Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Чудный кристалл" творчества А.С. Пушкина
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Зябкина Елена Петровна

Сценарий предназначен для учащихся 5-11 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Смаглеевская средняя общеобразовательная школа

«Чудный кристалл» творчества А.С.Пушкина

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе

Составила учитель русского

 языка и литературы Зябкина Елена Петровна

2013 г.

1 ведущий:   С чувством благоговейного трепета мы произносим краткое слово «Пушкин…»

   Много лет нет его между нами, но его светлый гений незримо встаёт среди нас, согревая сердца, утомлённые жизненной борьбой, и пробуждая в умах наших воспоминание о чём – то нежно – любимом, заветном и родном. Бесчисленные нити таинственно, но неразрывно соединяют нас с Пушкиным, а Пушкина с нами, и он для нас составляет  самую задушевную, самую сокровенную суть нашего общерусского бытия.

2 ведущий:  1799 год… В семье Пушкиных родился мальчик. Нарекли его Сашей. Никто и не догадывался, что история предназначила ему великое будущее.

1 ведущий: В детстве Саша не был избалован теплотой родных, не был любимым сыном. Одиночество поэта скрашивала его няня, Арина Родионовна. Она заботилась о нём, как умела, она любила своего питомца нежно, и Пушкин отвечал ей такой же привязанностью. Няня была хорошей рассказчицей, знала поговорки, прибаутки, пословицы, приметы. Пушки любил слушать её образную речь, её сказки.

         Инсценировка:  в зале полумрак, на сцене ученики в роли няни и маленького Пушкина. Няня вяжет и рассказывает «У лукоморья…».

Звучит романс «Буря мглою небо кроет».

На экране слайд с видом Царского Села.

1 ведущий: Царское Село… Здесь каждый уголок напоминает о Пушкине, дышит им. Почему? Не странно ли это? Ведь Царское Село – это прежде всего Царский Екатерининский дворец. Это памятники русских побед. Это парки и сады,  в них  веселились и отдыхали члены царской фамилии, аристократы, высший свет. Почему же этот город теперь нпсит имя поэта Пушкина? Потому что 12 августа 1811 г. наш будущий национальный поэт выдержал экзамен и поступил в Царскосельский Лицей.

1 чтец:  Смуглый отрок бродил по аллеям,

              У озёрных бродил берегов,

              И столетия мы лелеем

              Еле слышный шелест шагов.

              Иглы сосен гулко и колко

              Устилают низкие пни…

              Здесь лежала его треуголка

           И растрёпанный томик Парни.

2 ведущий:  Шесть лет провёл он здесь, в Царском Селе. Лицей стал его  домом на все эти годы. Здесь из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Отсюда вынес он свой светлый и ясный взгляд на мир и людей. Сначала это были впечатления от искусства и природы Царского Села: нарядных,  в зелени, дворцовых зданий, роскошных парков, украшенных садами, прудами и беседками, скульптурой. Всё это будило поэзию.

Луч света направляется на сцену. За партой сидит курчавый мальчик – подросток, перед ним чернильница и лист бумаги. Он держит перо и читает стихи:

                         В те дни в таинственных долинах,

                         Весной при кликах лебединых,

                         Близ вод, сиявших в тишине,

                         Являться муза стала мне.

1 ведущий:  И полилась из – под вдохновенного пера дивная музыка гранёных рифм, чарующая русский слух, пленяющая русское воображение, волнующая русскую душу.

2 чтец:   Не всё ли, милый друг,

               Быть счастья в упоенье?

               И в грусти томный дух

               Находит наслажденье:

               Люблю я в летний день

               Бродить один с тоскою,

               Встречать вечерню тень

               Над тихою рекою

               И с сладостной слезою

               В даль сумрачну смотреть.

2 ведущий:  Шли годы, и звуки дивной поэзии Пушкина, ширясь и разрастаясь, становились всё увереннее, всё ярче и сильнее, и, наконец, как вешние воды, затопляя берега, они хлынули и разлились по всему необъятному простору земли русской, и, докатившись до самых дальних её пределов, нашли живой отклик и навсегда запечатлелись в сознании миллионов русских людей.

                             Звучит музыка.

3 чтец:  В поле чистом серебрится

              Снег волнистый и рябой,

              Светит месяц, тройка мчится

              По дороге столбовой.

               Пой: в часы дорожной скуки,

               На дороге, в тьме ночной

               Сладки мне родные звуки

               Звонкой песни удалой.

            Пой, ямщик, я молча, жадно

            Буду слушать жадно голос твой.

            Месяц ясный светит хладно,

            Грустен ветра дальний вой.

            Пой: «Лучинушка, лучина,

            Что же не светло горишь?»

2 ведущий:   Безраздельно и беззаветно он слился с народною стихией, и затем он уже был просто не в состоянии отделить себя от той России,  в которой он родился, в которой он вырос и возмужал и которую любил бесконечно, как сын любит свою мать. И принял он свою родину всю, целиком, без остатка, с её пленительной природой, с трудной и нерадостной её историей, во всей её безграничной шири, безудержной удали и задумчивой печали, старую, милую нашу Россию, такую, какой она представилась его взору, какой она открылась его чуткому и доброму сердцу.

   

                       Звучит романс «Вдоль по улице метелица метёт».

4 чтец:  Стихотворение «Зимнее утро».

5 чтец:   под музыку Шопена звучат стихи:

             Унылая пора! Очей очарованье!

             Приятна мне твоя прощальная краса.

             Люблю я пышное природы увяданье,

             В багрец и золото одетые леса,

             В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

             И мглой волнистою покрыты небеса,

             И редкий солнца луч и первые морозы,

             И отдалённые седой зимы угрозы.

             

6 чтец:   … Смотри, какой здесь вид: избушек вид убогий,

               За ним чернозём, равнины скат отлогий,

               Над ними серых туч густая полоса.

               Где нивы светлые? Где тёмные леса?

               Где речка? На дворе у низкого забора

               Два бедных деревца, и то из них одно

               Дождливой осенью совсем обнажено…

               И только. На дворе живой собаки нет.

               Вот, правда, мужичок, за ним две бабы вслед.

               Без шапки он; несёт под мышкой гроб ребёнка

               И кличет издали ленивого попёнка,

               Чтоб тот отца позвал да церковь отворил.

               Скорей! Ждать некогда! Давно бы схоронил…

1 ведущий:  «Ничто не оставлено им

                     Под солнцем живым без присмотра

                     На всё отзывался он сердцем  своим.

                     Что просит у сердца ответа», -

писал поэт Баратынский. Нельзя не согласиться с этими словами, ведь в пушкинском творчестве нас пленяет всё: и стремительность захватывающих событий, и лёгкий, подобно птице, летящий стих, естественный, непринуждённый и свободный; и благородная простота чувств; и изящество глубокой, всегда человечной мысли.

      Гениальным мыслителем и мудрым философом предстаёт перед нами А.С.Пушкин, когда мы читаем его трагедии «Борис Годунов», где показаны кровавые события русской истории, «уроки» которых не извлечены людьми, «Скупой рыцарь», где деньги становятся источником и символом власти, «Моцарт и Сальери», где Пушкин показывает, какой мучительной и губительной для человека бывает зависть, и гениальную поэму «Медный всадник», где сливаются воедино восхваление Петра Великого и петербургская повесть о « маленьком человеке» и его трагической судьбе.

      Вслушаемся в волшебные строки его стихов. В реальной жизни, окружавшей Пушкина, господствовали жёсткие нравы: рушились семейные устои, любовь превращалась в кощунство, преступления совершались ради власти над людьми. Сам Пушкин, пытавшийся заключить соглашение с царём, становится жертвой произвола, терпит одно унижение за другим. Некоторые его произведения запрещают, другие предлагают переделать, чинят препятствия свободному передвижению, окружают мелочной опекой.

И всё – таки, несмотря на трагические обстоятельства, вызвавшие горечь, негодование, Пушкин сохранил веру в общечеловеческие ценности, в добро, любовь и красоту.

   

1 чтец:   «Элегия»

                         Безумных лет угасшее веселье

                         Мне тяжело, как смутное похмелье.

                         Но, как вино – печаль минувших дней

                         В моей душе чем старее, тем сильней.

                         Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

                         Грядущего волнуемое море.

                       

                          Но не хочу, о други, умирать,

                          Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

                          Я ведаю, мне будут наслажденья

                          Порой опять гармонией упьюсь,

                          Над вымыслом слезами обольюсь,

                          И может быть, на мой закат печальный

                          Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

 2 ведущий:          Эпиграммы, политические статьи, вольнолюбивые и сатирические стихотворения, многие из которых не печатались, а распространялись в списках, - ещё одна сторона творчества Пушкина. Со всей резкостью, независимостью свободолюбивого ума Пушкина высмеивает показной либерализм Александра I, подхалимство и тщеславие  графа Воронцова, жадность министра Уварова, бездарность своих литературных врагов.

  2 чтец:                О чём, прозаик ты хлопочешь?

                              Давай мне мысль, какую хочешь:

                              Её с конца я завострю,

                              Летучей рифмой оперю,

                              Взложу на тетеву тугую,

                              Послушный лук согну в дугу,

                              А там пошлю на удалую,

                              И горе нашему врагу.

   1 ведущий:      Среди высоких и прекрасных талантов, которыми так щедро был наделён Пушкин, есть один особый – талант дружбы. Жизнь сталкивала его с самыми разными людьми: с поэтами и писателями, с учёными и прославленными воинами, с выдающимися мыслителями, актёрами, художниками и музыкантами. И среди всех этих разных людей Пушкин находил друзей, одних на всю жизнь, других – на краткие мгновения. Но и те и другие, одарённые пушкинской славой, прошедшие с ним по жизни или только встретившиеся ему, предстают перед нами в его произведениях.

   3 чтец:                 Когда постиг меня судьбины гнев,

                                Для всех чужой, как сирота бездомный,

                                Под бурею главой поник я томной.

                                Я ждал тебя, вещун пермесских дев,

                                И ты пришёл, сын лени вдохновенный,

                                О Дельвиг мой: твой голос пробудил

                                Сердечный жар,  так долго усыплённый,

                                 И бодро я судьбу благословил».

2 ведущий:    Удивительной человеческой высотой, духовностью и благородством отмечается любовная лирика Пушкина. В ней раскрывается во всей её красоте душа поэта – душа, способная на сильный сердечный порыв, на верность, на удивительную глубину чувства.

4 чтец:                     Я Вас любил: любовь ещё, быть может,

                                 В душе моей угасла не совсем;

                                 Но пусть она Вас больше не тревожит;

                                 Я не хочу печалить Вас ничем.

                                 Я Вас любил, безмолвно, безнадежно,

                                 То робостью, то ревностью томим;

                               Я Вас любил так искренно, так нежно,

                               Как дай Вам бог любимой быть другим.

                               

5 чтец:                   На холмах Грузии лежит ночная мгла,

                               Шумит Арагва подо мною.

                               Мне грустно и легко, печаль моя светла,

                               Печаль моя полна тобою,

                               Тобой, одной тобой… Унынья моего

                               Ничто не мучит, не тревожит,

                               И сердце вновь горит и любит – оттого,

                               Что не любить оно не может.

1 ведущий:        Любовью и нежностью дышит образ пушкинской Татьяны.

Тихая и простая и в то же время величавая и таинственная, она покоряет наши сердца.

6 чтец:               И забываю мир и в сладкой тишине

                           Я сладко усыплён моим воображеньем,

                           И пробуждается поэзия во мне…

2 ведущий:      Тема призванья поэта и назначения поэзии – одна из важных тем в творчестве Пушкина, возникает как результат неисчерпаемого богатства впечатлений от окружающей природы, полноты жизни. Поэт у Пушкина – пророк, который призван обличать пороки общества и учить людей жизни:

1 чтец:                 Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

                             Исполнись волею моей

                             И обходя моря и земли,

                             Глаголом жги сердца людей.

                             Веленью божьему, о муза, будь послушна,

                             Обиды не страшась, не требуя венца,

                             Хвалу и клевету приемли равнодушно

                             И не оспаривай глупца.

1 ведущий:             Вся поэзия Пушкина проникнута вольнолюбивыми настроениями, духом свободы, восславлять которую в «жестокий век» николаевского режима было неимоверно трудно и не всегда безопасно, но Пушкин остался независимым, сохранил чувство личного достоинства и гордость признанного поэта.

 2 чтец:               Поэт! Не дорожи любовию народной

                            Восторженных похвал пройдёт минутный шум,

                            Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

                            Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.

2 ведущий:        Знаменитая немецкая гадалка нагадала Пушкину, что он умрёт насильственною смертью. Это предсказание звучало так: «Может быть, ты проживёшь долго, но на 37 году берегись белого человека, белой лошади и белой головы».

1 ведущий:         Когда поэту шёл тридцать седьмой год, на его жизненном пути появился Дантес – «белый человек» (он носил белый мундир), с «белой головой» - (он был белокур). Пуля из дуэльного пистолета – смерть от «белого человека» на 37 году жизни были предсказаны за два десятилетия до того зимнего утра, когда в заснеженном пригороде прозвучал роковой выстрел.

3 чтец:             Стихотворение «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтова.

2 ведущий: Смерть великих людей кладёт начало их бессмертию. Сбылось пророчество Пушкина: он не умер. К нему не заросла народная тропа и памятник его славы вознёсся выше Александрийского столпа:

4 чтец:              Стихотворение А.С.Пушкина «Памятник».

2 ведущий:           Сбылось и другое вещее тютчевское предсказание:

                         

                                 Как первую любовь

                                 России сердце не забудет

    Оно и не забыло его. Он живёт в нём не только первою любовью, но и последней надеждой, ибо в Пушкине мы видим не только вдохновенного певца былого величия России, но и залог её счастливого будущего.

                     

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для 5-9 класса "Наш Пушкин"

Внеклассное мероприятие для 5-9 класса "Наш Пушкин"Изучение творчества Пушкина в школе, приобщение к миру его поэзии и прозы представляет бесконечные возможности для духовного роста, воспи...

Сценарий внеклассного мероприятие по сказкам А.С. Пушкина "Лукоморье"

Данное мероприятие является обобщающим после изучения сказок А.С. Пушкина в пятом классе. В результате проведения сказочного вечера проявляется интерес к прочтению сказок. Мероприятие сопровождается м...

Сценарий внеклассного мероприятия "Читаем Пушкина..."

Данное внеклассное мероприятие рассчитано на детей 12-15 лет,учащихся коррекционной школы (VI вид)....

Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия, посвященного творчеству А.С. Пушкина «Венок добрых чувств»

Данная методическая разработка сценария внеклассного мероприятия по дисциплине  «Немецкий язык» предназначена для использования преподавателями немецкого языка во всех учебных заведениях, где он ...

Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»

Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....

Сценарий внеклассного мероприятия для обучающихся 5 класса. КВН «СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА»

Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной недели по литературе в 5-х классах. КВН «Сказки А.С.Пушкина» составлен на основе изученного учебного материала на уроках литер...

Сценарий внеклассного мероприятия "Болдинская осень в творчестве А.С. Пушкина"

Сценарий внеклассного мероприятия "Болдинская осень в творчестве А.С. Пушкина"...