Конспект метапредметного урока в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» с использованием элементов ТРКМ Свобода – залог счастья (характеристика образа Мцыри, героя одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова)
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_v_8_klasse_po_poeme_mtsyri.docx | 21.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект метапредметного урока в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» с использованием элементов ТРКМ
Свобода – залог счастья
(характеристика образа Мцыри, героя одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова)
Тип урока: открытие новых знаний
Технология: критическое мышление, концептуальный анализ слова
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова; тексты поэмы; проектор, экран
Цели:
Образовательные: раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, проникнуть в замысел автора
Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки работы в группе; совершенствовать навыки рассуждения на литературную тему.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к творчеству поэта
Ход урока.
Лучше умереть, чем маяться в неволе.
Леонардо да Винчи
- Оргмомент. Эмоциональный настрой.
- Ребята, а что вам больше нравится: босиком бегать по траве или в обуви? Почему?
II. Вызов. Мозговой штурм и составление ассоциативного ряда слов.
- А чего хочется орлу? слайд 1. Вот и тему урока я назвала «Свобода – залог счастья»
Какое стихотворение Пушкина вам вспоминается, когда вы видите это изображение(орла)? («Узник») К чему может стремиться узник? (к свободе)
- Прослушайте стихотворение Пушкина и попробуйте составить ассоциативный ряд к слову «узник» (аудиозапись стихотворения «Узник», слайд 2)
- В какой ситуации человек может стать узником? (человек совершил преступление, попал в плен, стал заложником, осудили за несогласие с властью)
- Давайте обратимся к словарю и узнаем лексические значение слова «узник»:
(слайд 3)
Узник (высок).1. Человек, который находится под стражей, в заключении. Узник фашистских застенков
2. Человек, осуждённый за свои убеждения. Узник совести
3. (перен) Человек, находящийся в плену мыслей, постоянно думающий. Узник мыслей.
- Опишите юношу на портрете. О чём он может думать?
- Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Л.да Винчи «Лучше умереть, чем маяться в неволе». Могут ли этого юношу посещать такие мысли? (наверное, да)
- Можно ли таким представить себе Мцыри, героя одноимённой поэмы Лермонтова, которую вы прочитали?
II. Целеполагание.
- Что бы вы хотели узнать о герое лермонтовской поэмы? (ответы ребят)
- Какую же цель поставите перед собой? (проанализировать образ главного героя; выявить способы создания этого образа, выяснить цель его жизни) слайд 5
III. Осмысление.
1. - Да, ребята, сегодня мы попытаемся с вами понять, кто же этот загадочный герой Мцыри, к чему он стремился, какие способы для создания образа использовал Лермонтов в своей поэме, почему Мцыри вызывает такой неподдельный интерес у нас, читателей. В конце урока мы постараемся выяснить, какое или какие значения слова «узник» можно отнести к образу главного героя поэмы.
- Что же в переводе с грузинского означает слово «Мцыри»? (неслужащий монах)
- Расскажите историю о том, как Мцыри попал в монастырь (история Мцыри)
- Какое впечатление производит Мцыри-ребенок? (Это одинокий, несчастный ребенок, обреченный жить в монастыре, являющемся для него тюрьмой)
2. Формирование знаний и умений. Групповая работа над проблемными вопросами
- Дальнейшую работу над образом вам предстоит проводить в микрогруппах. У каждой группы есть своё задание, которое вы должны выполнить в течение 5 мин.
1 группа: Жизнь Мцыри в монастыре (указать, какие черты характера формируются здесь, что оказывает влияние на формирование его характера) зачитатью. Какие худ. средства использовал автор и с какой целью? Слайд 6
2 группа: Побег Мцыри. Какова его цель? Какая черта характера двигала им? Слайд 7
3 группа: Назовите эпизоды трёхдневных скитаний Мцыри. Что узнал и увидел Мцыри о жизни во время них? Слайд 8
4 группа: Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе? Какие художественные приемы использует поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры Слайд 9
5 группа: Что же совершил Мцыри и как раскрылся его характер? Почему же он не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым так стремился всю жизнь?
3.Афиширование ответов учащихся
4. Постановка проблемного вопроса
- Какой эпизод поэмы является кульминационным? Почему Мцыри сразился с барсом? Слайд 10
Вывод: Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом – жизнь!
- А что значит «жить» для вас?
- Что же значит «жить» для героя?
- Можем мы это назвать главными чертами характера Мцыри?
- Вы, наверное, обратили внимание, что на доске висит решётка, прутья которой представляют собой обстоятельства, ограничивающие свободную жизнь Мцыри.
- Давайте уберём эти прутья этой решётки и узнаем, что же за натура скрывается за ними (огненная душа, могучий дух, исполинская натура, любимый идеал Лермонтова)
- Чьи это слова? (Белинского В.Г.)
- Можем ли мы говорить о том, что характер Мцыри близок характеру самого поэта? (да)
5. Составление кластера «Характер Мцыри»: свободолюбие, сила, жажда борьбы, смелость, гордость, удаль, могучий дух
IV. Рефлексия.
-Вернёмся к целям нашего урока. Достигли ли мы их в процессе работы? Какое же значение слова «узник» подходит к образу Мцыри? (1 и 3 значения)
- Составление синквейна. Итогом вашего плодотворного труда будет составление вами синквейна. У каждой группы своя тема: «Счастье», «Свобода», «Характер», «Жизнь», «Мцыри»
V. Домашнее задание. Вопрос на стр.214 №3 («исповедь») или сочинение-рассуждение на тему: «Свобода – это…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование по по поэме М.Ю. Лермонтова "История Руси в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова"
Данный урок проводится при изучении творчества М.Ю. Лермонтова. Технология урока позволяет выйти за рамки учебного материала, предполагает интеграцию с учебным предметом "история".Способствует самореа...
Презентация "Образ главного героя в поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри"
Презентация к изучению темы....
Презентация к уроку "Контрольная работа по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри""
Данная презентация предназначена для проведения контрольной работы по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри"в 8 классе. Она предполагает три части: 1 часть - дискуссия, её можно провести как устно, так и ...
Конспект урока литературы в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
Цели: Образовательные: учить работать с текстом лирического произведения, проводить идейно-тематический анализ поэмы Лермонтова, показывать ...
Скрытые стороны характера Мцыри - героя одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова.
Урок литеатуры в 8 классе. Цель урока: исследовать скрытые стороны характера Мцыри, формировать навыки рассуждения на литературные темы, работы со словарём, развивать умение работать с художественным ...
Конспект урока литературы в 8 классе по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри"
Цели: Образовательные: учить работать с текстом лирического произведения, проводить идейно-тематический анализ поэмы Лермонтова, показывать ...