Сценарий внеклассного мероприятия по литературе, посвященного жизни и творчеству В. Маяковского «Слушайте, товарищи потомки!»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Сценарий подойдет как для проведения урока литературы, так и для внеклассного мероприятия, для проведения литературной гостиной. В сценарии описаны основные события жизни Маяковского и его творчества. Материал будет полезен как учителям, так и школьникам, готовящимся к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mayakovskiy.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий, посвященный жизни и творчеству В. Маяковского
«Слушайте, товарищи потомки!»
В1: «Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном – только если это отстоялось словом», - так начинает Маяковский свою автобиографию «Я сам».
В2: Маяковский родился 7 (19) июля 1893 года в небольшом селении Багдади вблизи Кутаиси.
В1: Отец, Владимир Константинович Маяковский, лесничий, - умный, веселый человек, снискавший любовь и уважение крестьян. После переименования в 1940 году с. Багдади в пос. Маяковский многие из его старожилов были убеждены, что сделано это в честь В.К. Маяковского.
В2: Бабушка поэта по отцу происходила из рода известного в прошлом веке писателя Г.П. Данилевского, имевшего общие корни в родословной Гоголя и Пушкина.
В1: Мать Маяковского, Александра Алексеевна, урожденная Павленко, посвятила себя воспитанию детей. Их в семье было трое.
В2: детские годы Маяковского прошли среди величественной, привольной природы Кавказа. С малых лет впитал он так поражавшую в нем потом современников широту и щедрость земли Грузии, чеканную напевность ее языка, искренний и горячий нрав ее народа.
В1: Вспоминая детство, Маяковский напишет впоследствии:
Я знаю:
глупость – эдемы и рай!
Но если
пелось про это,
должно быть,
Грузию, радостный край,
подразумевали поэты.
В2: В 1902 году Маяковский поступает в Кутаисскую гимназию, принимает участие в революционных событиях 1905 года.
В1: «В гимнастической церкви, - писал Маяковский сестре Людмиле в Москву, - мы пели Марсельезу». Революция входила в его душу ритмом, гулом песен и митингов, мечтами о России.
В2: Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
Данным Адамом и Евой.
Клячу историю загоним.
Левой!
Левой!
Левой!
В1: В 1906 году, после внезапной смерти отца, семья Маяковских переезжает в Москву. Чтение марксистской литературы, работа в социал-демократическом кружке оттеснили занятия Маяковского в гимназии на второй план, а в начале 1908 года он решил полностью отдать себя партийной работе и живописи.
В2: Учеба в Строгановском училище, прерываемая арестами 1908-1909 гг., участие в подпольном большевистском движении завершились «так называемой дилеммой»: «Что я могу противопоставить навалившейся на меня эстетике старья? Разве революция не требует от меня серьезной школы? Я прервал партийную работу. Я сел учиться.»
В1: Этому решению предшествовали «11 бутырских месяцев» одиночной тюремной камеры. «Важнейшее для меня время…- как скажет потом о нем Маяковский. – Исписал целую тетрадку. Спасибо надзирателям – при выходе отобрали. А то б еще напечатал!» тетрадку эту Маяковский уже после революции разыскивал в тюремных архивах, а 1909 год считал началом своей литературной работы.
В2: Хотите –
Буду от мяса бешеный
- и, как небо, меняя тона –
хотите –
буду безукоризненно нежный,
не мужчина, а – облако в штанах!
Не верю, что есть цветочная Ницца!
Мною опять славословятся
Мужчины, залежанные, как больница,
и женщины, истрепанные, как пословица.
В1: Выход Маяковского из тюрьмы был в полном смысле выходом в искусство. В 1910 году он поступает в студию художника П. Келина, где начинает готовиться к экзаменам в Училище живописи.
В2: Летом 1913 года Маяковский работает над первым крупным произведением-трагедией, своеобразным драматургическим вариантом своей ранней лирики. Уникальность трагедии «Владимир Маяковский», поставленной в Петербурге в том же 1913 году, определялась тем, что поэт был и автором текста, и режиссером, и исполнителем заглавной роли, и одним из художников-сценографов.
В1: В трагедии «Владимир Маяковский» впервые прозвучал столь характерный впоследствии для поэта мотив разочарования в любви, неприкаянности, одиночества, безумия любящего человека, близкого в своем отчании к самоубийству.
В2: Ищите жирных в домах-скорлупках
и в бубен брюха веселье бейте!
Схватите за ноги глухих и глупых
и дуйте в уши им, как в ноздри флейте.
Разбейте днища у бочек злости,
ведь я горящий булыжник душ ем.
Сегодня в вашем кричащем тосте
я овенчаюсь моим безумием.
В1: С декабря 1913 по март 1914 года Маяковский предпринимает поездки по семнадцати городам России, задуманные как турне футуристов. Говоря о новых задачах нового искусства, Маяковский связывал их с изменением самой жизни, на улицах и площадях хотел он «словами простыми как мычание» открыть свою душу, кричащую о безумии и катастрофичности буржуазной действительности.
В2: А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется – и вот
я захохочу и радостно плюну,
я – бесценных слов транжир и мот.
В1: В 1915 – 1919 гг. Маяковский живет в Петрограде, знакомится с М. Горьким, И. Репиным, сотрудничает в журнале «Новый Сатирикон», где публикуется цикл гротескно-сатирических «гимнов», издеваясь над всеми основными столпами общества.
В2: Догадкой о нарушенной, но исконно гуманной связи человека и мироздания исполнено стихотворение «Послушайте!».
В1: Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит –
чтоб обязательно была звезда! –
клянется –
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
Ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
значит – это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
В2: Одним из высших проявлений универсальной связи человека и мира в жизни и творчестве Маяковского является любовь.
В1: Как отмечают исследователи, «Облако в штанах» - по сути вторая «трагедия» Маяковского и пронизана она прежде всего любовной стратью. Любовная мука определяет центральные мотивы и образы поэмы: «пожар сердца», «отчаянную чечетку» нервов, «обугленный поцелуишко», «слезы из глаз», «обращение к любимой и богу с единым вопросом: «Хочешь? Не хочешь?», безнадежность, отчаяние, трагизм переживания героем своей отверженности и ненужности.
В2: «Облако» несло в себе эмоционально-художественную память о трех пережитых Маяковским любовных драмах. Первая – о еще не угасшем, тревожащем сердце романе с Софьей Шамардиной, вторая – о бурной страсти, охватившей поэта во время турне футуристов по городам России – в Одессе, где Маяковский выступал вместе с Бурлюком и Каменским. Здесь поэт влюбился в красавицу Марию Александровну Денисову и по этому неожиданному случаю «сходил с ума». Третья женщина, Лили Юрьевна Брик, которой и посвящено «Облако в штанах», вошла в жизнь Маяковского во время работы над поэмой.
В1: В июле 1915 года Маяковский читал Горькому «Облако в штанах». В эти месяцы Маяковский был увлечен Эльзой Каган (впоследствии – Триоле, женой известного французского писателя Луи Арагона), настойчиво ухаживал за ней, но успеха не имел. Старшая сестра Эльзы – Лили Брик откликнулась на страстную потребность поэта в любви и стала той женщиной, которая до конца жизни Маяковского оставалась – так или иначе – необходимой и близкой ему.
В2: По словам Л. Брик, она только в 1918 году сказала мужу, О. М. Брику, о своих отношениях с Маяковским. О. М. Брик не тяготился ситуацией и не собирался устраняться, до конца своих дней формально оставаясь мужем Лили Брик.
В1: Алло!
Кто говорит?
Мама?
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Скажите сестрам, Люде и Оле, -
ему уже некуда деться.
В2: В течение осени-зимы 1915 г. Маяковский работал над новой поэмой «Флейта-позвоночник», продолжавшей вслед за «Облаком» трактовку любви как знамени и знамения нового мира и нового человека.
В1: Забуду год, день, число.
Запрусь одинокий с листом бумаги я,
творись, просветленных страданием слов
нечеловеческая магия!
Сегодня , только вошел к вам,
почувствовал –
в доме неладно.
Ты что-то таила в шелковом платье,
и ширился в воздухе запах ладана.
Рада?
Холодное
«очень».
Смятеньем разбита разума ограда.
Я отчаянье громозжу, горящ и лихорадочен.
В2: В октябре 1915 года Маяковский был призван на военную службу. «Теперь идти на фронт не хочу, - напишет он в автобиографии. – Притворился чертежником. Ночью учусь у какого-то инженера чертить.»
В1: Весной 1917 года в «Новой жизни», газете, организованной Горьким, Маяковский напечатал поэтохронику «Революция», затем «Сказочку о Красной Шапочке», критиковавшую кадетов, памфлет «К ответу» и в августе – 3 часть поэмы «Война и мир».
В2: На этом сотрудничество Маяковского в газете, политическая позиция которой становилась все более чуждой ему, закончилось.
В1: В сентябре Маяковский выступает в Москве в Политехническом музее с докладом «Большевики искусства».
В2: Вернувшись в Петроград, Маяковский пишет двустишие «Ешь ананасы, рябчиков жуй, // день твой последний приходит, буржуй», ставшее его любимейшим стихом, поскольку, по свидетельству петроградских газет первых дней Октября, напевая эти строки, матросы шли на штурм Зимнего дворца.
В1: Я сразу смазал карту будняя,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюдце студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
В2: Работа Маяковского на революцию, «делание жизни» были конкретными. В 1918-1922 гг. он как поэт и художник защищает молодую республику, пропагандирует построение нового государства в «Окнах РОСТА», работает в рекламе, снимается в фильмах «Не для денег родившийся», «Барышня и хулиган», «Закованная фильмой».
В1: Жизнь и творчество Маяковского этого периода пронизаны оптимизмом, утопическими идеями социально-нравственного переустройства не только советской России, но и всего мира, исполнены счастливым предвкушением «всеобщего братства», к которому ведет человечество коммунистическая партия. Таковы написанные в эти годы «Мистерия-буфф» (1918), поэмы «150 000 000» (1921), «Четвертый Интернационал» и «Пятый Интернационал» (1922-1924).
В2: Пришла –
деловито,
за рыком,
за ростом,
взглянув,
разглядела просто мальчика.
Взяла,
отобрала сердце
и просто
пошла играть –
как девочка мячиком.
И каждая –
чудо будто видится –
где дама вкопалась,
а где девица.
«Такого любить?
Да этакий ринется!
Должно, укротительница.
Должно, из зверинца!»
А я ликую.
Нет его –
ига!
От радости себя не помня,
скакал,
индейцем свадебным прыгал,
так было весело,
было легко мне.
В1: Поэма Маяковского «Про это» - про любовь - писалась после тяжелейшей для поэта размолвки с Л. Ю. Брик в 1922 году. Соответственно поэма преломила всю катастрофичность мироощущения поэта, потрясенного трагической невозможностью любви, отсутствием подлинной любви, ее имитацией «землей обезлюбленной».
В2: В этой теме,
и личной
и мелкой,
перепетой не раз
и не пять,
я кружил поэтической белкой
и хочу кружиться опять.
Эта тема
сейчас
и молитвой у Будды
и у негра вострит на хозяев нож.
Если Марс,
и на нем хоть один сердцелюдый,
то и он
сейчас
скрипит
про то ж.
Эта тема придет,
калеку за локти
подтолкнет к бумаге,
прикажет:
- Скреби! –
И калека
с бумаги
срывается в клёкоте,
только строчками в солнце песня рябит.
В1: В последние месяцы жизни он работал над поэмой «Во весь голос», задуманной как подведение итогов большого периода своей жизни, как осмысление своего творчества в связи с трудным, героическим и противоречивым путем, пройденным советским народом, партией, государством.
В2: Маяковский успел закончить только вступление к поэме, но в нем определились уже все основные проблемы рассказа «о времени и о себе».
В1: Последние, неоконченные стихи Маяковского, как и вступление к поэме «Во весь голос», исполнены некой торжественной созерцательности человека, связь которого с миром, эпохой, возлюбленной обрела, наконец, мужественную, мудрую простоту и ясность.
В2: 14 апреля 1930 года в 10 часов 15 минут Маяковский покончил жизнь самоубийством выстрелом из револьвера.
В1: Уже второй, должно быть, ты легла.
В ночи Млечпуть серебряной Окою.
Я не спешу, и молниями телеграмм
Мне незачем тебя будить и беспокоить.
Как говорят, инцидент исперчен,
Любовная лодка разбилась о быт.
С тобой мы в расчете и не к чему перечень
взаимных болей, бед и обид.
Ты посмотри, какая в мире тишь.
Ночь обложила небо звездной данью.
В такие вот часы встаешь и говоришь
векам истории и мирозданью.
В2: Этими строками, так и озаглавленными в черновиках – «Последнее», - подвел Маяковский итог своей жизни, итог своей любви.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Поле чудес", посвященное жизни и деятельности Пифагора.
Внеклассное мероприятие для учащихся 8 классов....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО...
Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное Дню православной книги.
Мероприятие содержит сценарий в форме устного журнала "Книга и книжность на Руси" и презентацию к нему, рассказывает об истории возникновения азбуки, книги, книгопечатания. Интересный и познавательный...
Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное творчеству С.Есенина "Родился я с песнями в травном одеяле..."
Урок литературы в 11 классе. Итоговое внеклассное мероприятие по творчеству поэта Есенина. Очень ценно на уроке услышать стихи и песни в исполнении учащихся и учителя. Такие моменты есть награда для у...
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Чудный кристалл" творчества А.С. Пушкина
Сценарий предназначен для учащихся 5-11 классов....
Внеклассное мероприятие:"И.Я.Яковлев : жизнь и творчество. "
Это мероприятие можно проводить в неделе чувашского языка. Яковлев-просветитель чувашского языка.За свою долгую педагогическую деятельность сам Иван Яковлев был для чувашей всем : создателем письменно...
Конспект внеклассного мероприятия. Литературная гостиная, посвящённая жизни и творчеству Л.К.Татьяничевой на тему « Как солнце в драгоценной грани, в Урале Русь отражена».
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэтессы Южного Урала,способствовать развитию творческих способностей учащихся, работать над выразительным чтением стихов, над развитием устной речи у...