Конспект урока "Поэма А.Блока "Двенадцать". Для классов гуманитарного профиля
план-конспект урока (литература, 11 класс) по теме
Много странного и удивительного написано о поэме А.Блока «Двенадцать». Одни бранили ее, не видя в произведении ни смысла, ни поэтичности, другие хвалили гениальную песню революции, где двенадцать красногвардейцев – полномочные представители народа, разрушающие старый мир, а Иисус Христос не сын Божий, а символ обновления жизни, хотя и во многом противоречивый. Исторические события октября 1917 года до сих пор вызывают массу споров и толкований. С одной стороны, кровавый террор, осквернение храмов, насилие, беззаконие, голод, пьянство, с другой – долгожданное освобождение огромной массы бесправных людей от многовекового рабства, которые просто не могут быть просвещенными и культурными. Современным школьникам трудно разобраться в противоречиях эпохи, представить себе людей, еще совершенно не знающих, что делать с завоеванной свободой и потому жестоко и бессмысленно мстящих всем, кто попадается у них на пути.
Изучение поэмы «Двенадцать» завершает систему уроков по творчеству Блока, где главной темой была тема Родины. Размышления о судьбе России, тревога за ее судьбу становятся для поэта неотъемлемой частью жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_poema_a.bloka_dvenadtsat.docx | 46.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Караваева М.А., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 27» имени Героя Советского Союза В.Е. Смирнова» г. Барнаула
А.БЛОК. Поэт и революция. Проблематика и поэтика поэмы «Двенадцать»
Много странного и удивительного написано о поэме А.Блока «Двенадцать». Одни бранили ее, не видя в произведении ни смысла, ни поэтичности, другие хвалили гениальную песню революции, где двенадцать красногвардейцев – полномочные представители народа, разрушающие старый мир, а Иисус Христос не сын Божий, а символ обновления жизни, хотя и во многом противоречивый. Исторические события октября 1917 года до сих пор вызывают массу споров и толкований. С одной стороны, кровавый террор, осквернение храмов, насилие, беззаконие, голод, пьянство, с другой – долгожданное освобождение огромной массы бесправных людей от многовекового рабства, которые просто не могут быть просвещенными и культурными. Современным школьникам трудно разобраться в противоречиях эпохи, представить себе людей, еще совершенно не знающих, что делать с завоеванной свободой и потому жестоко и бессмысленно мстящих всем, кто попадается у них на пути.
Для преодоления старшеклассниками этих трудностей восприятия поэмы нужно обратиться к взглядам поэта на революцию, к критическим замечаниям по поводу произведения и, конечно, к анализу самого текста «Двенадцати» как отражению исторической эпохи в сознании поэта-символиста. Важно не навязывать учащимся чужую точку зрения, а с помощь диалога, дискуссии дать им возможность сформировать свою позицию, исходя из личного жизненного опыта и на основе полученных на уроках знаний, объективно оценить идейное и художественное своеобразие поэмы, и – что очень важно – не осудить, а понять поэта, горячо любившего свою родину, и тех, кому в круговороте истории выпала роль разрушителей и убийц.
Изучение поэмы «Двенадцать» завершает систему уроков по творчеству Блока, где главной темой была тема Родины. Размышления о судьбе России, тревога за ее судьбу становятся для поэта неотъемлемой частью жизни.
Конспект урока
Цель урока: показать полемический характер поэмы и ее идейно-художественное своеобразие через отражение революционной эпохи в сознании поэта; развивать способность осмысливать сущность исторических явлений и событий через выработку умений и навыков сравнительного анализа символических деталей художественного произведения
Оборудование: портрет поэта, позже: обложка поэмы, иллюстрации к поэме (Смирнова и Анненского), плакаты с лозунгами.
Эпиграфы (отзывы о поэме)
1. «Двенадцать» - первая крупная русская поэма, в которой народ выступает как творец истории… Благодаря своей социальной значительности и художественному совершенству поэма принадлежит к вершинам русской литературы…» (Из учебника «Русская советская литература», 1983)
2. «Блок вторично распял Христа и еще раз расстрелял государя». (Н.Гумилев)
3. «Блок честно и восторженно подошел к нашей великой революции, но тонким, изящным словам символиста не под силу было выдержать и поднять ее тяжелые, реальнейшие образы… Блок надорвался». (В.Маяковский)
Вступление
На предыдущем уроке мы говорили об отношении Блока к России. Этой теме, по словам самого поэта, он «сознательно и бесповоротно» посвящает свою жизнь. Это самая большая боль и любовь поэта (даже слова созвучные!)
Какой видит Блок Россию? Какое будущее ожидает ее? Что тревожит поэта?
В лирике Блока Россия предстает перед нами многоликой: то таинственной, колдовской землей, сказочной, словно дремлющей, то нищей, бесприютной, покорной, но все равно – любимой. Поэт верит в прекрасное будущее своей родины, хотя оно неясно и призрачно, а путь к нему будет трудным и мучительным. В России для Блока все – «жизнь или смерть, счастье иль погибель». И это не красивые слова: пока в поэте была жива вера в возможное счастье родины, он сам жил. А жить для него - это значит слушать музыку мира - и писать.
Жизнь не стоит на месте: сменяются эпохи, меняется отношение к ним, меняются люди.
Сегодня мы будем говорить об очень важном, переломном моменте в жизни и творчестве поэта (для Блока эти понятия неразделимы) – РЕВОЛЮЦИИ. И, обратившись к одному из его самых парадоксальных произведений – поэме «Двенадцать», попытаемся увидеть его глазами ту далекую и судьбоносную для нас эпоху.
Блок с нетерпеньем ждал обновления и всеми силами старался приблизить это время. И вот, наконец, наступила эпоха великих потрясений.
Как поэт встретил революцию?
Блок приветствует Февральскую революцию, но скоро разочаровался в буржуазной демократии. А Октябрьский переворот, как ему кажется, открывает перед ним новые горизонты. В 1917 г. «содержанием всей жизни становится всемирная Революция, во главе которой стоит Россия». Т.е. Блок принял революцию безоговорочно и намеревался отдать ей жизнь. «Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами – прислушивался к той «музыке революции», к тому шуму падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству», - вспоминала М.Бекетова, тетка Блока.
Какой же видит Блок революцию?
9 января 1918 г он пишет статью «Интеллигенция и революция», где определяет свое отношение к революции (работа с конспектом): «Горе тем, кто думает найти в революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были. Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает других, она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных; но – это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издает поток. Гул этот все равно всегда – о великом». Это мировой циклон.
Полный воодушевления, Блок в эти же дни создает поэму «Двенадцать» (показать обложку поэмы), которая стала значительным литературным событием своего времени, но при этом вызвала раскол в кругах интеллигенции и сыграла во многом трагическую роль в судьбе автора.
О чем это произведение?
О том, как по ночным улицам Петрограда идее патруль из 12 красногвардейцев. Так оно и было на самом деле: «В первые послеоктябрьские дни пикеты по 12 солдат с винтовками и примкнутыми штыками дежурили на перекрестках, а краснолицые старики в богатых меховых шубах показывали им кулаки, изящно одетые женщины осыпали их бранью», - это воспоминания из книги американского журналиста, писателя Джона Рида, ставшего свидетелем Октябрьских дней.
В чем их миссия? Что они охраняют?
Революцию.
После появления «12» даже многие друзья (в частности, Д.Мережковский, З.Гиппиус) отвернулись от Блока.
Обратите внимание на отзывы о поэме, записанные на доске. Как они соотносятся друг с другом?
Высказывания противоположны. Почему? Потому что сложно понять, почему Блок воспевает убийц, грабителей.
Какие еще оценки давались поэме? (читают дети)
- Самый суровый отзыв принадлежал И.Бунину, который назвал поэму «набором стишков, то будто бы трагических, то плясовых, а в общем претендующих быть чем-то в высшей степени русским, народным…»
- М.Волошин назвал поэму «прекрасной» и отметил многие ее достоинства.
- В большевистской «Правде» поэма характеризовалась не только как «величайшее достижение самого Блока», но и вообще «русской поэзии после Пушкина, Некрасова, Тютчева».
- Комиссар Театрального отдела, тов. Каменева, сказала Л.Д.Менделеевой: «…Стихи Александра Александровича(«12») – очень талантливое, почти гениальное изображение действительности… но читать их не надо (вслух), потому что в них восхваляется то, чего мы, старые социалисты, больше всего боимся».
Почему же такое расхождение во взглядах?
Представьте себя людьми образованными, интеллигентными да еще символистами. Что бы вам не понравилось в поэме? (Воспевалась стихия разгула, главные герои – циники, грабители, убийцы, у них нет ничего святого; Блока обвиняли в «сухости сердца», в шутовстве, балаганности, надругательстве над идеалом, в том, что он желает угодить политическому режиму, называли его «певцом современного сатанизма»).
А что оценили большевики? (слова на доске, всемирный размах революции, сатира на «старый мир», справедливость их мести, которая оправдана их великой миссией, сочувствие униженным и оскорбленным; даже замечен был рост революционного сознания – из голытьбы они уже буквально в конце поэмы превратились в сознательный революционный народ, идущий вдаль «державным шагом»).
Расхождение в оценках и толковании поэмы говорит о том, что поэма сложна, неоднозначна (как и сама эпоха). Интересно, что М.Волошин заметил: «Сейчас ее используют как произведение большевистское, с таким же успехом ее можно использовать как памфлет против большевизма, исказив и подчеркнув другие ее стороны. Но ее художественная ценность, к счастью, состоит по ту сторону этих временных колебаний политической биржи».
Насколько это соответствует действительности? Кто прав? Может быть, у вас уже появилось собственное мнение, сложилось общее впечатление о поэме. Запомните его, но не торопитесь высказывать: возможно, вы поймете что-то еще, измените свой первоначальный взгляд, углубив свое представление о мире (я надеюсь на это).
Мы с вами попробуем пойти вслед за поэтом (обратиться к тексту) и оценить произведение, опираясь на собственный жизненный опыт, на свое представление о нравственных ценностях. В этом нам помогут и знания о художественной природе символизма, и, конечно, сам поэт (обратимся к его статье «Интеллигенция и революция», к дневникам).
Конечно, мы можем только предполагать, допускать, сопоставлять возможности, а затем соглашаться или не соглашаться с мнением различных людей о произведении Блока. Это вполне соответствует сути символической поэтики. (Вспомните, что она предполагает множество значений; чувственных, зрительных, звуковых ассоциаций).
Обратимся прежде всего к оценке поэмы самим Блоком, который, кстати, очень строго относился к своему творчеству. 29 января 1918 г., завершив поэму, он записал в дневнике: «Сегодня я – гений».
О чем это говорит? Сам Блок высоко оценил свое произведение, значит, он достиг своей цели.
Какова же его цель, «обязанность», как он сам говорил? В чем он, как художник, видит свою обязанность?
В статье «Интеллигенция и революция» об этом сказано: «видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит «разорванный ветром воздух».
А что же задумано?
«Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью». «Слушать музыку революции».
Хорошая цель?
Обратимся к поэме и посмотрим, что подлежит переделке и какая музыка там звучит.
Каково ваше впечатление о поэме? О чем она? Можете ли выразить словами из текста ее основную мысль?
Например, М.Волошин говорил о том, что основная мысль поэмы выражена строчкой: «идут без имени святого». О ком идет речь?
А на красноармейских знаменах, плакатах, бронепоездах можно было видеть лозунги поэмы:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем!..
Или
Революционный держите шаг,
Неугомонный не дремлет враг (показать плакат).
Написана она была, как мы уже сказали, в январе 1918 г. Возможно ли осознать такое важное историческое событие за два месяца?
Почему же Блок берется за такое нелегкое дело? Ведь и для него в этот период очень многое было неясным, во многом он не мог разобраться.
Видимо, в одном Блок был твердо уверен. В чем? В том, что революция – это та очистительная сила, которая принесет свободу родной стране и ее народу.
Анализ текста поэмы.
1 глава. С чего начинается поэма? Какая картина рисуется?
В первой же строфе заявляется оппозиция черного и белого цветов (Черный вечер.// Белый снег). Черный - символизирует темное, злое начало, хаос, непредсказуемость стихийных порывов в человеке, в мире, в космосе. Иногда чернота у Блока читается как пустота, бездуховность. Белый – воспринимается как контраст черному, но это также цвет чистоты, духовности, свет будущего, мечта. (Недаром в конце произведения образ Христа в белом венчике, в снежной жемчужной россыпи как выразитель чистоты, святости, трагического страдания.) Но эта граница черного и белого весьма неустойчива, что подчеркивается четырехкратным повторением в первой строфе слова ветер. Во второй строфе ветер упоминается в пятый раз, он – на всем Божьем свете, и всякий человек становится неуверенным ходоком, скользит и вот-вот упадет.
Какие временные реалии помогают определить время действия поэмы?
Плакат «Вся власть Учредительному собранию!» указывает на начало января 1918 года. С одной стороны, он напоминает о политической обстановке, с другой стороны, начало января – это время святок, когда нечистая сила забавляется над православным людом, куролесит, устраивает пакости тем, кто «без креста». Не случайны в поэме образы ветра, вьюги – они всегда сопровождают бесовской разгул. Но и образ Творца появляется уже здесь (Матушка-Заступница – кстати, еще одно скрытое указание на Рождество; Божий свет) и незримо проходит через всю поэму, являясь в финале поэмы в образе Иисуса Христа.
В 1 главе Блок изображает «старый мир». Кто его представители и как они изображены? Сатирические образы старушки, буржуя, писателя-витии, товарища попа, барыни вызывают у нас презрительную усмешку. Только ли к представителям «старого мира» высказывает презрение рассказчик? Кто говорит: «И у нас было собрание…»? (проститутки). О чем они говорят, что обсуждают? Это сатира и на новую власть (обратите внимание на лексику, потом Маяковский будет говорить об этом же). Образ бродяги в конце главы вызывает у нас сочувствие. А слово «Хлеба!» еще раз подчеркивает неустроенность мира – голод.
В конце главы возникает образ ЗЛОБЫ (триединство – грустная, черная, святая – почему?) Так сложилось исторически. За что злоба, на кого? (на попа). Обратимся вновь к статье: «Почему дырявят древний собор? – Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой». От чего должна очистить революция Россию (по статье в хрестоматии, с.221)?
Далее появляется мотив бдительности (глава заканчивается). Когда еще появится в поэме этот мотив? (2 гл. – до строк о деревне, 6 гл. – после убийства Катьки, 10 гл. – как упрек Петьке за его несознательность, 11гл. – «Вот проснется Лютый враг»). Получается, что первыми жертвами бдительности уже оказались или окажутся совсем не буржуи.
Чьими глазами мы видим происходящее? Кто дает оценку персонажам? Кто герой поэмы? 12 красногвардейцев? Или еще кто-то?
Почему это важно? (По отношению к главному герою автор должен высказать свою точку зрения, свою концепцию жизни) Как? (Картинами, изображенными в произведении, прямой авторской оценкой или через образ повествователя-рассказчика). Есть ли такой рассказчик в поэме? Кто видит заснеженный ночной город, старушку, буржуя, патруль? Кто слышит выстрелы, крики, погоню, разговор Петрухи с товарищами, его исповедь? Можем ли мы говорить об авторском восприятии происходящего? (Обратите внимание на язык поэмы: просторечно-огрубленная лексика, а не язык образованного человека – не Блока!) По ходу анализа произведения обратим внимание на голос героя-рассказчика. Но уже здесь он высказывает свое мнение (подтвердить примерами из текста).
2 глава. Задается совершенно иной поэтический ритм. Кто ее герои? Как они изображены (каким цветом их можно изобразить)? О чем они говорят? Что мы можем сказать о них? Какие чувства вызывают? Это 12 красногвардейцев – ночной патруль на улицах Петрограда. Они сами из «старого мира», Блок дает им характеристику уголовников:
В зубах цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Но поэт не судит их – так и было, это тяжелое наследие прошлого.
А что означает восклицание «Эх, эх, без креста!» в начале и в конце главы? Без креста - а еще без чего? Без совести, без нравственности, без границ – свобода, свобода от всего.
Обращался ли раньше Блок к низам общества? (ст. «Фабрика». «Поднимались из тьмы погребов», «Шли на приступ».) Как он относился к ним? (Сочувственно, его герой проходил разными путями, хотел почувствовать то же, что чувствуют все). Так что чувства, желания (отомстить всем?) и переживания городских низов были понятны и отчасти близки поэту.
Здесь мы слышим диалог героев-красногвардейцев: их речь задириста, груба, пошла, неграмотна. Они хозяева этого города – у них есть винтовки. И винтовки начинают стрелять в какого-то неясного врага. (Образ «неугомонного» и невидимого врага проходит через всю поэму. А в 12 главе «товарищи» уже стреляют в Христа.)
В кого стреляет ночной патруль? Очевидно, что врагами красногвардейцев не являются представители «старого мира» - они слишком смешны и беспомощны. «Палят» герои в Святую Русь, отрекаясь от веры, от Спасителя: «Свобода, свобода.// Эх, эх, без креста!»
Чего хотят эти люди?
В 3 главе мы находим на этот вопрос: они хотят раздуть мировой пожар революции. Причем их не страшит кровь – ни своя, ни чужая. Но за благословением они обращаются к Господу. Зачем? Возможно ли такое благословение? Не стремление ли это переложить груз ответственности за убийства на духовную власть (да и на советскую тоже)?
В 4-7 главах мы видим любовную историю красногвардейца Петрухи и «толстоморденькой» Катьки. Кто такая Катька? За что ее убивают? (Да еще приговаривают: «Эх, эх, согреши! // Будет легче для души!» - Легче убивать будет? А так сомнения в правильности наказания одолевают.)
Любовная история, ревность и расправа над Катькой (чье наказание совершенно несоизмеримо с ее виной)– незначительный эпизод для них. Человеческая жизнь для них особой цены не имеет («Лежи ты, падаль, на снегу!»). Им важнее, чтобы Петька остался с ними.
Какой диалог происходит между героями? Чем он важен для Блока?
Невольный убийца переживает. Как передается его состояние? Кого он «загубил»? А его товарищи выказывают ему сочувствие. Как они это делают? Довольно презрительно: проявление чувств не приветствуется. И дальше так будет всегда. Кто-нибудь из героев осознает, ЧТО они совершили? Переживал бы Петруха, если бы он не любил Катьку? Вряд ли. Убийство становится нормой (Упоминания об убийствах уже были: в 5 главе «Помнишь, Катя, офицера – // Не ушел он от ножа…»). И чем же утешился Петька? («Не такое нынче время, //Чтобы нянчится с тобой! // Потяжеле будет бремя // Нам, товарищ дорогой!») Настрой охраняющих город и новую власть вполне очевиден (по тексту): кураж, грабеж, пьянство. Все сильнее нарастает мотив убийства, глумления над человеческой жизнью, над всем.
Система ценностей, духовный мир героев показан в 8 главе: скука, семечки, убийство стоят в одном ряду. Полное духовное одичание. Где тут человек? Типично это поведение или случайно? Какими словами заканчивается глава? О чем это? О гибели чьей души говорит поэт? Почему вы так считаете?
9 глава резко отличается по ритмике от 8 главы и начинается она строкой из романса о декабристах: «Не слышно шуму городского…». Но дальше рисуется картина абсолютной свободы, опьянения кровью. Только радости от этого нет. Зачем здесь вновь появляется «старый мир» и почему Блок уделяет ему столько места? «Старый мир» –буржуй и паршивый пес как символ этого мира – жалок и бесприютен. У него нет будущего (недаром буржуй на перекрестке). Но и путь нового мира смутен неслучайно буржуй напоминает вопрос). Да еще вьюга (10 глава) заметает так, что «Не видать совсем друг друга // за четыре за шага!». Она словно предупреждает недальновидных, затуманивает им путь, обманывает тех, кто без креста, насмехается над ними. Они повязаны все кровью, и не только Катькиной (Блок словно предчувствует реки крови).
11 глава вновь показывает идущий патруль. Их шаг мерный, неотвратимый. Куда они идут? «Вдаль» - это куда? В наше время, в будущее? Что они с собой принесли? Нашли они своего врага? А вьюга все «пылит им в очи дни и ночи напролет». Как эта фраза расширяет временные рамки поэмы?
Горький о революции («Несвоевременные мысли»): «Наша революция дала полный простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, и, в то же время, она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны».
Работа с иллюстрациями. Какая из иллюстраций (Смирнова или Анненского), по-вашему, наиболее точно отражает мировосприятие Блока? Вспомните, в виде какой стихии поэт представлял революцию. Обратите внимание на композицию рисунков, соотношение величины образов; земной шар на штыке, затмение солнца, лица и фигуры героев и пр.
Последняя, 12 глава.
Итак, какие чувства вызывают у вас герои? Но кто же сделал их такими? Кто виноват в их безнравственности? Обратимся вновь к статье Блока (с.221, грехи отцов). Т.е. Блок понимает и принимает революцию (в данном случае миссию этих солдат) как своего рода наказание (возмездие) правящим классам за их преступное пренебрежение своим государственным долгом по отношению к собственному народу. За многовековое рабство народа когда-нибудь должна была наступить расплата. Можно вспомнить здесь и слова индийского писателя, родившегося в тот же год, что и Блок, Премчанда: «Человек обладает от природы высокими нравственными началами. Под давление обстоятельств и лжи, царящей в мире, он их утрачивает». Конечно, это попытка понять, а не оправдать безнравственность. Зачем же появляется вдруг (и «вдруг» ли?) впереди красногвардейцев Иисус Христос?
Любопытно, что и горячие сторонники поэмы Блока, и ее ярые противники были единодушны в своем неприятии этого образа в последней строфе. Почему?
Одни – видевшие в поэме «прославление» революции – считали, Что Христос чужд революции и ее идеалам. Отсюда и строки «Впереди идет матрос».
Другим казалось кощунственным то, что Блок поставил Христа впереди убийц. (Волошин же сказал, что они его преследуют. Тоже может быть.)
Сам Блок, отвечая на выпады Гумилева, писал: «Мне тоже не нравится конец «12». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной… Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос»… И позже: «Страшно, что Он опять с ними»
Попробуем разобраться, что должен был символизировать этот образ в поэме.
Вспомните: изначально христианство – религия обездоленных, стремящихся к лучшей судьбе (как это в поэме?). Возможно, Блок боится повторения того исторического процесса, который закончился вихрем революций, принеся столько горя. Но другого Блок не нашел. Возможно, Христос в финале поэмы берет в руки красный флаг и оказывается среди тех, кому Он не нужен, потому что не вправе оставить это слабое, несовершенное создание – человека – наедине с этим миром злобы, который Сам и создал. Они ведь тоже дети Божьи. Если Он с ними, значит, есть надежда на то, что тьма, смута в душах людских уступят миру света, добра… Борьба Бога и Дьявола вечная. Может быть, поэтому поэма, начинающаяся с черного света, заканчивается все-таки белым.
Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России, ибо революция – это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. Поэма «12» - честнейшая попытка понять свою страну, свой народ. Не ОСУДИТЬ или ОПРАВДАТЬ, а ПОНЯТЬ. Не зря, наверное, мне попались слова В.Соловьева (во многом учителя Блока) о нравственности: «Высшая нравственность требует некоторой свободы для безнравственности». (Я бы приняла Блока за эту высшую нравственность). Кстати, Блок воплотил мечту многих своих предшественников, показав народ как главную движущую силу истории. Что из этого вышло?
Рефлексия.
Изменилось ли что-то в вашем представлении о том, что происходило в ту тревожную эпоху, о которой Блок не мог не говорить? Что понимает Блок о революции, чего другие не увидели? На что вы смотрите не так, как Блок?
Так какую же цель ставит перед собой поэт, изображая «музыку революции»?
С одной стороны, Блок понимает и принимает ее закономерность, с другой стороны, он разглядел ее жестокое лицо, во многом предугадал ее губительные последствия. Приветствуя революцию как способ радикального изменения жизни к лучшему, поэт романтически представлял ее силы более разумными и гуманными, чем они оказались на самом деле. Он понимал и принимал революцию как своего рода наказание (возмездие).
Но судьба настоящего поэта не отделима от судьбы своей страны. Блок мечтал о реализации своей давней мечты, о духовной гармонии. Но его ждало глубокое разочарование. Поэтому голос поэта умолкает.
4 мая 1919 г он пишет: «Но работать по-настоящему уже не могу, пока на шее болтается новая петля полицейского государства». Все вернулось туда, откуда пришло (как в его стихотворении «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека...»). Может быть, Блок хотел уничтожить поэму, зная, что к его слову прислушиваются тысячи людей, ему верят и пойдут за ним. Но все же известна его записка(1 апреля 1920 года): «Оттого и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было написано в согласии со стихией..».
Разочарование в своем идеале, чувство бессилия перед будущей катастрофой, которую Блок уже чувствовал, привело к его творческой смерти – после поэмы «12» и «Скифов» он навсегда замолк (1918). Может быть, как предположил Г.Иванов, «за создание «Двенадцати» Блок поплатился жизнью».
Домашнее задание. Письменно ответьте на один из вопросов:
- Как в поэме отразилась революционная эпоха?
- Зачем в конце поэмы появляется образ Иисуса Христа?
Опыт показывает, что подобный подход к анализу проблематики и поэтики «Двенадцати», несмотря на сложность и противоречивость поэмы, эффективен. Творческие работы, выполненные учащимися, отличались глубиной анализа, самостоятельностью и разнообразием выдвинутых суждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая (переводная) контрольная работа по математике за 5 класс гуманитарный профиль
Приблизительная контрольная работа в формате ГИА за 5 класс...
Программа элективного курса по английскому языку для обучающихся 8 класса гуманитарного профиля «Удивительный мир Британии»
Основной целью данного курса является формирование межкультурной компетенции, т.е. способности понимать и интерпретировать особенности чужой и собственной культур в их различных проявления...
Программа элективного курса по английскому языку для обучающихся 8 класса гуманитарного профиля «Английская грамматика – это просто!»
Данный курс предназначен для обучающихся 8 класса гуманитарного профиля, желающих закрепить и усовершенствовать свои знания в области грамматики английского языка. Актуальность данного курса обу...
Рабочая программа по математике 11 класс гуманитарный профиль (4 часа)
Рабочая программа по математике 11 класс гуманитарный профиль по учебникам Мордковича и Атанасяна, рассчитана на 4 часа в неделю...
Контроль качества знаний по курсу английского языка в классах гуманитарного профиля на основе применения проектной технологии.
Обучение английскому языку протекает наиболее успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Процесс работы над проектом стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них интерес ...
рабочая программа 10 класс гуманитарный профиль алгебра
алгебра 10 класс гуманитрный профиль...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...