Конспект урока "Поэма Н.В.Гоголя "Мёртвые души". 1 глава"
план-конспект урока по литературе (9 класс)
урок – «Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».1 глава.»
разработан в соответствие с календарно –тематическим планированием по литературе.
В структуру урока включены проверка домашнего задания, словарная работа, анализ 1 главы произведения, работа по вопросам, составление плана. В содержательной части особое внимание уделено характеристике помещиков.
Представленный урок способствует повышению мотивации обучающихся к изучению предмета, имеет ярко выраженную практическую направленность. Представленная форма проведения урока обеспечивают хорошее усвоение обучающимися изучаемого материала, способствует развитию у детей навыков самостоятельной работы.
В опыте представлены формы развития различных умений обучающихся:
* коммуникативные умения (высказывать свою точку зрения, пытаться ее обосновать, приводя аргументы).
* познавательные (интеллектуальные) умения (анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать)
* регулятивные (организационные) умения (умение составлять план действия для достижения цели)
* личностные действия (умение объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, готовность осуществить выбор в системе общих ценностей)
Рецензируемый материал может быть рекомендован для использования в учебном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_proizvedeniyu_myortvye_dushi.doc | 66 КБ |
konspekt_uroka_po_proizvedeniyu_myortvye_dushi.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Душенко Ирина Владимировна
Предмет: литература
Класс: 9
Тема урока: Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».1 глава.
Оборудование урока: ноутбук, проектор, экран.
Материалы к уроку, подготовленные учителем:
Презентация к разным этапам урока
Методические приемы: контроль знаний учащихся, беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывков из поэмы, , активизация самостоятельной работы.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Цель: подготовить класс к восприятию новой темы и к общению; обеспечить условия для проведения урока.
Вступительное слово учителя.
2.Проверка домашнего задания.
Цель: выявить знания учащимися содержания первой главы «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать учеников к учебной деятельности.
- Словарная работа.
Бричка – легкая полукрытая повозка
Штабс-капитан – офицерский чин в пехоте
Канифасовых панталонах – плотной льняной ткани, преимущественно полосатой.
Манишка – накрахмаленный нагрудник.
Демикотонном сюртуке – плотной хлопчатобумажной ткани.
Сбитенщик – продавец сбитня, горячего напитка на меду с пряностями.
Будочник – нижний полицейский чин.
Бутылкою кислых щей – прохладительный напиток вроде кваса.
Полицеймейстер – начальник полиции города.
Откупщик – частное лицо, получившее от государства право на монопольную торговлю.
Бостончик – бостон, карточная игра.
Финифть – эмаль по металлу.
Пассаж – случай, происшествие.
- План к первой главе
1. Въезд Чичикова в город.
2. Гостиница и комната Чичикова.
3. Общая зала и обед.
4. Улица и городской сад.
5. Визиты.
6. Домашняя вечеринка в губернаторском доме.
3.Изучение новой темы.
Цели:
Образовательные: совершенствовать навык анализа художественного произведения. Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воображения; содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности. Воспитательные: содействовать развитию культуры речи, развитию интереса к изучению поэмы.
Выразительное чтение и анализ отрывков из первой главы поэмы «Мёртвые души» по плану.
1. Въезд Чичикова в город.
«В ворота губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка…»
2. Гостиница и комната Чичикова.
Прочитать отрывок описание гостиницы и комнаты.
«Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, т. е. именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах… с чёрною, как смоль бородою»
- Перечислить художественные детали, с помощью которых автор иронизирует, описывая гостиницу и комнату, в которую поселился Чичиков?
(«Тараканы, выглядывающие, как чернослив, из всех углов», «висела копчёная люстра»)
- Найти отрывок, характеризующий кучера и лакея?
(«Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике,
и лакей Петрушка, малый лет тридцати, в просторном подержанном сюртуке, как видно с барского плеча, малый немного суровый на взгляд, с очень крупными губами и носом»)
3. Общая зала и обед.
Прочитать отрывок описание зала.
«Какие бывают эти общие залы – всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены, выкрашенные масляной краской, потемневшие вверху от трубочного дыма и залосненные снизу спинами разных проезжающих, а еще более туземными купеческими, ибо купцы по торговым дням приходили сюда сам-шест и сам-сём испивать свою известную пару чаю; тот же закопченный потолок; та же копченая люстра со множеством висящих стеклышек, которые прыгали и звенели всякий раз, когда половой бегал по истертым клеенкам, помахивая бойко подносом, на котором сидела такая же бездна чайных чашек, как птиц на морском берегу; те же картины во всю стену, писанные масляными красками, словом, все то же, что и везде…»
- Для чего автор прибегает к обобщению описываемых явлений: те же, та же, все тоже, что и везде?
(Гоголь хотел нарисовать всю Русь, поэтому рисует типичную гостиницу, типичный город, вообще типичные явления русской жизни).
- Какие обычно подавались блюда в трактирах?
( Щи с слоеным пирожком, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец соленый).
4. Улица и городской сад.
« Павел Иванович Чичиков отправился посмотреть город, которым был, как казалось, удовлетворен, ибо нашел, что город никак не уступал другим губернским городам…»
- Далее следует городской пейзаж, как он описан?
( Городской пейзаж показан юмористически. Дана убогая картина небогатого, неблагоустроенного города, лавчонок с нелепыми вывесками, со спящими будочниками, с бедно одетыми, часто пьяными жителями. А рядом на тех же улицах - богатые дома, коляски четвернёй, лакей на запятках и городская иллюминация; будочник казнит на ногте зверя около столба с театральными афишами. Городской пейзаж дан как обобщенная картина всех городов – ведь он город NN « никак не уступал другим губернским городам»).
- Заглянул Чичиков и в городской сад. Как Гоголь описывает городской сад?
( «…хотя деревца были не выше тростника, о них было сказано в газетах, …что город наш украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом, состоящим из тенистых, широколиственных дерев, дающих прохладу в знойный день…»)
5. Визиты.
- Кого посетил Чичиков в первой главе?
(Посетил губернатора, вице-губернатора, прокурора, председателя палаты, полицеймейстера, откупщика, начальника над казенными фабриками, инспектора врачебной управы, городского архитектора).
« Был с почтением у губернатора, который, как оказалось, подобно Чичикову, был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривал даже, что был предоставлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю».
«…был у прокурора, у председателя палаты, у полицеймейстера…»
6. Домашняя вечеринка в губернаторском доме.
- Сколько времени заняло у Чичикова приготовление к вечеринке?
( с лишком два)
- Прочитать отрывок приготовление к вечеринке.
«После небольшого послеобеденного сна он приказал подать умыться и чрезвычайно долго тер обе щеки, подперши их извнутри языком; потом, взявши с плеча трактирного слуги полотенце, вытер им со всех сторон полное своё лицо, начав из-за ушей и фыркнув прежде два раза в самое лицо трактирного слуги. Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой».
Губернаторский дом.
«Впрочем, губернаторский дом был так освещён, хоть бы и для бала; коляска с фонарями, перед подъездом два жандарма, форейторские крики вдали – словом, всё как нужно».
«Мужчины здесь, как и везде, были двух родов:
одни тоненькие, которые всё увивались около дам… Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж не тонкие».
- Как описывает гоголь толстых и тонких?
( Гоголь говорит о них с насмешкой: тонкие виляют туда сюда, спускают нажитое отцами добро; толстые наживаю себе капиталец и, чтобы скрыть награбленное, покупают деревеньки, записывая их не на своё имя.)
4.Закрепление темы.
Цель: на основе анализа первой главы дать характеристику главному герою; сделать выводы, обобщения в результате проделанной работы.
Гоголь прибегает к приёму чисто внешнего описания своих героев, исходя из идейного замысла поэмы – показать мёртвое царство мёртвых душ.
1. Дать характеристику Чичикову.
- Как Гоголь рисует Чичикова в первой главе?
(Чичиков выдавал себя за светского человека, весьма деликатного и хорошо воспитанного, а на самом деле был дельцом, ловким мошенником, малокультурным и грубым. Гоголь говорит о своём герое с тонкой насмешкой: « высмаркивался чрезвычайно громко», « храпя, во всю насосную завёртку», « говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует»).
2. Выводы по анализу отрывков первой главы «Мертвых душ».
1. Гоголь уже с первой страницы рисует яркие реальные картины русской жизни, подчёркивая этим, что его цель – не рассказ о похождениях авантюриста Чичикова, а сатирическое изображение всей современной ему русской жизни.
2. В том, как Гоголь изображает помещиков и чиновников, выявляется народность Гоголя: он разоблачает их, показывает, что под внешней оболочкой культурных, благовоспитанных людей в них скрывается духовное убожество и грубая животная натура.
3. Поэму Гоголя следует читать внимательно, вдумываясь в её смысл, который раскрывается только на основе изучения её.
5. Рефлексия.
- Я справился (не справился)....
- Я смог (не смог)....
- У меня получилось (не получилось)...
- Я доволен(не доволен) собой ...
- Мне было трудно...
- Мне было легко...
- Мне необходимо поработать над...
6.Задание на дом.
Цель: способствовать развитию речевых способностей у учащихся, внимания, мышления, памяти и воображения, побуждение познавательного интереса к поэме и дальнейшей работой над ней.
1. Внимательно перечитать вторую главу поэмы, а также часть главы седьмой
( сцену встречи Манилова с Чичиковым).
2. Подготовиться к устным ответам на следующие вопросы:
а) Как описан Манилов в первой главе?
в) Как Гоголь описывает усадьбу Манилова?
г) Какова бытовая обстановка Манилова?
д) Как Гоголь описывает встречу Манилова с Чичиковым?
Предварительный просмотр:
Учитель: Душенко Ирина Владимировна
Предмет: литература
Класс: 9
Тема урока: Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».1 глава.
Оборудование урока: ноутбук, проектор, экран.
Материалы к уроку, подготовленные учителем:
Презентация к разным этапам урока
Методические приемы: контроль знаний учащихся, беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывков из поэмы, , активизация самостоятельной работы.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Цель: подготовить класс к восприятию новой темы и к общению; обеспечить условия для проведения урока.
Вступительное слово учителя.
2.Проверка домашнего задания.
Цель: выявить знания учащимися содержания первой главы «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать учеников к учебной деятельности.
- Словарная работа.
Бричка – легкая полукрытая повозка
Штабс-капитан – офицерский чин в пехоте
Канифасовых панталонах – плотной льняной ткани, преимущественно полосатой.
Манишка – накрахмаленный нагрудник.
Демикотонном сюртуке – плотной хлопчатобумажной ткани.
Сбитенщик – продавец сбитня, горячего напитка на меду с пряностями.
Будочник – нижний полицейский чин.
Бутылкою кислых щей – прохладительный напиток вроде кваса.
Полицеймейстер – начальник полиции города.
Откупщик – частное лицо, получившее от государства право на монопольную торговлю.
Бостончик – бостон, карточная игра.
Финифть – эмаль по металлу.
Пассаж – случай, происшествие.
- План к первой главе
1. Въезд Чичикова в город.
2. Гостиница и комната Чичикова.
3. Общая зала и обед.
4. Улица и городской сад.
5. Визиты.
6. Домашняя вечеринка в губернаторском доме.
3.Изучение новой темы.
Цели:
Образовательные: совершенствовать навык анализа художественного произведения. Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воображения; содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности. Воспитательные: содействовать развитию культуры речи, развитию интереса к изучению поэмы.
Выразительное чтение и анализ отрывков из первой главы поэмы «Мёртвые души» по плану.
1. Въезд Чичикова в город.
«В ворота губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка…»
2. Гостиница и комната Чичикова.
Прочитать отрывок описание гостиницы и комнаты.
«Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, т. е. именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах… с чёрною, как смоль бородою»
- Перечислить художественные детали, с помощью которых автор иронизирует, описывая гостиницу и комнату, в которую поселился Чичиков?
(«Тараканы, выглядывающие, как чернослив, из всех углов», «висела копчёная люстра»)
- Найти отрывок, характеризующий кучера и лакея?
(«Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике,
и лакей Петрушка, малый лет тридцати, в просторном подержанном сюртуке, как видно с барского плеча, малый немного суровый на взгляд, с очень крупными губами и носом»)
3. Общая зала и обед.
Прочитать отрывок описание зала.
«Какие бывают эти общие залы – всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены, выкрашенные масляной краской, потемневшие вверху от трубочного дыма и залосненные снизу спинами разных проезжающих, а еще более туземными купеческими, ибо купцы по торговым дням приходили сюда сам-шест и сам-сём испивать свою известную пару чаю; тот же закопченный потолок; та же копченая люстра со множеством висящих стеклышек, которые прыгали и звенели всякий раз, когда половой бегал по истертым клеенкам, помахивая бойко подносом, на котором сидела такая же бездна чайных чашек, как птиц на морском берегу; те же картины во всю стену, писанные масляными красками, словом, все то же, что и везде…»
- Для чего автор прибегает к обобщению описываемых явлений: те же, та же, все тоже, что и везде?
(Гоголь хотел нарисовать всю Русь, поэтому рисует типичную гостиницу, типичный город, вообще типичные явления русской жизни).
- Какие обычно подавались блюда в трактирах?
( Щи с слоеным пирожком, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец соленый).
4. Улица и городской сад.
« Павел Иванович Чичиков отправился посмотреть город, которым был, как казалось, удовлетворен, ибо нашел, что город никак не уступал другим губернским городам…»
- Далее следует городской пейзаж, как он описан?
( Городской пейзаж показан юмористически. Дана убогая картина небогатого, неблагоустроенного города, лавчонок с нелепыми вывесками, со спящими будочниками, с бедно одетыми, часто пьяными жителями. А рядом на тех же улицах - богатые дома, коляски четвернёй, лакей на запятках и городская иллюминация; будочник казнит на ногте зверя около столба с театральными афишами. Городской пейзаж дан как обобщенная картина всех городов – ведь он город NN « никак не уступал другим губернским городам»).
- Заглянул Чичиков и в городской сад. Как Гоголь описывает городской сад?
( «…хотя деревца были не выше тростника, о них было сказано в газетах, …что город наш украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом, состоящим из тенистых, широколиственных дерев, дающих прохладу в знойный день…»)
5. Визиты.
- Кого посетил Чичиков в первой главе?
(Посетил губернатора, вице-губернатора, прокурора, председателя палаты, полицеймейстера, откупщика, начальника над казенными фабриками, инспектора врачебной управы, городского архитектора).
« Был с почтением у губернатора, который, как оказалось, подобно Чичикову, был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривал даже, что был предоставлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю».
«…был у прокурора, у председателя палаты, у полицеймейстера…»
6. Домашняя вечеринка в губернаторском доме.
- Сколько времени заняло у Чичикова приготовление к вечеринке?
( с лишком два)
- Прочитать отрывок приготовление к вечеринке.
«После небольшого послеобеденного сна он приказал подать умыться и чрезвычайно долго тер обе щеки, подперши их извнутри языком; потом, взявши с плеча трактирного слуги полотенце, вытер им со всех сторон полное своё лицо, начав из-за ушей и фыркнув прежде два раза в самое лицо трактирного слуги. Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой».
Губернаторский дом.
«Впрочем, губернаторский дом был так освещён, хоть бы и для бала; коляска с фонарями, перед подъездом два жандарма, форейторские крики вдали – словом, всё как нужно».
«Мужчины здесь, как и везде, были двух родов:
одни тоненькие, которые всё увивались около дам… Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж не тонкие».
- Как описывает гоголь толстых и тонких?
( Гоголь говорит о них с насмешкой: тонкие виляют туда сюда, спускают нажитое отцами добро; толстые наживаю себе капиталец и, чтобы скрыть награбленное, покупают деревеньки, записывая их не на своё имя.)
4.Закрепление темы.
Цель: на основе анализа первой главы дать характеристику главному герою; сделать выводы, обобщения в результате проделанной работы.
Гоголь прибегает к приёму чисто внешнего описания своих героев, исходя из идейного замысла поэмы – показать мёртвое царство мёртвых душ.
1. Дать характеристику Чичикову.
- Как Гоголь рисует Чичикова в первой главе?
(Чичиков выдавал себя за светского человека, весьма деликатного и хорошо воспитанного, а на самом деле был дельцом, ловким мошенником, малокультурным и грубым. Гоголь говорит о своём герое с тонкой насмешкой: « высмаркивался чрезвычайно громко», « храпя, во всю насосную завёртку», « говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует»).
2. Выводы по анализу отрывков первой главы «Мертвых душ».
1. Гоголь уже с первой страницы рисует яркие реальные картины русской жизни, подчёркивая этим, что его цель – не рассказ о похождениях авантюриста Чичикова, а сатирическое изображение всей современной ему русской жизни.
2. В том, как Гоголь изображает помещиков и чиновников, выявляется народность Гоголя: он разоблачает их, показывает, что под внешней оболочкой культурных, благовоспитанных людей в них скрывается духовное убожество и грубая животная натура.
3. Поэму Гоголя следует читать внимательно, вдумываясь в её смысл, который раскрывается только на основе изучения её.
5. Рефлексия.
- Я справился (не справился)....
- Я смог (не смог)....
- У меня получилось (не получилось)...
- Я доволен(не доволен) собой ...
- Мне было трудно...
- Мне было легко...
- Мне необходимо поработать над...
6.Задание на дом.
Цель: способствовать развитию речевых способностей у учащихся, внимания, мышления, памяти и воображения, побуждение познавательного интереса к поэме и дальнейшей работой над ней.
1. Внимательно перечитать вторую главу поэмы, а также часть главы седьмой
( сцену встречи Манилова с Чичиковым).
2. Подготовиться к устным ответам на следующие вопросы:
а) Как описан Манилов в первой главе?
в) Как Гоголь описывает усадьбу Манилова?
г) Какова бытовая обстановка Манилова?
д) Как Гоголь описывает встречу Манилова с Чичиковым?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Связь поэмы "Мёртвые души" Н.В.Гоголя с мифом, славянским фольклором" (по 5 главе)
Урок проводится в форме исследования. Ребята определяют, как поэма связана с мифом, славянским фольклором, находят пословицы, сказочно-былинные мотивы....
Поурочные разработки для работы с поэмой Н.В.Гоголя "Мёртвые души". Главы 1-3
Н.В.Гоголь - один из самых загадочных и непонятых русских писателей. В поэме "Мёртвые души" между строк зашифрована информация о непознанном и неизведанном в человеческой душе. Она открывается лишь вн...
Поурочные разработки для работы с поэмой Н.В.Гоголя "Мёртвые души". Главы 4-7
Н.В.Гоголь - один из самых загадочных и непонятых русских писателей. В поэме "Мёртвые души" между строк зашифрована информация о непознанном и неизведанном в человеческой душе. Она открывается лишь вн...
Поурочные разработки для работы с поэмой Н.В.Гоголя "Мёртвые души". Главы 8-11
Н.В.Гоголь - один из самых загадочных и непонятых русских писателей. В поэме "Мёртвые души" между строк зашифрована информация о непознанном и неизведанном в человеческой душе. Она открывается лишь вн...
К изучению творчества Н.В. Гоголя. 9 класс. Тесты по главам 6-11 поэмы "Мертвые души"
Применяется для контроля знаний учащихся при изучении поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"....
Презентация к уроку литераьтуры в 9 классе. Анализ I-II глав поэмы Н.В. Гоголя "Мёртвые души"
Данный материал позволит эффективно организовать работу с текстом на уроке литературы. Предполагатся работа в группах по вопросам, которые рпазмещены на слайде. Вопросы можно распечатать и раздать дет...
Конспект урока "«Лопахин – нежной души человек?» по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»"
laquo;…если она (роль) не удастся, то значит и пьеса вся провалится». Так в одном из писем Чехов отзывался о роли Лопахина из пьесы «Вишневый сад». Как ни странно, но в центр...