Конспект урока "Поэма Н.В.Гоголя "Мёртвые души". 1 глава"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

урок – «Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».1 глава.»

разработан в соответствие с календарно –тематическим планированием по литературе.

 В структуру урока включены проверка домашнего задания, словарная работа, анализ 1 главы произведения, работа по вопросам, составление плана. В содержательной части особое внимание уделено характеристике помещиков.

Представленный урок способствует повышению мотивации обучающихся к изучению предмета, имеет ярко выраженную практическую направленность. Представленная форма проведения урока обеспечивают хорошее усвоение обучающимися изучаемого материала, способствует развитию у детей навыков самостоятельной работы.

В опыте представлены формы развития различных умений обучающихся:

* коммуникативные умения (высказывать свою точку зрения, пытаться ее обосновать, приводя аргументы).

* познавательные (интеллектуальные) умения (анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать)

* регулятивные (организационные) умения (умение составлять план действия для достижения цели)

* личностные действия (умение объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, готовность осуществить выбор в системе общих ценностей)

Рецензируемый материал может быть рекомендован для использования в учебном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Душенко Ирина Владимировна

Предмет:  литература

Класс: 9

 Тема урока: Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».1 глава.

Оборудование урока: ноутбук, проектор, экран.

Материалы к уроку, подготовленные учителем:

Презентация к разным этапам урока 

Методические приемы:  контроль знаний учащихся, беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывков из поэмы, , активизация самостоятельной работы.

 

Ход урока.

1.Организационный момент.

Цель: подготовить класс к восприятию новой темы и к общению; обеспечить условия для проведения урока.

Вступительное слово учителя. 

 

2.Проверка домашнего задания.

Цель: выявить знания учащимися содержания первой главы  «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать учеников к учебной деятельности.

  1. Словарная работа.

 Бричка – легкая полукрытая повозка

Штабс-капитан – офицерский чин в пехоте

Канифасовых панталонах – плотной льняной ткани, преимущественно полосатой.

Манишка – накрахмаленный нагрудник.

Демикотонном сюртуке – плотной хлопчатобумажной ткани.

Сбитенщик – продавец сбитня, горячего напитка на меду с пряностями.

Будочник – нижний полицейский чин.

Бутылкою кислых щей – прохладительный напиток вроде кваса.

Полицеймейстер – начальник полиции города.

Откупщик – частное лицо, получившее от государства право на монопольную торговлю.

Бостончик – бостон, карточная игра.

Финифть – эмаль по металлу.

Пассаж – случай, происшествие.

  1. План к первой главе

1. Въезд Чичикова в город.

2. Гостиница и комната Чичикова.

3. Общая зала и обед.

4. Улица и городской сад.

5. Визиты.

6. Домашняя вечеринка в губернаторском доме.

3.Изучение новой темы.

Цели:

Образовательные: совершенствовать навык анализа художественного произведения. Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воображения; содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности. Воспитательные: содействовать развитию культуры речи, развитию интереса к изучению поэмы.

 

   Выразительное чтение и анализ отрывков из  первой главы поэмы «Мёртвые души» по плану.

1. Въезд Чичикова в город. 

   «В ворота губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка…»

2. Гостиница и комната Чичикова. 

       Прочитать  отрывок описание гостиницы и комнаты.

    «Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, т. е. именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах…  с чёрною, как смоль бородою»

 - Перечислить художественные детали, с помощью которых автор иронизирует, описывая гостиницу и комнату, в которую поселился Чичиков?

(«Тараканы, выглядывающие, как чернослив, из всех углов», «висела копчёная люстра»)

 

- Найти отрывок, характеризующий кучера и лакея? 

      («Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике,

и лакей Петрушка, малый лет тридцати, в просторном подержанном сюртуке, как видно с барского плеча, малый немного суровый на взгляд, с очень крупными губами и носом»)

3. Общая зала и обед. 

   Прочитать отрывок описание зала.

«Какие бывают эти общие залы – всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены, выкрашенные масляной краской, потемневшие вверху от трубочного дыма и залосненные снизу спинами разных проезжающих, а еще более туземными купеческими, ибо купцы по торговым дням приходили сюда сам-шест и сам-сём испивать свою известную пару чаю; тот же закопченный потолок; та же копченая люстра со множеством висящих стеклышек, которые прыгали и звенели всякий раз, когда половой бегал по истертым клеенкам, помахивая бойко подносом, на котором сидела такая же бездна чайных чашек, как птиц на морском берегу; те же картины во всю стену, писанные масляными красками, словом, все то же, что и везде…»

 - Для чего автор прибегает к обобщению описываемых явлений: те же, та же, все тоже, что и везде?

(Гоголь хотел нарисовать всю Русь, поэтому рисует типичную гостиницу, типичный город, вообще типичные явления русской жизни).

 - Какие обычно подавались блюда в трактирах?

( Щи с слоеным пирожком, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец соленый).

4. Улица и городской сад. 

« Павел Иванович Чичиков отправился посмотреть город, которым был, как казалось, удовлетворен, ибо нашел, что город никак не уступал другим губернским городам…»

 - Далее следует городской пейзаж, как он описан?

( Городской пейзаж показан юмористически. Дана убогая картина небогатого, неблагоустроенного города, лавчонок с нелепыми вывесками, со спящими будочниками, с бедно одетыми, часто пьяными жителями. А рядом на тех же улицах -  богатые дома, коляски четвернёй, лакей на запятках и городская иллюминация; будочник казнит на ногте зверя около столба с театральными афишами. Городской пейзаж дан как обобщенная картина всех городов – ведь он город NN « никак не уступал другим губернским городам»).

- Заглянул Чичиков и в городской сад. Как Гоголь описывает городской сад?

( «…хотя деревца были не выше тростника, о них было сказано в газетах, …что город наш украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом, состоящим из тенистых, широколиственных дерев, дающих прохладу в знойный день…»)

 5. Визиты.

- Кого посетил Чичиков в первой главе?

(Посетил губернатора, вице-губернатора, прокурора, председателя палаты, полицеймейстера, откупщика, начальника над казенными фабриками, инспектора врачебной управы, городского архитектора).

« Был с почтением у губернатора, который, как оказалось, подобно Чичикову, был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривал даже, что был предоставлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю».           

«…был  у прокурора, у председателя палаты, у полицеймейстера…»

6. Домашняя вечеринка в губернаторском доме. 

- Сколько времени заняло у Чичикова  приготовление к вечеринке? 

( с лишком два)

- Прочитать отрывок приготовление к вечеринке.

«После небольшого послеобеденного сна он приказал подать умыться и чрезвычайно долго тер обе щеки, подперши их извнутри языком; потом, взявши с плеча трактирного слуги полотенце, вытер им со всех сторон полное своё лицо, начав из-за ушей и фыркнув прежде два раза в самое лицо трактирного слуги. Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой».

Губернаторский дом.

«Впрочем, губернаторский дом был так освещён, хоть бы и для бала; коляска с фонарями, перед подъездом два жандарма, форейторские крики вдали – словом, всё как нужно».

«Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: 

одни тоненькие, которые всё увивались около дам… Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж не тонкие».

- Как описывает гоголь толстых и тонких?

( Гоголь говорит о них с насмешкой: тонкие виляют туда сюда, спускают нажитое отцами добро; толстые наживаю себе капиталец и, чтобы скрыть награбленное, покупают деревеньки, записывая их не на своё  имя.)

4.Закрепление темы.

Цель: на основе анализа первой главы дать характеристику главному герою; сделать  выводы, обобщения в результате проделанной работы.

 Гоголь прибегает к приёму чисто внешнего описания своих героев, исходя из идейного замысла поэмы – показать мёртвое царство мёртвых душ.

1. Дать характеристику Чичикову. 

- Как Гоголь рисует Чичикова в первой главе?

(Чичиков выдавал себя за светского человека, весьма деликатного и хорошо воспитанного, а на самом деле был дельцом, ловким мошенником, малокультурным и грубым.  Гоголь говорит о своём герое с тонкой насмешкой: « высмаркивался чрезвычайно громко», « храпя, во всю насосную завёртку», « говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует»).

2. Выводы по анализу отрывков первой главы «Мертвых душ».

 1. Гоголь уже с первой страницы рисует яркие реальные картины русской жизни, подчёркивая этим, что его цель – не рассказ о похождениях авантюриста Чичикова, а сатирическое изображение всей современной ему русской жизни.

2. В том, как Гоголь изображает помещиков и чиновников, выявляется народность Гоголя: он разоблачает их, показывает, что под внешней оболочкой культурных, благовоспитанных людей в них скрывается духовное убожество и грубая животная натура.

3. Поэму Гоголя следует читать внимательно, вдумываясь в её смысл, который раскрывается только на основе изучения её.

5. Рефлексия. 

  • Я справился (не справился)....
  • Я смог (не смог)....
  • У меня получилось (не получилось)...
  • Я доволен(не доволен) собой ...
  • Мне было трудно...
  • Мне было легко...
  • Мне необходимо поработать над...

 6.Задание на дом.

 Цель: способствовать развитию речевых способностей у учащихся, внимания, мышления, памяти и воображения, побуждение познавательного интереса к поэме и дальнейшей работой над ней.

   1. Внимательно перечитать вторую главу поэмы, а также часть главы седьмой      

( сцену встречи Манилова с Чичиковым).

2. Подготовиться к устным ответам  на следующие вопросы:

а) Как описан Манилов в первой главе?

в) Как Гоголь описывает усадьбу Манилова?

г) Какова бытовая обстановка Манилова?

д) Как Гоголь описывает встречу Манилова с Чичиковым?

 



Предварительный просмотр:

Учитель: Душенко Ирина Владимировна

Предмет:  литература

Класс: 9

 Тема урока: Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».1 глава.

Оборудование урока: ноутбук, проектор, экран.

Материалы к уроку, подготовленные учителем:

Презентация к разным этапам урока 

Методические приемы:  контроль знаний учащихся, беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывков из поэмы, , активизация самостоятельной работы.

 

Ход урока.

1.Организационный момент.

Цель: подготовить класс к восприятию новой темы и к общению; обеспечить условия для проведения урока.

Вступительное слово учителя. 

 

2.Проверка домашнего задания.

Цель: выявить знания учащимися содержания первой главы  «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать учеников к учебной деятельности.

  1. Словарная работа.

 Бричка – легкая полукрытая повозка

Штабс-капитан – офицерский чин в пехоте

Канифасовых панталонах – плотной льняной ткани, преимущественно полосатой.

Манишка – накрахмаленный нагрудник.

Демикотонном сюртуке – плотной хлопчатобумажной ткани.

Сбитенщик – продавец сбитня, горячего напитка на меду с пряностями.

Будочник – нижний полицейский чин.

Бутылкою кислых щей – прохладительный напиток вроде кваса.

Полицеймейстер – начальник полиции города.

Откупщик – частное лицо, получившее от государства право на монопольную торговлю.

Бостончик – бостон, карточная игра.

Финифть – эмаль по металлу.

Пассаж – случай, происшествие.

  1. План к первой главе

1. Въезд Чичикова в город.

2. Гостиница и комната Чичикова.

3. Общая зала и обед.

4. Улица и городской сад.

5. Визиты.

6. Домашняя вечеринка в губернаторском доме.

3.Изучение новой темы.

Цели:

Образовательные: совершенствовать навык анализа художественного произведения. Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воображения; содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности. Воспитательные: содействовать развитию культуры речи, развитию интереса к изучению поэмы.

 

   Выразительное чтение и анализ отрывков из  первой главы поэмы «Мёртвые души» по плану.

1. Въезд Чичикова в город. 

   «В ворота губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка…»

2. Гостиница и комната Чичикова. 

       Прочитать  отрывок описание гостиницы и комнаты.

    «Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, т. е. именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах…  с чёрною, как смоль бородою»

 - Перечислить художественные детали, с помощью которых автор иронизирует, описывая гостиницу и комнату, в которую поселился Чичиков?

(«Тараканы, выглядывающие, как чернослив, из всех углов», «висела копчёная люстра»)

 

- Найти отрывок, характеризующий кучера и лакея? 

      («Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике,

и лакей Петрушка, малый лет тридцати, в просторном подержанном сюртуке, как видно с барского плеча, малый немного суровый на взгляд, с очень крупными губами и носом»)

3. Общая зала и обед. 

   Прочитать отрывок описание зала.

«Какие бывают эти общие залы – всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены, выкрашенные масляной краской, потемневшие вверху от трубочного дыма и залосненные снизу спинами разных проезжающих, а еще более туземными купеческими, ибо купцы по торговым дням приходили сюда сам-шест и сам-сём испивать свою известную пару чаю; тот же закопченный потолок; та же копченая люстра со множеством висящих стеклышек, которые прыгали и звенели всякий раз, когда половой бегал по истертым клеенкам, помахивая бойко подносом, на котором сидела такая же бездна чайных чашек, как птиц на морском берегу; те же картины во всю стену, писанные масляными красками, словом, все то же, что и везде…»

 - Для чего автор прибегает к обобщению описываемых явлений: те же, та же, все тоже, что и везде?

(Гоголь хотел нарисовать всю Русь, поэтому рисует типичную гостиницу, типичный город, вообще типичные явления русской жизни).

 - Какие обычно подавались блюда в трактирах?

( Щи с слоеным пирожком, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец соленый).

4. Улица и городской сад. 

« Павел Иванович Чичиков отправился посмотреть город, которым был, как казалось, удовлетворен, ибо нашел, что город никак не уступал другим губернским городам…»

 - Далее следует городской пейзаж, как он описан?

( Городской пейзаж показан юмористически. Дана убогая картина небогатого, неблагоустроенного города, лавчонок с нелепыми вывесками, со спящими будочниками, с бедно одетыми, часто пьяными жителями. А рядом на тех же улицах -  богатые дома, коляски четвернёй, лакей на запятках и городская иллюминация; будочник казнит на ногте зверя около столба с театральными афишами. Городской пейзаж дан как обобщенная картина всех городов – ведь он город NN « никак не уступал другим губернским городам»).

- Заглянул Чичиков и в городской сад. Как Гоголь описывает городской сад?

( «…хотя деревца были не выше тростника, о них было сказано в газетах, …что город наш украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом, состоящим из тенистых, широколиственных дерев, дающих прохладу в знойный день…»)

 5. Визиты.

- Кого посетил Чичиков в первой главе?

(Посетил губернатора, вице-губернатора, прокурора, председателя палаты, полицеймейстера, откупщика, начальника над казенными фабриками, инспектора врачебной управы, городского архитектора).

« Был с почтением у губернатора, который, как оказалось, подобно Чичикову, был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривал даже, что был предоставлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю».           

«…был  у прокурора, у председателя палаты, у полицеймейстера…»

6. Домашняя вечеринка в губернаторском доме. 

- Сколько времени заняло у Чичикова  приготовление к вечеринке? 

( с лишком два)

- Прочитать отрывок приготовление к вечеринке.

«После небольшого послеобеденного сна он приказал подать умыться и чрезвычайно долго тер обе щеки, подперши их извнутри языком; потом, взявши с плеча трактирного слуги полотенце, вытер им со всех сторон полное своё лицо, начав из-за ушей и фыркнув прежде два раза в самое лицо трактирного слуги. Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой».

Губернаторский дом.

«Впрочем, губернаторский дом был так освещён, хоть бы и для бала; коляска с фонарями, перед подъездом два жандарма, форейторские крики вдали – словом, всё как нужно».

«Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: 

одни тоненькие, которые всё увивались около дам… Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж не тонкие».

- Как описывает гоголь толстых и тонких?

( Гоголь говорит о них с насмешкой: тонкие виляют туда сюда, спускают нажитое отцами добро; толстые наживаю себе капиталец и, чтобы скрыть награбленное, покупают деревеньки, записывая их не на своё  имя.)

4.Закрепление темы.

Цель: на основе анализа первой главы дать характеристику главному герою; сделать  выводы, обобщения в результате проделанной работы.

 Гоголь прибегает к приёму чисто внешнего описания своих героев, исходя из идейного замысла поэмы – показать мёртвое царство мёртвых душ.

1. Дать характеристику Чичикову. 

- Как Гоголь рисует Чичикова в первой главе?

(Чичиков выдавал себя за светского человека, весьма деликатного и хорошо воспитанного, а на самом деле был дельцом, ловким мошенником, малокультурным и грубым.  Гоголь говорит о своём герое с тонкой насмешкой: « высмаркивался чрезвычайно громко», « храпя, во всю насосную завёртку», « говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует»).

2. Выводы по анализу отрывков первой главы «Мертвых душ».

 1. Гоголь уже с первой страницы рисует яркие реальные картины русской жизни, подчёркивая этим, что его цель – не рассказ о похождениях авантюриста Чичикова, а сатирическое изображение всей современной ему русской жизни.

2. В том, как Гоголь изображает помещиков и чиновников, выявляется народность Гоголя: он разоблачает их, показывает, что под внешней оболочкой культурных, благовоспитанных людей в них скрывается духовное убожество и грубая животная натура.

3. Поэму Гоголя следует читать внимательно, вдумываясь в её смысл, который раскрывается только на основе изучения её.

5. Рефлексия. 

  • Я справился (не справился)....
  • Я смог (не смог)....
  • У меня получилось (не получилось)...
  • Я доволен(не доволен) собой ...
  • Мне было трудно...
  • Мне было легко...
  • Мне необходимо поработать над...

 6.Задание на дом.

 Цель: способствовать развитию речевых способностей у учащихся, внимания, мышления, памяти и воображения, побуждение познавательного интереса к поэме и дальнейшей работой над ней.

   1. Внимательно перечитать вторую главу поэмы, а также часть главы седьмой      

( сцену встречи Манилова с Чичиковым).

2. Подготовиться к устным ответам  на следующие вопросы:

а) Как описан Манилов в первой главе?

в) Как Гоголь описывает усадьбу Манилова?

г) Какова бытовая обстановка Манилова?

д) Как Гоголь описывает встречу Манилова с Чичиковым?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Связь поэмы "Мёртвые души" Н.В.Гоголя с мифом, славянским фольклором" (по 5 главе)

Урок  проводится  в форме исследования.   Ребята  определяют, как поэма связана с мифом, славянским фольклором,   находят пословицы,  сказочно-былинные мотивы....

Поурочные разработки для работы с поэмой Н.В.Гоголя "Мёртвые души". Главы 1-3

Н.В.Гоголь - один из самых загадочных и непонятых русских писателей. В поэме "Мёртвые души" между строк зашифрована информация о непознанном и неизведанном в человеческой душе. Она открывается лишь вн...

Поурочные разработки для работы с поэмой Н.В.Гоголя "Мёртвые души". Главы 4-7

Н.В.Гоголь - один из самых загадочных и непонятых русских писателей. В поэме "Мёртвые души" между строк зашифрована информация о непознанном и неизведанном в человеческой душе. Она открывается лишь вн...

Поурочные разработки для работы с поэмой Н.В.Гоголя "Мёртвые души". Главы 8-11

Н.В.Гоголь - один из самых загадочных и непонятых русских писателей. В поэме "Мёртвые души" между строк зашифрована информация о непознанном и неизведанном в человеческой душе. Она открывается лишь вн...

К изучению творчества Н.В. Гоголя. 9 класс. Тесты по главам 6-11 поэмы "Мертвые души"

Применяется для контроля знаний учащихся при изучении поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"....

Презентация к уроку литераьтуры в 9 классе. Анализ I-II глав поэмы Н.В. Гоголя "Мёртвые души"

Данный материал позволит эффективно организовать работу с текстом на уроке литературы. Предполагатся работа в группах по вопросам, которые рпазмещены на слайде. Вопросы можно распечатать и раздать дет...

Конспект урока "«Лопахин – нежной души человек?» по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»"

laquo;…если она (роль) не удастся, то значит и пьеса вся провалится». Так в одном из писем Чехов отзывался о роли Лопахина из пьесы «Вишневый сад». Как ни странно, но в центр...