Конспект урока "Философская поэма М.Ю.Лермонтова "Демон"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Конспект урока внеклассного чтения для учащихся 9-10 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
filosofskaya_poema_demon.rar | 7.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя
русского языка и литературы
Мишкиной И.В.
КОНСПЕКТ УРОКА
литературы в 10 классе
на тему «М.Ю. Лермонтов.
Философская поэма «Демон»
Цель урока: расширить круг чтения учащихся, выявить впечатления о прочитанном произведении; провести анализ наиболее значительных, ключевых эпизодов, определяющих понимание поэмы.
Эпиграф: Я тот, чей взор надежду губит;
Я тот, кого никто не любит;
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы…
И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!..
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Анализ поэмы.
1. Ваше мнение о поэме…
Какие строки и страницы «Демона» вы бы хотели вспомнить?
2. Совершенство поэмы и ее смысл.
Поняли вы поэму Лермонтова?.. Ваши недоумения, вопросы автору, нам…
Сообщение учащегося.
Демон – в греческой мифологии и религии всякое божество или дух-хранитель, способствующий или препятствующий человеку в исполнении его намерений;
В христианстве - злой дух, бес, дьявол.
Одно из наиболее ярких в античной истории представлений о демоне оставил Сократ, провозгласивший принцип «познай себя».
У Сократа демон живет внутри человека, это его «внутренний бог», «тайный голос». Человек доложен искать ответы на мучающие его вопросы не у оракулов, а в самом себе.
- Какое влияние «демонион» Сократа оказал на образ демона в лирике Лермонтова?
В 1829 году Лермонтова создает стихотворение «Мой демон».
Прочитайте отрывок.
Собранье зол его стихия;
Носясь меж дымных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубов…
Он недоверчивость вселяет,
Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь…
Какими красками в нем рисуется демон?
- Почему стихотворение называется «Мой демон?».
Если вы затрудняетесь выполнить это задание самостоятельно, воспользуйтесь клише.
Клише.
Впервые тема______зазвучала в________Лермонтова в _____году, когда поэту было всего________. Демон воплощает (добро, зло, суету, честь): «________его стихия». Он презирает «_________», «отвергает___________», с равнодушием «смотрит на__________, разрушительные «________бури» у него вызывают____________.
- Как построена поэма? (Контрастная композиция; трагизм ее картин и сюжета.)
Обозначим ее композицию и сюжет – ее вехи – ключевыми лермонтовскими строками.
1. «Печальный Демон, дух изгнанья…
Давно отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта…
Он сеял зло без наслажденья».
2. «Высокий дом, широкий двор,
Седой Гудал себе построил…
Но пир большой сегодня в нем…
В последний раз она плясала…»
3. «И Демон видел…
На мгновенье
Неизъяснимое волненье
В себе почувствовал он вдруг…»
4. «В семье Гудала плач и стоны…»
5. «И вот она как будто слышит
Волшебный голос над собой…»
6. «Он был похож на вечер ясный:
Ни одень, ни ночь0 – ни мрак, ни свет!»…
7. «Уж много дней она томится,
Сама не зная почему;
Святым захочет помолиться –
А сердце молится ему…»
8. «И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра!...»
Исповедь и клятва Демона.
9. «Как пери спящая мила
Она в гробу своем лежала…»
10. «В пространстве синего эфира
Один из ангелов святых…
Он нес в объятиях своих…»
11. «И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои…»
- Уловите художественную логику построения поэмы. В чем тайна ее волшебства?
- Принимаете ли заглавие поэмы: «Демон», а не «Тамара» или, примиряющее, - «Демон и Тамара?»
В сюжете поэмы на первом месте Демон.
- Как отозвались вы на лермонтовского Демона, как услышали, почувствовали, поняли его?
Демон в прошлом (ветхозаветная история Денницы):
«счастливый первенец творенья»»
«чистый херувим»
«познанья жадный»
«верил и любил»
Демон в настоящем:
«печальный Демон»
«дух изгнанья»
«отверженный»
«бесприютный»
«изгнанник рая»
«изгнанник!»
«пустыня немой души»
«лукавый Демон»
В воображении Тамары:
«пришелец туманный и немой»
В именовании херувима:
«дух беспокойный, дух порочный»
- Какие признания Демона остались в памяти?
- Почему так захватывают его монологи?
(Напряженная интеллектуальность, «поэзия мысли» в исповеди Демона. Экспрессия.)
- Сравните стихи поэмы до появления в ней ее романтического героя и – его «партии» в лермонтовской поэме.
- В чем тайна особенной странности, какой-то испепеляющей экспрессии его монологов? (Страсть, огромная энергия в словах Демона. Лермонтовский образ Демона как символ романтического титанизма, бесстрашия Духа, бесконечности исканий смысла бытия.
- Меняется ли Демон? Объясните его «превращения» в поэме Лермонтова.
(Лермонтовский «Демон», оказавшись в любовной ситуации, на время изменяется. Необычайная красота земной девушки вырывает его из состояния «жить для себя, скучать собой».
Он любит Тамару. Но он хочет и ее сделать такой же равнодушной ко всему земному, как он сам.)
Цель Демона – совратить невинную душу, средство достижения цели – ложь.
Но когда период, данный Демону для возможной власти над человеком (человеческая жизнь), заканчивается, когда Тамара умирает и Ангел несет ее душу, Демон является в своем истинном виде.
В эмоциональном мире Демона господствует скука, презрение, зависть, ненависть, равнодушие, гордость.
Демон не знает никакого счастья, никакой красоты; ни вечной, ни временной. В вечности он наказан одиночеством; временное, земное – как Божье творение – он ненавидит.
Зло Демона заключается в его вечном стремлении испортить Божье творенье – человека, подвинуть его на путь греха.
- Как завершил поэт судьбу Тамары? Убедительна ли ее неожиданная смерть?
- Какой останется в вашей памяти героиня поэмы? Какие строки, посвященные ей, особенно тронули?
Демон искушает Тамару грехом вожделения. Этот грех изображен в описаниях душевных состояний Тамары. Потеряв жениха, она оказывается во власти демона – греха. Тамара тоскует, томится, ей страшно…
- Наконец, финал поэмы… Как встретили его?
- Почему Демон дважды по воле поэта встречается с ангелом?
Каков исход их поединка?
-Почему Демон побежден? (Его любовь эгоистична. Крушение Демона как неизбывность его «непризнанных мучений»).
-Какую особенность композиции поэмы заметили вы в финальных ее строках?
- Как прочитали вы эту «кольцеобразность» поэмы – возвращение к началу ее, к безисходному одиночеству Демона?
3. Итог.
Что же сказал каждому из вас Лермонтов своим Демоном?
Найдите в поэме строки, таящие ее смысл…
В изображении Лермонтова Демон – существо, исполненное не только отрицания и ненависти, но и не менее того – желания добра, красоты, гармония.
Любовь Демона к земной женщине Тамаре символизирует это его стремление к гармонии, добру и красоте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 10 классе "Образ Петра Первого как царя преобразователя в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России".
Подробный конспект урока с приложением презентации....
Конспект урока литературы в 7 классе. Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины". Историческая основа поэмы.
Разработка урока....
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме».5 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме» Класс: 5. Тип урока: урок открытия нового знания....
Конспект урока "Поэма А.Блока "Двенадцать". Для классов гуманитарного профиля
Много странного и удивительного написано о поэме А.Блока «Двенадцать». Одни бранили ее, не видя в произведении ни смысла, ни поэтичности, другие хвалили гениальную пес...
Конспект метапредметного урока в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» с использованием элементов ТРКМ Свобода – залог счастья (характеристика образа Мцыри, героя одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова)
Раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, проникнуть в замысел автора ...
Конспект урока "Поэма Н.В.Гоголя "Мёртвые души". 1 глава"
урок – «Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».1 глава.»разработан в соответствие с календарно –тематическим планированием по литературе. В структуру урока включены ...
Конспект урока "Поэма Гомера "Илиада"
Цели:Личностные: знакомство учащихся с произведениями Гомера как историческими источниками.Предметные: на основе анализа поэм Гомера учащиеся должны иметь общее представление о содержании поэмы «...