Внеклассное мероприятие:"И.Я.Яковлев : жизнь и творчество. "
материал на тему
Это мероприятие можно проводить в неделе чувашского языка. Яковлев-просветитель чувашского языка.За свою долгую педагогическую деятельность сам Иван Яковлев был для чувашей всем : создателем письменности и литературного языка ,писателем-реалистом .историком .этнографом ,фольклористом,автором первых чувшских учебников ,переводчиком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yakovlev.docx | 36.3 КБ |
Предварительный просмотр:
И. Я. Яковлев (1848 - 1930): ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
Дата проведения: 06.10.14 Оборудование:
- Книжно-иллюстративная выставка «И.Я.Яковлев: жизнь, деятельность, педагогические идеи» со следующими разделами:
- Богатое наследие И.Я.Яковлева
- Страницы великой жизни
- И.Я.Яковлев и его современники
- Идеи И.Я Яковлева через призму времени
- Фотоэкспозиция «Встречи с И.Я.Яковлевым» (на основе ксерокопий фотографий И.Я.Яковлева из книг, журналов и т.п.)
- Плакаты с высказываниями о И.Я.Яковлеве, например:
«Яковлев не может умереть, дух его вечно будет жить в его просветительских делах - пока будут существовать народы - русский и чувашский». Г. Александров.
- Декорации (плакаты или большая ширма) с изображением Волги, ее высоких берегов, леса и пристани города Симбирска поздней осенью.
- Плакат-кроссворд и конверты с вопросами викторины.
- Презентация «И.Я.Яковлев».
Ведущий 1: Петрова Ольга
Ведущий 2: Семёнова Екатерина
Ведущий 3: Васильева Мария
Ведущий 4: Смирнова Кира
Ведущий 5: Николаева Наталья
Ход сценария.
Ведущий 1: Дорогие друзья! Сегодня мы с Вами раскроем книгу под названием «Иван Яковлевич Яковлев. Моя жизнь. Воспоминания» и пройдемся по некоторым главам этой удивительно интересной книги воспоминаний нашего замечательного земляка
Кто же такой Иван Яковлевич Яковлев? Нынче в Чувашии вряд ли найдется человек, который не знал бы этого выдающегося педагога-просветителя.
«Будь всем, кого не хватает чувашам»,- говорил он каждому своему ученику. За свою долгую педагогическую деятельность сам Иван Яковлевич был для чувашей всем: создателем письменности и литературного языка, писателем-реалистом, историком, этнографом, фольклористом, автором первых чувашских учебников, первоклассным переводчиком, издателем и распространителем первых книг.
Ведущий 2: Именно о нем в 1872 году в газете «Вестник Европы» была опубликована статья, в которой говорилось следующее: «В нашем захолустье явилась личность, не пользовавшаяся официальным положением, никем не признанная, никем не поощряемая к деятельности, не имевшая гроша за душой, в одно и то же время боровшаяся с крайней нуждой и при всем этом пробудившая внимание сонного нашего общества к темному, все еще остававшемуся в первобытном диком состоянии, чувашскому населению нашей (Симбирской) губернии. Этот малооцененный, малоизвестный деятель, чуваш по происхождению, невероятными усилиями выбился из темной чувашской деревушки на свет божий. Он начал с народной школы и кончил университетом, но, продвигаясь вперед, кое-как перебиваясь уроками и вынося то что под силу одному железу, он ни на минуту не расставался с мыслью служить просвещению своих собратий и непонятным образом, еще, будучи гимназистом, успел вырвать из дебрей нескольких чувашских мальчиков и открыть в нашем городе первую чувашскую школу. При веем этом ему удавалось с неизвестным постоянством заниматься переводом книг религиозного содержания на чувашский язык».
Ведущий 3: Об Иване Яковлевиче Яковлеве у нас в дальнейшем и пойдет речь. И первое, с чего хотелось бы начать свой рассказ - это детские годы великого сына чувашского народа.
Ведущий 1: «Детство». Ребята! Давайте вместе с Вами заглянем в прошлое Чувашии, а именно, перенесемся 160 лет назад и посмотрим, как же жили чувашские крестьяне и их дети, во что они одевались, что ели, чем занимались. Это поможет Вам представить условия жизни маленького Ивана Яковлева и его родителей.
Ведущий 2: Деревня, где 25 апреля 1848 года родился Иван Яковлевич Яковлев, называется Кошки-Новотимбаево. Она расположена в живописной местности на правом берегу реки Кильна, впадающей в Свиягу.
Ведущий 3: Здесь Яковлев родился - с лишним век
Тому назад, нелегкою была.
Его судьба, но этот человек.
Нес знанья в мир насилия и зла.
Ведущий 1: Еще, будучи грудным ребенком, Иван осиротел. Его мать - Анастасия - умерла на второй день его рождения. Отца он не знал. Фамилия и отчество даны были Ване при крещении по крепостному крестьянину Якову Яковлеву. Его приняла и воспитала семья удельного крестьянина Кириллова (в воспоминаниях И.Я.Яковлева - Пахомова) из той же деревни. Глава семьи, дед. Пахом, был слепой, и Иван, немного повзрослев, стал его поводырем.
Ведущий 2: Как в большинстве крестьянских семей того времени, в семье Пахомовых детей с малых лет приучали к труду. «Часто, по ночам,- вспоминает И.Я.Яковлев, - я пас лошадей с другими мальчиками деревни Кошки, ездил со старшими в город Тетюши летом и осенью, когда туда возились для продажи огурцы, картофель. Бороновал поле, сидя верхом на лошади, жал рожь, косил. Водил лошадей на водопой».
Ведущий 3: При этом, как вспоминает И.Я.Яковлев: «В раннем детстве я был больным, хилым, тщедушным, малорослым, молчаливым ребенком». Вот, что записано в книге И.Яковлева «Моя жизнь»: «Семью Пахомовых я считаю моей родной. К этой семье до сих пор я храню самые родственные теплые чувства. В семье этой меня не обижали, относились, как к родному ребенку. Я долго не знал о том, что семья Пахомовых мне чужая... Только когда мне исполнилось лет 17, то есть, когда я уже учился в гимназии, увидев свою метрику о рождении и крещении, я узнал, что это не родная моя семья...».
Ведущий 1: Когда Ване исполнилось 8 лет, его отправили в удельную начальную школу в село Бурундуки Иван Яковлев обладал хорошей памятью, был смышленым, поэтому учеба давалась ему легко. В этой школе он проучился четыре года (с 1856 по 1860 гг.). Вскоре его перевели в только что открытые землемеро-таксаторские классы, которые готовили таксаторов - оценщиков земли, леса, землемеров.
Ведущий 2: По окончании Иван Яковлев работал землемером в разных местах поволжских губерний, населенных русскими, чувашами, татарами. В семье управляющего имениями княгини
Долгорукой поляка О.Л.Косинского он впервые увидел, что у поляков, как у русских и татар, есть книги
на родном языке. «Почему же, думалось мне.- вспоминает Яковлев, - нет таких книг на чувашском языке у чуваш?.. Мне было досадно и обидно».
Ведущий 3: У Косинского Иван заработал значительную сумму денег. Он решил, используя их, получить образование в гимназии и университете, чтобы осуществить свое стремление дать чувашскому народу возможность писать и читать на родном языке. Таким образом определилась у него великая цель всей жизни
Ведущий 4: А теперь я приглашаю восемь человек для участия в небольшой викторине.
Желающим участвовать в викторине вручаются конверты с карточками внутри, на которых написаны вопросы викторины.
Викторина (здесь и далее правильный ответ указан в скобках):
- Что обычно ели чувашские крестьяне в середине XIX века? (Растительную пищу: картофель, капусту и пр.; хлеб, ржаную кашу, кисель и др.)
- В каких случаях, кроме праздников, чуваши готовили лучшие блюда? (В случае прихода | гостей.)
- Опиши одежду чувашских детей середины XIX века. (Дети носили рубаху, кафтан, брюки, лапти. Одежду в основном шили из холста и кожи. Обувь - лапти.)
- Как назывались дома чувашей середины XIX века? Из чего их строили? (Изба. Строили избы из липы, хвойных деревьев, глиносоломенной смеси.)
5. Читали ли чуваши в середине XIX века? (Нет, так как население Чувашии было большей частью неграмотным и книг на чувашском языке было мало, они были недоступны и непонятны.)
- Чем обычно занимались чувашские крестьянские дети Вашего возраста? (Самостоятельно пахали, жали, сеяли, косили, помогали родителям продавать выращенный урожай, то есть трудились наравне со взрослыми.)
- Как Вы думаете, чем занимались чувашские дети в свободное время?
(Тем, кто ответит полно и правильно, вручаются сладкие призы.)
Ведущий 4: «В гимназии и университете».
| В 1867 году И.Я.Яковлеву удалось осуществить мечту о поступлении в Симбирскую гимназию. Симбирская гимназия дала многое: кроме массы сведений по разным отраслям знаний, научил сознательно читать на русском языке. И.Я.Яковлев вспоминал: «Для лучшего усвоения русского языка, будучи в гимназии, я много читал газет и книг, хотя многого и не усваивал. С восторгом я прочел роман «Война и мир» Л.Толстого. Читал Белинского... Коснувшись курса, пройденного мною в гимназии, могу сказать, что у меня не существовало каких-либо особо любимых предметов. Русская литература, хотя интересовала меня, но не увлекала. Любимых писателей у меня не было».
Ведущий 5: Во время учебы окончательно окрепло решение относительно просвещения чуваш и необходимости создания для них с этой целью чувашской школы. В октябре 1868 года Яковлев открыл в городе Симбирске частную школу, пригласив на учебу сельского юношу А.В.Рекеева, а затем и других. Ко времени окончания гимназии с золотой медалью в 1870 году в этой школе обучалось четыре мальчика, которых содержал Иван Яковлевич на средства, добываемые частными уроками и на пожертвования.
Ведущий 4: В благородном деле просвещения неоценимую помощь И.Я.Яковлеву оказывали И.Н.Ульянов, Н.А.Бобровников, другие педагоги. Благодаря всесторонней помощи Ильи Николаевича Ульянова Симбирская чувашская школа, постепенно развиваясь, превратилась в среднеё педагогическое учебное заведение. В 1920 году она была преобразована в Чувашский институт народного образования - первый вуз в истории чувашского народа.
Ведущий 5: В Симбирской школе учились дети разных возрастов. В учительскую школу принимали с 12 лет, а в начальные школы при них - с 9 лет. Поступали сюда представители многих народов. 25 % учащихся составляли русские. Предпочтение отдавалось крестьянским детям, которые, получив образование, возвращались в свою среду для распространения научных знаний.
| Ведущий 4: Все это способствовало быстрому росту авторитета школы среди народа, превращению в культурный центр чувашского народа, желающих поступить в школу с каждым годом становилось все больше и больше. Яковлев заранее предупреждал, что школа принимает только тех, кто идет «работать в школу не из-за денег и других материальных выгод, а так сказать, по убеждению, для того, главным образом, чтобы принести пользу народу чувашскому, а значит и русскому».
Ведущий 5: Симбирская чувашская учительская школа под руководством Ивана Яковлевича Яковлева внесла огромный вклад в подготовку учительских кадров для начальных школ. Начавшись с одного ученика, она к 1917 году выпустила более 1200 учителей. Имена ее лучших воспитанников стали известны всей Чувашской Республике и далеко за ее пределами.
Ведущий 4:
Сын пастуха запомнил навсегда.
И он возглавил к знаниям поход
Бесправного народа своего...
Сказал татарский молодой поэт,
Что Яковлев и ныне - Прометей,
Несущий людям знания и свет.
И этот свет все ярче и сильней.
Г.Ефимов «Начало пути».
Ведущий 5: Первым из чувашей поступил И.Я.ЯковлевКазанский государственный университет. Здесь он учился в 1870-1875 годах.
Ведущий 4: В августе 1870 года, отбывая на учебу в Казанский университет, И.Яковлев просил директора Симбирской гимназии И.В.Вишневского поддержать его школу материально и морально. Вначале она была оставлена на попечение Вишневского, но вскоре перешла под ведение инспектора народных училищ Симбирской губернии, видного педагога-демократа И.Н.Ульянова, который в 1871 году добился ее принятия на государственное содержание.
Ведущий 5: В книге «Моя жизнь» И.Я.Яковлев описывает годы учебы в университете, вспоминает людей, с которыми познакомился. На первом курсе университета ему выпало великое счастье познакомиться с Николаем Ивановичем Ильминским. Яковлев мечтал о просвещении инородцев, о поднятии их духовно-нравственного уровня и материального благосостояния, но у него не было ясной, определенной и последовательной программы действий. Н.И.Ильминский открыл перед молодым человеком широкие горизонты, указал великие цели и надежные пути их достижения, утвердил на выбранной дороге, укрепил силы и вдохнул свою непоколебимую силу и воодушевление.
Ведущий 4: С этого времени И.Я.Яковлев полностью посвятил себя просветительской деятельности и стал заниматься обучением не только чувашских детей, но и детей других губерний. В то время велико было и стремление самих крестьянских детей учиться.
Ведущий 1: «Алфавит, переводы и издания».
Еще обучаясь в землемеро-таксаторских классах, Иван Яковлев познакомился с книгами на чувашском языке и убедился, что они недоступны и непонятны простым чувашам, потому что чувашские слова, написанные русскими буквами, часто теряли свой истинный смысл, национальный колорит, а это нередко искажало смысл всего текста. Яковлев понимал, что нужно усовершенствовать алфавит чувашей, а целый ряд чувашских звуков требует особых знаков для их выражения. Вплотную к составлению алфавита он подошел в университете, когда, обучаясь, консультировался у опытных филологов, языковедов. Позднее они оказали ему практическую помощь в разработке нового чувашского алфавита.
Ведущий 2: Приспособить русский алфавит к чувашскому языку пытался еще исследователь чувашского языка Н.И.Золотницкий (1829-1880). но не довел дело до конца. А до него в своей переводческой деятельности русский алфавит для обозначения чувашских звуков использовал видный ученый-тюрколог Н.И.Ильминский (1822-1891). Он же глубоко исследовал звуковой строй чувашского языка с целью составления алфавита.
С учетом опыта предшественников, И.Я.Яковлев со своими помощниками и единомышленниками создал в 1871 году ныне существующий новый алфавит, состоящий из 23 букв
Ведущий 3: В дальнейшем И.Я.Яковлев выпустил десятки учебников: по истории, естественным наукам, медицине, сельскому хозяйству, а также художественных книг на родном языке. С его именем связано возникновение и становление чувашской художественной литературы.
Ведущий 1: Помимо работы по культурному просвещению народов Чувашии, а также разработки чувашской письменности, И. Яковлевич работал над переводом Библии на чувашский язык, об этом умалчивалось, потому что религия была объявлена в СССР орудием угнетения и одурманивания трудящегося народа.
Ведущий 2: Сейчас мы приглашаем желающих, разгадать кроссворд, чтобы узнать зашифрованное слово.
Кроссворд
А | Н | А | С | Т | А | С | и | Я | |||||||
К | О | Ш | К | И | Н | О | В | О | Т | И | М Б А Е В О | ||||
И | Л | Ь | М | И | Н | С | К | И | И | ||||||
Б | И | Б | Л | И | Я | ||||||||||
А | Л | Ф | А | В | И | Т | |||||||||
У | Н | И | В | Е | Р | С | И | Т | Е | Т | |||||
У Ч | Ч | И | Т | Е | Л | Ь | С | К | А | Я | |||||
Я | К | О | В | Л | Е | В |
Вопросы к кроссворду:
- Имя матери И.Яковлева. (Анастасия.)
- Название деревни, в которой родился И.Яковлев. (Кошки-Новотимбаеэо.)
- Видный ученый-тюрколог, друг И.Яковлева. (Ильминский)
- Величайший памятник духовной культуры, частично переведенный на чувашский язык И.Я.Яковлевым, (Библия.)
- Письменность в буквенном выражении. (Алфавит)
- Высшее учебное заведение, которое окончил И.Яковлев (Университет.)
- Название чувашской школы, созданной И.Яковлевым. (Учительская.)
- Его имя носит Чувашский государственный педагогический университет. (Яковлев.)
Зашифрованное слово - СИМБИРСК
Ведущий 3: «Инспектор чувашских школ. Общественное признание».
В августе 1875 года Яковлев был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, объединявшего Симбирскую, Самарскую, Саратовскую, Казанскую, Астраханскую и Вятскую губернии. В них он обязан был открывать новые школы, преобразовывать существующие.
Ведущий 4: Иван Яковлевич Яковлев был не только талантливым педагогом и воспитателем, но и крупным общественным деятелем. Так, для крестьянского населения им были организованы кружки трудовой помощи, бесплатные библиотеки, школьные и общественные столовые. Кроме этого, И.Я.Яковлев много сил приложил для того, чтобы устроить в школу детей-сирот.
И.Я.Яковлева знали по всей России..
Ведущий 5: Благодарные потомки чтят память о И Я Яковлеве, День его рождения - 25 апреля - ежегодно отмечается в Чувашской Республике как День чувашского языка. Его именем названы в Чувашии первое высшее учебное заведение республики - Ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический университет (при котором был создан впоследствии музей им.И.Я.Яковлева), один из крупнейших проспектов столицы, две районные средние общеобразовательные школы - Бичуринская и Апиковская
Ведущий 1: В Чебоксарах перед зданием Национальной библиотеки Чувашской Республики сквере воздвигнут бронзовый памятник И.Я.Яковлеву. В 1985 году Совет Министров утвердил в педагогическом университете стипендию имени И.Я.Яковлева Так, всенародным признанием отмечена роль великого просветителя в жизни республики.
Известность И.Я.Яковлева давно вышла за пределы Чувашии. В Ульяновске (бывшем Симбирске) его имя носит улица, в Татарстане - Кошки-Новотимбаевская средняя общеобразовательная школа.
Ведущий 2: Знают чувашского педагога-просветителя и за рубежом. Ученые Венгрии, Германии, Австрии, США, Англии и других стран написали о нем немало работ.
В память о его выдающихся заслугах постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1997 года в апреле 2008 года отметили 160-летие со дня рождения И.Я.Яковлева как праздник дружбы и духовного единения народов.
Ведущий 3:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа;
Хоть и не выше он главой своей покорной Александрийского столпа.
Нет! Весь я не умру! Душа, не умирая,
Сотрудники мои, труд не оставит Ваш.
И славен буду я, доколь в Приволжском крае Жить будет хоть один чуваш.
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, Благословят ещё мою, за гробом, тень На родине моей, уж не презренно дикой - В глуши чувашских деревень.
И долго буду я чувашскому народу
Тем дорог, что ему я письменность создал, Что в мой жестокий век в нем духа лишь свободу
И христианство насаждал;
Что школою моей, учительскою скромной,
В Симбирске созданной, почти от юных дней
Я сотни воспитал, в народ пуская темный, Учительниц, учителей;
Что переводами Евангельского слова,
Завета Ветхого, в пол века трудовых,
В душе родных чуваш заложена основа, Которой не было у них;
Что удалось мне в стенах народной школы
И русских, и чуваш культурою спаять
И общей Родине в судьбе ее тяжелой,
Героев, тружеников дать;
Что для чуваш с тех пор открылся в самом деле
Широкий, славный путь познанья и труда;
Что средь других светил, неведомых доселе,
Взошла чувашская звезда.
Сам из крестьян - чуваш заброшенной деревни,
Воспитан Русью, я недаром полюбил Простой ее народ, согретый верой древней И рост ее природных сил.
Ее предания, заветы и могилы,
И песню волжскую, похожую на стон,
И русской удали размах, столь сердцу милый,
И храмов колокольный звон...
Немало я терпел помехи и гоненья
От бюрократии за труд упорный свой,
За то, что веровал народный русский гений,
Спасал от тьмы народ родной.
Мне всё же повезло: меня любил Ильминский,
Ко мне сотрудники текли со всех сторон,
Я их не затирал с гордыней сатанинской
И шлю им всем земной поклон.
Свет веры нес я по селеньям братским,
Не зная счастья выше тех святых минут... Зато враги меня «апостолом чувашским», «Кирилл-Мефодием» зовут.
Я дожил до того, что видел, как губили
Моих трудов уже вполне созревший плод. Мои же ученики, к несчастью, это были... Но, слава богу, не народ.
«Народ безмолвствует...»
А суд его настанет,
И дело правое, как Феникс, не сгорит... Еще чувашская анафема им грянет
Тем. кто мой труд сейчас чернит.
Язык, мной созданный, живет. Не в силах злоба
Тот светоч погасить, что светит вдаль и вширь.
Когда закроет смерть глаза мои, у гроба Прочтут чувашскую псалтирь.
Веленью Божию покорствуя послушно, Обиды не страшусь, не требую венца; Хвалу и клевету приемлю равнодушно
И не оспаривая глупца...
А. Жиркевич «Памятник»
Просмотр презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "На любовь свое сердце настрою" (Творчество Б.Окуджавы)
Внеклассное мероприятие "На любовь свое сердце настрою" посвящено творчеству поэта-барда Булата Окуджавы. Цель мероприятия познакомить с биографией удивительного поэта, а также с его творческим наслед...
Внеклассное мероприятие по музыке "Музыкальный турнир по творчеству В. Моцарта".
Представлен материал по творчеству В. Моцарта. Урок обобщения и закрепления учебного материала по творчеству В. Моцарта в форме игры-конкурса....
Внеклассное мероприятие по физике "Физика и народное творчество"
В данном материале размещенно внеклассное мероприятие по физике, показывающее связь физики с произведениями народного творчества: пословицами, поговорками и загадками....
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе, посвященного жизни и творчеству В. Маяковского «Слушайте, товарищи потомки!»
Сценарий подойдет как для проведения урока литературы, так и для внеклассного мероприятия, для проведения литературной гостиной. В сценарии описаны основные события жизни Маяковского и его творчества....
Внеклассное мероприятие по литературе "Литературный КВН, посвященный творчеству А.С. Пушкина"
Цель: знакомство с творчеством поэта, расширение кругозора учащихсяСоздаются две команды (по 8-10 человек в каждой).Каждая команда выбирает своего капитана.Каждая команда подбирает себе название: стро...
Внеклассное мероприятие о здоровом образе жизни "Семь правил о здоровом образе жизни"
Игра с презентацией о здоровом образе жизни....
Конспект внеклассного мероприятия. Литературная гостиная, посвящённая жизни и творчеству Л.К.Татьяничевой на тему « Как солнце в драгоценной грани, в Урале Русь отражена».
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэтессы Южного Урала,способствовать развитию творческих способностей учащихся, работать над выразительным чтением стихов, над развитием устной речи у...