Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное творчеству С.Есенина "Родился я с песнями в травном одеяле..."
материал по литературе (11 класс) по теме

Брешева Наталья Петровна

Урок литературы в 11 классе. Итоговое внеклассное мероприятие по творчеству поэта Есенина. Очень ценно на уроке услышать стихи и песни в исполнении учащихся и учителя. Такие моменты есть награда для учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_meropriyatiya_po_eseninu.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ,

ПОСВЯЩЕННАЯ 110-ЛЕТИЮ С.А. ЕСЕНИНА.

Чтец 1:

Уходят лучшие, как будто мир им тесен,
Как будто он не в силах их понять.
Уходят лучшие, не спев последних песен,
Осиротив родную Землю-мать,

Мы перечитываем созданное ими,
И жжёт глаза горячая строка.
Уходят лучшие, своё оставив имя,
Утраты боль и память на века.

И до сих пор в их недописанную повесть
Пытаемся мы проторить пути…
Уходят лучшие, и мучает нас совесть,
Как будто бы могли мы их спасти.

Чтец 2:

Неведомо движение времени. Одно поколение сменяет другое. Русь вступила в XXI-й век. Движется, живёт по своим законам мир поэзии, поэзия – Вселенная души человечества. Непрерывно нарождаются и вспыхивают в этом чудесном мире поэтические звёздочки и звёзды. Одни сгорают и навсегда исчезают ещё при жизни их “хозяина”, свет души от других доходят к нам на протяжении десятилетий. И лишь немногие, очень немногие согревают народную “живую душу” в веках, разгораясь со временем всё ярче и ярче. Имя одной из таких звёзд в созвездии поэтической России – СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Оно – вечно…

Мы умираем,
Сходим в тишь и грусть,
Но знаю я –
Нас не забудет Русь…
( “Памяти Брюсова”)

Поэзия Сергея Есенина удивительно “земная”, близкая каждому, реальная до самых своих корней и вместе с тем “вселенская”, общечеловеческая, озарена немеркнущим светом истинной любви ко всему живому в мире.

Милые берёзовые рощи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.

Чтец 3:

Любовь к Родине неразрывно связана у Есенина с любовью к песне, которую он пронёс от первых детских воспоминаний до последних дней жизни.

Матушка в Купальницу по лесу ходила,
Босая, с подтыками, по росе бродила.

Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.

Не дознамо печени судорга схватила,
Охнула кормилица, тут и породила.

Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Только не по совести счастье наготове,
Выбираю удалью и глаза и брови.

Как снежинка белая, в просини я таю
Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю.

В исполнении учащихся звучит песня на стихи Есенина

«Не жалею, не зову, не плачу»

Чтец 4:

         Больше всего он любил русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял петь всех, приходивших к нему. Песней можно было его удержать дома, когда он, простуженный, собирался в дождь и слякоть выходить на улицу. Песней можно было прогнать его плохое настроение. Он знал песню, как теперь редко кто знает, и любил её – грустную, задорную, старинную, современную. Он понимал песню, чувствовал её как-то по особенному, по-своему. Большой радостью бывало для него подбить свою мать на песни, споёт она, а он говорит: “Вот это песня! Сёстры так не умеют, это старая песня.”

Ты запой мне ту песню, что прежде

Напевала нам старая мать.

Не жалея о сгибшей надежде,

Я сумею тебе подпевать.

Я ведь знаю, и мне знакомо,

Потому и волнуй и тревожь –

Будто я из родимого дома

Слышу в голосе нежную дрожь.

Ты мне пой, ну, а я с такою,

Вот с такою же песней, как ты,

Лишь немного глаза прикрою –

Вижу вновь дорогие черты.

Ты мне пой. Ведь моя отрада –

Что вовек я любил не один

И калитку осеннего сада,

И опавшие листья с рябин.

Ты мне пой, ну, а я припомню

И не буду забывчиво хмур:

Так приятно и так легко мне

Видеть мать и тоскующих кур.

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

Потому так и сердцу не жестко –

Мне за песнею и за вином

Показалась ты той березкой,

Что стоит под родимым окном.

Звучит песня “Письмо матери” в исполнении учащегося.

Чтец 5:

Песенность в поэзии Сергея Есенина органична. Она подобна певучей крестьянской речи, то звонкой и весёлой, а то ласковой и тихой, а то горестной и безысходной.

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть моей тоски.

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

     Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я

женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших

меньших,

Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящих

Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.


Чтец 6:

“Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовём высшим моцартовским началом, моцартовской стихией”. Борис Пастернак. Моцартовская стихия! Что это такое? Особая чистота и страстность стиха? Конечно! Особая, высшая музыкальность? Несомненно! Но, наверное, и ещё что-то более значительное – человечное, духовное.

Звучит есенинская песня по всей земле – вольно, и не случись рядом тальянки или гармоники – под аккомпанемент ветра, метели, “снежного шума”. И не только человек и природа, но и окружающие человека предметы – всё поёт, даже глухая крапива, даже тележные колёса обладают “даром пенья”.

В исполнении учащегося звучит песня «Я обманывать себя не стану»

Чтец 7 (отрывок из очерка Виктора Астафьева “Есенина поют”):

“Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел…” - доносится из приёмника. И от пальцев ног, от корешков волос, от каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и громким восторгом, хочется куда-то побежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце, и ту, что пребудет ещё в нём. Голосистые женщины с тихим вздохом ведут и ведут про месяц за окошком, про тальянку, что плачет за околицей, и песнопевиц этих тоже жалко, хочется утешить их, пожалеть, обнадёжить. Какая очищающая скорбь!

“Дальний плач тальянки, голос одинокий…” Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта! Неужто и мёртвого всё его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как мне сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенёс, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнём, тянемся к слову рязанского парня, чтоб ещё и ещё раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.

Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и всё утешаю, утешаю его…А где утешишь? Нету его сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью.

”Я и сам когда-то пел не уставая, где ты, моя липа, липа вековая?” И в самом деле, где ты, наша липа, липа вековая? Тёплый очаг? Месяц? Родина моя, Русь – где ты?

На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озёр, с умолкшей церковью посередине, оплаканная русским певцом Россия. Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы! Шапки долой, Россия!
Есенина поют!

Звучит песня «Забава» в записи. Исполнитель – А. Малинин

Чтец 8:  (Пётр Орешин. “Сергей Есенин”)

Сказка это, чудо ль, или это – бред:
Отзвенела удаль разудалых лет.

Песня отзвенела над родной землёй.
Что же ты наделал, синеглазый мой?

Отшумело поле, пролилась река,
Русское раздолье, русская тоска.

Ты играл снегами, ты и тут и там
Синими глазами улыбался нам.

Кто тебя, кудрявый, поманил, позвал?
Пир земной со славой ты отпировал.

Было это, нет ли, сам не знаю я.
Задушила петля в роще соловья.

До беды жалею, что далёко был
И петлю на шее не перекусил!

Кликну, кликну с горя, а тебя уж нет.
В чёрном коленкоре на столе портрет.

Дождичек весенний окропил наш сад,
Песенник Есенин, синеглазый брат.

Вековая просинь, наша сторона…
Если Пушкин – осень, ты у нас – весна!

В мыслях потемнело, сердце бьёт бедой.
Что же ты наделал, раскудрявый мой?!

В исполнении учащихся звучит песня «Клен ты мой опавший»

Чтец 9:

Ведущая: Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии, его души до сих пор светит ярко и, думается, будет светить вечно. И совсем неудивительно, что поэзия Есенина не перестаёт привлекать внимание композиторов. Их покоряет есенинское “буйство глаз и половодье чувств”, его страстная любовь к Родине, к жизни, к природе, к своему народу и его песням.

Гости и учащиеся поют «Отговорила роща золотая»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по литературе по творчеству В.В. Маяковского

разработка внеклассного мероприятия по литературе для страших классов по творчеству В.В. Маяковского....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО...

Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное Дню православной книги.

Мероприятие содержит сценарий в форме устного журнала "Книга и книжность на Руси" и презентацию к нему, рассказывает об истории возникновения азбуки, книги, книгопечатания. Интересный и познавательный...

Внеклассное мероприятие (литературная гостиная), посвященное творчеству горшеченской поэтессы Матусовой Е.М.

Материал мероприятия направлен на формирование личностных УУД обучающихся....

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе, посвященного жизни и творчеству В. Маяковского «Слушайте, товарищи потомки!»

Сценарий подойдет как для проведения урока литературы, так и для внеклассного мероприятия, для проведения литературной гостиной. В сценарии описаны основные события жизни Маяковского и его творчества....

Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное 70-летию Курской битвы

Мероприятие о Битве на Курском выступе – яркой странице военной истории, окончательно переломившей ход Великой Отечественной войны, крупнейшему танковому сражению под Прохоровкой. Этому историческому ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе, посвященное 75-летию со дня рождения В.С.Высоцкого

Литературно-музыкальная гостиная«Что там я , миллионы, точнее, народ, твои песни-знамёна по жизни несёт»  Цель мероприятия:1.Проанализировать творчество В.С.Высоцкого, обозначить основные те...