План двухчасового занятия на тему "Женские образы в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Колигаева Светлана Алексеевна

Материал представляет собой план двухчасового занятия литературы на тему "Женские образы в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон". В плане отражены цели, формы и методы работы, временные рамки, отводимые на каждый этап занятия, а также применяемые в течение всего занятия современные образовательные технологии, позволяющие добиться  положительных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

план

ДВУХЧАСОВОГО ЗАНЯТИЯ

Группа

Дата

Предмет                        Литература

Тема занятия  Женские образы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Вид занятия (тип урока) урок-исследование, комбинированный

Технологии: видеотехнология с элементами проблемного обучения и технологии развития критического мышления

Методы и приёмы:  частично-поисковый, иллюстративный, словесный, метод контроля, приём «кластер», спираль

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная

Цель занятия

учебная   рассмотрение особенностей создания женских образов в романе с точки зрения концепции женственности и связи с национальной традицией изображения женщины в русской культуре;

воспитательная формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма; приобщение к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям; отношение к женщине.

развивающая активизация мыслительной деятельности учащихся средствами художественного слова;

деятельностная

учащиеся должны знать содержание романа; иметь целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главных героинь романа; уметь правильно выстраивать монологическую речь, анализировать главы в соответствии с поставленным заданием; формулировать проблемы, поднятые автором в романе; материал урока, выделять главное.

Межпредметные

связи

обеспечивающие

Литература

обеспечиваемые

Русский язык и культура речи, История

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Наглядные пособия портрет М.А. Шолохова, образы (иллюстрации) героинь романа-эпопеи

Средства обучения телевизор, ноутбук, фрагменты из кинофильма.

Учебные места кабинет № 33

Литература:

основная 

1. Обернихина Г.А., И.Л. Вольнова и др. Литература. -8-е изд., -М.: Издательский центр «Академия», 2011.

дополнительная  

  1. Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2002.
  2. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2003.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

элемента

Элементы занятия, учебные вопросы

формы и методы обучения

время

1

2

3

4

1.

Организационный момент: приветствие, перекличка.

5

мин

Цель: включение учащихся в деятельность; высказываются добрые пожелания, настрой студентов на работу, проверка присутствующих студентов, критерии оценивания ответов студентов.

Словесный метод

2.

Актуализация знаний.

10 мин

Цель: повторение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»:

- беседа по вопросам.

  • Историю каких казачьих родов можно проследить на всём протяжении романа? Почему автор внимательно относится к родословной героев?
  • Расскажите о судьбе Григория Мелехова, его идейно-нравственных и духовных качествах (составляем кластер).
  • С помощью каких художественных средств и приёмов раскрывает автор внутренний мир своего героя?
  • В чём заключается трагедия Григория Мелехова? (составляем спираль).

Словесный метод, приём «кластер», «спираль» (технология РКМЧиП)

3.

Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей занятия

5 мин

Цель: подготовка студентов к «открытию новых знаний», сообщение темы занятия, формы урока и видов деятельности в процессе работы на разных этапах урока, формулирование гипотезы и хода исследования; определение объектов исследования.

- Слово преподавателя (в центре романа – история семьи Мелеховых; из романа узнаём о сложнейшем времени в жизни России, женских характерах; отношение автора к женщинам).

Словесный метод

4.

Работа над темой урока

45 мин

Цель: рассмотреть особенности создания женских образов в романе; анализ глав в соответствии с поставленными задачами.

  1. Анализ образа Аксиньи.

А) Аналитическая беседа с опорой на текст романа (ч.I,гл.VII,XIV,XVI,XX; ч.II,гл. XII,XX; ч.III. гл. XIX, XXII) и видеофрагменты.

Б) Работа над составлением кластера по образу Аксиньи.

      2. Анализ образа Натальи Мелеховой

 А) Аналитическая беседа с опорой на текст романа и видеофрагменты.

Б) Работа над составлением кластера по образу Натальи.

3. Коллективная работа над составлением опорного конспекта «Мерило истинных отношений между мужчиной и женщиной в казачьей среде» (запись на доске и в тетрадях).

Методы: словесный, частично-поисковый, иллюстративный; технологии: проблемное обучение, видеотехнология,  приём «кластера» фронтальная и  индивидуальная, самостоятельная формы работы.  

5.

Закрепление.

15 мин

Цель: проговаривание «нового знания».

  1. Обобщающая беседа.
  • Какие черты воплощает в себе Наталья и Аксинья? (составление даймонда. синквейна на основе готовых кластеров).
  • Случайно ли автор даёт героиням имена Наталья (лат. «родная») и Аксинья (греч. Ксения – «чужая»)?
  1. Заключительное слово преподавателя (женские образы олицетворяют собой Россию – прекрасную, но обречённую на страдания).

словесный, самостоятельная работа, приём «кластер», «даймонд».  

6.

Инструктаж о домашнем задании.

5 мин

1. Просмотреть видеофильм по мотивам романа М.А. Шолохова «Тихий Дон», написать отзыв о кинофильме.

     2. Подготовить презентацию о донском и кубанском казачестве.

Словесный метод

7.

Рефлексия деятельности (итог урока).

5 мин

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности всей группы.

Приём «Продолжи предложение».

Сегодня на уроке я узнал…

Мне очень понравилась информация ….

Хотелось бы добавить…

Мне понравилась одна из форм работы на уроке…..

Приём «Мировое дерево»: студенты крепят смайлики на дерево в соответствии с своим эмоциональным состоянием после урока.

Словесный и иллюстративный  методы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План двухчасового занятия по дисциплине "Литература". Тема "Жизнь и творчество А.П. Чехова"

Материал представляет собой план двухчасового занятия по дисциплине "Литература"....

План двухчасового занятия по дисциплине "Литература". Тема "Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество"

Материал представляет собой план двухчасового занятия по дисциплине "Литература"....

План двухчасового занятия по дисциплине "Искусство (МХК)". Тема "Барокко"

Материал представляет собой план двухчасового занятия по дисциплине "Искусство (МХК)". ...

План двухчасового занятия литературы по теме "Трагедия Григория Мелехова, главного героя романа М.А. Шолохова "Тихий Дон""

Материал представляет план двухчасового занятия литературы по теме "Трагедия Григория Мелехова, главного героя романа М.А. Шолохова "Тихий Дон", в котором отражены цели занятия, оборудо...

План-конспект занятия по литературе на тему "Новозаветные образы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат, Иуда"

Тема: Новозаветные образы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат, Иуда.Тип занятия: комбинированный урок.Форма занятия: беседа с элементами диспута.Цель...