Конспект метапредметного урока в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» с использованием элементов ТРКМ Свобода – залог счастья (характеристика образа Мцыри, героя одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова)
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Чернова Ирина Валентиновна
Раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, проникнуть в замысел автора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_v_8_klasse_po_poeme_mtsyri.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект метапредметного урока в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» с использованием элементов ТРКМ

Свобода – залог счастья

(характеристика образа Мцыри, героя одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова)

Тип урока: открытие новых знаний

Технология: критическое мышление, концептуальный анализ слова

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова;  тексты поэмы;  проектор, экран

 Цели: 

Образовательные: раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, проникнуть в замысел автора

Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки работы в группе; совершенствовать навыки рассуждения на литературную тему.

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к творчеству поэта

Ход урока.

Лучше умереть, чем маяться в неволе.
Леонардо да Винчи

  1. Оргмомент. Эмоциональный настрой.

- Ребята, а что вам больше нравится: босиком бегать по траве или в обуви? Почему?

II. Вызов. Мозговой штурм и составление ассоциативного ряда слов.

- А чего хочется орлу? слайд 1.  Вот и тему урока я назвала «Свобода – залог счастья»

Какое стихотворение Пушкина вам вспоминается, когда вы видите это изображение(орла)? («Узник») К чему может стремиться узник? (к свободе)                                    

- Прослушайте стихотворение Пушкина и попробуйте составить ассоциативный ряд к слову «узник» (аудиозапись стихотворения «Узник», слайд 2)

- В какой ситуации человек может стать узником? (человек совершил преступление, попал в плен, стал заложником, осудили за несогласие с властью)

- Давайте обратимся к словарю и узнаем лексические значение слова «узник»:

 (слайд 3)

Узник (высок).1. Человек, который находится под стражей, в заключении. Узник фашистских застенков
2. Человек, осуждённый за свои убеждения.
Узник совести
3. (перен) Человек, находящийся в плену мыслей, постоянно думающий.
Узник мыслей.

 

- Опишите юношу на портрете. О чём он может думать?

- Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Л.да Винчи «Лучше умереть, чем маяться в неволе». Могут ли этого юношу посещать такие мысли? (наверное, да)

- Можно ли таким представить себе Мцыри, героя одноимённой поэмы Лермонтова, которую вы прочитали?

II. Целеполагание.

- Что бы вы хотели узнать о герое лермонтовской поэмы? (ответы ребят)

- Какую же цель поставите перед собой? (проанализировать образ главного героя; выявить способы создания этого образа, выяснить цель его жизни) слайд 5

III. Осмысление.

1. - Да, ребята, сегодня мы попытаемся с вами понять, кто же этот загадочный герой Мцыри, к чему он стремился, какие способы для создания образа использовал Лермонтов в своей поэме, почему Мцыри вызывает такой неподдельный интерес у нас, читателей. В конце урока мы постараемся выяснить, какое или какие значения слова «узник» можно отнести к образу главного героя поэмы.

- Что же в переводе с грузинского означает слово «Мцыри»? (неслужащий монах)

- Расскажите  историю о том, как Мцыри попал в монастырь (история Мцыри)

- Какое впечатление производит Мцыри-ребенок? (Это одинокий, несчастный ребенок, обреченный жить в монастыре, являющемся для него тюрьмой)

2. Формирование знаний и умений. Групповая  работа над проблемными вопросами

- Дальнейшую работу над образом вам предстоит проводить в микрогруппах. У каждой группы есть своё задание, которое вы должны выполнить в течение 5 мин.

1 группа: Жизнь Мцыри в монастыре (указать, какие черты характера формируются здесь, что оказывает влияние на формирование его характера) зачитатью. Какие худ. средства использовал автор и с какой  целью? Слайд 6

2 группа: Побег Мцыри. Какова его цель? Какая черта характера двигала им?       Слайд 7

3 группа: Назовите эпизоды трёхдневных скитаний Мцыри. Что узнал и увидел Мцыри о жизни во время них? Слайд 8

4 группа: Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе? Какие художественные приемы использует поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры Слайд 9

5 группа: Что же совершил Мцыри и как раскрылся его характер? Почему же он не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым так стремился всю жизнь?

3.Афиширование ответов учащихся

4. Постановка проблемного вопроса

- Какой эпизод поэмы является кульминационным? Почему Мцыри сразился с барсом? Слайд 10

Вывод: Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом – жизнь!

- А что значит «жить»  для вас?

- Что же значит  «жить»  для героя? 

- Можем мы это назвать главными чертами  характера Мцыри?

- Вы, наверное, обратили внимание, что на доске висит решётка, прутья которой представляют собой обстоятельства, ограничивающие свободную жизнь Мцыри.

                   

- Давайте уберём эти прутья этой решётки и узнаем, что же за натура скрывается за ними (огненная душа, могучий дух, исполинская натура, любимый идеал Лермонтова)

- Чьи это слова? (Белинского В.Г.)

- Можем ли мы говорить о том, что характер Мцыри близок характеру самого поэта? (да)

5. Составление кластера «Характер Мцыри»: свободолюбие, сила, жажда борьбы, смелость, гордость, удаль, могучий дух

IV. Рефлексия.

 -Вернёмся к целям нашего урока. Достигли ли мы их в процессе работы? Какое же значение слова «узник» подходит к образу Мцыри? (1 и 3 значения)

- Составление синквейна.  Итогом вашего плодотворного труда будет составление вами синквейна. У каждой группы своя тема: «Счастье», «Свобода», «Характер», «Жизнь», «Мцыри»

V.  Домашнее задание. Вопрос на стр.214  №3 («исповедь»)  или сочинение-рассуждение на тему: «Свобода – это…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по по поэме М.Ю. Лермонтова "История Руси в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова"

Данный урок проводится при изучении творчества М.Ю. Лермонтова. Технология урока позволяет выйти за рамки учебного материала, предполагает интеграцию с учебным предметом "история".Способствует самореа...

Презентация к уроку "Контрольная работа по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри""

Данная презентация  предназначена для проведения контрольной работы по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри"в 8 классе. Она предполагает три части: 1 часть - дискуссия, её можно провести как устно, так и ...

Конспект урока литературы в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Цели: Образовательные: учить работать с текстом лирического произведения,  проводить  идейно-тематический  анализ   поэмы  Лермонтова,     показывать ...

Скрытые стороны характера Мцыри - героя одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова.

Урок литеатуры в 8 классе. Цель урока: исследовать скрытые стороны характера Мцыри, формировать навыки рассуждения на литературные темы, работы со словарём, развивать умение работать с художественным ...

Конспект урока литературы в 8 классе по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри"

Цели: Образовательные: учить работать с текстом лирического произведения,  проводить  идейно-тематический  анализ   поэмы  Лермонтова,     показывать ...