Путешествие в Страну сказок
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

аида ондар

Конспект урока по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 имени Воинов-интернационалистов»

План-конспект урока по литературе:

«Путешествие в Страну сказок»

Учитель русского языка и литературы

Ондар Аида Васильевна


Тема: Путешествие в Страну сказок.

Цели урока: 1. проверить насколько учащиеся запомнили композицию сказок и подготовить к созданию новой сказки на основе характеристик особенностей того или иного сказочного персонажа;

2. научить радоваться не только своим успехам, но и достижениям других;

3. развитие литературно-творческих способностей учащихся.

Ход урока:

I. Работа по композиции сказки.

  • Ребята! Вы, наверное, давно обратили внимание на то, что сказки рассказываются не так, как другие интересные истории. Слова в них становятся волшебными. Что же случается в сказке с самыми обычными словами, что делает сказку такой красивой, необыкновенной.
  • Сегодня на уроке мы вспомним: 1. что такое сказка; 2. композицию сказки; 3. на какие группы делятся сказки для того, чтобы дома самим сочинить сказку.
  • Знаете, что я сейчас держу в руках?
  • В каких сказках и кому помог клубок?
  • Этот клубок поможет нам в путешествии в Страну сказок. Давайте-ка бросим его перед собой и отправимся в Страну сказок. Чтобы попасть туда, мы должны вспомнить определение сказки.
  • Ворота открылись. Мы в Стране сказок. В этой резной избушке живут сестрицы-присказки.

- Эй, сестрицы-присказки, выходите на крылечко, покажитесь-ка ребятам!

- Сестрицы-присказки(хором): «Отчего же добрым людям не показаться?»

- Первая присказка: «Было это дело на море, на океане, на острове Кидане стоит дерево – золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн: вверх идет – песню поет, вниз идет – сказки сказывает. Вот было любопытно и занятно посмотреть. Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди».

- Вторая присказка: «А правда, красивая у меня сестрица? А я немного толстовата, но зато веселая.

На море, на океане

На острове Буяне

Стоит дуб зеленый,

Под тем дубом стол золоченный,

Садись, кушай,

Мою сказку слушай».

- Третья присказка: « А я самая веселая сестрица, забубенная голова, и самая бестолковая. Летела сова – веселая голова; вот она летела, летела и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела, и опять полетела».

- Первая присказка: «Посмотрите-ка, сестрицы-присказки, как все ребята нас слушают: и шептаться, и вертеться перестали».

  • Ребята ждут, о каких же чудесах им дальше будут рассказывать. Вот для этого вы, присказки, и придуманы. Сказочники, народ хитрый, знают, как своих слушателей сразу в волшебную страну перенести. Как присказка пойдет, то сразу станет ясно, что история будет сказываться небывалая, сказочная.
  • Дальше покатился наш клубочек. Попрощаемся с сестрицами-присказками. Клубок наш остановился. Вот видим два гнезда. Что же там случилось? Оказывается, выпали птенцы из гнезда и перепутались. А вот сидят мамы, не знают, что делать: оставить тех, кто в гнезде, тогда они тоже могут упасть. Давайте поможем им, каждого птенца положим в его гнездо. Объясните свой выбор.

Народные сказки

Литературные сказки

«Лиса и перепелка»

«Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке»

«Старик со старухой и береза»

«Спящий джигит»

«Неблагодарный богач»

«Трудовые деньги»

«Портной, медведь и бесёнок»

«Юлесит-Кыыс – работящая девочка»

«Отважный сын»

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«Снежная королева»

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

«Чёрная курица, или Подземные жители»

«Конёк-Горбунок»

«Ашик-Кериб»

«Умная внучка»

  • Прикатил наш клубочек к домику с высоким крыльцом, а на крыше петушок резной. Познакомимся с зачинами.

Главный зачин: «Прежде чем вы начнете писать сказки, я бы хотел узнать, знаете ли вы сказки. Это выяснит наша игра. Я буду вам читать начало сказки, а вы по этому началу должны угадать, что это за сказка, дать ее полное название и указать имя автора. Итак, начинает сказка сказываться…» (задание, приготовленное учеником)

  • Вот мы с вами выяснили, кто же лучше всех помнит зачины народных и литературных сказок. Без них ни одна сказка не обходится. Зачины помогают ввести вас в сказочную страну и заодно напомнить вам, что события чудесные, сказочные будут происходить такие, какие в жизни обычно не случаются.
  • Наш клубок прикатился в сказочную портретную галерею. Портретная галерея – помещение, в котором выставлены картины художников. (Записать в «Словарик»). Но портреты в нашей галерее не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Познакомьтесь со сказочным художником, который проведет для нас необычную экскурсию.

Сказочный художник: «Я сейчас познакомлю вас со словесными портретами героев наших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета – автора сказки, дать полное ее название, и, конечно же, узнать героя сказки. Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?» (задание, приготовленное учеником)

  • Вот у нас появились новые знатоки сказок, которые героев сказочных хорошо знают. Без сказочного героя сказка не сказка. Посмотрим, как будете отвечать на следующие вопросы. Ведь наш путь дальше, в сказку. И чем дальше – тем больше чудес. Вот, например, сказочная почта. Слышали о такой?
  • У меня в руках письма сказочных героев. Прочитаем первое письмо, оно от … Незнайки: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка. Я прослышал, что вы отправляетесь в Страну сказок. Раз вы отправляетесь в такое путешествие, значит, вы многое знаете о сказках. Я прошу вас помочь мне вспомнить троекратные повторы в сказках. Заранее благодарен вам. Незнайка».
  • Поможем Незнайке! Кто расскажет о троекратных повторах?
  • А кто приведет примеры?
  • А это письмо от Емели. В какой сказке он живет?
  • Послушайте его письмо: «Здравствуйте, ребята! Нижайший поклон вам от щуки. По щучьему велению, по моему хотению вспомните-ка волшебные предметы. Кто вспомнит – тот молодец! Емеля».
  • Вот мы и в сказочной стране. Каких только чудес не происходит здесь! Из неведомых стран прилетает в сад Жар-птица и клюет царские яблоки. Серый волк везет на себе Ивана-царевича, помогает ему, а когда Ивана убивают злые братья, заставляет ворона принести живую воду, чтобы воскресить убитого хозяина-друга. Чудесная дудка выговаривает правду о погубленной сестрице. Прилетают на взморье двенадцать голубиц и обращаются в красавиц. Плещутся они в море и не замечают, что одежду одной из них унес царевич. Лягушка превращается в царевну и пляшет на царском пиру. Махнет рукавом – делается озеро, махнет другим – плывут по озеру белые лебеди.
  • Давайте прогуляемся по сказочному царству-государству, зайдем в гости к сказочным героям. Кто же там стоит? А это сказочный почтальон.

Сказочный почтальон: «Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать в наше царство-       государство. Слышал, как вы отвечали на письма наших сказочных героев. А теперь помогите мне найти адресата письма. Вместо адреса у меня описание жилья. Никак не могу понять, кто же в этом теремочке живет. (задание, приготовленное учеником)

  • Молодцы, ребята! Помогли почтальону определить, кто где живет.
  • Клубочек наш прикатил к дуплистому дереву. Странное дерево: на дереве не яблоки, не груши, а сказочные концовки растут. Ну что ж, ребята, давайте послушаем вас и выберем самую лучшую концовку. Я срываю листочек – вы мне концовку.
  • Путешествие в Страну сказок закончено, но сказка всегда останется с нами: стоит только открыть книгу и прочитать: «В некотором царстве…жили-были». Что делает сказку такой красивой, необыкновенной?
  • Ребята, не забывайте о сестрицах-присказках, о зачинах и, конечно же,  необычных концовках. Ведь это они делают сказку красивой и необыкновенной, настраивают нас на особый лад, переносят в удивительный сказочный мир.

II. Подготовка к сочинению сказки.

  • А сейчас, ребята, мы попробуем сочинить волшебную сказку, но начнем ее обязательно с зачина, а закончим концовкой, выбрав подходящие к содержанию сказки. А сказка у нас с вами будет не совсем обычная. У каждого будет свой сказочный герой, которого вы сделали дома. Он может быть из бумаги, из соломы, из пластилина… Кто желает познакомить нас со своим героем?
  • При знакомстве со своим героем учащиеся отвечают на следующие вопросы:
  1. Из какого материала сделан ваш герой?
  2. Каковы свойства этого материала?
  3. Какое имя можно дать?
  4. Опишите своего героя.
  • С какого необычного события начнется ваша сказка?
  • Какие испытания должен пройти ваш герой?
  • Появятся ли у героя вашей сказки друзья? Если да, то какие?
  • Будут ли помогать ему какие-нибудь волшебные помощники? Если будут, то какие?
  • Как вы закончите свою сказку?
  • Как озаглавите придуманную вами необычную историю?
  • А теперь составим схему нашей сказки. С чего начинается сказка?
  • Кто продолжит композицию сказки?
  • Правильно. Дальше идет развитие действия, а потом наступает кульминация – момент наибольшего напряжения в развитии действия, после чего идет спад действия и концовка.
  • А теперь послушайте, пожалуйста, сказку, присланную нам по сказочной почте.

Превращение дракона.

         Было это дело на море, на океане, на острове Кидане стоит дерево – золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн: вверх идет – песню поет, вниз идет – сказки сказывает. Вот было бы любопытно и занятно посмотреть. Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди.

        В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. Был он уже стар и жил совсем один. И вот однажды, когда ему было одиноко, он нарисовал на бумаге серебряными красками маленького мальчика. Как только он уселся поудобнее, услышал звон колокольчика и перед ним возник мальчик.

        - Кто ты такой? – удивленно спросил старый волшебник.

        - Я – доброта. Ты всю свою жизнь приносил людям только добро, и поэтому, когда тебе стало одиноко, появился я, чтобы оказать тебе добрую услугу.

        И с этого дня доброму волшебнику стало хорошо.

        Так прошли годы.

        Но вот однажды волшебник заметил, что серебряный мальчик постепенно исчезает, становится маленьким.

        - Что же случилось? – встревожился волшебник.

        Решил заглянуть в волшебное зеркальце. Что же он там увидел? Что там за красное зарево?!

        Оказалось, что в соседнем государстве зло превратилось в огнедышащего дракона.

        Попросил волшебник ковер-самолет, чтобы он отвез их в соседнее государство. Не успели моргнуть глазом, очутились в соседнем государстве. Взяв в руки пузырек с мертвой водой, волшебник полетел к дракону. Как только дракон открыл пасть, чтобы выпустить огонь, волшебник кинул пузырек прямо в пасть дракона. Дракон зашатался, стал красным и взорвался. Но мальчик все так же таял, исчезал.

        - Почему же он исчезает, ведь я уничтожил зло, - думает старый волшебник.

        Но тут же, к счастью, он понял и начал действовать: взял пузырек с живой водой, побрызгал по останкам дракона, взял волшебную палочку и прикоснулся к ним. Произошло чудо: дракон начал оживать. Посмотрел волшебник на мальчика: он перестал таять, исчезать. И тут весело заиграла волшебная дудочка. Пока дудочка играла, дракон превратился в Серебряного дракона, а мальчик-доброта стал таким же серебряным, как и прежде.

        И с тех пор говорят, чтобы мальчик-доброта жил и помогал нам, надо помочь ему. Добрые дела превращают огнедышащего дракона в Серебряного, или маленькое добро превращается в большое.

        Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!

III. Подведение итогов.

  • Существует ли взаимосвязь сказочного вымысла и жизненной правды?
  • Что осуждается в сказках?
  • Какая мечта отражалась в них?

     IV. Домашнее задание.

  • Чтобы наше путешествие в сказку не закончилось, дома сочините сказку и оформите ее в маленькую книжку.
  • Какой должна быть ваша сказка?

     V. Оценки за урок.

  • Спасибо вам за работу. Желаю, чтобы ваши сказки получились добрыми и интересными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в страну сказок."

Формируются навыки игрового общения с использованием невербальных средств в рамках сказочного сюжета....

«Путешествие по стране сказок»

Урок-мастерская письма для учащихся 5 класса....

Конспект логопедического утренника "Путешествие в страну сказок"

Конспект логопедического утренника в классах-группах специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида - "Путешествие в страну сказок"...

спортивный праздник "Путешествие в "Страну сказок""

ежегодно в школе проводим праздник для учащихся 1 класса и воспитанников детского сада...

Путешествие в страну сказок

Окно открывается , и девочка в костюме бабушки начинает рассказ:В некотором царстве, в некотором государстве жила Василиса- примудрая......

Урок-литературный ринг "Путешествие в страну сказок"

обощающий урок по творчеству А.С.Пушкина...

Конспект занятия "Путешествие в страну сказок". Внеурочная деятельностьв 1 классе.

Конспект занятия "Путешествие в страну сказок" в 1 классе составлен к программе "Смотрю на мир глазами художника"....