викторина по содержанию повести «Весенние перевертыши» «Знаешь ли ты текст
повести»? (Групповая работа).
1. Назовите полное имя главного героя? Федор Тягунов.
2. Где жил Дюшка? В поселке Куделино на улице Жан-Поля Марата.
3. Вспомните, из какого стихотворения читал строки Дюшка? «Мадонна» А.С.Пушкина.
4. Назовите имена других героев повести., ровесников Дюшки. Минька Богатов, Санька Ераха,
Колька Лысков, Петька Горюнов, Левка Гайзер.
5. Как называл всех младших ребят Левка Гайзер? Тараканы .
6. О чем шла речь в задаче, которую Дюшка решил в уме? О рыбах в озере .
7. Кем работ отец Дюшки? Как его звали? Главным инженером. Федор Андреевич.
8. Кто по профессии была Вера Николаевна, мать Дюшки? Врачом.
9. Как ребята звали учителя математики. Почему? Вася- в- кубе. Василий Васильевич Васильев
10. Какую книжку Дюшке дал Лёвка Гайзер? О галактиках. «Как велик мир?»
11.Чем хотел защитить себя Минька? Ножом?
12. Кто рассказал директору школы о том, что в портфеле у Дюшки лежит кирпич? Левка Гайзер.
Подведение итогов этапа урока.
В повести прослеживается лишь одна весна в жизни тринадцатилетнего школьника Дюшки Тягунова. Эта весна была необычайной, не похожей на все предыдущие. Дюшка взрослеет. Его волнуют непривычные чувства, перед ним открываются новые явления, в себе и окружающем мире он обнаруживает массу противоречий, попадает в непредвиденные ситуации, требующие крутых решений, от которых порой зависит даже сама жизнь. До поры до времени все вокруг для Дюшки было просто и понятно. Но наступившая весна принесла много неожиданного.
В «Весенних перевертышах» показано не только становление характера Дюшки и Миньки, столкновение «зреющего хрупкого разума» с «неисчерпаемой загадкой бытия», как определил главную проблему автор повести, - содержание его гораздо шире. Как жить, каким должен быть человек – вот главный вопрос.
5. Вопросы для беседы с классом ( могут быть предложены как задания для работы в группах)
1) Как показывает В.Тендряков поэтический мир Дюшки?
Какой смысл имеет то, что действие происходит весной,
какую роль играет природа в жизни Дюшки?
Мир природы и внутренний мир Дюшки созвучны. Если можно сказать, их объединяет одна музыка. Внутренняя возбужденность Дюшки сродни весне с ее гомоном грачей, звоном капели, гвалтом лягушек, нежной зеленью «молодой крепкой березки, окутанной по ветвям сквозным зеленым дымком». Вспомним сцену, когда Дюшка объявил войну палачу Саньке, посягнувшему на живое. Он стоит с кирпичом в руке, готовый к битве: «Молчал Минька, молчали ребята, пере-дергивал спиной Санька, кричало болото». Последняя фраза передает все, что творилось в
душе Дюшки. Из этого состояния его выводят лесовозы, которые «тащили на себе свежие, налитые соком еловые и сосновые кряжи. Они привезли из леса вместе с бревнами запах хвои,
запах смолы, запах чужих далей, запах свободы. Над крышами в отцветающем весеннем небе дежурил большой кран. Дюшкин друг и брат… Дюшка бросил ненужный кирпич. Дюшке
хотелось плакать.» «Кирпич – это оружие против зла, против Саньки, а в Дюшкиом мире лесовозов, крана, грачей он совсем не нужен».
Счастливый Дюшка поет гимн жизни: «Минька! Вон травка выползла, зелененькая, умытая… Ты оглянись, Минька, ты только оглянись!.. Дюшка говорил, говорил, слова сами лились из него, славя травку и влажную землю, лучи солнца и угрюмый валун при дороге… Дюшку захлестывала нежность к товарищу.
– Это хорошо, что мы родились! Взяли да вдруг и родились… И растем и все видим! Хорошо жить, Минька!»
2) Что страшного для окружающих увидел Дюшка в Саньке Ерахе и какое событие
подтолкнуло его на открытую борьбу?
Что случилось на болоте у сарая? (Пересказ эпизода)
Дюшка вступает в конфликт с Санькой Ерахой, главарём среди мальчишек.Он его ненавидит за то,
что тот издевается над живыми существами: кошками и лягушками, что он подлый человек и
принуждает других мальчишек, которые младше и слабее, участвовать в этих забавах. На болоте
Дюшка заступился за друга своего Миньку. Он поднял с земли кирпич, и Санька отступил. И с тех
пор Дюшка всегда носил с собой в портфеле кирпич, потому что знал – Санька Ераха его так не
оставит.
Дюшка увидел в Саньке Ерахе то, что взрослые не замечали, - его ужасную жестокость, он настойчиво говорит отцу, как это страшно, когда человек любит убивать и мучить живое: « И не в кошках, не в лягушках дело, а в том, что он любит мучить и убивать… Он и людей бы убивал, если б можно было». И услышав равнодушное замечание отца: «Ну, знаешь!», мальчик в отчаянии кричит: «Боюсь! Вас всех боюсь! Никому нет дела до Саньки? Никому! Он вырастет и тебя убьет и меня!.. Убивать любит, а вам всем хоть бы что. Вам плевать! Живи с ним, люби его! Не хочу! Не хочу! Тебя видеть не хочу!»
Поняв страшную суть Ерахи, Дюшка, а за ним и Минька отчаянно бросаются в неравную схватку,
не надеясь ни на кого. Они сами решили расправиться со злом.
3) Какие детали изображения Саньки Ерахи раскрывают отношение к нему Дюшки?
Сам Тендряков непримирим ко злу, которое в повести олицетворяет Санька Ераха, и потому
рисует его самыми отвратительными красками: глаза впрозелень, словно запачканные болотом,
редко мигающие, стоячие, широкое плоское лицо, твердый торчком нос, то серый, то деревянный,
круглые, совиные с прозеленью глаза, кривая узкая улыбочка, ненавистная, носатая, глазастая,
косогубая физиономия. Не принимая жестокий внутренний мир Саньки, Дюшка не принимает и
его внешнего облика и удивляется: «Неужели никому не противен Санька?» Столь же
отвратителен ему подхалим и Санькин прихлебатель Колька Лысков: «ОН даже противнее
Саньки!» Иные детали находит писатель для Миньки Богатова. Он изображает его через
отношение Дюшки. Когда Минька отказывается убивать лягушку, его таким видит Дюшка:
«Голос Миньки тонкий, девичий, и синие страдальческие глаза, узкое лицо бледно и перекошено.
А Минька- то красив!» .
4) Два человека. Два характера. Кому из них симпатизируете вы? Кого из них можно назвать личностью? Но вначале заполним листы-характеристики. (Парная работа).
Дюшка Тягунов | Черты характера | Санька Ераха |
| гордость |
|
| самовлюбленность |
|
| смелость |
|
| ранимость |
|
| самоуверенность |
|
доброта | ||
жестокость | ||
эгоизм | ||
| способность любить |
|
умение дружить |
Задание: синим цветом отмечаем положительные черты, красным – отрицательные.
5)Внимательно посмотрите на лист-характеристику, какой вывод можно сделать? (Дюшка Тягунов – личность, способная любить, сопереживать)
6) Сравните Дюшку Тягунова и Миньку Богатова. Что в них общего? Почему Дюшка
сказал: «Минька лучше меня»?
(Гл.19). «Дюшка! Ты чего? Скажи всем! Скажи про Саньку! Он же хвастался, что убьет тебя! Я сам слышал! Ножом стращал!» . Минька в пылу гнева продолжал обличать Саньку: «Ты все можешь, ты ножом! Дюшка добрый. Дюшка слабей себя никого не обидит! А Санька ножом, ему что? Он трус! Он только на слабых. Потому Дюшка и кирпич... Знал: Санька тогда на него не полезет, испугается. И верно, верно – Дюшка давно этот кирпич таскал в портфеле. Давно, но не ударил же им Саньку. Убить мог? Это Дюшка—то? Саньку! Отпугивать только. Санька – трус, на сильного никогда!» .
Это была блестящая защита и справедливейшее обвинение. Минька открыл истину, спас Дюшку от клеветы, «закрыл его грудью», хотя знал, что теперь Санька разделается с ним жестоко. Дюшка, изумленный происшедшим, почувствовал себя окрыленным. Он вспомнил, что от него шарахнулась Римка, отвернулся его друг Левка Гайзер, сам он устроил домашним истерику. Сам себе стал противен. Думал: «Стоит ли такому жить на свете? Кому нужен.? Оказывается, нужен! Грудью за него – Минька, Минька!».
7) Как закончилась история с кирпичом, и кто защищал его в кабинете директора?
(Пересказ эпизода)
История с кирпичом закончилась в кабинете директора, и «тихий Минька» с яростью защищал
друга. А потом решил защищаться сам – взял с собой кухонный нож, от которого и пострадал.
8) Кто в повести является носителем добра?
Учитель математики Васильев Василий Васильевич. «Вася-в-кубе», Левка Гайзер.
6. Представление мини-проекта на тему «Образ учителя в произведениях русских
писателей.
В.Распутин «Уроки французского», Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» ,
В.Тендряков «Весенние перевертыши». Задание дано заранее сильному ученику
Цель мини-проекта:
-Ответить на вопрос «Как личность учителя способствует формированию у школьников
лучших нравственных качеств?»
-Является ли в наше время учитель авторитетом для школьников, родителей?
Задачи:
-Сравнить методы воспитания учителей, изображенных в рассказах В.Распутина,
Ф.Искандера и В.Тендрякова. Каково отношение учителя к ученикам? Подтвердите
цитатами из текстов.
- Выяснить, как относились ученики и их родные к учителям в 50-60 –е годы 20 века.
- Провести анализ опроса о роли учителя в жизни современного школьника.
В повести Валентина Распутина «Уроки французского» учитель иностранного языка Лидия
Михайловна вошла в жизнь героя не как эпизодическое лицо, а человек, ставший на какой-то
момент самым близким.
Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает
несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с
макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать
ученику. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой
поступок (играть с учеником в «замеряшки» на деньги). Она не стала директору Василию
Андреевичу ничего объяснять, она просто уехала. Но навсегда запомнилась мальчику как
справедливый, внимательный, неравнодушный к чужим проблемам человек.
В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» еще один образ необыкновенного
учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное».
Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников.
Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них. Харлампий Диогенович знал, что дети
боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания», он рассчитывал, что
дети будут лучше учиться!
Отчасти у него это получилось. Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был
«слабохарактерным», как другие учителя. Это был справедливый человек, не потакал своим
ученикам, но, безусловно, любил их.
Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное
сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии
доказательство от обратного».
Учитель математики Васильев Василий Васильевич , «Вася-в-кубе».
«Учителя математики звали Василий Васильевич, и фамилия у него тоже Васильев, а потому и
прозвище — Вася–в–кубе. Он был уже стар, каждый год грозится уйти на пенсию, но не уходит.
Высок, тощ, броваст, с прокаленной, как бок печного горшка, лысиной, с висячим крупным носом и
басист. Его бас, грозные брови, высокий рост пугали новичков, которые приходили из начальных
школ. Ребята чуть постарше хорошо знали — Вася–в–кубе страшен только с виду.
Он всегда о ком–нибудь хлопотал: то путевку в южный пионерлагерь больному ученику, то
пенсию родителю. Почти всегда у него дома на хлебах жил парнишка из деревни, в котором Вася–
в–кубе видел большой талант, занимался его развитием.
Он верил, что талантливы все люди, только сами того не знают, а потому таланты остаются
нераскрытыми. И он, Вася–в–кубе, усердствовал, раскрывал.
Рассказывают, что, когда Левка Гайзер, тогда еще ученик пятого класса, начал решать очень
трудные задачи, Вася–в–кубе плакал от радости, по–настоящему, слезами, при всех, не стесняясь.
Он видел нераскрытый талант и в Дюшке, чем сильно отравлял Дюшкину жизнь. Математика
Дюшке не давалась, а Вася–в–кубе не уставал этому огорчаться.»
Когда приходит в их дом учитель «Вася в кубе», мне кажется, он говорит правильные слова,
что «когда вы с раннего утра до позднего вечера пропадаете на работе, то не считайте – мол,
это так полезно для общества. Обществу… нужно, чтоб побольше отдавали времени своему
сыну, заражали его тем, чем сами богаты. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому».
Подведение итогов этапа урока.
Вывод 1: сходство учителей заключается в их уважительном, доброжелательном,
внимательном отношении к ученикам.
Вывод 2: с теплотой отзываются о своих учителях герои рассказов, так как учителя открывали детям новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, учили состраданию, давали уроки доброты и справедливости.
Вывод 3: Анализ опроса моих одноклассников подтверждает, что и сегодня роль учителя для многих
учащихся высока. Ребята с уважением отзываются об учителях и выделяют у них следующие качества: профессионализм, умение увлекательно и доходчиво объяснять материал, доброжелательность, отзывчивость, чуткость, бескорыстие, уважение к личности ученика.
7. Физкультминутка
Комплекс упражнений гимнастики для глаз и для восстановления кровообращения:
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
- Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
- И.п. - сидя на стуле. 1-2 отвести голову назад и плавно наклонить назад. 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
8. Беседа по проблемам произведения.
1) А как вы думаете, какую роль играет семья в воспитании этих детей?
Что вы расскажите о семье Дюшки?
Семья Дюшки хорошая, благополучная .Отец Фёдор Андреевич – сильный, самоуверенный
человек, инженер. Мать Вера Николаевна – добрая, внимательная к своим пациентам. Она врач.
Они любят своё дело. За работой забывают всё лучшее, что было в их жизни .А вот чем живет их
сын Дюшка не знают и их не интересует. Когда приходит в их дом учитель «Вася в кубе», мне
кажется, он говорит правильные слова, что «когда вы с раннего утра до позднего вечера пропа-
даете на работе, то не считайте – мол, это так полезно для общества. Обществу… нужно, чтоб
побольше отдавали времени своему сыну, заражали его тем, чем сами богаты. «Ребёнок учится
тому, что видит у себя в дому». А что видит Дюшка в своём дому: каждый живёт своими
интересами, а он одинок, но родителей любит и гордится ими.И учитель помогает родителям
Дюшки вспомнить о сыне, а не жить только своими интересами.
2) Каким человеком, по вашему мнению, изображен отец Дюшки?
На протяжении всей повести отец Дюшки как-то не запоминался.
Инженер, передовик, правильный человек, один из главных в Куделине. Но вот сцена, когда
Тягунов-старший перевоспитывает Никиту Богатова, уверенно заявляет: «Я возьмусь! Я из тебя
человека сделаю!» Дюшка вспоминает слова матери: «Наш отец любит ковать счастье несчастным
на их головах. Не заметит, как человека вземлю вобьет от усердия». И Дюшка пугается: «Как бы
нечаянно отец не вбил в землю Минькиного отца». Запоминается ироническая фраза писателя:
«Отец все-таки хотел сделать несчастного Никиту Богатова счастливым – сразу, не сходя с места».
И тут открывается что-то такое читателю, о чем он до сих пор не думал. Оказывается, не все есть у
Тягунова- старшего, не хватает душевности, человеческого понимания, и это чувствуют и
Дюшка, и его мать Вера Николаевна.
3) Что мы можем рассказать о семье Миньки?
Отец Миньки полная противоположность старшему Тягунову. Никита Богатов – поэт – неудачник.
Он всегда и во всём сомневается, в себе разуверившийся человек, безвольный и несчастный. Он
любит свою семью: и жену, и сына. Минька тоже любил своего отца, но стеснялся, потому что он
не такой , как все, над ним многие смеялись.
4) На чьей вы стороне в споре Никиты Богатова и его жены о счастье?
Спор вызван вопросом о счастье: следует ли довольствоваться малым, «маленькими радостями»,
как утверждает мать Миньки, или «желать маленького унизительно», как возражает ей муж?
Слушая мать, легко можно скатиться к приобретательству. Мать Миньки – неинтересный
человек и жестокий, она беспощадна к мужу, только требует и не хочет его понять, «бегала по
соседям и жаловалась на мужа: не зарабатывает, не заботиться о семье».
Никита сделал несчастными и жену, и Миньку, много говорит и ничего не делает, а главное,
«заблуждается на свой счет».
Прославиться стихами о Беатриче из Куделина – это смешно, так как Никита не Данте, а его жена
не Беатриче.
Счастье в том, чтобы найти себя, свое место в жизни и хорошо делать свое дело,
чтобы люди тебя уважали. А спор родителей Миньки какой-то абстрактный, и
сами они неубедительные люди.
5)Что сказано в повести о семье Саньки Ераха?
О семье Саньки сказано очень мало. Отец пьёт, Думаю, этого достаточно, чтобы понять, почему
Санька такой злой и жестокий.
6) Когда Дюшкин отец понял сына?
7) Как вы считаете, изменятся ли отношения в семье Миньки?
8) Как вы понимаете Дюшкины перевертыши? Какие открытия делает он для себя?
Подведение итогов этапа урока.
В.Тендряков изображает тринадцатилетнего героя в момент, когда в подростке пробуждается
юноша и его начинают волновать «взрослые» вопросы.
Внезапно вспыхнувшая любовь к Римке Братеневой, бурлящая вокруг весна пробудили в Дюшке
неведомые ему силы, обожгли сердце, обострили разум, и мир начал играть с ним в перевертыши.
Это та кризисная ситуация, когда нравственные категории вдруг обнажают свою суть и человеку
надо определить свое отношение к ним.
Жизнь играет с мальчиком в перевертыши, в стремительном ритме показывает ему
разнообразие своих ликов и превращений, ошеломляя его, требуя участия и понимания.
Волшебное воплощение в Римке Братеневой Н.Н.Гончаровой и ощущение, что «время
крадется», - это, конечно, самые фантастические перевертыши, но есть и такие открытия,
которые озадачивают мальчика, заставляя познавать богатство окружающего
мира и его противоречивость.
1)И вот в один из весенних дней мир, который «кругом был прост и понятен», стал непростым и непонятным для Дюшки. Почему? (Дюшка по-новому стал смотреть на мир, замечать то, чего раньше не видел; задумываться над тем, о чем раньше не думал. С этого и начинается его взросление)
2)Тринадцатилетний Дюшка открывает для себя мир. Что прежде всего поражает его, когда он выходит на улицу? (Природа преображается – весна – движение в душе героя)
3)Вместе с поэзией жизни входит в душу подростка любовь. Какое открытие делает Дюшка, когда открывает сборник стихов Пушкина? (Римка Бретенева похожа на Н.Н.Гончарову)
4)Какие чувства он испытывает к ней? (Влюбленность)
5)А меняется ли его отношение к ней, когда узнает, что она гуляет с Левкой? (Нет)
6)Влюбленность делает душу мальчика чуткой и восприимчивой, бескорыстной. Он часто цитирует Пушкина. Прослушайте два стихотворения поэта («Я вас любил…», «Пускай увенчанный любовью…»). Какое из них лучше всего раскрывает душевное состояние героя? Почему?
9) Как вылечить людей от злобы? Почему не понимаем друг друга?» - спрашивает
отец Миньки и отвечает: «Да потому что слова не найдем, которое бы до сердца
дошло». Как считаете вы? Что утверждает автор?
Подведение итогов этапа урока.
Со злом надо бороться, биться насмерть, как Дюшка. Злу нельзя попустительствовать, его
надо уничтожать, чтобы не мешало естественному течению жизни.
10) Какими вы представляете себе героев, когда они станут взрослыми?
9. Подведение итогов урока
До поры до времени все вокруг для Дюшки было просто и понятно. Но наступившая весна принесла много неожиданного. Вдруг его охватывает радостное, волнующее чувство: Римка Братенева, девочка из большого дома, похожа на красавицу Наталью Гончарову, жену Пушкина... Дюшка жаждет ее видеть, старается не пропустить случая идти следом за ней до самой школы. В ее присутствии для него и улица становится иной: небо синее, «солнце вдруг косматое, непричесанное, весело-разбойное».
Когда уходит Римка, улица становится обычной, грязной... Дюшка полон желания ждать, когда снова все изменится. Но ему стыдно ждать девчонку. В то же время он «готов плюнуть на свой стыд». Ему непонятен вопрос, «бывало ли так с другими». Взволнованность, обостренность восприятия мира видим и в его отношении к весенней природе. И зеленая умытая травка, выползшая из грязной земли, питающаяся лучами солнца, и береза «в сквозной дымке», и дружно взлетевшие грачи, и «запах хвои, запах смолы, запах чужих далей, запах свободы» , и шум весенней капели, и крик лягушек на болоте – «все сливалось в одну звенящую ноту, распиравшую небесный свод». Взбудораженный, как бы обновленный мозг мальчика делает непривычное, головокружительное «открытие», которое захватывает дух. Вот он увидел... время («Беззвучно течет оно по улице, время меняет все вокруг»). Дюшка обнаруживает относительность времени.
10. Работа в группах.
Докажите справедливость высказываний, опираясь на содержание повести
Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей: добро и зло соседствует в ней.
(О. Бальзак)
Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела. Добро – не наука, оно – действие.
(Р. Роллан)
Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой. (Л.Н. Толстой)
Настоящий друг везде верен: в счастье и в беде. (В. Шекспир)
Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. (А. Сент- Экзюпери)
Писатель не дожил до тех дней, когда время в нашей стране резко повернулось в сторону социальной и экономической перестройки, бескомпромиссной борьбы с официальным двоедушием, с разрывом между словом и делом. Но каждой своей строкой приближал эти дни, предчувствовал, торопил их и потому надолго останется живым современником своих читателей.
Но и сегодня он своей повестью утверждает : «Нам жизнь дана, чтобы любить…»
11.Объявление оценок за работу на уроке.
12.Домашнее задание: мини-сочинение на тему « Как надо жить?»
13. Фильм. Режиссер: Григорий Аронов.В ролях: Роман Мадянов, Лариса Малеванная, Николай Пеньков, Лев Дуров, Николай Гринько, Дима Зарубин, Виктор Краславский, Владимир Юрьев, Ольга Тюркина, Павел Батов.СССР. 1974 год.
Пояснительная записка
Урок внеклассного чтения по повести В.Тендрякова «Весенние перевертыши»
может быть проведен в 7-8 классе. Нравственные вопросы, поднятые в повести, близки и
понятны подросткам, поэтому форма беседы позволит учащимся высказать свое мнение,
оценить собственное поведение в схожих ситуациях. Викторина по знанию текста
выявляет уровень владения содержанием повести. Вопросы для беседы могут быть
предложены и в режиме групповой работы с последующим обсуждением. Работа в
группах по доказательству справедливости высказываний позволяет оценить уровень
усвоения материала урока. Творческое домашнее задание позволяет осмыслить
нравственные уроки, полученные в ходе обсуждения произведения.
Дюшка Тягунов | Черты характера | Санька Ераха |
| гордость |
|
| самовлюбленность |
|
| смелость |
|
| ранимость |
|
| самоуверенность |
|
доброта | ||
жестокость | ||
эгоизм | ||
| способность любить |
|
умение дружить |
………………. ……………..
Дюшка Тягунов | Черты характера | Санька Ераха |
| гордость |
|
| самовлюбленность |
|
| смелость |
|
| ранимость |
|
| самоуверенность |
|
доброта | ||
жестокость | ||
эгоизм | ||
| способность любить |
|
умение дружить |
…………… …………………… …………………………….. ………….
Дюшка Тягунов | Черты характера | Санька Ераха |
| гордость |
|
| самовлюбленность |
|
| смелость |
|
| ранимость |
|
| самоуверенность |
|
доброта | ||
жестокость | ||
эгоизм | ||
| способность любить |
|
умение дружить |
Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей: добро и зло соседствует в ней.
(О. Бальзак)
Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела. Добро – не наука, оно – действие.
(Р. Роллан)
Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой. (Л.Н. Толстой)
Настоящий друг везде верен: в счастье и в беде. (В. Шекспир)
Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. (А. Сент- Экзюпери)
………………………………….
Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей: добро и зло соседствует в ней.
(О. Бальзак)
Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела. Добро – не наука, оно – действие.
(Р. Роллан)
Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой. (Л.Н. Толстой)
Настоящий друг везде верен: в счастье и в беде. (В. Шекспир)
Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. (А. Сент- Экзюпери)
……………………………………………………………………………..
Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей: добро и зло соседствует в ней.
(О. Бальзак)
Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела. Добро – не наука, оно – действие.
(Р. Роллан)
Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой. (Л.Н. Толстой)
Настоящий друг везде верен: в счастье и в беде. (В. Шекспир)
Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. (А. Сент- Экзюпери)
Люди с неразвившимися с детства духовными интересами
– социально опасное явление.
В. Тендряков
В «Весенних перевертышах» (1973) автора волнует проблема нравственного выбора, выработки общественного сознания в подростке. Но повесть не только о подростках, она об «идеале эпохи», о том, как «усложняются представления о моральном авторитете современника» .
В повести прослеживается лишь одна весна в жизни тринадцатилетнего школьника Дюшки Тягунова. Эта весна была необычайной, не похожей на все предыдущие. Дюшка взрослеет. Его волнуют непривычные чувства, перед ним открываются новые явления, в себе и окружающем мире он обнаруживает массу противоречий, попадает в непредвиденные ситуации, требующие крутых решений, от которых порой зависит даже сама жизнь. До поры до времени все вокруг для Дюшки было просто и понятно. Но наступившая весна принесла много неожиданного. Вдруг его охватывает радостное, волнующее чувство: Римка Братенева, девочка из большого дома, похожа на красавицу Наталью Гончарову, жену Пушкина... Дюшка жаждет ее видеть, старается не пропустить случая идти следом за ней до самой школы. В ее присутствии для него и улица становится иной: небо синее, «солнце вдруг косматое, непричесанное, весело-разбойное» (Т. 3, с. 21). Когда уходит Римка, улица становится обычной, грязной... Дюшка полон желания ждать, когда снова все изменится. Но ему стыдно ждать девчонку. В то же время он «готов плюнуть на свой стыд» (Т. 3, с,3). Ему непонятен вопрос, «бывало ли так с другими» (Т. 3, с. 3). Взволнованность, обостренность восприятия мира видим и в его отношении к весенней природе. И зеленая умытая травка, выползшая из грязной земли, питающаяся лучами солнца, и береза «в сквозной дымке», и дружно взлетевшие грачи, и «запах хвои, запах смолы, запах чужих далей, запах свободы» (Т. 3, с. 6), и шум весенней капели, и крик лягушек на болоте – «все сливалось в одну звенящую ноту, распиравшую небесный свод» (Т. 3, с. 6). Взбудораженный, как бы обновленный мозг мальчика делает непривычное, головокружительное «открытие», которое захватывает дух. Вот он увидел... время («Беззвучно течет оно по улице, время меняет все вокруг») (Т. 3, с. 8). Дюшка обнаруживает относительность времени.
Прочитав умную книгу о галактиках, Дюшка ошеломлен величием мироздания и ничтожностью в нем человека с его мелочными заботами. Интерес к математике привел его к мыслям о взаимосвязи самых несвязуемых вещей и явлений
. И, наоборот, столкновение со злобой Саньки, с несчастьем Миньки, спор с отцом поставили перед ним вопрос: «Неужели сколько людей, столько и разных миров?» .
Он убеждается, как по-разному мыслят люди, как не похожи их жизни, поступки, дела. В поисках ответа Дюшка размышляет: неужели Санька живет в его, дюшкином, мире! «Он же знать не знает, что бледные звезды над его головой – далекие солнца с планетами, для него нет бесконечной Вселенной, не подозревает, что лягушка может заставить человека носить кирпич в школьном портфеле. Санька живет рядом с Дюшкой, но вокруг Саньки все не так, как вокруг Дюшки, – другой мир, нисколько не похожий» . И этот мир чужд и неприемлем для Дюшки.
В центре внимания автора – конфликт между добром и злом. Если до сих пор Тягунов знал Саньку, не любил и только сторонился его, то сейчас почувствовал, что – он враг непримиримый, что этот человек – «из другого мира. Санька наслаждается мучением животных, страхом ребят перед ним. Он растлевает души слабых, трусливых – таких, как ребята из его компании – Колька Лысков и Петька Горюнов. Делает из них холуев, подонков, предателей, безжалостных садистов. Сцена на болоте потрясает Дюшку. Санька заставляет мальчишек убивать лягушек ударом о дощатую стенку сарая. Минька Богатов отказывается, не хочет. «Не хочу-уу!.. – передразнивает его Санька. – Все хотят, а ты чистенький?!»
Санька не позволит человеку быть чистым. Ему нужны подленькие, гадкие, трусливые исполнители его злой воли. Дюшка оказался перед выбором: или обезопасить свою жизнь покорностью, подчиниться Саньке, или бросить в лицо гневное обвинение и вступить в бой с этим хамом. Дюшка, не колеблясь, избрал второй путь – вступился за Миньку. Так Тягунов в первый раз преодолел свой страх, «переступил через собственную слабость, робость, нерешительность» .
Трусливый и омерзительный Ераха со своей плоской рожей и болотными глазами жаждал жестоко отомстить Дюшке, пустить «кровушку». Взрослым, между тем, нет дела до Саньки.
Никита Богатов, случайно защитивший Дюшку от врага, верно заметил: «Такие-то и портят жизнь. От таких-то, поди, и войны на земле идут...» . Но никаких мер против Саньки не принял.
Не до мальчишеских дел и Тягунову-старшему. Жестоко избитый Санькой, Дюшка вопит: «Санька убивать любит... лягушек».
«Лягушек? Черт знает что! Да мне-то какое дело до этого?» – возмутился отец. Федор Андреевич обратил внимание только на слово «лягушек». Даже мать, осмотрев изуродованное лицо сына, ограничилась тем, что дала валерьянки и успокоила, что нос срастется.
«Он людей бы убивал, если можно было», – продолжает убеждать Дюшка. «Ну, знаешь!» – не поверил отец. Мальчик закрыл в отчаянии лицо: «Боюсь! Боюсь! Вас всех боюсь!... Он вырастет – и тебя убьет и меня!... Убивать любит, а вам всем хоть бы что. Вам плевать! Живи с ним, люби его! Не хочу! Не хочу! Тебя видеть не хочу!»
. Поверили Дюшке только тогда, когда Ераха нанес рану Миньке Богатову. Преступное равнодушие взрослых, попустительство сверстников обошлось дорого – пролита кровь, на волоске от смерти жизнь человека.
В повести поставлен вопрос, роковой для нашего времени: «Как вылечить людей от злобы?»
В устах Никиты слово «злоба; употребляется в широком значении как всякое зло, омрачающее жизнь. «Жена мужа не уважает, прохожий прохожего, сосед соседа... А то вот, с самого детства – «прольется кровушка!» (Т. 3, с. 23). Никита возлагает надежды только на слово: «Почему не понимаем друг друга? Да потому, что СЛОВО не найдем, которое бы до сердца дошло... Что слово? Звук, сотрясение воздуха? Нет – сила!» Разумеется, художник высоко ценит роль слова, голос разума. Но он знает также, что «зверье» не слышит всего этого. Потому всем ходом повествования призывает к активной борьбе, к гражданскому мужеству, к уничтожению зла и словом, и делом.
Гражданское мужество – это активная жизненная позиция человека, способность служить общему благу, отстаивать истину в трудной повседневной борьбе, навлекая на себя опасности. Санька Ераха, физически самый сильный парень на улице, возненавидел Дюшку Тягунова за то, что тот не подчинился ему, не испугался его силы. Ераха не прощал сверстникам чувства их собственного достоинства, не жалел тех, кто слабее его. Дюшка вооружился кирпичом на случай, если Ераха нападет на него. Но однажды на уроке математики кирпич с грохотом вывалился из его портфеля. В процессе разбирательства все факты обернулись против Дюшки.
«Дюшка сам начинал верить, что он преступник.» Помощь пришла неожиданно с той стороны, с которой ни Дюшка, и никто другой, не ожидал. Минька, случайно попавший на разбирательство, Минька, которого никто не собирался сейчас спрашивать, вдруг вскочил на ноги и закричал тонко, срываясь, словно петушок, впервые пробующий свой голос:
«Дюшка! Ты чего? Скажи всем! Скажи про Саньку! Он же хвастался, что убьет тебя! Я сам слышал! Ножом стращал!» . Минька в пылу гнева продолжал обличать Саньку: «Ты все можешь, ты ножом! Дюшка добрый. Дюшка слабей себя никого не обидит! А Санька ножом, ему что? Он трус! Он только на слабых. Потому Дюшка и кирпич... Знал: Санька тогда на него не полезет, испугается. И верно, верно – Дюшка давно этот кирпич таскал в портфеле. Давно, но не ударил же им Саньку. Убить мог? Это Дюшка—то? Саньку! Отпугивать только. Санька – трус, на сильного никогда!» .
Это была блестящая защита и справедливейшее обвинение. Минька открыл истину, спас Дюшку от клеветы, «закрыл его грудью», хотя знал, что теперь Санька разделается с ним жестоко. Дюшка, изумленный происшедшим, почувствовал себя окрыленным. Он вспомнил, что от него шарахнулась Римка, отвернулся его друг Левка Гайзер, сам он устроил домашним истерику. Сам себе стал противен. Думал: «Стоит ли такому жить на свете? Кому нужен.? Оказывается, нужен! Грудью за него – Минька, Минька!»
В повести занимает значительное место и мир взрослых, нравственный климат семьи, авторитет родителей. Никита Богатов образован, не глуп, не лишен таланта, трезв, любит жену к сына, но для общества бесполезен, потому что переоценил свои возможности. Полагая, что призван быть великим, гнушаясь скромным трудом газетчика, отошел от настоящего дела, ограничил себя узким мирком. Беда Никиты и в том, что обожествил ничтожество. Его Люся – недалекая мещанка, которой не дано понять ни высоких порывов, ни умных мыслей. В. Тендряков в своей повести создал убедительный образ человека, оказавшегося в стороне от большой дороги, не участвующего в решении сложных задач своего времени.
Семья Тягуновых иная. Вера Николаевна – замечательный врач, самоотверженная труженица, многие люди обязаны ей жизнью и благодарны бесконечно. Она верная супруга, любящая мать, но для забот о сыне у нее явно не достает времени. Федор Андреевич – начальник сплава, инженер, первый человек в городе. Он энергичный, правильный, решительный, занят делом по горло. Но Тягунову-старшему при всех его положительных качествах недостает чуткости к людям, сердечной теплоты, внимания к окружающим. Он излишне самоуверен, глух к тому, что происходит вокруг.
Автор не отрицает роли семьи в воспитании юного поколения. Но ему важна и очень дорога мысль о первых самостоятельных шагах подростка, о рождении в нем чувств благородных, об избрании единственно верного решения в трудной ситуации без подсказки, об умении отстаивать истину, даже ценой столкновения с дорогими и близкими людьми.
Размышления о школе, на первый взгляд, занимают в повести весьма скромное место. Но они более серьезны и значительны, чем кажутся. В Куделинской школе нет «властителей дум», нет интересной умственной жизни. Математик «Вася в кубе» (не обошлось без прозвища) по-своему интересен, не лишен творческой мысли, но и он более странен, чудаковат, нежели чуток как педагог. Школа плохо знает своих питомцев. Ученики, разумеется, заняты не только выполнением домашних заданий. Их мир шире, разнообразней. Педагогам же нет до этого дела. Санькины лягушки и дюшкин кирпич вызвали у молодой учительницы один возглас: «Какой ужас!» (Т. 3, с. 35). В истории с рыжим кирпичом учителя растерялись не на шутку. Они не верят честному мальчишке, скорее готовы обвинить во всем его. Темная душа Ерахи им неведома. Его бездуховность встречала в школе один отпор – выгоняли с уроков...
В школе Дюшка общается с Левкой Гайзером – самым способным учеником в классе. Левка успел прочесть много того, что неведомо его сверстникам. Он сторонник «саморазвития». Василий Васильевич убежден, что из таких выходят гении. Но преуспевающий и симпатичный Левка Гайзер далек от грешной земли. Он никого не трогает, его никто не смеет трогать. Ему нет дела до, как он говорит, «тараканов». Во время драки Тягунова с Ерахой Левка не помогает Дюшке, а отговаривает его, мешает ему.
Писатель, несомненно, больше симпатизирует смышленому и земному Дюшке со всеми его неудачами и сомнениями, со всеми его «перевертышами». Он знает: из таких растут граждане, «отечества достойные сыны».
* * *
Повесть В. Ф. Тендрякова «Весенние перевертыши» изучается обычно на уроках внеклассного чтения в 8-м классе. Мы тоже предложили прочесть это произведение восьмиклассникам. Оказалось, что повесть никто не читал. А те, кто смотрели фильм, помнят лишь несколько разрозненных эпизодов.
Идейно-эстетическая ценность произведения не воспринята. Было важно вызвать у учащихся интерес к повести, помочь глубже постичь мысль автора. На уроке вводного типа говорили о жизни В. Ф. Тендрякова, обозначили его сложный жизненный путь: участие в Отечественной войне, работу в школе, руководство деятельностью районной комсомолии, литературную деятельность. Была подготовлена выставка книг писателя, которая оставалась в классе, пока учащиеся читали повесть и готовились к ее обсуждению. При чтении повести учительница просит обратить внимание на то, каким растет главный герой повести Дюшка Тягунов:
— Что он читает, о чем думает?
— Что его радует?
— Как он относится к людям, к природе, к знаниях":
— Каков его духовный мир?
— Какие трудности встречает он и какие принимает решения?
Просим учеников сравнить с Дгошкой Саньку Ераху, выписать из текста описание внешности Саньки, его речь, разобрать:
— Каковы его поступки?
— Каковы его «друзья»?
— На чьей стороне симпатии читателя?
Многие восьмиклассники мало читают произведений русской литературы, крайне пассивны, молчат на уроках. Чтобы заинтересовать их, потребовалось прочесть некоторые страницы повести и сказать, что, читая художественные произведения, нужно не только запомнить то, что происходит, а перенестись в мир героев, представить, вообразить (словно сам стал свидетелем или участником события), «увидеть» явления внутренним взором, оценить происходящее, уловить, как сам автор относится к своим героям, их поступкам. В классе зачитывается эпизод в начале повести: «Дюшка раскрыл знакомую книгу стихотворений Пушкина, и вдруг ему показалось, что Наталья Гончарова, жена поэта, похожа на девочку из соседнего дома. Весна разбудила в нем незнакомые чувства». Ученики легко замечают противоречивость впечатлений, мыслей и переживаний Дюшки. «А на улице за эти пятнадцать минут что-то случилось: небо, солнце, воробьи, девочки – все, как было, и все не так» (Т. 3, с. 2). Дюшка то порывается ждать, то «бежать, спрятаться», то ему стыдно, то он «готов плюнуть на свой стыд». Учитель предупреждает, что дальше в повести будет еще больше таких перемен, «перевертышей». Приводится для примера другой отрывок – из третьей главы: «Санька всегда выдумывал странные игры. Кто выше всех подбросит кошку. А чтоб кошка не убегала, чтоб не ловить ее после каждого броска, привязывали за ногу на тонкую длинную бечевку. Все бросали кошку по очереди, она падала на утоптанную землю и убежать не могла. И Санька бросал выше всех. Или же раз на рыбалке – кто съест живого пескаря? От выловленных на удочку пескарей пресно пахло речной тиной, они бились в руке, Дюшка не смог даже поднести ко рту – тошнило. И Санька издевался: «Неженка. Маменькин сынок...» Сам с хрустом умял пескаря, не моргнув глазом – победил» (Т. 3. с. 4). Учительница поставила вопрос: «Похожи ли мальчики?» – но не предупредила, что об этом и многом другом они расскажут на следующем уроке внеклассного чтения, когда внимательно прочтут повесть и подготовятся к анализу произведения.
Для обсуждения повести были записаны следующие вопросы и задания:
1. Какие чувства вызывает в читателе Санька Ераха? Какими художественными средствами создан этот образ? (Охарактеризуйте портрет, речь, поступки, его отношение к сверстникам и старшим.)
2. Чем интересен главный герой повести Дюшка Тягунов? Каков его внутренний мир? Какими художественными средствами он изображается?
3. Каков главный конфликт повести? Как он решается автором?
4. Расскажите о гражданском подвиге Миньки Богатова.
5. Почему не пользуется уважением Никита Богатов?
6. Можно ли считать цельной, гармоничной личностью личность инженера Тягунова?
Задачи анализа художественных произведений многогранны: развитие читательской восприимчивости, привитие навыков анализа, углубление эстетических знаний, усвоение н
овой лексики, активизация собственной (продуктивной) речи.
- Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра. Л.Н.Толстой
- Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе. В.А.Сухомлинский
- Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Л.Н.Толстой.
- Чтобы поверить в добро, надо начать делать его Л.Н.Толстой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по повести А.Платонова «Юшка». Любить «всем теплом и светом свое
Урок по повести А.Платонова «Юшка». тема: " Любить «всем теплом и светом своего сердца».Воспитанию человека, добрых чувств в нем посвящен урок по рассказу А.Платонова «Юш...
Методическая разработка урока литературы. «ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ В. МАКАНИНА «ЛАЗ»
1) Продолжить знакомство с лучшими образами современной русскойлитературы 2) Овладеть приемами анализа и синтеза при чтении художественноготекста. 3) Вызвать интерес к чтению современной рус...
Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".
На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...
Урок литературы по повести А. Платонова "Котлован". "Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе повести".
Технологическая карта урока...
Разработка урока литературы по повести Степана Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" глава "Шагаа" 7 классе
Урок является продолжением изучения автобиографических произведений. Ребята знакомы с творчеством Л.Толстого и М.Горького.В тувинской литературе это произведение считается одним из щедевров. Оно включ...
Конспект урока литературы по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Тема: Знакомство с героями. Историческая основа повести (глава 1).
Первый урок по повести представляет собой знакомство с героями произведения...
Творческая мастерская на уроке литературы по повести В.Распутина «Уроки французского»
Данный материал может быть использован на уроке литературы при изучении повести В.Распутина «Уроки французского»....