План-конспект занятия по литературе на тему "Новозаветные образы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат, Иуда"
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Тема: Новозаветные образы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат, Иуда.
Тип занятия: комбинированный урок.
Форма занятия: беседа с элементами диспута.
Цель занятия: проанализировать образы героев в библейских главах романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», сопоставляя их с каноническими текстами.
Задачи занятия:
1) предметные: анализ образов героев «ершалаимских» глав и их сопоставление с первоисточником;
2) личностные УУД: формирование морально-этических качеств и принципов, понятий о добре и зле, о прощении и предательстве; воспитание чувства ответственности за свои действия и чувства сострадания, сочувствия.
3) регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия;
4) познавательные УУД: формирование умения поиска необходимой информации и навыка чтения с пометками; построение грамотного и ясного речевого высказывания в устной форме; умение анализировать и доказывать свою точку зрения.
5) коммуникативные УУД: формирование умения высказывать свою и выслушивать чужую точку зрения; вести грамотный и конструктивный диалог со сверстниками и учителем; выражать свои мысли грамотно и корректно.
Методы и формы деятельности: беседа, комментированное чтение в сочетании, работа с текстом, фронтальный опрос.
Оборудование:
1) текст произведения М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»; отрывки из Нового Завета, заранее подготовленные и распечатанные учителем в качестве раздаточного материала;
2) использование ИКТ: презентация к уроку, включающая основные тезисы, которые учитель и учащиеся намечают в ходе занятия, а также иллюстрации картин Н.Н. Ге «Что такое истина», А.А. Иванова «Явление Христа народу», И.Н. Крамского «Христос в пустыне» и др. с целью воспитания эстетической культуры у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_master_i_margarita_11_klass_markova_yuv.docx | 30.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №36» г. Владимир
Маркова Ю.В.
План-конспект занятия по литературе в 11 классе
Тема: Новозаветные образы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат, Иуда.
Тип занятия: комбинированный урок.
Форма занятия: беседа с элементами диспута.
Цель занятия: проанализировать образы героев в библейских главах романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», сопоставляя их с каноническими текстами.
Задачи занятия:
1) предметные: анализ образов героев «ершалаимских» глав и их сопоставление с первоисточником;
2) личностные УУД: формирование морально-этических качеств и принципов, понятий о добре и зле, о прощении и предательстве; воспитание чувства ответственности за свои действия и чувства сострадания, сочувствия.
3) регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия;
4) познавательные УУД: формирование умения поиска необходимой информации и навыка чтения с пометками; построение грамотного и ясного речевого высказывания в устной форме; умение анализировать и доказывать свою точку зрения.
5) коммуникативные УУД: формирование умения высказывать свою и выслушивать чужую точку зрения; вести грамотный и конструктивный диалог со сверстниками и учителем; выражать свои мысли грамотно и корректно.
Методы и формы деятельности: беседа, комментированное чтение в сочетании, работа с текстом, фронтальный опрос.
Оборудование:
1) текст произведения М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»; отрывки из Нового Завета, заранее подготовленные и распечатанные учителем в качестве раздаточного материала;
2) использование ИКТ: презентация к уроку, включающая основные тезисы, которые учитель и учащиеся намечают в ходе занятия, а также иллюстрации картин Н.Н. Ге «Что такое истина», А.А. Иванова «Явление Христа народу», И.Н. Крамского «Христос в пустыне» и др. с целью воспитания эстетической культуры у учащихся.
Ход занятия
1. Организационный момент. Слово учителя.
Учитель: Добрый день! На прошлом занятии мы с вами начали изучение романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сегодня мы обратимся к библейским образам в произведении, обсудим и проанализируем героев «ершалаимских» глав. Но сначала давайте проведём небольшой опрос и вспомним основные сведения о романе, которые мы узнали на прошлом уроке?
2. Фронтальный опрос.
- Назовите годы создания романа «Мастер и Маргарита».
(Предполагаемый ответ: 1928 – 1940 гг.)
- В каком году и где был впервые опубликован роман в сжатом виде?
(Предполагаемый ответ: в 1966 году в журнале «Москва»)
- Какова композиция романа?
(Предполагаемый ответ: роман в романе)
- В чем своеобразие композиции романа?
(Предполагаемый ответ: параллельное развитие трёх сюжетных линий)
5) Назовите основные аспекты романа.
(Предполагаемый ответ: история Мастера и Маргариты, история Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата, московские эпизоды)
Учитель: Очень хорошо! Мы освежили в памяти знания о романе М.А. Булгакова, теперь перейдём непосредственно к теме урока. На дом было задано прочитать главы № 2,16, 25, 26. И сегодня мы их обсудим.
3. Формулировка основного проблемного вопроса урока.
Учитель: Итак, обратимся к композиции «ершалаимских» глав. Кто повествует нам об истории прокуратора Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри?
(Предполагаемый ответ: глава №2 «Понтий Пилат» – Воланд; глава №16 «Казнь» – сон Ивана Бездомного; главы №25 и 26 «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа», «Погребение» – Маргарита читает отрывок рукописи Мастера).
Учитель: Какой можно сделать вывод?
(Предполагаемый ответ: История даётся с разных точек зрения, разными повествователями, и это делает её наиболее достоверной).
Учитель: Как вы считаете, кого можно назвать главным героем «ершалаимских» глав?
(Предполагаемый ответ: Понтий Пилат).
Учитель: Исходя из этого, какой проблемный вопрос урока можно сформулировать?
(Предполагаемый ответ: Почему Понтий Пилат является главным героем библейских глав романа?).
Учитель: Очень хорошо. Теперь давайте попробуем сопоставить библейские образы романа Булгакова с первоисточником.
4. Сопоставление «ершалаимских» глав романа с каноническими текстами.
Учитель: Предлагаю послушать вашего одноклассника (…), который приготовил к сегодняшнему уроку сопоставительную таблицу образов Иешуа Га-Ноцри и Иисуса Христа. Пожалуйста, зафиксируйте основные моменты у себя в тетради.
Учащийся выступает с докладом. Другие учащиеся фиксирует основные тезисы его доклада.
Имя | Иешуа Га-Ноцри | Иисус Христос |
Возраст | 27 лет | 33 года |
Происхождение | Родом из города Гамалы. Практически ничего не знает о своих родителей, кроме того, что его отец был сириец. | Жил в городе Назарей (и именно поэтому его называли Назарянином). Сын Девы Марии и Иосифа. |
Положение | Нищий бродяга; философ (как именует его Понтий Пилат). | Сын Божий; указывается на божественное происхождение Христа. |
Вхождение в город | О прибытии в Ершалаим Иешуа рассказывает так: «Пришел я в Ершалаим через Сузские ворота пешком, в сопровождении одного Левия Матвея…Никто меня в Ершалаиме не знал». Кроме того, Иешуа подчёркивает, что у него нет никакого осла. | Его встречали как царя, покрывая землю пальмовыми ветками. Сам Христос ехал на осле. |
Ученики | Двенадцать апостолов. | Сборщик податей Левий Матвей. |
Иисус Христос воскрес после смерти. | Воскрешение Иешуа Га-Ноцри в романе отсутствует. |
Учитель: Попробуем сделать вывод. Как вы считаете, ставил ли писатель перед собой задачу изобразить в романе библейский, канонический образ Иисуса Христа?
(Предполагаемый ответ: Нет, они очень разные).
Учитель: Разумеется, в докладе (…) представлены не все критерии, по которым можно сопоставить образы Га-Ноцри и Христа. Однако, исходя из того, что мы услышали, можно сделать вывод, что эти два образа очень разные. Булгаков намеренно представляет Га-Ноцри не как сына Божьего, а как обыкновенного человека. Писатель исключает то высшее предназначение, для которого появился на свет Христос. Перед нами два разных образа, и мы не можем отождествлять их, приравнивать друг к другу.
Обратимся к образу Понтия Пилата. Что можно сказать о нём? Можно ли составить его портрет?
(Предполагаемый ответ: портрета-описания прокуратора в романе нет как такового. Есть отдельные детали, которые помогают нам составить образ Понтия Пилата).
Учитель: Совершенно верно! Булгаков не даёт подробного описания внешности Пилата, его портрет – это, скорее, портрет-впечатление. Из отдельных штрихов: поворота головы, усмешки, случайного жеста, незначительной, на первый взгляд, детали складывается образ героя.
Портрет Пилата складывается из многих составляющих. Давайте обратимся к тексту и поищем их!
5. Работа с художественным текстом.
- «белый плащ с кровавым подбоем»;
- глаза героя;
- речь героя;
- походка героя;
- внутренние монологи героя.
Учитель: Итак, мы нашли несколько составляющих образа прокуратора Понтия Пилата. Приступим к обсуждению. С каких слов начинается глава №2 «Понтий Пилат»?
(Предполагаемый ответ: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат»).
Учитель: Как вы считаете, что обозначает эта деталь образа – «белый плащ с кровавым подбоем»?
(Предполагаемый ответ: это символ, который характеризует самого Понтия Пилата, символ власти, олицетворением которой является прокуратор).
Учитель: Что обозначают белый и кровавый цвета? Они символичны?
(Предполагаемый ответ: Белый цвет символизирует силу, величие, законность. Кровавая оборотная сторона плаща символизирует кровь, которую пролил Понтий Пилат на полях сражений и которую ему предстоит пролить, отдав на несправедливую казнь Иешуа Га-Ноцри).
Учитель: Очень хорошо. Что можно сказать о такой детали портрета Пилата как его глаза? Можете ли вы привести цитаты из текста?
(Предполагаемый ответ: Это единственная деталь, которая привлекает внимание писателя в лице героя его глаза. В сцене допроса именно глаза Понтия Пилата говорят о его физическом состоянии, тех мучениях, которые доставляет ему приступ гемикрании: «подернутый дымкой страдания глаз», «оба больные глаза», «мутные глаза», «мученические глаза», «воспаленные, в красных жилках белки глаз», «воспаленные последними бессонницами и вином глаза»).
Учитель: Отлично! Что можно сказать о речи прокуратора? Аргументируйте свой ответ цитатами из текста.
(Предполагаемый ответ: Речь персонажа является одной из важнейших составляющих образа. Писатель отмечает, что в начале беседы с Иешуа Га-Ноцри у Понтия Пилата «тусклый, больной голос»; речь его сухая, отрывистая, «монотонная». Но по мере того, как усиливается интерес прокуратора к Иешуа, меняется его речь: в ней появляется большое количество вопросительных предложений. Но после того, как прокуратор узнает, что Иешуа предъявлено обвинение в нарушении «Закона об оскорблении величества», его буквально захлестывают эмоции, изменяется и его речь: в ней появляется изначально не свойственная Пилату оценочная лексика: «И не тебе, безумный преступник, рассуждать о ней».)
Учитель: Что можно сказать о походке героя? Как вы считаете, это важная деталь образа?
(Предполагаемый ответ: О походке героя можно сказать цитатой из романа: «…шаркающей кавалерийской походкой…». Это важная деталь образа. Походка выдает в Пилате настоящего воина, который провёл большую часть жизни на полях сражений).
Учитель: И, наконец, обсудим внутренние монологи прокуратора. Как вы думаете, они играют большую роль при создании образа героя?
(Предполагаемый ответ: Внутренние монологи играют большую роль для понимания мыслей и чувств прокуратора. В разговорах с другими персонажами Понтий Пилат говорит ясно, чётко, взвешивая каждое слово. Но когда остаётся наедине с сами собой, его мысли путаются, растерянность и отчаяние звучат в его внутренних монологах. Приведём цитаты из текста: «О боги мои! Я спрашиваю его о чем-то ненужном на суде. Мой ум не служит мне больше»; «Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом «Погибли!...»; «Бессмертие, пришло бессмертие».)
Учитель: Как вы считаете, многоточие во внутренних монологах героя играет какое-то значение?
(Предполагаемый ответ: Да. Многоточия, которыми изобилуют монологи Пилата, свидетельствуют о том, что он находится в смятении, и мысли его с трудом поддаются контролю).
Учитель: Что можно сказать о поступке, который совершил Пилат по отношению к Иуде из Кириафа? Как это характеризует героя?
(Предполагаемый ответ: Понтий Пилат, осознав, что совершил непоправимое и погубил Иешуа, отдаёт приказ убить предателя Иуду. Он желает искупить свою вину перед Га-Ноцри хотя бы таким способом).
Учитель: Давайте здесь остановимся на образе Иуды. Ведь этот образ также является каноническим – Иуда Искариот был одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Согласно евангельским сюжетам, Иуда предал Христа за тридцать сребренников. Обратимся к тексту романа и отрывкам из Нового Завета, чтобы сопоставить образ Иуды художественный и канонический. Я даю вам немного времени для того, чтобы вы приготовили устный ответ по данной теме.
Учащиеся проводят самостоятельную работу, сопоставляя отрывки, посвящённые образу Иуды, из романа и из Нового Завета, готовят устный ответ. Один из учащихся отвечает на оценку.
Иуда Искариот | Иуда из Кириафа | |
Положение | Ученик Иисуса Христа, один из двенадцати апостолов. | Новый знакомый Иешуа Га-Ноцри. Пригласил его к себе в гости и попросил высказать взгляды на государственную власть. |
Род деятельности | Является казначеем и, согласно Евангелию от Иоанна, ворует собранные общие деньги. | Работает в меняльной лавке у одного из своих родственников. |
Обстоятельства смерти | Раскаялся в содеянном и покончил жизнь самоубийством. | Был убит, согласно тайному приказанию Понтия Пилата, в Гефсиманском саду. |
Причина предательства | Одержим деньгами, возможно, был ведом Сатаной. | Желает разбогатеть, чтобы завоевать любовь замужней красавицы Низы. |
Сумма денег, которые заплатили Иуде за предательство | 30 сребренников. | 30 тетрадрахм. |
Учитель: Очень хорошо, спасибо за подготовленный ответ! Какой мы можем сделать вывод?
(Предполагаемый ответ: Художественный и канонический образы Иуды различаются, однако схожие моменты присутствуют – страсть к деньгам, а также сумма, которую заплатили Иуде за предательство Иешуа-Ииуса).
6. Итоги урока. Домашнее задание.
Учитель: Верно. Наше занятие подходит к концу, на следующем уроке мы поговорим о философских и философско-этических проблемах, заявленных в «ершалаимских» главах романа. А сейчас сделаем вывод из нашего занятия. Что мы сегодня узнали?
(Предполагаемый ответ: мы начали говорить о библейских образах, представленных в романе, и сопоставляли их с первоисточником, обращались к текстам из Нового Завета. Можно сделать вывод, что нельзя роман Мастера олицетворять с Евангелиями, исходя из многочисленных расхождений в тексте романа и текстах Нового Завета. И роман Мастера нельзя называть романом о Боге, так как Иешуа Га-Ноцри лишен божественного начала, он не воскресает после смерти, как Христос, не несет с собой того предназначения, которое было у Иисуса. Центральным персонажем романа Мастера является не Га-Ноцри, а Понтий Пилат и связанные с ним проблемы совести и трусости.)
Учитель: Отлично! Итак, наше занятие подошло к концу. Запишите, пожалуйста, домашнее задание: написать сочинение на тему «Хотел бы я жить в мире, в котором зло и добро равноправны?». Именно о проблемах добра и зла, совести, трусости и предательства мы поговорим на следующем уроке!
Итак, данный комплекс занятий включает в себя анализ библейских образов в романе «Мастер и Маргарита», рассмотрение и обсуждение романа в целом, а также некоторые теоретические сведения по литературоведению. Предлагаемые занятия помогут расширить литературоведческий кругозор обучающихся старших классов, сформировать умение поиска необходимой информации, умение высказывать свою и выслушивать чужую точку зрения, выражать свои мысли грамотно и корректно, а также повысить познавательный интерес к предмету и качество образования по литературе в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гордая женщина. Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"Тип урока: комбинированный. Форма урока: сообщения учащихся, ан
Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главная цель - дать представление о масштабности образа героини, показать роль Маргариты для понимания всего ром...
Конспект УЗ по литературе: "Изображение "трех миров" в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" через замысел автора и систему художественных образов"
Можно использовать при изучении романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"...
"Свидание с Мастером" (урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита")
Урок – обобщение по творчеству М. Булгакова проводится в форме игры. Класс заранее делится на 3 команды. За правильные ответы выставляются баллы (для удобства можно приготовить жетоны). Иг...
Методическая разработка занятия по литературе "ТРИ МИРА В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»"
Методическая разработка. Дисциплина: "Литература "....
Урок литературы,11 класс ЛЮБОВЬ В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Конспект урока с презентацией. В ходе подготовки к уроку учащимися был разработан и проведен социологический опрос. Итогом урока стали творческие проекты....
Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»
Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....
конспект урока литературы по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" добро и зло в романе "Мастер и Маргарита"
конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" по теме Добро и зло в романе М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита" . План урока построен в соответствии ФГОС, в раб...