МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО
методическая разработка по литературе по теме
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturno-muzykalnyy.docx | 42.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего специального образования
«Чистопольский педагогический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ,
ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО
Литературно-музыкальная гостиная
«Что там я , миллионы, точнее, народ,
твои песни-знамёна по жизни несёт»
Разработала: Кашапова М.Х.,
преподаватель русского языка
и литературы
Чистополь
2013
Цель мероприятия:
1.Проанализировать творчество В.С.Высоцкого, обозначить основные темы его песен и характеры актерских ролей.
2.Воспитывать живой интерес к литературному наследию, а также формировать лучшие нравственные качества на примере литературных произведений.
Оборудование:
1. Видео и музыкальное сопровождение.
2. Электронные слайды.
Форма проведения: литературно-музыкальная гостиная.
Ход мероприятия:
Учитель (1 слайд) Сегодняшний классный час посвящен жизни и творчеству Владимира Семеновича Высоцкого. Песни его ворвались в наш слух, в наши души. Высоцкий был весёлым, всё умел, ничего не боялся: идти, прыгнуть, догнать, отшить, сказать, врезать. И всё равно он был не злым, не подлым. «Старшие» учили не трусить, защищать слабого, беречь свою честь, держать марку, не подличать ни ради чего.
(2 слайд) На вопрос анкеты: «Хочешь ли ты быть великим и почему?» Высоцкий ответил: «Хочу и буду». И не только ответил, но и воплотил в жизнь.
… Я до рвоты, ребята, за всех хлопочу!
Может, кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
И весёлый манер, на котором шучу…»
В.Высоцкий
1 ведущий. (3 слайд) 25 января 2013 года исполнилось 75 лет со дня рождения Владимира Семёновича Высоцкого. 75 лет – это много или мало? Прекрасный артист, оригинальный поэт и замечательный, любимый народом певец. Как щедро одарила его природа! И так не щедро, жесточайше скупо отпустила ему дней на земле“. Такими словами голосом многих отозвался на невосполнимую утрату писатель Юрий Трифонов. “Он был поэтом легендарного темперамента, и ушёл – не растратив его, не исчерпав себя, не изменив своему дару”.
(4 слайд) Прожив сорок два с лишним года, Высоцкий смог сделать столько, сколько другой не смог бы и за три полных человеческих века: “Мне есть, что спеть перед всевышним…”
Метеор горит ярко, но не долго, так и Высоцкий, пылая жаждой творчества, правды, дружбы, любви, не смог дожить до старости.
Фонограмма “Песня о новом времени”
2 ведущий. (5 слайд) Владимир Высоцкий не вел дневников, у него не было прижизненных биографов. Жизнь его переплеталась со слухами и легендами. Любое талантливое явление единично, потому-то так трудно найти точку опоры для верной оценки. Каким же он был, тот, о котором сказали «Он жил так – и писал так!»
Чтец. Я бодрствую, но вещий сон мне снится.
Пилюли пью — надеюсь, что усну.
Не привыкать глотать мне горькую слюну:
Организации, инстанции и лица
Мне объявили явную войну —
За то, что я нарушил тишину,
За то, что я хриплю на всю страну
Затем, чтоб доказать — я в колесе не спица,
За то, что мне неймётся, за то, что мне не спится,
За то, что в передачах заграница
Передаёт блатную старину,
Считая своим долгом извиниться:
"Мы сами, без согласья..." — Ну и ну!
За что ещё? Быть может, за жену —
Что, мол, не мог на нашей подданной жениться,
Что, мол, упрямо лезу в капстрану
И очень не хочу идти ко дну,
Что песню написал, и не одну,
Про то, как мы когда-то били фрица,
Про рядового, что на дзот валится,
А сам — ни сном ни духом про войну.
Кричат, что я у них украл луну
И что-нибудь ещё украсть не премину.
И небылицу догоняет небылица.
Не спится мне... Ну как же мне не спиться!
Нет, не сопьюсь — я руку протяну
И завещание крестом перечеркну,
И сам я не забуду осениться,
И песню напишу, и не одну,
И в песне я кого-то прокляну,
Но в пояс не забуду поклониться
Всем тем, кто написал, чтоб я не смел ложиться!
Пусть даже горькую пилюлю заглотну.
3 ведущий. (6 слайд) Два года Володя провёл с матерью в эвакуации на Урале. Некоторое время жил с отцом в Германии, а потом вернулся в Москву. Юношеские годы Владимира Семеновича прошли в большом Каретном переулке…
Фонограмма «На большом Каретном»
4 ведущий. (7 слайд) Вспоминает мать Высоцкого Нина Максимовна: «Когда Володя окончил 10 класс, естественно, встал вопрос, где учиться дальше. Володя довольно решительно заявил: “Хочу в театральный.”. Но мы этого не хотели. Особенно его отговаривал от этой идеи дедушка, а он обладал особым даром убеждать. И убедил. К тому же школьный друг Володи Игорь Кохановский решил поступить в инженерно-строительный. На пару они подали документы в МИСИ и стали студентами»
(8 слайд) Но инженером стать Высоцкому было не суждено. Он чувствовал совсем другую потребность – потребность живого общения с людьми через песню. “Инженером я не хочу быть и не буду. Это не моё, понимаете? Так зачем же мне занимать место, предназначенное для другого?”
(9 слайд) Дома матери Владимир скажет так: “Ты мама, не волнуйся, я знаю, придёт время, я буду на сцене, а ты будешь в зале, и тебе захочется рядом сидящему незнакомому человеку шепнуть: “Это мой сын.” Я стану актёром, хорошим актёром, и тебе стыдно за меня не будет.”
(10 слайд)
Чтец. Упрямо я стремлюсь ко дну,
Дыхание рвётся, давит уши.
Зачем иду на глубину-
Чем плохо мне на суше?
Там, на Земле, - и стол, и дом,
Там, - я и пел и надрывался…
И плавал всё же, хоть с трудом,
Но на поверхности держался.
Линяют страсти под луной
В обыденной воздушной жиже,
А я вплываю в мир иной
Тем невозвратнее, чем ниже.
Дышу я непривычно, ртом.
Среда бурлит, плевать на среду.
Я погружаюсь, и притом-
Быстрее, в пику Архимеду.
Я потерял ориентир –
Но вспомнил сказки, сны и мифы.
Я открываю новый мир,
Пройдя коралловые рифы.
1 ведущий. (11 слайд) Его талант актёра раскрылся в Театре драмы и комедии на Таганке под руководством Юрия Любимого, где Высоцкий работал с 1964 года до конца жизни.
Им было сыграно немало ролей. Это и Галилей, и каторжник Хлопушка, и Лопахин в «Вишневом саде», и Свидригайлов в спектакле «Преступление и наказание».
Но самой значительной ролью Владимира Высоцкого в театре осталось его работа в шекспировском «Гамлете». Эта роль была сыграна им 217 раз и получила самые высокие оценки как у нас в стране, так и за рубежом.! « Гамлет- это моя любимая роль, - говорил он на встречах со зрителями. Я не играю принца Датского. В «Гамлете» я стараюсь показать современного человека, может быть, самого себя. И путь к себе через такую роль, как Гамлет, был для меня нелёгким».
(12 слайд) Отрывок из спектакля «Гамлет»
2 ведущий. (13 слайд) Высоцкий не только играл в театре, но и снимался в кино. Известны его актёрские работы в картинах «Хозяин тайги», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», « Вертикаль», «Опасные гастроли», «Служили два товарища», «Интервенция» , «Короткие встречи». Особую популярность Высоцкому- киноактеру принесли две роли: Жеглова (в фильме “Место встречи изменить нельзя”) и Дона Гуана (в фильме “Маленькие трагедии”). А за лучшее исполнение мужской роли в фильме «Плохой хороший человек» ему был присужден приз Международного кинофестиваля в Италии. Ведь Высоцкий не просто играл, он ещё и пел.
(14 слайд) Отрывок из фильма «Место встречи изменить нельзя»
3 ведущий. (15 слайд) Были ещё фильмы, были ещё спектакли, которые “озвучивал” Высоцкий, и очень часто песни, созданные им, оказывались как бы на несколько размеров больше самого фильма или спектакля, каждый раз у этих песен начиналась своя отдельная (и очень интересная!) жизнь. Они сразу же шли к людям, шли, минуя экран или сцену…
Особенно ясно это понимаешь, когда вслушиваешься в песни, написанные Высоцким о войне…
(16 слайд) Чтение стихотворения «Он не вернулся из боя» под фонограмму
4 ведущий. (17 слайд) С жестокостью и бессмысленностью войны как таковой Высоцкий спорил не на уровне абстрактных деклараций и лозунгов, а путём художественного исследования трагической судьбы одного отдельного взятого человека. В его песнях звучит философски обобщенное неприятие всех и всяческих войн, и в то же время вера в неистребимость жизни.
Звучит песня В.Высоцкого «Песня о земле» в исполнении Пелагеи.
1 ведущий. (18 слайд) Песни Высоцкого – это, прежде всего, песни настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых…Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут, «значит, как на себя самого положись на него…»
Совместное исполнение песни В.Высоцкого «Песня о друге» (текст высвечивается на доске)
2 ведущий. (20 слайд) У Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роли. Роли из никем не поставленных и – более того – никем ещё не написанных пьес. Пьесы с такими ролями, конечно, могли бы появиться на сцене «пусть не сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра. Но дело в то, что ждать до завтра Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно! И потому сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем.
(21 слайд) Исполнительная сценка под фонограмму В.Высоцкого “Диалог у телевизора”
3 ведущий. (22 слайд) У Высоцкого немало таких веселых шуточных юмористических песен. За хриплым напряженным голосом и жестокой манерой пения до поры до времени скрывалась восторженная и добрая ребячья душа. Прятался человек, гораздый на выдумку и озорство, умеющий верить в чудо и создавать его.
Звучит песня В.Высоцкого “Лукоморья больше нет”
4 ведущий. (23 слайд) Владимиром Высоцким написано более 600 песен и стихов. Каждое слово бьёт в душу, заставляет думать, перечитывать снова и снова, и вдруг вырывается неизвестно откуда, как кит из-под толщи океанских вод, потаенный, ранее незаметный смысл. Каждая его песня, стихотворение – это история судьбы человека, вещи. Порой просто не понимаешь: о себе Высоцкий поет или о придуманном герое, серьёзно или насмехается.
Вот из-за этой «непонятности» и не терпели его власть предержащие. Было все: и травля в печати, и положенные на выезд за границу, и уголовное дело. Да, был такой эпизод, когда Высоцкого арестовали за незаконную концертную деятельность и нетрудовые доходы.
Звучит песня В.Высоцкого “Охота на волков”.
1 ведущий. (24 слайд) На его подпольные концерты невозможно было попасть, на спектакли театра Таганка невозможно было достать билеты, тысячами гуляли магнитофонные записи по стране, бережно хранимые, переписываемые, истертые. Его нельзя было заставить замолчать даже под страхом смерти. Он снова и снова выходил на сцену, продолжал сочинять и петь свои всегда неожиданные, разноплановые, злободневные «песни-роли».
Исполняя их, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать головы в плечи, и казалось: ещё секунда – и рухнет потолок, и взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрёт прямо на сцене. Казалось, на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел! Он дышал!
Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она ещё больше западала в душу .
Звучит песня В.Высоцкого «Я несла свою беду» в исполнении Е.Ваенги.
2 ведущий.Да, такого Высоцкого мы, к сожалению, знаем очень мало. Человек, который только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становится воплощением возвышенного спокойствия, становится человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно.
(25 слайд) В жизни Высоцкого были три самые дорогие и любимые женщины. Первая жена – Изольда Жукова студентка школы-студии МХАТ. Вторая – киноактриса Людмила Абрамова, мать его сыновей, Аркадия и Никиты.
В 1967году в жизнь Высоцкого вошла Марина Влади, известная французская актриса русского происхождения, покорившая всех зрителей своей красотой и талантом.
Любовь, вспыхнувшая не сразу, но крепнущая день ото дня, обогатила обоих.
(26 слайд) Отрывок из фильма с участием Высоцкого и Влади.
Чтец. (27 слайд) Марине Влади:
Люблю тебя сейчас
Не тайно – напоказ.
Не «после» и «не» в лучах твоих сгораю.
Навзрыд или смеясь, но я люблю сейчас,
А в прошлом не хочу, а в будущем не знаю.
В прошедшем «я любил» печальнее могил,
Все нежное во мне бескрылит и стреножит.
Хотя поэт поэтов говорил:
«я вас любил, любовь ещё быть может…»
Так говорят о брошенном, отцветшем-
И в этом жалость есть и снисходительность.
Как к свергнутому с трона королю.
Есть в этом сожаленье об ушедшем,
Стремленье, где утеряна стремительность,
И как бы недоверье к «Я люблю»
Люблю тебя теперь- без пятен, без потерь.
Мой век стоит сейчас- я вен не перережу!
Во время, в продолжении теперь-
Я прошлым не дышу и будущим не гружу.
Приду и вброд и вплавь к тебе- хоть обезглавь!-
С цепями на ногах и с гирями по пуду.
Ты только по ошибке не заставь,
Чтоб после «я люблю» добавил «и буду».
3 ведущий. (28 слайд) Спустя несколько лет, Высоцкий и Влади поженились. Это была красивая, длившаяся много лет, духовная связь двух бесконечно талантливых людей. Марина пыталась замедлить его бешеный темп – вдвоём трудно так быстро нестись по жизни. Отчасти ей удалось. Во всяком случае, она продлила ему жизнь. За два дня до смерти он написал в открытке, которую не успел послать: «я жив 12 лет тобою…»
(29 слайд) Высоцкий ушёл от нас 25 июля 1980года. А за год до этого у него перестало биться сердце и остановилось дыхание. Медики это называют клинической смертью. Тогда Врачи спасли его.
(30 слайд) Отрывок из фильма «Высоцкий, спасибо что живой»
4 ведущий. (31 слайд) Как поступил после этого Владимир Семенович? Лег на полгода в больницу, затих, перестал выкладываться на концертах и выжимать свитер в антрактах. Ничего подобного! На следующий день он улетел в Москву. Он торопился жить, он, словно всадник, мчащийся стремглав, пытающийся успеть многое спеть, сказать. Но вот только кони ему попались привередливые.
(32 слайд) За два дня до смерти Высоцкий пишет стихотворение «Последний приют».
Чтец. Спасибо, друг, что посетил последний мой приют.
Постой один среди могил, почувствуй бег минут.
Ты помнишь, как я петь любил, как распирало грудь -
И воскресают, словно сон, былые времена.
И в хриплый мой магнитофон влюбляется страна.
Я пел и грезил, и творил - я многое сумел.
Какую женщину любил!!! Каких друзей имел!
Прощай, Таганка и кино, прощай, зеленый мир!
В могиле страшно и темно, вода течет из дыр.
Спасибо, друг, что посетил приют печальный мой.
Мы здесь все узники могил, а ты один живой.
За все, чем дышишь и живешь, зубами, брат, держись.
Когда умрешь, тогда поймешь - какая штука - жизнь!
Прощай, себя я пережил в кассете "Маяка",
А песни, что для всех сложил - переживут века!
1 ведущий. (33 слайд) Владимир Семенович Высоцкий скончался 25 июля 1980 года от сердечного приступа и похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. На его могиле, расположенной недалеко от входа, установлен памятник и в любое время года много живых цветов.
Кажется, что он просто устал от жизни, спел всё, что посчитал нужным, и ушёл. Но не умер, а оставил большую часть себя с нами в своих песнях и стихах.
2 ведущий. (34 слайд) Из постановления ЦК КПСС и Совета министерства СССР: “…присудить Государственную премию СССР 1987 года Высоцкому Владимиру Семеновичу (посмертно) – за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме “Место встречи изменить нельзя” и авторское исполнение песен”.
Владимир Высоцкий – так названа открытая в 1986 году планета между орбит Марса и Юпитера. Ивановскому молодежному театру присвоено имя поэта. Бульвар в Киеве также носит имя Владимира Высоцкого. Миллионными тиражами выпущены диски его песен.
Лучшие песни Владимира Высоцкого – для жизни. Они друзья людей. В них есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, - есть неистощимая сила, не показная нежность и размах души человеческой. А ещё в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память…
Чтец. (35 слайд) Хоть о камень башкою,
Хоть кричи – не кричи,
Я слышал такое
В июльской ночи-
Что в больничном вагоне
Недопев лучший стих,
После долгих агоний
Высоцкий затих.
Смолкли хриплые трели,
Хоть кричи - не кричи
Что же мы проглядели?
И друзья, и врачи.
Я в бреду, как в тумане,
Вместо компаса злость,
Отчего у нас повелось.
Только явиться парень
Неуёмной души-
И сгорит, как Гагарин,
И замрет, как Шукшин,
Как Есенин повиснет,
Как Вампилов нырнет,
Словно кто поразмыслив,
Стреляет их взлёт.
До свидании, тезка!
Я пропитан тобой-
Твоей рифмой хлёсткой
И хлёсткой судьбой.
Что там я , миллионы,
Точнее, народ,
Твои песни-знамёна
По жизни несёт.
Ты и совесть, и смелость,
И лиричность, и боль…
Чтоб и там тебе пелось
И, конечно, жилось.
В зоне струн, в ритме клавиш
Ты навеки речист,
До свиданья, товарищ
Народный артист!
Учитель (36 слайд) Я надеюсь, что эта встреча не пройдёт для вас бесследно. Конечно, многое из его биографии сегодня не затронуто. Она у него обширная и очень интересная. Высоцкий жив и сегодня, благодаря людской памяти, питавшейся и питающейся по сей день его стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями.
Звучит песня В.Высоцкого «Кони привередливые»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе, посвященное 75-летию со дня рождения В.С.Высоцкого
Литературно-музыкальная гостиная«Что там я , миллионы, точнее, народ, твои песни-знамёна по жизни несёт» Цель мероприятия:1.Проанализировать творчество В.С.Высоцкого, обозначить основные те...
Внеклассное мероприятие по литературе в рамках Недели филологии, посвященного 75-летию со Дня рождения В.С. Высоцкого «И до боли в душе не хватает его!»
Внеклассное мероприятие по литературе в рамках Недели филологии, посвященного 75-летию со Дня рождения В.С. Высоцкого«И до боли в душе не хватает его!»...
Литературно-музыкальная композиция "Ни единой буквой не лгу...", посвященная 80-летию со дня рождения В.С. Высоцкого
Повествование ведущих о жизни и творчестве легендарного барда столетия сопровождается чтением его произведений, исполнением под аккомпанемент гитары песен, прослушиванием аудиозаписей и просмотром вид...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 80-летию со дня рождения Владимира Семёновича Высоцкого
Цель: 1) создать условия для восприятия важного фактического материала о жизни и творчестве поэта-современника;2) воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям: умению ценить дружбу, ч...
Литературно-музыкальный вечер, посвященный 80-летию со дня рождения В.С.Высоцкого
Разработка литературно-музыкального вечера, посвященного 80-летию со дня рождения В.С.Высоцкого, "Я, конечно, вернусь..."...
Методическая разработка сценария литературно-музыкальной гостиной "Горящее сердце поэта" к 85-летию со дня рождения В.С.Высоцкого
Этот материал может быть полезен учителям литературы, библиотекарям и педагогам дополнительного образования. В сценарии использованы воспоминания современником о Высоцком, цитируются стихи и звучат пе...
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по литературе, посвященная Владимиру Семеновичу Высоцкому «Поющий нерв эпохи»
Цель данного мероприятия:— знакомство и популяризация творчества поэта-барда 70-х годов Владимира Высоцкого (незаурядная натура поэта, стилевое богатство и своеобразие его творчества); &mda...
Комментарии
мне будет приятно узнать ваше
мне будет приятно узнать ваше мнение