Конспект внеклассного мероприятия. Литературная гостиная, посвящённая жизни и творчеству Л.К.Татьяничевой на тему « Как солнце в драгоценной грани, в Урале Русь отражена».
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Скалистская средняя общеобразовательная школа»
Неделя русского языка и литературы
Открытое мероприятие. 2021 год
Литературная гостиная, посвящённая жизни и творчеству
Л.К.Татьяничевой на тему « Как солнце в драгоценной
грани, в Урале Русь отражена».
Учитель: Кенжебаева Л.И.
Цель :
- познакомить учащихся с жизнью
и творчеством поэтессы Южного
Урала,
- способствовать развитию
творческих способностей учащихся,
работать над выразительным чтением
стихов, над развитием устной речи
учащихся,
- воспитывать чувство любви к родине,
родному Уралу, воспитывать любовь к
поэзии, поэтическому слову.
Оборудование:
- большой портрет Л.К.Татьяничевой,
возле него- живые цветы,
- стенд, на котором яркие рисунки
учеников, изображающие Урал,
родные просторы, природу родного края.
( принимают участие ученики 9,10,11 классов)
Ход праздника:
- Слово первому ведущему:
19 декабря 2020 года исполнилось 105 лет со дня рождения
замечательной уральской поэтессы Людмилы Константиновны
Татьяничевой. Она умерла в Москве в 1980 году, так и не став
москвичкой, а навсегда оставшись нашей уралочкой.
II.Звучит запись стихотворения в исполнении автора:
Я без Урала не могу.
Стоит перед глазами
Он то утёсами в снегу,
То синими лесами.
То сталью, зреющей в печах,
Берущей жар у солнца,
То стройкой в просверках,
В лучах мгновенно обернётся…
И память, вызвездив костры,
Положит светотени на степь,
И на Магнит-горы
Гигантские ступени.
Стою на тающем снегу,
Охмелена весною,
Я без Урала не могу.
Урал всегда со мною.
Да, он со мной
Я не в дали,
За сизой кромкой леса,
Растворено в моей крови
Твоё, Урал, железо!
III. Ведущий:
Остались её книги, её стихи, её голос, который вы сейчас
слышали. Как никто другой, своими стихами она прославила Урал,
его людей, природу. Нам, землякам поэтессы, просто нельзя не
знать её стихов, её жизнь, трудную и счастливую.
Почему трудную?
Потому что она поэт. Поэтам всегда живётся непросто, это закон их
существования. Вот её судьба…
IV.СЛОВО ВТОРОГО ВЕДУЩЕГО:
Она родилась 19 декабря 1915 года в маленьком городке Ардатове
(Мордовия), недалеко от Урала.
Ей было всего три года, когда умер отец. Мать-школьная учительница
забрала дочку и уехала в глухую деревню учить детей. Там начала
учиться и девочка. И вдруг опять большое горе: заболела и умерла мать.
Так в 10 лет она осталась круглой сиротой. Л.К.Татьяничева вспоминает:
« Мне очень хотелось запомнить её могилку, на которой не было ни
памятника, ни креста. Я сняла свой шарф и обвязала им тёплый ствол
берёзки, веря, что по этой примете смогу отыскать дорогую для меня
могилку. Так оборвалось моё детство».
С маленьким фанерным чемоданчиком она приехала в Свердловск к
дальним родственникам, которые приняли её как родную дочку.
V.Ученик рассказывает:
Её отчим был заядлым охотником, брал Люду в плаванье по реке
Чусовой и учил стрелять, ловить рыбу, понимать язык деревьев,
птиц,зверей. Наверное тогда она заболела Уралом и стала считать его
своей Родиной.
VI. Чтение ученицей стихотворения:
Урал.
Уралу.
Об Урале…
И всё о нём,
Всё об одном!
Недаром сосны колдовали
Ночами над моим окном.
Недаром,
Нет, совсем недаром
Так истово свой край люблю.
Живой строкою,
Как радаром,
Его дыхание ловлю.
Мне нравится,
Как жёсткий иней
Ерошит кисточки хвои.
- Чем опечален,
Бор мой сильный,
Все ль дети счастливы твои?-
В предгорье
Или в междугорье,
Раздвинув ветки тальника,
Спрошу:
- Ну, как твоё здоровье,
Моя шумливая река?-
На автострадах росчерк шинный.
Гудят моторы.
Блещет сталь.
-Куда спешите вы, машины?
В какую близь?
В какую даль?
Меня встречают, как встречали,
Мартены гудом и огнём.
Урал!
Уралу!
Об Урале!
О чём же,
Если не о нём?
( исполняется вокальной группой песня «Уральская лирическая»
VII. Ведущий:
В школе она училась в одном классе с Алёшей Бажовым и бывала у
них дома. Отец мальчика, Павел Петрович, тогда ещё не написал
знаменитых уральских сказов, но все знали его как хорошего
журналиста. И однажды Люда решилась прочесть ему свои стихи.
Павел Петрович сказал: « Есть в тебе, Людочка, живой огонёк, а
стишки твои похвалить не могу. Только ты не горюй и не гаси в себе
первые искорки.» И дал девочке советы, которые она запомнила на всю
жизнь. Детство закалило характер девочки, сделало её более самостоя-
тельной. И вот в 15 лет она пошла работать токарем на вагоностроитель-
ный завод:
VШ.Ученица читает стихотворение:
Я училась детали точить на станке.
Стружки руки клевали, прилипали к щеке.
Вместо доброй удачи-
То поломка,то брак.
Шла со смены я, пряча
Свои слёзы в кулак.
Но кроме слёз были и удачи, и радость, и хорошие стихи.
Потом были рабочий факультет, учёба в институте цветных
металлов. Но её мятежная душа просила чего-то большего.
И она уехала строить огромный мелаллургический комбинат,
вокруг которого вырос потом город Магнитогорск.
( исполняется песня о Магнитогорске « Магнитка-моя судьба»)
Было ей всего 19 лет. Люди жили в холодных и тесных
бараках, но но трудности их не пугали. Там к Людмиле пришла
любовь. Николай Смелянский-работник газеты, литератор,
стал её мужем. Самое удивительное,что они родились в один день
19 декабря. У них родились два сына. Она писала о любви:
Любовь-это тайна и чудо,
И нам не узнать никогда
Придёт ли? Когда и откуда?
А если уйдёт, то куда…
X. СЛОВО ВТОРОМУ ВЕДУЩЕМУ:
Но вскоре началась война. Мирная жизнь закончилась.
Многие мужчины ушли на фронт. Женщины заменили их у
станков на заводах. И вот в разгар войны выходит первый
сборник стихотворений Людмилы Константиновны- «Верность»(1944)
С выходом в свет небольшой книги русская поэзия стала
богаче ещё на одно имя.
Стихи из этого сборника печатались во фронтовых газетах.
Настоящим поэтом Татьяничеву сделала война. Она вовремя
поняла,что собственное благополучие в дни, когда над страной
нависла смертельная опасность, не даёт ей права жить домашним
мирком. Для её лирической героини война была не только
всенародным горем, но и глубоко личным, беспредельно тяжким
несчастьем. Вырезки со стихами Л.К.Татьяничевой бойцы хранили
в карманах гимнастёрки рядом с письмами родных.
( исполняется песня о войне «Сыны»).
XI. УЧЕНИЦА ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ:
Пусть не в меня в прямом бою
Вонзился штык чужой огранки,
Прошли сквозь молодость мою
Года, тяжёлые, как танки.
О, трудный марш очередей
За хлебом, клеклым от бурьяна,
И под молчаньем площадей
Суровый голос Левитана.
А дети в ватничках худых,
И вдов опущенные плечи!
Нет горше будней фронтовых,
Но эти- вряд ли были легче…
Ты знаешь это, ты видал цеха
Бессонные, в которых из гнева
Плавился металл, а слёзы
Превращались в порох.
XII .ВЕДУЩИЙ:
В конце войны Л.К.Татьяничева переведена в Челябинск на
руководящую работу. Она возглавляла в областном центре
литературное дело, а ведь ей ещё нет и 30 лет.
Женская сила.
Сила без нежности-грубо.
Нежность без силы-бескрыла.
Врачуя, творя и голубя, действует
Женская сила. В песни, в пословицы входит,
И если сказать открыто
Она на земле верховодит не только
В стихиях быта.
Добрей нашей силы нету.
И нет её терпеливей,
Стремимся мы нашу планету
Взрастить и сделать счастливой.
Мы- большая часть народа
С детства усвоили твёрдо:
Отчизна, Земля, Свобода-
Тоже женского рода!
С упорством неодолимым
Зреет в нас жизни завязь,
И даже в любви к любимым
Нам сила нужна, не слабость!
Людмила Татьяничева. Какой она была в жизни? Современники
запомнили её красивой женщиной. Красота её была скорее внутренней,
шедшей из души. Как у этой уральской женщины-красавицы,
портрет которой она нарисовала стихами:
XIII.ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ:
Сталевар.
Глядя сквозь засинённое стекло,
Она стоит у раскалённой печи.
Её тугие, вылитые плечи
Сиянье золотое облекло.
И не найти красивее убора,
Чем узел кос над линией пробора
Она стоит спокойна и проста,
Скупа на разговоры и движенья.
В печи идёт тяжёлое броженье:
Молочной пеной закипает сталь.
Металл бушует.
Вот ещё немного-
И в длинной ложке пламенеет проба.
Узнав анализ, девушка спешит
К высокой будке. Там подача газа.
По жёлобу нагретый до отказа
Течёт металл в просторные ковши.
Он укрощён. Он дышит жаром
На золотые руки сталевара.
XIV.СЛОВО ВТОРОМУ ВЕДУЩЕМУ:
Красота души с годами выразилась на лице. Такое часто бывает в
зрелости. А вот внутренняя суть поэтессы запечатлена едва ли не в
самом известном стихотворении «Гордые»(1961г).
Гордым-легче.
Гордые не плачут
Ни от ран, ни от душевной боли.
На чужих дорогах не маячат.
О любви, как нищие, не молят.
Широко раскрыылены их плечи,
Не гнетёт их зависти короста…
Это правда-
Гордым в жизни легче,
Только гордым сделаться –
Не просто.
В 1965 году Л.К.Татьяничеву пригласили работать в Москву,
избирают секретарём правления Союза писателей РСФСР,
и она переезжает в Москву. Там прожила она последние 15 лет.
Но столичная жизнь не коснулась её души, своё сердце она словно
забыла здесь и завещала его своему синему Уралу, своей милой
малой родине.Урал и уральцев она не забывала никогда.
XV. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ:
УРАЛ.
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал,
Как девочки, сосны босые,
Сбегают с заснеженных скал.
В лугах, на ковровых просторах,
Среди плодоносных полей,
Лежат голубые озёра
Осколками древних морей.
Богаче, чем краски рассвета,
Светлее, чем звёздный узор,
Земные огни самоцветов
В торжественном сумраке гор.
Я сердцем всё это вбирала,
Свой край полюбив навсегда,
Но главная сила Урала-
В чудесном искусстве труда.
Люблю я огонь созиданья
В суровой его красоте.
Мартенов и домен дыханье
И ветер больших скоростей.
Мне дороги лица простые
И руки, что плавят металл.
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
XVI. СЛОВО ВЕДУЩЕМУ:
Татьяничева много писали и для детей. Но, к сожалению,
в последние годы её произведения почти не переиздавались,
поэтому книг не так уж и много. Хочется верить, что это будет
поправимо. Главной темой детских стихов является тоже
природа. В стихотворениях много света, солнышка, добра,
любви: Полон ягоды подол
У лесной поляны.
Охраняют тиходол
Сосны-несмеяны.
У оленя на губах
Алый сок клубники.
И запутался в рогах
Колокольчик дикий.
* * *
Летом солнце будит меня-
Оно просыпается рано.
Зимой получается наоборот.
Меняемся мы местами.
Солнце долго зимой не встаёт-
Его я бужу утрами.
В стихах Людмилы Константиновны всегда много тепла к детям,
но она может быть суровой и строгой, если видит зло:
Исподтишка, чтоб никто не увидел,
Стасик ударил щенка.
За что? Просто так!
Ведь щенок безобиден-
Кусаться не может пока.
Камнем гусёнка поранил Стасик-
Растёт хромоножкою гусь…
Если увижу, что Стасю дубасят,
Я за него не вступлюсь.
XVII СЛОВО ВТОРОМУ ВЕДУЩЕМУ:
Последние 5 лет жизни поэтесса превозмогала боль, оставила
работу. Когда ощущение тёмного, неотвратимого было рядом,
опять спасительным было воспоминание об Урале, о его природе.
Живу я в глубине России.
Живу я в глубине России,
В краю озёр и рудных скал.
Здесь реки-сини,
Горы-сини
И в синих отсветах металл.
Милы и дороги до боли,
Да так, что глаз не оторвать,
Мне брови лиственниц собольи
И сосен царственная стать.
Тайга, тайга…
Берёт отсюда
Начало изумрудный цвет,
А зеленее изумруда
Ни дерева, ни камня нет!
По красоте,
По скрытой силе
Мне не с чем мой Урал сравнить.
Иной здесь видится Россия.
Суровей,
Строже, может быть.
А может, здесь она моложе…
Свежей тут времени рубеж.
Но сердце русское- всё то же.
И доброта, и песни те ж!
И лица те же, что в Рязани,
И так же звучны имена.
Как солнце в драгоценной грани,
В Урале Русь отражена.
XVIII. СЛОВО ВЕДУЩЕМУ:
Через Урал Л.К.Татьяничева отражала Россию:
Завиднее цели не зная,
Мечтаю о чести такой:
Достойна быть отчего края
Идущей от сердца строкой.
Так определила свою роль Л.К.Татьяничева. Она умерла в апреле
1980 года. Одно из своих последних стихотворений поэтесса
начала так: На Урал моё сердце летело.
Пусть Урал его сохранит.
В Челябинске есть улица имени Татьяничевой, библиотека № 26
носит её имя. На доме, где она жила, висит мемориальная доска.
В честь нашей землячки названа малая планета № 3517, расположенная
между Марсом и Юпитером.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
.Сценарий литературной гостиной, посвящённой жизни и творчествуМарины Цветаевой
Жизнь и творчество великого поэта М.И.Цветаевой всегда интересны старшеклассникам глубиной проникновения, мелодикой и трагизмом. Литературная гостиная помогает учащимся понять и осознать суть её...
Внеклассное мероприятие (литературная гостиная), посвященное творчеству горшеченской поэтессы Матусовой Е.М.
Материал мероприятия направлен на формирование личностных УУД обучающихся....
Внеклассное мероприятие: "Литературная гостиная. Творчество Шекспира" 9-11 класы на английском языке
Это мероприятие посвящено юбилею великого английского поэта У. Шекспира. На литературной странице данного мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством этого удивительного мастера пера....
Литературная гостиная, посвящённая жизни и творчеству Оскара Уайльда
Конспект внеклассного мероприятия (с презентацией) для 7х классов школ с углублённым изучением английского языка о жизни и творчестве знаменитого британского писателя Оскара Уайльда...
Внеклассное мероприятие Литературная гостиная «Русь великая, православная». Рождественские районные образовательные чтения на тему «Нравственные ценности и будущее человечества»
1 ноября 2017 года в МБОУ «Хиславичская СШ» прошли Рождественские районные образовательные чтения на тему «Нравственные ценности и будущее человечества». В мероприя...
Презентация к уроку (внеклассному мероприятию "Литературная гостиная" по творчеству С.А.Есенина )
В презентации представлены фотоматериалы жизни и творчества Сергея Александровича Есенина...
Презентация к уроку / внеклассному мероприятию "Литературная гостиная" по творчеству М.Ю.Лермонтова
В презентации представлены фотоматериалы жизни и творчества Михаила Юрьевича Лермонтова...