Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное творчеству С.Есенина "Родился я с песнями в травном одеяле..."
материал по литературе (11 класс) по теме
Урок литературы в 11 классе. Итоговое внеклассное мероприятие по творчеству поэта Есенина. Очень ценно на уроке услышать стихи и песни в исполнении учащихся и учителя. Такие моменты есть награда для учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_meropriyatiya_po_eseninu.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ,
ПОСВЯЩЕННАЯ 110-ЛЕТИЮ С.А. ЕСЕНИНА.
Чтец 1:
Уходят лучшие, как будто мир им тесен,
Как будто он не в силах их понять.
Уходят лучшие, не спев последних песен,
Осиротив родную Землю-мать,
Мы перечитываем созданное ими,
И жжёт глаза горячая строка.
Уходят лучшие, своё оставив имя,
Утраты боль и память на века.
И до сих пор в их недописанную повесть
Пытаемся мы проторить пути…
Уходят лучшие, и мучает нас совесть,
Как будто бы могли мы их спасти.
Чтец 2:
Неведомо движение времени. Одно поколение сменяет другое. Русь вступила в XXI-й век. Движется, живёт по своим законам мир поэзии, поэзия – Вселенная души человечества. Непрерывно нарождаются и вспыхивают в этом чудесном мире поэтические звёздочки и звёзды. Одни сгорают и навсегда исчезают ещё при жизни их “хозяина”, свет души от других доходят к нам на протяжении десятилетий. И лишь немногие, очень немногие согревают народную “живую душу” в веках, разгораясь со временем всё ярче и ярче. Имя одной из таких звёзд в созвездии поэтической России – СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Оно – вечно…
Мы умираем,
Сходим в тишь и грусть,
Но знаю я –
Нас не забудет Русь…
( “Памяти Брюсова”)
Поэзия Сергея Есенина удивительно “земная”, близкая каждому, реальная до самых своих корней и вместе с тем “вселенская”, общечеловеческая, озарена немеркнущим светом истинной любви ко всему живому в мире.
Милые берёзовые рощи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.
Чтец 3:
Любовь к Родине неразрывно связана у Есенина с любовью к песне, которую он пронёс от первых детских воспоминаний до последних дней жизни.
Матушка в Купальницу по лесу ходила,
Босая, с подтыками, по росе бродила.
Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.
Не дознамо печени судорга схватила,
Охнула кормилица, тут и породила.
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
Только не по совести счастье наготове,
Выбираю удалью и глаза и брови.
Как снежинка белая, в просини я таю
Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю.
В исполнении учащихся звучит песня на стихи Есенина
«Не жалею, не зову, не плачу»
Чтец 4:
Больше всего он любил русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял петь всех, приходивших к нему. Песней можно было его удержать дома, когда он, простуженный, собирался в дождь и слякоть выходить на улицу. Песней можно было прогнать его плохое настроение. Он знал песню, как теперь редко кто знает, и любил её – грустную, задорную, старинную, современную. Он понимал песню, чувствовал её как-то по особенному, по-своему. Большой радостью бывало для него подбить свою мать на песни, споёт она, а он говорит: “Вот это песня! Сёстры так не умеют, это старая песня.”
Ты запой мне ту песню, что прежде
Напевала нам старая мать.
Не жалея о сгибшей надежде,
Я сумею тебе подпевать.
Я ведь знаю, и мне знакомо,
Потому и волнуй и тревожь –
Будто я из родимого дома
Слышу в голосе нежную дрожь.
Ты мне пой, ну, а я с такою,
Вот с такою же песней, как ты,
Лишь немного глаза прикрою –
Вижу вновь дорогие черты.
Ты мне пой. Ведь моя отрада –
Что вовек я любил не один
И калитку осеннего сада,
И опавшие листья с рябин.
Ты мне пой, ну, а я припомню
И не буду забывчиво хмур:
Так приятно и так легко мне
Видеть мать и тоскующих кур.
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
Потому так и сердцу не жестко –
Мне за песнею и за вином
Показалась ты той березкой,
Что стоит под родимым окном.
Звучит песня “Письмо матери” в исполнении учащегося.
Чтец 5:
Песенность в поэзии Сергея Есенина органична. Она подобна певучей крестьянской речи, то звонкой и весёлой, а то ласковой и тихой, а то горестной и безысходной.
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.
Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я
женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших
меньших,
Никогда не бил по голове.
Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
Чтец 6:
“Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовём высшим моцартовским началом, моцартовской стихией”. Борис Пастернак. Моцартовская стихия! Что это такое? Особая чистота и страстность стиха? Конечно! Особая, высшая музыкальность? Несомненно! Но, наверное, и ещё что-то более значительное – человечное, духовное.
Звучит есенинская песня по всей земле – вольно, и не случись рядом тальянки или гармоники – под аккомпанемент ветра, метели, “снежного шума”. И не только человек и природа, но и окружающие человека предметы – всё поёт, даже глухая крапива, даже тележные колёса обладают “даром пенья”.
В исполнении учащегося звучит песня «Я обманывать себя не стану»
Чтец 7 (отрывок из очерка Виктора Астафьева “Есенина поют”):
“Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел…” - доносится из приёмника. И от пальцев ног, от корешков волос, от каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и громким восторгом, хочется куда-то побежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце, и ту, что пребудет ещё в нём. Голосистые женщины с тихим вздохом ведут и ведут про месяц за окошком, про тальянку, что плачет за околицей, и песнопевиц этих тоже жалко, хочется утешить их, пожалеть, обнадёжить. Какая очищающая скорбь!
“Дальний плач тальянки, голос одинокий…” Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта! Неужто и мёртвого всё его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как мне сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенёс, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнём, тянемся к слову рязанского парня, чтоб ещё и ещё раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.
Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и всё утешаю, утешаю его…А где утешишь? Нету его сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью.
”Я и сам когда-то пел не уставая, где ты, моя липа, липа вековая?” И в самом деле, где ты, наша липа, липа вековая? Тёплый очаг? Месяц? Родина моя, Русь – где ты?
На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озёр, с умолкшей церковью посередине, оплаканная русским певцом Россия. Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы! Шапки долой, Россия!
Есенина поют!
Звучит песня «Забава» в записи. Исполнитель – А. Малинин
Чтец 8: (Пётр Орешин. “Сергей Есенин”)
Сказка это, чудо ль, или это – бред:
Отзвенела удаль разудалых лет.
Песня отзвенела над родной землёй.
Что же ты наделал, синеглазый мой?
Отшумело поле, пролилась река,
Русское раздолье, русская тоска.
Ты играл снегами, ты и тут и там
Синими глазами улыбался нам.
Кто тебя, кудрявый, поманил, позвал?
Пир земной со славой ты отпировал.
Было это, нет ли, сам не знаю я.
Задушила петля в роще соловья.
До беды жалею, что далёко был
И петлю на шее не перекусил!
Кликну, кликну с горя, а тебя уж нет.
В чёрном коленкоре на столе портрет.
Дождичек весенний окропил наш сад,
Песенник Есенин, синеглазый брат.
Вековая просинь, наша сторона…
Если Пушкин – осень, ты у нас – весна!
В мыслях потемнело, сердце бьёт бедой.
Что же ты наделал, раскудрявый мой?!
В исполнении учащихся звучит песня «Клен ты мой опавший»
Чтец 9:
Ведущая: Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии, его души до сих пор светит ярко и, думается, будет светить вечно. И совсем неудивительно, что поэзия Есенина не перестаёт привлекать внимание композиторов. Их покоряет есенинское “буйство глаз и половодье чувств”, его страстная любовь к Родине, к жизни, к природе, к своему народу и его песням.
Гости и учащиеся поют «Отговорила роща золотая»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие по литературе по творчеству В.В. Маяковского
разработка внеклассного мероприятия по литературе для страших классов по творчеству В.В. Маяковского....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО...
Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное Дню православной книги.
Мероприятие содержит сценарий в форме устного журнала "Книга и книжность на Руси" и презентацию к нему, рассказывает об истории возникновения азбуки, книги, книгопечатания. Интересный и познавательный...
Внеклассное мероприятие (литературная гостиная), посвященное творчеству горшеченской поэтессы Матусовой Е.М.
Материал мероприятия направлен на формирование личностных УУД обучающихся....
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе, посвященного жизни и творчеству В. Маяковского «Слушайте, товарищи потомки!»
Сценарий подойдет как для проведения урока литературы, так и для внеклассного мероприятия, для проведения литературной гостиной. В сценарии описаны основные события жизни Маяковского и его творчества....
Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное 70-летию Курской битвы
Мероприятие о Битве на Курском выступе – яркой странице военной истории, окончательно переломившей ход Великой Отечественной войны, крупнейшему танковому сражению под Прохоровкой. Этому историческому ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе, посвященное 75-летию со дня рождения В.С.Высоцкого
Литературно-музыкальная гостиная«Что там я , миллионы, точнее, народ, твои песни-знамёна по жизни несёт» Цель мероприятия:1.Проанализировать творчество В.С.Высоцкого, обозначить основные те...